Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов

 

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника. Подвижная нижняя панель имеет возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении с периодом колебаний Т = 0,5 - 2,0 с. Длина lн нижней панели и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении =lн/B = 0,1 - 1,0. Ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = bн/L=0,6 - 0,8. Такое выполнение нижней панели позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее корпус воздухозаборника, подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o (Пахомов С. В. , Ланщаков М.В. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов. Заявка RU 94036260 A1 от 27.05.97, с. 1-2).

Недостатками данного бортового устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома, и засасываемого двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами.

Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Это достигается тем, что длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,05; ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении bн/L= 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели соответствует периоду колебания T = 0,5 - 2,0 с. Колебание нижней панели осуществляется при помощи привода, закрепленного на корпусе воздухозаборника.

Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами, находящимися на поверхности аэродрома, с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели посредством установки ее в корпусе воздухозаборника и выполнения нижней, причем длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели соответствует периоду колебаний T = 0,5 - 2,0 с на режимах работы двигателя летательного аппарата на земле.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку), на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез А-А.

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель 1, установленную в направляющих 2 корпуса воздухозаборника 3. Нижняя панель 1 шарнирно соединена со штоком привода 4, жестко закрепленного на корпусе воздухозаборника 3. В направляющих 2 расположены фиксаторы 5.

Длина lн нижней панели 1 и высота B миделевого сечения воздухозаборника 3 выполнены в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели 1 и ширина L миделевого сечения воздухозаборника 3 выполнены в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели 1 соответствует периоду колебаний T = 0,5 - 2,0 с.

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска двигателя подаются сигналы на фиксаторы 5 и привод 4. Фиксаторы 5 освобождают от фиксации подвижную нижнюю панель 1, которая осуществляет перемещение горизонтально поступательно вперед в направляющих 2 при помощи штока привода 4 до ее останова. В момент останова подвижной нижней панели 1 подается повторный сигнал на привод 4, шток которого начинает совершать горизонтальное возвратно-поступательное перемещение вместе с подвижной нижней панелью 1 в направляющих 2 корпуса воздухозаборника 3 с периодом колебаний T = 0,5 - 2,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 3 вихревой жгут устраняется по мере возвратно-поступательного перемещения подвижной нижней панели 1 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого поведения. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя.

При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично.

В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение привода 4. Подвижная нижняя панель 1 фиксируется перед входом в воздухозаборник 3, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 4, который производит уборку устройства в корпус воздухозаборника 3.

Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома.

Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата.

Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.

Формула изобретения

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающееся тем, что подвижная панель выполнена нижней, длина lн нижней панели и высота B миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении bн/L = 0,6 - 0,8, а возвратно-поступательное перемещение нижней панели соответствует периоду колебаний T = 0,5 - 2,0 с.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к машиностроению, в частности к авиационным турбогенераторам стабильной частоты

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к пылезащитным устройствам для предотвращения попадания в вертолетный ГТД кремниевых составляющих песка, наносящих наибольший ущерб геометрическим и аэродинамическим характеристикам компрессора

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано в транспортном самолете с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащем два реактивных двигателя, интегрированных непосредственно в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на самолетах различных типов и назначений, эксплуатируемых с наземных аэродромов

Изобретение относится к авиационной технике, точнее к устройству воздухозаборников для сверхзвуковых летательных аппаратов (ЛА), размещаемых в ограниченных объемах транспортировочных или пусковых контейнеров и содержащих комбинированную силовую установку (СУ) из маршевого воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и стартового ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ)

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к воздухозаборным устройствам, и может быть использовано на сверхзвуковых летательных аппаратах, имеющих режимы работы с близким нулю расходом воздуха по двигательному тракту

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике, а именно: к гиперзвуковым воздухозаборникам воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов
Наверх