Способ восстановления разрушенных частей толстостенных деталей

 

Использование: ремонтно-восстановительные работы в машиностроении и других отраслях промышленности, где разрушаются элементы конструкций сложной формы с точнообработанными поверхностями. Сущность изобретения: способ включает удаление разрушенной части детали и изготовление вставки. На месте удаленной части выполняют гнездо конической или клиновой формы. Размеры гнезда и вставки подгоняют до получения минимального гарантированного натяга, величина которого регламентирована. Затем нагревают гнездо или охлаждают вставку и соединяют две части. Стопорение осуществляют штифтовым соединением. Фиксацию штифтов производят самотвердеющей массой. 1 з. п. ф-лы, 4 ил. , 1 табл.

Изобретение относится к ремонтно-восстановительным работам и может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности, где в результате аварии разрушаются элементы конструкции сложной формы с точнообработанными поверхностями.

Известен способ восстановления разрушенных частей толстостенных деталей, при котором разрушенную часть детали удаляют механической обработкой, на месте удаленной части выполняют гнездо, изготавливают вставку, соответствующую по форме гнезду и разрушенной части, устанавливают ее в гнездо и стопорят беззазорным соединением.

Недостатком известного способа является деформация, а также структурные изменения элементов констpукции.

Технический результат изобретения заключается в исключении деформации и структурных изменений от сварки, а также в обеспечении сборки при малых перепадах температур охватываемой и охватывающей частей толстостенных деталей.

Это достигается тем, что разрушенную часть детали удаляют механической обработкой, выполняют на месте удаленной части конусное или клиновое гнездо, изготавливают вставку, соответствующую по форме гнезду, размеры вставки и гнезда подгоняют с минимальным гарантированным натягом, нагревают гнездо или охлаждают вставку, а затем после соединения охватывающей и охватываемой деталей, стопорят их, например, штифтами, зачеканивают или фиксируют штифты самотвердеющей массой.

Величина минимального гарантированного натяга определяется зависимостью: для сопрягаемых поверхностей одного класса шероховатости 4 RZ<r6 для сопрягаемых поверхностей разного класса шероховатости 2 (RZ вала + RZ отв.) <r6 где r6 минимальный натяг легкопрессовой посадки.

Температура нагрева охватывающей детали не выше 100оС, а угол конусного или клинового соединения не превышает угла самоторможения.

На фиг. 1 изображен характер разрушения втулки клиновой разматывателя рулона (Н величина снятия дефектной части); на фиг. 2 и фиг. 3 схема осуществления предлагаемого способа восстановления; на фиг. 4 характер разрушения замка ползуна суппорта токарного станка.

Деталь 1 с выполненной в ней клиновым гнездом и вставка 2, выполненная по форме гнезда, соединяются штифтами 3.

Способ осуществляют следующим образом. Вначале удаляют разрушенную часть механической обработки, затем на месте удаленного слоя в детали 1 выполняют коническое или клиновое гнездо, изготавливают вставку 2, соответствующую по форме гнезду. Размеры вставки и гнезда подгоняют с минимальным гарантированным натягом, величина которого определяется приведенной зависимостью.

Деталь 1 с гнездом нагревают до необходимой температуры, не превышающей 100оС, или охлаждают вставку 2 и соединяют деталь и вставку. Затем после доведения их до нормальной температуры они окончательно фиксируются штифтами, которые во избежание выпадения вставки фиксируют самотвердеющей массой, например эпоксидным клеем, или зачеканивают.

Линейную величину натяга при подгонке определяют по формуле l где l длина конуса или уклона; а величина конуса или уклона.

Для удобства контроля натяга сопряженные поверхности выполняют с малой конусностью или уклоном и обрабатываются с чистотой, обеспечивающей условие, чтобы 4 RZ соответственно посадке Р6; r6. Обработка поверхностей вставки 2 может быть выполнена либо до сборки либо после нее в зависимости от технологических условий.

Например, паз на фиг. 4 целесообразно обработать после сборки во избежание смещения относительно паза в детали. За допустимые изменения в расчете можно принять либо разницу между размерами изношенной и новой деталей, либо разницу между допустимыми размерами новой детали и допустимыми размерами приемного калибра П Пр (таблица).

Пример расчета натягов и деформаций в соединении на фиг. 3 по таблице при Dо100 мм, D 140 мм; Dк 210 мм, конусность 1 20. Величина шероховатости сопрягаемых поверхностей по Н7 RZ 1,25. натяг равен 4 RZ 1,25 x 4 5 мкм.

Допустимое уменьшение диаметра Do100 мм 99,992 мм 0,008 мм max 5 + 8 13 мкм.

Минимальный натяг посадки Н7 (P6, r6, для D 140 мм, равен 18 мкм.

(5 < 13 < 18). Необходимая максимальная температура нагрева tmax= + 30= 30+ 39,2C Удельное давление Pmin= 105 105 16,7 Pmax= 105 105 43,2 Увеличение диаметра Dk Dк min= 4,11
Dmax= 10,8 Уменьшение диаметра Dо
Do min= 3,25
Do max= 8,45
Применение предлагаемого способа позволит легко рассчитать и осуществить минимальный гарантированный натяг при восстановлении разрушенных частей толстостенных деталей. Точно рассчитанный минимальный натяг не требует высоких температур нагрева и доступен везде, где имеется ванна с кипящей водой или иной нагреватель, а охлаждение возможно любым известным способом от естественного холода до температуры "сухого льда" 195оС.


Формула изобретения

1. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗРУШЕННЫХ ЧАСТЕЙ ТОЛСТОСТЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ, заключающийся в том, что разрушенную часть детали удаляют механической обработкой, выполняют на месте удаленной части гнездо, изготавливают вставку, соответствующую по форме гнезду и разрушенной части, устанавливают вставку в гнездо и фиксируют беззазорным соединением, отличающийся тем, что гнездо выполняют конусным или клиновым, размеры вставки и гнезда подгоняют до получения минимального гарантированного натяга, величина которого определяется зависимостью для сопрягаемых поверхностей одного класса шероховатости Rz
4Rz < r6,
для сопрягаемых поверхностей разного класса шероховатости
2(Rz вала + Rz отв.) < r6,
где r6 - минимальный натяг легкопрессовой посадки,
затем нагревают гнездо или охлаждают вставку, после соединения и доведения их до нормальной температуры стопорят, например, штифтовым соединением, затем зачеканивают или фиксируют штифты самотвердеющей массой.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что температура нагрева гнезда не превышает 100oС, а угол конусного или клинового соединения не превышает угла самоторможения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ремонта и восстановления деталей машин, в частности подшипниковых узлов

Изобретение относится к ремонту в машиностроении, в частности к ремонту рабочих валков листопрокатных станов

Изобретение относится к машиностроению и металлургии и используется при восстановлении сломанных в процессе эксплуатации сборных электродов

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно восстановлению изношенных по диаметру деталей, например цилиндрических штырей для модельных плит, и может быть использовано в судостроении, тракторостроении, автомобилестроении и других отраслях народного хозяйства с целью восстановления различных ступенчатых деталей

Изобретение относится к области восстановления изношенных шеек коленчатых валов с трещинами, в частности к способам восстановления шеек коленчатых валов с поверхностными трещинами на цилиндрической части шеек и предназначено для применения при восстановлении изношенных коленчатых валов автотракторных и других поршневых двигателей, компрессоров, вакуумных насосов и т.д

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам восстановления деталей машин

Изобретение относится к технологии сварочных процессов применительно к сборке деталей машиностроения

Изобретение относится к восстановлению изношенных шеек валов различного назначения и может найти применение в различных отраслях машиностроения и автомобилестроения

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх