Устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей военной гусеничной машины

 

Устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей, содержащее две соосные зубчатые полумуфты, одна из которых закреплена на валу трансмиссии, другая - на валу бортовой передачи, зубчатую обойму, соединяющую полумуфты, диск, размещенный между полумуфтами, винт, шаровую опору и гайку, причем шаровая опора расположена на валу бортовой передачи, гайка закреплена в диске, а винт снабжен упором. По второму пункту формулы на диске параллельно оси винта установлен подпружиненный стержень, а перпендикулярно оси винта установлен подпружиненный упор с коническими концами, при этом гайка расположена на валу трансмиссии. По третьему пункту формулы внутри винта установлен подпружиненный стержень, при этом гайка расположена на валу бортовой передачи. Изобретение позволяет повысить надежность устройства. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к транспортному шиностроению, а именно к силовым передачам военных гусеничных машин (ВГМ).

Известно устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей ВПМ, содержащее две соосные зубчатые полумуфты, одна из которых закреплена на валу трансмиссии, другая - на валу бортовой передачи, и зубчатую обойму, соединяющую полумуфты и несущую закрепленный на ней диск, размещенный между полумуфтами, и винт с отверстием под ключ, шаровой опорой и гайкой, расположенный соосно валам и связывающий одну из полумуфт с диском.

Недостатком этого устройства является то, что оно не обеспечивает необходимой надежности, так как при вращении ключа до отказа между валами бортовой передачи и трансмиссии возникают большие распирающие силы, которые воздействуют на подшипники и разрушают их, что может привести к поломке устройства трансмиссии, бортовой передачи, выходу из строя машины в целом.

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

Цель достигается тем, что шаровая опора расположена на валу бортовой передачи, гайка закреплена в диске и связана с винтом, а винт снабжен упором, выполненным с возможностью контактирования с гайкой.

В устройстве соединения трансмиссии с бортовой передачей на диске параллельно оси винта установлен подпружиненный стержень с возможностью контактирования с одной из полумуфт и имеющий в средней части скошенную поверхность, а перпендикулярно оси винта установлен подпружиненный стопор с коническими концами, выполненными с возможностью контактирования с ключом и со скошенной поверхностью подпружиненного стрежня, при этом гайка расположена на валу трансмиссии.

Третий вариант достижения цели состоит в том, что внутри винта установлен дополнительный подпружиненный стержень, один конец которого выполнен с возможностью контактирования с ключом, а другой - с одной из полумуфт, при этом гайка расположена на валу бортовой передачи, а отверстие под ключ выполнено с одной стороны с фасками.

Во всех вариантах выполнения устройства гайка выполнена сферической и снабжена штифтом, а шаровая опора содержит подпружиненный шариковый фиксатор.

На фиг. 1 изображено устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей в разрезе,вариант 1; на фиг. 2 - то же, вариант 2; на фиг. 3 - то же вариант 3; на фиг. 4 - вид по стрелке Б на фиг. 3; на фиг. 5 - вид сверху на фиг. 4.

Устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей состоит из зубчатой полумуфты 1, закрепленной на валу 2 трансмиссии, и соосной ей зубчатой полумуфты 3, закрепленной на валу 4 бортовой передачи. Зубчатая обойма 5 связана с полумуфтами 1 и 3. В обойме 5 с помощью пружинных колец 6 закреплен зубчатый диск 7 и винт 8 сферической гайкой 9, связанный с диском 7 шаровой опорой 10, и выполнен с отверстием 11 под ключ 12.

Гайка 9 закреплена от проворота штифтом 13. Внутри шаровой опоры 10 установлена пружина 14 с шариками 15.

В устройстве по варианту 1 (фиг. 1) шаровая опора 10 расположена на валу 4 бортовой передачи, сферическая гайка 9 закреплена в диске 7, а винт 8 снабжен упором 16, зафиксированным на нем болтом 17. Упор 16 установлен таким образом, чтобы при соединении трансмиссии с бортовой передачей между обоймой 5 и трансмиссией обеспечивался гарантированный зазор А, который исключает распор.

Во втором варианта (фиг. 2) на диске 7 параллельно оси винта 8 установлен стержень 18 с пружиной 19. Средняя часть стержня выполнена со скосом 20. Перпендикулярно оси винта 8 установлен упор 21 с пружиной 22. Концы упора 21 выполнены коническими и контактируют один со скосом 20 стержня 18, а другой - с ключом 12. Гайка 9 расположена на валу 2 трансмиссии.

В третьем варианте (фиг. 3) внутри винта 8 установлен стержень 23 с пружиной 24. Один конец стержня 23 установлен с возможностью контактирования с ключом 12, а другой - с полумуфтой 1. Сферическая гайка 9 расположена на валу 2 бортовой передачи. Отверстие 11 под ключ 12 выполнено с одной стороны с фасками 25 для выхода ключа из отверстия при упоре стержня 26 в полумуфту 1.

Устройство работает следующим образом.

Для соединения трансмиссии с бортовой передачей (фиг. 1) в отверстие 11 винта 8 вставляется ключ 12, который вводится в отверстие снаружи ВГМ сквозь бортовую передачу. Вращением ключа и винта диск 7 перемещается и обойма 5 входит в зацепление и полумуфтой1. При этом сферическая гайка 9 упирается в упор 16, который препятствует дальнейшему вращению ключа и перемещению диска.

Разъединение бортовой передачи и трансмиссии ВГМ производится в обратном порядке, при этом обойма 5 выходит из зацепления с полумуфтой 1 трансмиссии и входит в зацепление с полумуфтой 3 бортовой передачи.

Таким образом трансмиссия освобождается от связи с бортовой передачей и легко извлекается из моторно-трансмиссионного отделения ВГМ для проведения ремонтных и других работ.

По второму варианту при зацеплении обоймы (фиг. 2) с полумуфтой 1 стержень 18 сжимает пружину 19 и своим скосом 20 контактирует с коническим концом упора 21, который вторым концом зажимает ключ 12, препятствуя его дальнейшему вращению. При этом обеспечивается заданный зазор А, исключающий распор.

По третьему варианту при зацеплении обоймы 5 (фиг. 3) с полумуфтой 1 конец стержня 23 упирается в полумуфту 1, а другой выталкивает ключ 12 из отверстия 11 по фаскам 25. При этом обеспечивается заданный зазор А, исключающий распор.

Предложенное устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей с упорами позволяет решить одну и ту же задачу принципиально одним и тем же путем - путем исключения осевых распирающих сил, возникающих между валами бортовой передачи и трансмиссией и созданием гарантированного зазора между ними.

Преимущества первого варианта состоят в простоте конструкции и эксплуатационной надежности устройства, достигаемой с помощью упора, выполняющего роль автоматического ограничителя вращения ключа.

Преимуществом второго варианта является то, что упор является элементом, тормозящим вращение ключа и автоматически ограничивающим Преимуществом третьего варианта является то, что упор служит одновременно автоматическим выталкивателем ключа.

Технико-экономический эффект предложения заключается в повышении надежности устройства путем исключения осевых распирающих сил и создания гарантированного зазора между валами бортовой передачи и трансмиссии, что исключает возможность поломки устройства, бортовой передачи, трансмиссии и повышает боевую готовность машины.

Формула изобретения

1. Устройство для соединения трансмиссии с бортовой передачей военной гусеничной машины, содержащее две соосные зубчатые полумуфты, одна из которых закреплена на валу трансмиссии, другая на валу бортовой передачи, и зубчатую обойму, связанную с полумуфтами, причем внутри обоймы размещен диск и винт с отверстием под ключ, а также шаровую опору и гайку, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, шаровая опора расположена на валу бортовой передачи, гайка закреплена в диске и связана с винтом, а винт снабжен упором, выполненным с возможностью контактирования с гайкой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено подпружиненным стержнем, установленным на диске параллельно оси винта, при этом стержень выполнен с возможностью контактирования с одной из полумуфт и имеет в средней части скошенную поверхность, а также подпружиненным стопором с коническими концами, установленными перпендикулярно оси винта, при этом конические концы стопора выполнены с возможностью контактирования с ключом и со скошенной поверхностью подпружиненного стержня, причем гайка расположена на валу трансмиссии.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что внутри винта установлен дополнительный подпружиненный стержень, один конец которого выполнен с возможностью контактирования с ключом, а другой - с одной из полумуфт, при этом гайка расположена на валу бортовой передачи.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что отверстие под ключ выполнено с фасками с одной стороны.

5. Устройство по пп.1 - 3, отличающееся тем, что гайка выполнена сферической и снабжена штифтом, а шаровая опора содержит подпружиненный шариковый фиксатор.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дорожно-уборочных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к тормозным системам тормозного управления

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конечным передачам транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к электромобилям, и может быть использовано в любой отрасли хозяйства для передвижения и транспортировки грузов
Наверх