Малогабаритный трактор

 

Использование изобретения в транспортных средствах, преимущественно в малогабаритных тракторах типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса. Сущность изобретения: повышение эксплуатационных возможностей малогабаритного трактора, для движения малогабаритного трактора осуществляется на трех передачах переднего хода и одной передаче заднего хода с помощью подключения ведомых шестерен постоянного зацепления 23 и 24 к валу 22 перекидными зубчатыми обоймами 25. С помощью удвоителя передач - ведущей блочной шестерни 15 на первом валу 14 и ведомых шестерен 18 на втором валу 17 скоростной ряд трактора распределяется в соответствующих двух диапазонах передач - основном и транспортном, Переключение диапазонов и передач производится с помощью зубчатых обойм 19 и 25, которые выполнены двухсторонними трехпозиционными - с отключением в нейтральной позиции соответствующих ведомых шестерен. Крутящий момент от двигателя 11 через первый вал 14 и фрикционную муфту 16 передается к блочной шестерне 15 удвоителя передач и одной из ведомых шестерен 18, через зубчатую обойму 19, включенную в ту или иную рабочую позицию, ко второму валу 17, через одну из шестерен 20, 23 или 21, 24 к валу 22. Далее крутящий момент от коробки передач 8 передается карданными валами 6 и 7 к унифицированным главным передачам 5 переднего 3 и заднего 4 мостов трактора, снабженного колесами 1 равного типоразмера. 1 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса.

Известна конструкция транспортного средства, снабженного переднерасположенной кабиной и двумя мостами привода всех колес. Передний и задний мосты снабжены главными передачами и самоблокирующимися дифференциалами [1]. Силовая передача выполнена с однодисковым сухим сцеплением, коробкой передач, связанной карданным валом с двухступенчатой раздаточной коробкой и непосредственно с коробкой отбора мощности. Раздаточная коробка, в свою очередь, связана двумя карданными валами с главными передачами ведущих мостов.

К недостаткам данного транспортного средства следует отнести наличие трех узлов - коробки передач, коробки отбора мощности и раздаточной коробки, функционально не объединенных в один блок с дополнительной карданной передачей, что при выполнении данных узлов в отдельных корпусах усложняет конструкцию и повышает материалоемкость силовой передачи. Кроме того, переключение передач в указанных коробках осуществляется с помощью подвижных шестерен, зацепление которых характеризуется торцевым износом и сколом вершин зубьев. В связи с этим коробка передач снабжается синхронизаторами передач, соответственно, усложняющими конструкцию. Кроме того, долговечность сухих фрикционных сцеплений недостаточна.

Заявляемое изобретение направлено на устранение отмеченных недостатков, на повышения эксплуатационных возможностей малогабаритного трактора.

В качестве прототипа известно техническое решение, изложенное в книге [2] , где представлена кинематическая схема силовой передачи трактора Т-125. Силовая передача трактора содержит раздельно выполненные узлы, сдвоенную муфту сцепления сухого трения с независимым приводом редуктора вала отбора мощности, снабженного переносной муфтой включения, коробку перемены передач с четырьмя передачами переднего хода, выполненную в отличие от аналога и шестернями постоянного зацепления и снабженную ходоуменьшителем, раздаточную двухскоростную коробку с отключаемым приводом (по желанию водителя) переднего ведущего моста, три карданных передачи (к мостам и редуктору отбора мощности) ведущие мосты с главными передачами и дифференциалами, а также бортовые редукторы планетарного типа.

К недостаткам конструкции прототипа также как и у аналога, относятся выполнение трансмиссионных узлов в отдельных корпусах, повышающие материалоемкость, отключаемый привод на передние колеса, что делает его менее устойчивым на дороге и снижает проходимость. При этом установка муфты сцепления на двигатель увеличивает осевой габарит силового блока транспортного средства, а выполнение муфты сцепления - сухого типа не обеспечивает требуемой надежности.

Передача мощности у прототипа на пониженном диапазоне тяговых скоростей осуществляется через пять пар зацеплений шестерен с задними колесами и шесть пар зацеплений к передним колесам, что снижает тяговый КПД и существенно усложняет конструкцию. Кроме того, установка двигателя перед передним сомтом не обеспечивает равное распределение нагрузки по осям.

Для этого малогабаритный трактор, содержащий самоходное шасси с постоянным приводом на все колеса, передние из которых - управляемые, смонтированные на переднем и заднем мостах, имеющих главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, включает в себя двигатель, коробку передач и редуктор отбора мощности. Между передним и задним мостом смонтирован двигатель, который связан с коробкой передач, соединенной тремя карданными валами с указанными мостами и редуктором отбора мощности. Коробка передач выполнена с двумя парами зацеплений шестерен на всех передачах двух диапазонов тяговых и транспортных скоростей переднего хода. Коробка передач выполнена с тремя продольными валами передачи мощности на ход и продольным валом отбора мощности. На первом валу коробки передач, связанном с коленчатым валом двигателя, расположен блок шестерен удвоителя передач, который свободно вращается на этом валу и подключается к нему с помощью последовательно смонтированной за блоком фрикционной многодисковой муфтой, работающей в общей масляной ванне коробки передач. На втором валу расположен узел включения удвоителя передач и приводные шестерни передач. На третьем валу - узел включения ведомых шестерен передач, а на четвертом валу, который расположен соосно первому, - узел включения нескольких независимых отборов мощности.

В отличие от аналога малогабаритный трактор выполнен с общим трансмиссионным узлом с шестернями постоянного зацепления и муфтой сцепления "мокрого" типа. В отличие от прототипа увеличено тяговое КПД транспортного средства путем уменьшения количества пар зацеплений шестерен, обеспечен постоянный привод на все тяговые оси, повышена надежность и упрощена конструкция.

Малогабаритный трактор (чертеж) выполнен с постоянным приводом на все колеса 1, 2, передние 1 из которых - управляемые. Колеса 1, 2 смонтированы над передним 3 и заднем 4 мостах, снабженных главными передачами с самоблокирующимися дифференциалами 5, соединенными карданными валами 6, 7 с коробкой передач 8. Над передней частью рамы 9 смонтирована кабина 10 или каркас безопасности, между передним 3 и задним 4 мостами - двигатель 11, блочно связанный с коробкой передач 8, в задней части рамы 9 - редуктор 12 отбора мощности, соединенный с коробкой передач 8 карданным валом 13. Коробка передач 8 выполнена с четырьмя продольными валами, на первом из которых 14 расположен блок ведущих шестерен 15 удвоителя передач, свободно вращающийся на валу 14 и подключаемый к нему с помощью фрикционной многодисковой муфты 16 с дисками, работающими в общей масляной ванне коробки передач 8. При этом блок шестерен 15 и муфта 16 расположены последовательно на валу 14. На втором валу 17 свободно вращаются ведомые шестерни 18 удвоителя передач, которые подключены к валу 17 с помощью перекидной зубчатой обоймы 19. На валу 17 жестко закреплены ведущие шестерни 20, 21 трех передач переднего хода и одной передачи заднего хода. На выходном третьем валу 22 свободно смонтированы ведомые шестерни 23 передач переднего и 24 заднего хода, подключаемые к валу с помощью двух перекидных зубчатых обойм 25, унифицированных с первой 19. На консоли четвертого вала 26 соосно расположенного с первым 14 - узел включения 27 отборов мощности 28 и 13.

Движение малогабаритного трактора осуществляется на трех передачах переднего хода и одной передаче заднего хода с помощью подключения ведомых шестерен постоянного зацепления 23 и 24 к валу 22 перекидными зубчатыми обоймами 25. С помощью удвоителя передач - ведущий блочной шестерни 15 на первом валу 14 и ведомых шестерен 18 на втором валу 17 скоростной ряд трактора распределяется в соответствующих двух диапазонах передач - основном и транспортном. Переключение диапазонов и передач производится с помощью зубчатых обойм 19 и 25, которые выполнены двухсторонними трехпозиционными - с отключением в нейтральной позиции соответствующих ведомых шестерен. Крутящий момент от двигателя 11 через первый вал 14 и фрикционную муфту в 16 передается к блочной шестерне 15 удвоителя передач и одной из ведомых шестерен 18, через зубчатую обойму 19, включенную в ту или иную рабочую позиции, ко второму валу 17, через одну из шестерен 20, 23 или 21, 24 к валу 22. Далее крутящий момент от коробки передач 8 передается карданными валами 6 и 7 к унифицированным главным передачам 5 переднего 3 и заднего 4 мостков трактора, снабженного колесами 1 равного типоразмера.

Отбор мощности производится независимо, как во время движения, так и стоянке трактора. В конструкции трактора предусмотрен отбор мощности от четвертого вала 26 коробки передач 8 с двумя независимыми каналами 28 и 13. Включение узла 27 отборов мощности производится при остановленном двигателе.

Технико-экономический эффект обеспечивается за счет повышения эксплуатационных возможностей малогабаритного трактора.

Формула изобретения

Малогабаритный трактор, содержащий самоходное шасси с постоянным приводом на все колеса, передние из которых управляемые, смонтированные на переднем и заднем местах, имеющих главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, включающее в себя двигатель, коробку передач с четырьмя продольными валами и редуктор отбора мощности, причем первый вал коробки передач, на котором расположен блок шестерен, кинематически связан с двигателем, третий вал включения ведомых шестерен соединен карданными валами с мостами, четвертый вал включения отбора мощности, который расположен соосно с первым, соединен карданным валом с редуктором отбора мощности, отличающийся тем, что между передним и задним мостами смонтирован двигатель, коленчатый вал которого связан с первым валом коробки передач со свободно вращающимся блоком шестерен удвоителя передач и выполненной с возможностью подключения к валу последовательно смонтированной за блоком шестерен фрикционной многодисковой муфтой с общей масляной ванной коробки передач, при этом на втором валу коробки передач расположен узел включения удвоителя передач и приводные шестерни передач, на третьем валу узел включения ведомых шестерен постоянного зацепления передач переднего и заднего хода, а на четвертом валу узел включения независимых отборов мощности.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, в частности ДВС, гидромеханической передачей, раздаточной коробкой, блокировкой дифференциалов и др

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств и в первую очередь может быть использовано в качестве гидропривода шасси погрузчика с двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в двухступенчатых редукторах отбора мощности транспортных средств, требующих переналадки с одной частоты вращения на другую

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач
Наверх