Способ восстановления детали

 

Способ восстановления клина тягового хомута автосцепного устройства. Использование: подвижной состав железных дорог. Сущность изобретения: клин подвергают пластическому деформированию под молотом в закрытом штампе при воздействии ударным усилием на нерабочую поверхность клина, затем его закаляют при 890-910°С с выдержкой в течение 1 ч и охлаждают в масле и отпускают при 590-610°С с выдержкой в течение 3 ч и охлаждают в воде. Для деформирования клина используют штамп, матрица и пуансон которого имеют на рабочих поверхностях продольный выступ, расположенный по центру или рабочие поверхности матрицы и пуансона выполнены выпуклыми с заданным радиусом кривизны. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 2 табл.

Изобретение относится к обработке металлических изделий давлением, в частности касается восстановительного ремонта изношенных клиньев тяговых хомутов автосцепных устройств железнодорожных вагонов методом горячего пластического деформирования тела клина.

В процессе эксплуатации клиньев их рабочие поверхности, контактирующие с сопрягаемыми деталями автосцепного устройства, подвергаются значительному износу, что снижает надежность и работоспособность клиньев.

Известен способ восстановления детали путем пластического деформирования нагретой заготовки в штампе с последующей термообработкой.

Применительно к восстановлению изношенных клиньев автосцепных устройств известный способ горячей штамповки не обеспечивает требуемой совокупности физико-механических свойств материала клиньев, а следовательно, их надежности и работоспособности. Кроме того, восстановление изношенных на определенных участках клиньев методом горячей штамповки требует специальных мер, определяющих направленность пластической деформации.

Изобретение решает задачу восстановления геометрических размеров рабочих поверхностей клина и формирования наилучшего сочетания прочностных, пластических и вязкостных характеристик материала клина, обеспечивающего высокое качество металла восстановленного клина и высокую надежность клина.

Сущность предлагаемого способа восстановления клина тягового хомута автосцепного устройства заключается в том, что тело клина подвергают горячей пластической деформации под молотом в закрытом штапе, при этом усилием штамповки воздействуют на нерабочую поверхность клина, а после штамповки клин подвергают термической обработке, включающей закалку при 890-910oC c выдержкой в течение 1 ч и охлаждением в масле и отпуск при 590-610oC c выдержкой в течение 3 ч и охлаждением в воде.

В штампе, используемом для реализации способа, на рабочих поверхностях матрицы и пуансона предусмотрен продольный выступ, расположенный по центру; или рабочие поверхности выполнены выпуклыми с заданным радиусом кривизны.

Воздействие деформирующего усилия на нерабочую поверхность клина и форма штампа обеспечивают смещение металла клина на изношенные участки его рабочих поверхностей и восстановление их требуемых размеров. Последующая термообработка в указанных режимах дает возможность получить требуемые сочетания физико-механических свойств материала клина, гарантирующих качество и надежность восстановленного клина.

Указанный режим закалки выбран исходя из существующих разработок по улучшению металла штамповок применительно к стали марки 38ХС, из которой выполнен клин. Для выбора режима отпуска опробованы различные температурные варианты, которые показали, что отпуск при 620o и 640oC не обеспечивает нормативных значений твердости и прочностных характеристик (02 B) Отпуск при температуре 600oC позволяет получить в материале клиньев сочетание прочностных, пластических и вязкостных характеристик, являющееся наиболее близким к таковому материала клиньев заводского изготовления. При данной температуре отпуска достигаются наилучшие показатели хладостойкости металла клиньев.

На фиг.1 и 3 показаны штампы для пластической деформации тела клина; на фиг.2 и 4 клинья после обработки, соответственно в штампах по фиг.1,3.

Способ восстановления клина тягового хомута автосцепного устройства реализуют следующим образом.

Клин 1, подлежащий восстановлению (с износом рабочих поверхностей от 1 до 4 мм), нагревают в электропечи до температуры 1100-1180oC и в нагретом состоянии помещают в штамп, форма которого соответствует требуемой геометрии рабочих поверхностей клина, а на рабочих поверхностях матрицы 2 и пуансона 3, смежных с нерабочими поверхностями клина, предусмотрены расположенные вдоль оси выступы 4, как показано на фиг.1, или данные рабочие поверхности 5 матрицы и пуансона выполнены выпуклыми (с заданным радиусом кривизны), как показано на фиг.3. Штамп с нагретым клином подают под молот для пластической деформации и доведения клина до регламентированных размеров. После горячей штамповки клин (см. фиг.2 и 4) охлаждают на воздухе, подвергают механической обработке (например, шлифовальной машиной) и затем подвергают термической обработке, которая включает закалку и отпуск. Для закалки клин нагревают в электропечи до температуры 890-910oC, выдерживают в течение 1 ч. и охлаждают в масле. Для проведения отпуска клин нагревают до 590-610oC, выдерживают в течение 3 ч (контролируя температуру в печи) и охлаждают в воде.

Указанным выше способом была восстановлена партия отбракованных по износу клиньев.

Клинья, прошедшие восстановительный ремонт, были исследованы по следующей программе: 1. Оценка состояния металла клиньев методами ультразвуковой, цветной и магнитопорошковой дефектоскопией (по результатам указанных методов контроля недопустимых дефектов в клиньях не обнаружено).

2. Определение прочностных и пластических характеристик металла клиньев при температуре 20oC (cм. табл.1).

3. Определение ударной вязкости и хрупкой составляющей в изломе металла клиньев при температуре 20 и 50oC (cм. табл.2). (В таблицах в числителе даны минимальное и максимальное значения характеристики, а в знаменателе среднее значение по результатам испытания не менее трех образцов.

4. Изучение микроструктуры металла клиньев. (Микроструктура стали восстановленного клина аналогична микроструктуре металла клина заводского изготовления).

Результаты исследований свидетельствуют о том, что по численным значениям показателей прочности, пластичности и ударной вязкости материал отремонтированных клиньев практически идентичен материалу клиньев заводского исполнения.

Решение задачи восстановления изношенных клиньев автосцепных устройств железнодорожных вагонов позволит в свою очередь уменьшить простои вагонов из-за дефицита этой детали.

Формула изобретения

1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ, заключающийся в перераспределении металла с ее нерабочих поверхностей на изношенные горячим пластическим деформированием и последующей ее термообработке, отличающийся тем, что при восстановлении клина тягового хомута автосцепного устройства пластическую деформацию выполняют воздействием усилия на клин, помещенный в закрытый штамп, а термическую обработку осуществляют в виде закалки при 890 910oС с выдержкой в течение 1 ч и охлаждением в масле и последующего отпуска при 590 - 610oС с выдержкой в течение 3 ч и охлаждением в воде.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что пластическое деформирование клина осуществляют в штампе, у которого рабочие поверхности матрицы и пуансона выполнены выпуклыми.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что пластическое деформирование клина осуществляют в штампе, у которого на рабочих поверхностях матрицы и пуансона расположен вдоль оси выступ.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонтному производству, а конкретно к восстановлению изношенных деталей, и предназначено для восстановления внутренней поверхности гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке направляющих станины станка без демонтажа при ремонте; предназначено преимущественно для станков токарного типа

Изобретение относится к восстановлению отверстий деталей из углеродистых сталей и может быть использовано для ремонта деталей топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания, имеющих малые диаметры восстанавливаемой поверхности и относительно большую ее длину

Изобретение относится к ремонтному производству, а конкретно к восстановлению изношенных деталей, и предназначено для восстановления внутренней поверхности гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к ремонту деталей машин, в частности к методам восстановления рабочей поверхности преимущественно чугунных гильз цилиндров, имеющих охлаждающие ребра, например гильз цилиндров мотоциклетных, автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания и воздушным охлаждением, гильз цилиндров компрессоров и т.п
Изобретение относится к восстановлению и ремонту изделий и может быть использовано при восстановлении втулок-вкладышей подшипников скольжения с многослойным покрытием на рабочей поверхности
Изобретение относится к глубокому бурению, в частности к ремонту и восстановлению работоспособности резьбового соединения труб нефтяного сортамента

Изобретение относится к восстановлению изношенных деталей, преимущественно при ремонте двигателей внутреннего сгорания для восстановления плоскости головок блока, и может быть применено в литейном производстве для восстановления поверхности форм и литых деталей

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано для восстановления герметичности золотниковых пар тракторных гидрораспределителей

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх