Способ шинирования при переломах нижней челюсти

 

C целью обеспечения точной репозиции отломков с устранением горизонтального их смещения, жесткой их фиксации, ранней функциональной нагрузки, при переломах нижней челюсти фиксацию вестибулярной и язычной частей шины осуществляют посредством непрерывной сдвоенной полиамидной нити к которую последовательно фиксируют на шине узлом в каждом межзубном промежутке поочередно с вестибулярной и язычной стороны, причем перед каждой последующей фиксацией нить растягивают, а зубы, ограничивающие щель перелома, захватывают одной петлей. Способ может быть использован при лечении переломов нижней челюсти без дефектов зубного ряда. 8 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии и травматологии, и может быть использовано при лечении переломов нижней челюсти в пределах зубного ряда с достаточным для наложения шин количеством зубов на отломках и при отсутствии дефектов зубного ряда.

Известны многочисленные способы шинирования нижней челюсти при ее переломах, когда отломки фиксируются за зубы при помощи металлических или пластмассовых капп, металлических или пластмассовых дуговых шин [1,2,3] Общим их недостатком является то, что эти конструкции не устраняют горизонтального смещения отломков, не обеспечивают достаточной жесткости фиксации или требуют обязательной межчелюстной фиксации.

Известен также предложенный Зауэром способ [4] выбранный нами в качестве прототипа. По способу-прототипу проволочную шину накладывают на вестибулярную и язычную поверхности зубного ряда нижней челюсти и обе части шины фиксируют между собой более тонкой проволокой, проведенной через межзубные промежутки. Такую шину изгибают по гипсовой модели, которую предварительно распиливают по местам переломов и склеивают по прикусу с моделью верхней челюсти.

Существенным недостатком этой шины является сложность изготовления и необходимость наличия зуботехнической лаборатории. Поэтому сам Зауэр предложил упрощенную методику шинирования. По этой методике шину фиксируют лишь к вестибулярной поверхности зубов нижней челюсти. Фиксирующая способность этих шин и последующих их модификаций недостаточна, горизонтального смещения отломков они не устраняют. При микродвижениях отломков, возникающих во время акта глотания и при разговоре, щель перелома инфицируется содержимым полости рта.

В связи с большим количеством ретенционных пунктов для пищевых остатков на шине и наличием межчелюстной фиксации невозможно гигиеническое содержание полости рта больного.

Все это увеличивает частоту воспалительных осложнений переломов нижней челюсти, замедляет сращение отломков и удлиняет сроки временной потери трудоспособности больных.

Целью изобретения является сокращение срока временной утраты трудоспособности путем обеспечения точной репозиции отломков нижней челюсти с устранением горизонтального смещения, жесткой их фиксации, ранней функциональной нагрузки и гигиенического содержания полости рта.

Цель достигается тем, что фиксацию вестибулярной и язычной сторон шины осуществляют сдвоенной полумиллиметровой полиамидной нитью, которую последовательно фиксируют на шине в каждом межзубном промежутке поочередно с вестибулярной и язычной стороны, причем перед каждой последующей фиксацией нить натягивают.

Сущность способа заключается в следующем. Узлы полиамидной нити располагают в шахматном порядке поочередно с вестибулярной и язычной стороны, каждый раз выводя концы нити после завязывания в следующий межзубной промежуток. При этом каждый последующим узлом фиксируют ранее завязанную петлю полиамидной нити в растянутом состоянии. Общий ход фиксации шины показан на фиг. 1.

Горизонтальное смещение отломков устраняют тем, что оба отломка к шине фиксируют одной петлей полиамидной нити, а при последующем растяжении этой нити происходит плотное смыкание отломков. Края раны десны на каждом из отломков оказываются хорошо адаптированными и при неподвижности отломков, срастаясь, превращают открытый перелом в закрытый. В связи с этим уменьшается возможность инфицирования раны и развития воспалительных осложнений.

Результаты экспериментального испытания жесткости фиксации отломков предлагаемой шиной в сравнении с наиболее распространенными способами фиксации.

Для определения сопротивления консольному изгибу использовались нижние челюсти от трупов умерших в результате травм или острой сердечной недостаточности.

В 4-х сериях опытов после вертикальной остеотомии на уровне промежутка между 4 и 5 зубами выполняли фиксацию костных отломков следующими способами: 1 литературным связыванием зубов (5 препаратов); 2 шинами С.С.Тигерштедта (5 препаратов); 3 ленточными шинами Васильева (5 препаратов); 4 предлагаемой шиной (5 препаратов).

Каждый препарат испытан на сопротивление консольному изгибу в сагиттальной плоскости в аппарате МИП-100-2. Для этого скрепленные между собой отломки помещали в специальный фиксатор и нагружали медиальный фрагмент на уровне 1,2 зубов до появления деформации соединения. По шкале прибора регистрировали величину деформирующей силы, расстояние между фрагментами измеряли штангенциркулем.

При испытании на указанном стенде расхождение фрагментов на расстояние в 1 мм наступило при приложении силы (в Ньютонах): 1 серия 4Н, 2 серия 8Н, 3 серия 11Н, 4 серия 16Н; расхождение отломков в 2 мм наступило 1 серия - 4,2 Н, 2 серия 8,5Н, 3 серия 12Н, 4 серия 18Н; расхождение отломков в 4 мм наступило: 1 серия 5Н, 2 серия 9Н, 3 серия 13Н, 4 серия 21Н.

Приведенные испытания дали возможность установить, что стабильность фиксации костных отломков зависит от метода шинирования. Наибольшая прочность соединения отломком обеспечивается при применении предлагаемого способа шинирования.

Пример конкретного выполнения способа.

Больной М-к Ч.А. 29 лет, ист.бол. N 999 поступил 15.05.1987 г. в 12 ч в челюстно-лицевое отделение больницы N 1 г. Донецка через 3 ч после дорожно-транспортного происшествия по поводу перелома нижней челюсти между и зубами со значительным смещением отломков (отпечаток рентгенограммы представлен на фиг. 2), многооскольчатого перелома подбородочного отдела нижней челюсти, ушиблено рваных ран: нижней губы слева, проникающей в полость рта и распространяющейся в подбородочную область и дно полости рта с отрывом вместе с вестибулярной слизистой оболочкой альвеолярного отростка до уровня зуба; угла рта и правой щеки, верхней губы; множественных ссадин лица (фиг. 3 и 4); перелома правой ладьевидной кости и вывиха лучезапястного сустава; ушиба головного мозга легкой степени.

В связи с нарастающей дислокационной и стенотической асфиксией больному немедленно произведена нижняя трахеостомия под местным обезболиванием. Под внутривенным наркозом произведена ревизия ран и перелома. Подбородочный отдел нижней челюсти состоит из свободно подвижных, отдельно лежащих пяти осколков, к которым прикрепляются мягкие ткани. Один из осколков соединяется с передним брюшком левой двубрюшной мышцы, второй с подбородочно-подъязычной, три осколка с надкостницей по нижнему краю челюсти. Между осколками раневой канал продолжается к корню языка. Инородных тел в ране не обнаружено.

Отломок с зубами значительно смещен вниз и снаружи и фиксирован к тканям только при помощи слизисто-надкостничного лоскута с язычной стороны.

Отломки нижней челюсти репонированы и фиксированы при помощи предлагаемого метода, т.е. при помощи отожженной одномиллиметровой ортодонтической проволоки, охватывающей зубной ряд с обеих сторон и полумиллиметровой полиамидной нити, связывающей две стороны шины (язычную и вестибулярную) непрерывно с расположением узлов в шахматном порядке с вестибулярной и язычной стороны и обеспечиванием компрессионного эффекта за счет фиксации отломков одной петлей нити в растянутом состоянии.

Осколки подбородочного отдела репонированы и фиксированы при помощи окружающего шва из хромированного кетгута к надкостнице нижней челюсти. Раны мягких тканей послойно ушиты. На кожу и красную кайму наложены швы из волоса. Дренажи. Ас. повязка.

Сразу же после шинирования был восстановлен ортогнатический прикус. Раны мягких тканей зажили первичным натяжением. На фотографиях больного через 10 дней после травмы показано заживление раны мягких тканей и состояние прикуса с имеющейся шиной (фиг. 5 и 6).

Больной находился 25 дней в стационаре. За все время пребывания в стационаре шина фиксировалась прочно, прикус не нарушался. На отпечатках рентгенограмм нижней челюсти через 20 дней после наложения шины отмечена полная репозиция отломков, а между 4 и 5 зубами ( на боковой рентгенограмме) щель перелома почти не прослеживается (фиг. 7 и 8).

С середины второй недели после шинирования больной начал пережевывать мягкую пищу, а со средины третьей недели принимал общий стол. Прикус не нарушался, подвижность отломков не определялось.

Больной был трижды консультирован нейрохирургом, дважды травматологом, окулистом и терапевтом. Была произведена репозиция отломков лучевой кости, вправление вывиха кисти.

Больной получал адекватную медикаментозную терапию. Трахеостомическая трубка удалена на четвертый день. 09.06.1987 г. больной консультирован нейрохирургом и выписан под амбулаторное наблюдение. Через две недели после выписки явился для контрольного осмотра. Была снята шина и констатировано клиническое сращение перелома.

Преимущества способа заключаются в том, что он обеспечивает точную репозицию и жесткую фиксацию отломков нижней челюсти. Жесткость фиксации усиливается тем, что происходит устранение горизонтального смещения отломков, обеспечивается плотных их контакт и неровности плоскостей перелома также препятствуют смещению отломков.

В связи с устранением горизонтального смещения отломков костная рана не зияет и не инфицируется содержимым полости рта. Хорошая адаптация краев раны десны вместе с неподвижностью отломков создает оптимальные условия для ее заживления и разобщения костной раны от полости рта, снижения числа воспалительных осложнений переломов нижней челюсти.

В связи с жесткой фиксацией отломков расширяются показания к одночелюстному шинированию. Предлагаемым методом можно лечить двойные и двусторонние переломы при наличии на каждом из отломков не менее четырех устойчивых зубов.

Поскольку при предлагаемом методе нет межчелюстной фиксации, в случае рвоты больному не грозит аспирационная асфиксия.

Гигиеническое содержание полости рта при предлагаемом методе легко поддерживать, т. к. больной может пользоваться зубной щеткой для очищения всех поверхностей зубов.

Метод прост и малотравматичен.

В связи с тем, что шина обеспечивает жесткую фиксацию отломков с самого начала и не расслабляется, больной с конца второй недели может принимать мягкую пищу, а с конца третьей недели общий стол. Поскольку шина к тому же малозаметна во рту, больные в зависимости от профессии, могут приступать к работе с третьей недели после перелома нижней челюсти.

Формула изобретения

Способ шинирования при переломах нижней челюсти, включающий охват шиной зубного ряда с обеих сторон, отличающийся тем, что фиксацию вестибулярной и язычной частей шины осуществляют посредством непрерывной сдвоенной полиамидной нити, которую последовательно фиксируют на шине узлом в каждом межзубном промежутке поочередно с вестибулярной и язычной стороны, причем перед каждой последующей фиксацией нить растягивают, а зубы, ограничивающие щель перелома, захватывают одной петлей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к хирургическим инструментам, а более точно касается спиц для остеосинтеза и способов их изготовления

Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и ортопедии

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, и предназначено для репозиции костных отломков после установки аппарата фиксации костных отломков

Изобретение относится к медицине, а именно к материалам для остеосинтеза, например пластин, брусков, стержней, штифтов, винтов, шпилек, скобок и др

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, в частности к устройствам для остеосинтеза, и касается крепежных элементов для травматолого-ортопедических операций и устройств для работы с ними, и может быть использовано в хирургических, травматолого-ортопедических и нейротравматологических отделениях и учреждениях для фиксации различного типа металлических конструкций и самостоятельно для скрепления костей скелета при их повреждениях и заболеваниях у пострадавших, раненых и больных

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и предназначено для извлечения внутрикостных штифтов

Изобретение относится к медицине

Изобретение относится к хирургическому лечению переломов и дефектов костной ткани, а именно к современным средствам для внутреннего остеосинтеза

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургической стоматологии, предназначено для обнажения скуловой дуги при операциях на височно-нижнечелюстном суставе и скуловой дуге

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для лечения переломов костей
Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в травматологии и ортопедии для остеосинтеза костных фрагментов

Изобретение относится к хирургическим инструментам, в частности щипцам, и может быть также использовано в травматологии при оперативном лечении переломов, преимущественно, локтевого отростка и надколенника

Изобретение относится к медицине, а именно к челюстно-лицевой и ЛОР-хирургии

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано при оперативном лечении деформаций позвоночника при установлении эндокорректора
Наверх