Кольцевой роторно-поршневой двигатель

 

Использование: двигателестроение, в частности конструкции двигателей с торообразной рабочей камерой, работающих с непрерывным однонаправленным вращательным движением поршня. Сущность изобретения: двигатель содержит торообразную рабочую камеру с газораспределительными окнами, поршень, шток которого связан с валом отбора мощности посредством по меньшей мере трех пар захватных рычагов, взаимодействующих с направляющим элементом. Рабочая камера снабжена установленной на входе заслонкой, концевым запорным устройством и раздвижными компрессионными кольцами, размещенными между концевым запорным устройством и газораспределительными окнами. Поршень подвижно закреплен на штоке посредством пружины и фиксатора, а на штоке выполнены посадочные места для зацепления с захватным устройством, расстояние между которыми больше длины рабочей камеры. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано преимущественно для роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания с торообразной рабочей камерой.

Из уровня техники известны роторно-поршневые двигатели, содержащие торообразную рабочую камеру с газораспределительными окнами, поршень, связанный с валом отбора мощности [1-3] Основным недостатком известных устройств является конструктивная сложность выполнения элементов связи поршня, совершающего как правило возвратно-поступательное движение, с валом для передачи крутящего момента, направленного в одну сторону.

Наиболее близким к изобретению является кольцевой роторно-поршневой двигатель, содержащий торообразную рабочую камеру с газораспределительными окнами, сообщенными с системой подачи топлива и продувки, поршень со штоком, связанный посредством рычажных элементов с валом отбора мощности [4] Для передачи вращательного движения от поршня к валу посредством рычажных элементов в корпусе для прохода рычагов выполнены прорези, что существенно усложняет конструкцию двигателя и снижает надежность его работы.

Изобретение направлено на создание простой и надежной конструкции кольцевого роторно-поршневого двигателя с непрерывным вращательным движением поршня в одну сторону.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в кольцевом роторно-поршневом двигателе, содержащем торообразную рабочую камеру с газораспределительными окнами, сообщенными с системой подачи топлива и продувки, поршень со штоком, который связан посредством рычажного механизма с валом отбора мощности, согласно изобретению рабочая камера снабжена установленной на входе заслонкой, концевым запорным устройством и раздвижными компрессионными кольцами, размещенными между концевым запорным устройством и газораспределительными окнами, а поршень подвижно закреплен на штоке, посредством пружины и фиксатора, при этом рычажный механизм содержит по меньшей мере три пары захватных рычагов, прикрепленных к валу и взаимодействующих с профилированным направляющим элементом, а на штоке поршня выполнены соответственно по меньшей мере три пары посадочных мест, расстояние между которыми больше длины рабочей камеры.

Предпочтительно выполнение концевого запорного устройства в виде раздвижного кольца, а компрессионных колец из двух полуколец с перекрывающимися замками.

Основной технический результат в изобретении достигается за счет выполнения рычажного механизма в виде конструкции из нескольких пар раздвижных захватных рычагов, поочередно находящихся в зацеплении со штоком поршня, что обеспечивает надежную механическую связь поршня с валом и позволяет выполнить корпус рабочей камеры без прорезей для прохода рычажных элементов, обусловливая существенное упрощение конструкции двигателя в целом и повышение надежности его работы.

Наличие заслонки концевого запорного устройства и раздвижных компрессионных колец, размещенных в рабочей камере и синхронно взаимодействующих с поршнем, обеспечивает возможность работы двигателя с непрерывным вращательным движением поршня в одну сторону, что упрощает конструкцию механизма, передающего движение от поршня к валу отбора мощности, снижает вес вращающихся деталей и механические потери.

На фиг. 1 схематично представлен общей вид кольцевого роторно-поршневого двигателя; на фиг. 2 изображена рабочая камера с поршнем; на фиг. 3 представлено сечение I-I на фиг. 1.

Роторно-поршневой двигатель содержит торообразную рабочую камеру 1 с газораспределительными окнами 2, которые сообщены с системой приготовления и подачи топлива и продувки (на чертеже не показано), поршень 3, шток 4 которого связан с валом 5 отбора мощности посредством рычажного механизма 6, выполненного в виде трех захватных пар (61; 62; 63), взаимодействующих с профилированным направляющим элементом 7. Двигатель может иметь несколько симметрично расположенных рабочих камер 1 и поршней 3. На входе в рабочую камеру 1 в направлении движения поршня 3 установлена заслонка 8, на выходе размещено кольцевое запорное устройство 9, выполненное, например, в виде раздвижного кольца, а между концевым запорным устройством 9 и газораспределительными окнами 2 смонтированы раздвижные компрессионные кольца 10.

Поршень 3 подвижно закреплен на штоке 4 посредством фиксатора 11 и пружины 12, обеспечивающих возможность возвратно-поступательного движения. На штоке 4 для зацепления с захватными рычагами 61; 62; 63 выполнены соответственные посадочные места 13, расстояние между которыми больше длины рабочей камеры 1. Синхронная последовательность работы системы приготовления и подачи топлива.

Система зажигания (на чертеже не показано), заслонки 8 компрессионных колец 10, концевого запорного устройства 9 и фиксатора 11 в зависимости от положения поршня 3 обеспечивается блоком управления (на чертеже не показано), который связан электрически или механически с упомянутыми узлами.

Роторно-поршневой двигатель работает следующим образом.

При приближении поршня 3, совершающего однонаправленное вращательное движение вокруг вала 5, к рабочей камере 1, вход в которую не перекрыт заслонкой 8, шток 4 находится в зацеплении со всеми захватными рычагами (61; 62; 63) рычажного механизма 6. При этом первая по ходу движения пара рычагов 61 вступает в контакт с профилированным направляющим элементом 7, который плавно разжимает их, выводя из зацепления с посадочными местами 13 штока 4, до положения, обеспечивающего свободный проход пары рычагов 61 вне (снаружи) рабочей камеры 1. В этот момент передняя часть штока 4 свободно проходит внутри рабочей камеры 1. Когда рычаги 61 пройдут зону рабочей камеры 1 и перестанут контактировать с направляющим элементом 7, они снова войдут в зацепление с соответствующими посадочными местами 13 штока 4, а следующая пара рычагов 62 начнет контактировать с направляющим элементом 7, аналогично обеспечивающим их раздвижение и свободный проход вне (снаружи) рабочей камеры 1. Возврат каждой пары захватных рычагов (61, 62, 63) на посадочные места 13 обеспечивается, например, стягивающей их пружиной (на чертеже не показано) или другим средством. Таким образом, при прохождении штока 4 через рабочую камеру 1 имеет место его постоянная связь с валом 5 двумя парами рычагов рычажного механизма 6, надежно фиксирующих поршень 3 и передающих крутящий момент. При прохождении зоны рабочей камеры 1 последней пары захватных рычагов 63 в рабочую камеру 1 входит поршень 3 и начинается собственно рабочий цикл. При этом, как только поршень 3 пройдет плоскость, в которой перемещается заслонка 8, блок управления выдаст команду на ее закрытие и заслонка 8 перекроет рабочую камеру 1, образуя замкнутый объем камеру сгорания 14, а затем команду концевому запорному устройству 9 на частичное перекрытие по периметру проходного канала рабочей камеры 1. Когда поршень 3 упрется в концевое запорное устройство 9 и остановится, с блока управления последует команда на герметизацию поршня 3 сжимающимися компрессионными кольцами 10 и подачу через газораспределительные окна 2 топливо-воздушной смеси. В период заполнения камеры сгорания 14 топливо-воздушной смесью шток 4 продолжает совершать вращательное движение, находясь в зацеплении со всеми захватными рычагами (61, 62, 63) рычажного механизма 6 и выдвигаясь из поршня 3. При достижении в камере сгорания 14 заданного давления по команде с блока управления происходит воспламенение топливовоздушной смеси, ее сгорание с резким возрастанием давления образовавшихся газов и разблокировка поршня 3 от удержания концевым запорным устройством 9. Под действием давления газов поршень 3 начинает движение, фиксатор 11 жестко соединяет его с штоком 4, который передает крутящий момент, возникающий при расширении газов в камере сгорания 14, валу 5 отбора мощности. После выхода поршня 3 из рабочей камеры 1 по команде с блока управления компрессионные кольца 10 разжимаются, происходит разблокировка фиксатора 11 и поршень 3 под действием пружины 12 возвращается в первоначальное положение до упора в торец штока 4. Затем открывается заслонка 8, обеспечивая продувку рабочей камеры 1 и удаление обработанных газов. При последующем подходе поршня 3 к рабочей камере 1 рассмотренный выше рабочий процесс кольцевого роторно-поршневого двигателя повторяется, обеспечивая непрерывное вращательное движение поршня 3 и передачу на вал 5 крутящего момента.

Формула изобретения

1. Кольцевой роторно-поршневой двигатель, содержащий торообразную рабочую камеру с газораспределительными окнами, сообщенными с системой подачи топлива и продувки, поршень со штоком, который связан посредством рычажного механизма с валом отбора мощности, отличающийся тем, что рабочая камера снабжена установленной на входе заслонкой, концевым запорным устройством и раздвижными компрессионными кольцами, размещенными между концевым запорным устройством и газораспределительными окнами, а поршень подвижно закреплен на штоке посредством пружины и фиксатора, при этом рычажный механизм содержит по меньшей мере три пары захватных рычагов, прикрепленных к валу и взаимодействующих с профилированным направляющим элементом, а на штоке поршня выполнены соответственно по меньшей мере три пары посадочных мест, расстояние между которыми больше длины рабочей камеры.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что концевое запорное устройство выполнено в виде раздвижного кольца.

3. Двигатель по пп.1 и 2, отличающийся тем, что компрессионные кольца выполнены из двух раздвижных полуколец с перекрывающимися замками.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, работающим на газах и химических топливах

Изобретение относится к двигателестроению и может быть применено в транспортной технике

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве привода транспортных средств различных машин и агрегатов
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, используемым в автомобилестроении, авиации, флоте в стационарных и передвижных установках, где механическая энергия получается за счет сжигания жидкого, газообразного или твердого топлива

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к двигателестроению, и может быть использовано в различных энергетических установках для преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к роторно-поршневым двигателям с контактной системой уплотнения

Изобретение относится к энергомашиностроению и представляет собой комплексное устройство, состоящее из рабочей ступени роторного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), конструктивно и функционально связанного с компрессионной ступенью роторным компрессором

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано на транспорте

Изобретение относится к энергетике, в часности к двигателям "РДК-8", предназначенным для преобразования энергии сгоревшего топлива в механическую энергию, двигатель может быть использован в качестве ДВС для транспортных средств, а также для привода электрогенераторов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам объемного расширения

Изобретение относится к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания и позволяет получить рациональный рабочий цикл

Изобретение относится к роторно-лопастным двигателям внутреннего сгорания
Наверх