Планетарная коробка передач для трансмиссии военной гусеничной машины

 

Изобретение относится к области бронетанковой техники, может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств. В планетарной коробке передач, содержащей ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающих три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал, планетарные ряды выполнены с общим водилом, которое связано с выходным валом и через фрикционную муфту - с солнечной шестерней первого планетарного ряда, связанной с первым тормозом. Солнечные шестерни второго и третьего планетарных рядов связаны с ведущим валом. Эпициклы первого и второго рядов связаны друг с другом и со вторым тормозом, а эпицикл третьего ряда - с третьим тормозом. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области бронетанковой техники, может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств.

Известна планетарная коробка передач /Техническое описание танка Т-64. Воениздат, МО СССР, М. 1969, с. 389, рис. 200/, содержащая четыре планетарных ряда и шесть элементов управления тормоза и фрикционы.

Недостатками этой коробки передач являются сложность ее кинетической схемы, относительно большие габариты, сложность производства и эксплуатации.

Известна также планетарная коробка передач танка "Леопард-2" /Soldat und Technik, N 9, 1980, с. 485, рис. 3/, содержащая ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающих три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал.

Недостатками этой коробки передач являются значительные габариты, обусловленные наличием промежуточных звеньев между планетарными рядами, недостаточная жесткость всего механизма из-за наличия сложной системы промежуточных опор планетарных рядов, низкая несущая способность коробки.

Целью изобретения является увеличение несущей способности и расширение функциональных возможностей коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что в планетарной коробке передач, содержащей ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающих три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал, планетарные ряды выполнены с общим водилом, которое связано с выходным валом и через фрикционную муфту с солнечной шестерней первого планетарного ряда, связанной с первым тормозом, солнечные шестерни и второго, и третьего планетарных рядов связаны с ведущим валом, эпициклы первого и второго рядов связаны друг с другом и со вторым тормозом, а эпицикл третьего ряда с третьим тормозом. Первый планетарный ряд выполнен с двумя группами сателлитов, первая из которых находится в зацеплении с солнечной шестерней первого планетарного ряда и с сателлитами второй группы, которые в свою очередь находятся в зацеплении с эпициклом первого планетарного ряда. Общее водило планетарных рядов выполнено с двумя группами осей сателлитов, первая из которых связана с сателлитами первой группы первого планетарного ряда и с сателлитами третьего планетарного ряда, а вторая с сателлитами второй группы первого планетарного ряда и сателлитами второго планетарного ряда. Ведущий вал выполнен из двух частей, первая из которых связана зубчатым соединением с зубчатым отверстием солнечной шестерни второго планетарного ряда, а вторая выполнена в виде солнечной шестерни третьего планетарного ряда, которая своими зубьями также связана с зубчатым отверстием.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема гидромеханической трансмиссии.

На фиг. 2 планетарная коробка передач в разрезе, на фиг. 3 кинематическая схема планетарной коробки передач при включенной первой передаче; на фиг. 4 то же, при включенной второй передаче; на фиг. 5 то же, при включенной третьей передаче; на фиг. 6 то же, при включенной четвертой передаче.

Планетарная коробка передач 1 является составной частью гидромеханической трансмиссии /фиг. 1/, включающей гидротрансформатор 2, реверсивный редуктор 3. Ведущий вал 4 планетарной коробки передач 1 связан через реверсивный редуктор 3 с турбинным колесом 5 гидротрасформатора 2, насосное колесо 6 гидротрасформатора связано с двигателем машины. Выходной вал 7 планетарной коробки передач 1 связан с суммирующими планетарными редукторами 8, которые связаны с механизмами поворота машины.

Планетарная коробка передач 1 содержит три планетарных ряда 10, 11 и 12, объединенных общим водилом 13, связанным с выходным валом 7. Водило 13 снабжено двумя группами осей 14 и 15, первая из которых несет сателлиты 16 первого планетарного ряда 10 и сателлиты 17 третьего планетарного ряда 12. Вторая группа осей 15 несет сателлиты 18 первого планетарного ряда 10 и сателлиты 19 второго планетарного ряда 11. Сателлиты 16 находятся в зацеплении с солнечной шестерней 20 первого планетарного ряда 10 и с сателлитами 18, которые зацепляются с эпициклом 21 первого планетарного ряда 10.

Ведущий вал 4 выполнен из двух частей 22 и 23. Первая часть 22 вала 4 связана зубчатым соединением с зубчатым отверстием 24 солнечной шестерни 25 второго планетарного ряда 11. В это же отверстие частично входит своими зубьями вторая часть 23 ведущего вала 4, представляющая собой солнечную шестерню третьего планетарного ряда 12.

Солнечная шестерня 20 через фрикционную муфту 26 связана с водилом 13 и с тормозом 27. Эпицикл 21 первого планетарного ряда 10 и эпицикл 28 второго планетарного ряда 11 выполнены в виде одной детали, связанной со вторым тормозом 29. Эпицикл 30 третьего планетарного ряда 12 связан с третьим тормозом 31.

Включение первой, второй и третьей передач осуществляется путем включения соответственно тормозов 31, 29 и 27. При этом, работают соответственно планетарные ряды 12, 11 и 10 /фиг. 2, 4, 5/.

Четвертая передача осуществляется включением фрикционной муфты 26 /фиг. 6/. При этом, блокируются все солнечные шестерни с водилом, которое вращается вместе с ведущим валом, осуществляя передаточное отношение, равное 1.

Выполнение коробки передач с общим водилом для всех планетарных рядов позволяет значительно повысить ее несущую способность, так как водило представляет собой жесткую деталь вращения, опирающуюся на корпус трансмиссии через подшипники. На водиле расположены сателлиты всех планетарных рядов и, таким образом, водило с сателлитами является единым центрирующим узлом для всех планетарных рядов. При этом, все остальные шестерни планетарных рядов выполнены плавающими и хорошо приспосабливаются к условиям работы и нагрузкам, что обеспечивает равномерное распределение нагрузок между сателлитами в каждом планетарном ряду, исключает перекосы в зубчатых зацеплениях, при этом, компенсируются неточности изготовления шестерен и водила.

Снятие выходного крутящего момента с одного водила позволяет варьировать выбором передаточного отношения каждой передачи, которое зависит только от внутреннего передаточного соотношения соответствующего планетарного ряда. Это обстоятельство позволяет изменять диапазон передаточных отношений коробки передач в одних и тех же ее габаритах.

Выполнение водила единым для всех планетарных рядов позволяет обойтись только двумя его опорами, расположенными по его концам. Отсутствие дополнительных несущих звеньев и опор между планетарными рядами позволяет уменьшить осевые габариты коробки передач.

Формула изобретения

1. Планетарная коробка передач для трансмиссии военной гусеничной машины, содержащая ведущий вал, три планетарных ряда, оснащенных четырьмя элементами управления, включающий три тормоза и одну фрикционную муфту, и выходной вал, отличающаяся тем, что, с целью увеличения несущей способности и расширения функциональных возможностей, планетарные ряды выполнены с общим водилом, которое связано с выходным валом и через фрикционную муфту с солнечной шестерней первого планетарного ряда, связанной с первым тормозом, солнечные шестерни второго и третьего планетарных рядов связаны с ведущим валом, эпициклы первого и второго рядов связаны друг с другом и с вторым тормозом, а эпицикл третьего ряда с третьим тормозом.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона скоростей, первый планетарный ряд выполнен с двумя группами сателлитов, первая из которых находится в зацеплении с солнечной шестерней первого планетарного ряда и с сателлитами второй группы, которые в свою очередь находятся в зацеплении с эпициклом первого планетарного ряда.

3. Коробка передач по п. 2, отличающаяся тем, что общее водило планетарных рядов выполнено с двумя группами осей сателлитов, первая из которых связана с сателлитами первой группы первого планетарного ряда и с сателлитами третьего планетарного ряда, а вторая с сателлитами второй группы первого планетарного ряда и сателлитами второго планетарного ряда.

4. Коробка передач по пп. 1 3, отличающаяся тем, что ведущий вал выполнен из двух частей, первая из которых связана зубчатым соединением с зубчатым отверстием солнечной шестерни второго планетарного ряда, а вторая выполнена в виде солнечной шестерни третьего планетарного ряда, которая своими зубьями также связана с зубчатым отверстием.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на промышленных тракторах

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на сельскохозяйственных и промышленных тракторах

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на малогабаритных тракторах и других транспортных машинах для привода движителей

Изобретение относится к самонастраивающимся механизмам трансмиссий самоходных машин, приводов технологических машин и станков и может быть использовано в автомобиле-, тракторо-, станкостроении

Изобретение относится к области автотранспорта, в частности к конструкции ступенчатой механической трансмиссии транспортных средств, и может быть использовано в грузовом и легковом автотранспорте

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу, в частности к их конечным передачам

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин
Наверх