Способ повышения сохранности тонкостенной оболочечной конструкции при транспортировке

 

Использование: в транспорте. Сущность изобретения: тонкостенную оболочечную конструкцию размещают на транспортном средстве на ложементах и периодически принудительно проворачивают конструкцию на 180° и обратно. Во время транспортировки с помощью датчиков деформации определяют уровни статической и динамической составляющих эквивалентных напряжений, задают число характерных уровней nу напряжений и по каждому из этих уровней определяют количество циклов нагружения Nцi с помощью счетчиков циклов. До начала транспортировки по заранее известным коэффициентам усталостной прочности (A, m), определяемым экспериментальным путем, и пределу прочности В материала конструкции 1 вычисляют величину . При достижении данной величиной предельно допустимого значения уст подается команда на включение приводов 10, которые через ведущие шестерни 9, зубчатые венцы 8 опор 2 и 3 с помощью внешних колец и роликов передают вращение на внутренние кольца, жестко связанные с конструкцией 1. В результате конструкция проворачивается относительно подвижного основания 4 на угол 180°. 2 ил.

Изобретение относится к транспорту.

Известно транспортное средство для перевозки и монтажа длинномерных грузов, реализующее способ сохранности длинномерного груза при транспортировке, заключающийся в предотвращении деформации груза в его средней части за счет введения дополнительной опоры [1] Недостатком этого способа является невозможность длительной транспортировки тонкостенных оболочечных конструкций из-за одностронности нагружения и повышенных напряжений в зонах контакта с опорами и обусловленного этим явления усталостного разрушения тонкостенных оболочек (Моссаковский В.И. и др. Контактные задачи теории оболочек и стержней. М. Машиностроение, 1978, с. 124).

Известен способ повышения сохранности цилиндрических грузов, заключающийся в принудительном проворачивании их вокруг продольной оси [2] Однако в этом способе не указаны порядок проворачивания груза и его периодичность.

Цель изобретения более рациональное использование резерва прочности перевозимого груза при транспортировке.

Цель достигается тем, что в способе повышения сохранности тонкостенной оболочечной конструкции при транспортировке, заключающемся в размещении конструкции на ложементных опорах и периодическим ее проворачивании, принудительно проворачивают конструкцию на 180о и обратно с периодичностью, определяемой при циклических напряжениях приращением величины уст= где определяемые до начала транспортировки А, m коэффициенты усталостной прочности материала конструкции по закону Велера; В предел прочности материала конструкции, определяемые при транспортировке; уровень статистической составляющей эквивалентных напряжений в конструкции в зонах ее контакта с ложементами; аэ уровень динамической составляющей эквивалентных напряжений в конструкции в зонах ее контакта с ложементами; ny число характерных уровней напряжений аэ; Nц число циклов нагружения по каждому уровню напряжений аэ.

На фиг. 1 и 2 показано устройство, с помощью которого осуществляется предлагаемый способ.

Длинномерная тонкостенная оболочечная конструкция 1 размещена на двух кольцевых опорах 2 и 3, установленных на подвижном основании 4. Каждая опора 2,3 представляет собой роликовый подшипник и состоит из внешнего кольца 5, внутреннего кольца 6 и размещенных между ними цилиндрических роликов 7. К внутреннему кольцу 6 прикреплен зубчатый венец 8 с внешним расположением зубьев. С зубчатым венцом 8 находится в зацеплении ведущая шестерня 9, установленная на валу электрического или механического привода 10, закрепленного на подвижном основании 4. Приводы обеих опор синхронизированы. Внутреннее кольцо 6 имеет жесткую связь с тонкостенной оболочечной конструкцией 1 в окружном направлении. Для измерения уровня деформаций и с их помощью уровня напряжений в районе опор 2 и 3 в продольной вертикальной плоскости конструкции 1 в ее верхней и нижней частях попарно установлены датчики 11 деформаций, например тензометрические.

Устройство работает следующим образом.

При транспортировке или циклическом нагружении длинномерной тонкостенной оболочечной конструкции 1 с помощью датчиков 11 деформации определяют уровни статической и динамической аэ составляющих эквивалентных напряжений, задают число характерных уровней ny напряжений аэ и по каждому из этих уровней определяют количество циклов нагружения Nцi с помощью специально предусмотренных счетчиков циклов (не показаны). По заранее известным коэффициентам усталостной прочности А, m, определяемым экспериментальным путем, и пределу прочности В материала конструкции 1 вычисляют величину
уст= где ny число характерных уровней напряжений аэi;
аэi динамическая составляющая эквивалентного напряжения в оболочке в зонах ее контакта с ложементами;
Nцi число циклов нагружения с i-м уровнем напряжений аэi;
статическая составляющая эквивалентного напряжения в оболочке;
В предел прочности материала оболочки;
А,m коэффициенты закона Велера;
Nо -1m=А, где Nо базовое число циклов;
-1 предел усталостной прочности (Павлов Г.А. Основы инженерных расчетов элементов машин на усталость и длительную прочность. Л. Машиностроение, 1988, с.88-91).

При достижении данной величиной предельно допустимого значения подается команда на включение приводов 10, которые через ведущие шестерни 9, зубчатые венцы 8 опор 2 и 3 с помощью внешних колец 5 и роликов 7 передают вращения на внутренние кольца 6, жестко связанные с конструкцией 1. В результате конструкция 1 проворачивается относительно подвижного основания 4. При достижении угла 180о приводы автоматически выключаются.

Предлагаемый способ позволяет повысить усталостную прочность тонкостенных оболочечных конструкций при транспортировке или циклическом нагружении за счет более рационального использования имеющегося резерва (запаса) прочности конструкции.


Формула изобретения

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОХРАННОСТИ ТОНКОСТЕННОЙ ОБОЛОЧЕЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ, заключающийся в размещении конструкции на ложементных опорах и периодическом ее проворачивании, отличающийся тем, что принудительно проворачивают конструкцию на угол 180o и обратно с периодичностью, определяемой при циклических напряжениях приращением величины

где определяемые до начала транспортировки:
A и m коэффициенты усталостной прочности материала конструкции по закону Велера;
b предел прочности материала конструкции, определяемые при транспортировке;
уровень статической составляющей эквивалентных напряжений конструкции в зонах контакта с ложементами;
аэ уровень динамической составляющей эквивалентных напряжений конструкции в зонах ее контакта с ложементами;
nу число характерных уровней напряжений;
Nц число циклов нагружения по каждому уровню напряжений.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, в частности к конструкциям ступеней ракет носителей для выведения космических аппаратов

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в геофизических экспериментах, проводимых в верхней атмосфере

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к разворачиваемому в воздухе летательному аппарату с ракетной силовой установкой

Изобретение относится к космической технике, в частности к конструкции ракет космического назначения для выведения малогабаритных космических аппаратов на околоземную орбиту

Изобретение относится к ракетной космической технике и может быть использовано при проектировании ступеней летательного аппарата

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетах, изменяющих в полете направление движения

Изобретение относится к противоракетной обороне летательных аппаратов и может быть применен в наземных средствах защиты от воздушного нападения

Изобретение относится к космической технике, в частности к способам сборки многоступенчатого летательного аппарата (ЛА) с транспортно-пусковым контейнером

Изобретение относится к устройствам для закрепления длинномерных грузов, например деревьев, на транспортном средстве и может быть использовано в лесной промышленности

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозок и может быть использовано для крепления различных конструкций объектов космической техники на транспортном средстве

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки и может быть использовано для крепления объектов космической техники на транспортном средстве

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к способам и устройствам для погрузки и крепления цилиндрического груза на транспортном средстве

Изобретение относится к области транспортирования грузов, Устройство содержит устанавливаемые на платформе 1 обоймы: кольцевую 5 или U-образную б, охватывающие груз 2 и снабженные опорами для груза, установленными на внутренних стенках обойм и распределенными по окружности груза

Изобретение относится к устройствам для закрепления длинномерных грузов, например деревьев, на транспортном средстве и может быть использовано в лесной промышленности
Наверх