Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника. Подвижная нижняя панель имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении. Она выполнена из двух прямоугольных панелек. Прямоугольные панельки способны к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний Т = 0,5 -3,0 с. Длина lн панелек отнесена к высоте В миделевого сечения воздухозаборника в соотношении lн/В = 0,1 - 1,0. Ширина bн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении bн/L = 0,6 - 0,8. Такое выполнение нижней панели позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15 - 20o (заявка RU 94036260 A1 (Пахомов С.В.), от 27.05.97, стр. 1-2) Недостатками данного устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома, и засасываемого двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами.

Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров нижней подвижной панели. Это достигается путем применения нижней панели, имеющей возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, выполненной из двух прямоугольных панелек, способных к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с, причем длина lн панелек отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0, ширина nн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8. Перемещение панелек осуществляется в направляющих при помощи штоков приводов, закрепленных жестко на корпусе воздухозаборника.

Решаемая техническая задача - уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров нижней подвижной панели посредством постановки устройства, содержащего нижнюю панель, закрепленную на корпусе воздухозаборника, при этом нижняя панель, имеющая возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, выполнена из двух прямоугольных панелек, способных к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с, причем длина lн панелек отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/В = 0,1 - 1,0, ширина bн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку); на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез А-А.

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижные панельки 1 и 2, расположенные в двух направляющих 3 и одной направляющей 4. Панелька 1 соединена со штоком привода 5, а панелька 2 - со штоком привода 6. Приводы 5 и 6 жестко закреплены на корпусе воздухозаборника 7. Длина lн панелек 1 и 2 отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0, ширина bн панелек 1 и 2 отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,6 - 0,8.

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска двигателя подается сигнал на приводы 5 и 6, которые своими штоками перемещают горизонтально поступательно вперед панельки 1 и 2 в направляющих 3 и 4. При полном выдвижении панелек 1 и 2 подаются повторные сигналы на приводы 5 и 6, штоки которых начинают совершать горизонтальное возвратно-поступательное перемещение вместе с панельками 1 и 2 в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 7 вихревой жгут устраняется по мере возвратно-поступательного перемещения панелек 1 и 2 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы не попадают внутрь двигателя с поверхности аэродрома.

При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично.

В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение приводов 5 и 6, с образованием единой подвижной нижней панели из двух панелек 1 и 2 на входе в воздухозаборник 7. Они перекрывают зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение приводов 5 и 6, которые производят уборку устройства в корпус воздухозаборника 7.

Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома.

Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата.

Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадание посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.

Формула изобретения

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, расположенную на корпусе воздухозаборника, отличающееся тем, что нижняя панель, имеющая возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, выполнена из двух прямоугольных панелек, способных к совершению горизонтального возвратно-поступательного перемещения в противоположном друг к другу направлении с периодом колебаний T = 0,5 - 3,0 с, причем длина lн панелек отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении lн/B = 0,1 - 1,0, ширина bн панелек отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении bн/L = 0,6 - 0,8.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности защищает внутренний контур авиационного турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) от повреждения лопаток компрессора посторонними предметами (ПП) в эксплуатации

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к машиностроению, в частности к авиационным турбогенераторам стабильной частоты

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к пылезащитным устройствам для предотвращения попадания в вертолетный ГТД кремниевых составляющих песка, наносящих наибольший ущерб геометрическим и аэродинамическим характеристикам компрессора

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано в транспортном самолете с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащем два реактивных двигателя, интегрированных непосредственно в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на самолетах различных типов и назначений, эксплуатируемых с наземных аэродромов

Изобретение относится к авиационной технике, точнее к устройству воздухозаборников для сверхзвуковых летательных аппаратов (ЛА), размещаемых в ограниченных объемах транспортировочных или пусковых контейнеров и содержащих комбинированную силовую установку (СУ) из маршевого воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и стартового ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ)

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к воздухозаборным устройствам, и может быть использовано на сверхзвуковых летательных аппаратах, имеющих режимы работы с близким нулю расходом воздуха по двигательному тракту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов
Наверх