Способ восстановления речи при заикании на основе принципа референтной биоадаптации

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации речевых способностей при заикании. Для этого речь пациента (свободный монолог в течение 4 - 5 мин) записывают на магнитофон и анализируют с помощью компьютерного преобразования временных составляющих речи, после чего на гистограмме выбирают индивидуальную частоту светозвуковой стимуляции в диапазоне 0,5 - 1,5 Гц и логопедические занятия проводят в выбранном светозвуковом режиме. Занятия проводят в три этапа с постепенным усложнением речевого материала и убыстрением темпа речи. После полного исправления речевого дефекта больному выдают механический портативный звуковой стимулятор, с помощью которого пациент управляет темпоритмом собственной речи путем нажимания на кнопку стимулятора. Продолжительность реабилитационного цикла составляет 1,5 - 2 месяца. Способ позволяет повысить эффективность восстановления речи и уменьшить рецидив заболевания. 1 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно, к реабилитации речевых нарушений при заикании.

Известен способ лечения заикания [1], где на фоне введения этимизола реабилитационные занятия проводятся под воздействием светозвуковых стимулов с частотой 2-8 Гц.

Недостатком данного способа является отсутствие возможности выбрать адекватную частоту светозвукового воздействия и невозможность управлять темпоритмовыми параметрами собственной речи, что приводит к быстрому возникновению рецидивов заболевания.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки [2], когда больной ритмизирует свою речь посредством движений пальцев ведущей руки в процессе проговаривания.

Однако данный способ имеет следующие недостатки: - при заикании возможно нарушение генерации и воспроизведения речевых темпоритмов; - относительно высокая частота рецидивов заболевания.

Задачей изобретения является создание эффективного способа лечения заикания с использованием в процессе реабилитации индивидуально подобранного темпоритма экзогенной стимуляции и возможностью последующего контроля пациента за темпоритмом собственной речи.

Поставленная задача решается тем, что речь пациента (свободный монолог) записывают на магнитофон и анализируют с помощью компьютерного преобразователя временных составляющих речи, после чего на гистограмме выбирают индивидуально частоту светозвуковой стимуляции в пределах от 0,5 до 1,5 Гц и занятия проводятся в выбранном светозвуковом режиме; после исправления речевых дефектов пациент управляет темпоритмом собственной речи с помощью портативного механического звукового стимулятора.

Новым является то, что после компьютерного анализа временных компонентов речи индивидуально выбирают режим экзогенной стимуляции во время занятий; после исправления речевого дефекта пациент разговаривает с помощью портативного механического звукового стимулятора.

Пример конкретного применения способа: Больной М. , 26 лет, мужчина. Диагноз: Заикание смешанной формы средней степени тяжести с выраженными клоникотоническими судорогами артикуляционного и голосового аппарата.

Из анамнеза: у матери токсикоз первой трети беременности, в родах у пациента черепно-мозговая травма, отставание в физическом развитии. В 2,5 года перенес скарлатину в тяжелой форме. Заикание возникло в три года после испуга.

При первичном осмотре у больного выявлено заикание средней степени тяжести; диалог с больным затруднен, частые клоникотонические судороги артикуляционного и голосового аппарата. В неврологическом статусе определяется слабость конвергенции справа, легкая сглаженность левой носогубной складки, намечены рефлексы орального автоматизма.

Мышечная сила 5 баллов, сухожильные рефлексы без разницы сторон, справа определяется верхний рефлекс Россолимо. Пальценосовую, коленно-пяточную пробы выполняет уверенно с обеих сторон, в позе Ромберга устойчив. Менингиальных знаков нет. Определяются признаки вегетативной лабильности. На ЭЭГ определяются картина дезорганизации корковой ритмики и явления корковой ирритации в височно-теменных областях. Очаговой патологической активности и эпиактивности не зарегистрировано.

В течение двух месяцев больной проходил лечение по вышеописанной методике (с 15 января 1995 года).

- первый этап реабилитации (одна неделя). Проводились логопедическое и психоневрологическое обследования: магнитофонная запись речи пациента (автобиографический монолог), которая после специального преобразования на компьютере была представлена в виде гистограммы, отражающей временные параметры речи пациента (см. чертеж). На верхней гистограмме представлена структура распределения временных промежутков, соответствующих расстоянию между началом произносимых слов, на нижнем графике - паузы между словами.

В данном случае для лечения была выбрана частота стимуляции 0,8 Гц; в дальнейшем все занятия проводились в режиме светозвуковой стимуляции с частотой 0,8 Гц с помощью стандартного фотофоностимулятора от электроэнцефалографа "МЕДИКОРЭЭГ8S"; все занятия проводились в режиме 1 звук (гласный) на 1 сигнал стимулятора: - второй этап (2 недели). В процессе занятий производилось убыстрение темпа речи: вместо режима 1 гласный звук на 1 сигнал фотофоностимулятора отрабатывалась схема 1 слог на 1 сигнал фотофоностимулятора: - третий этап (2 недели). После освоения второго этапа пациенту предлагался режим работы 1 слово на 1 сигнал фотофоностимулятора. Отработка речевого материала проводилась с использованием диалогов, чтением рассказов, пересказами прочитанного, составлением рассказов на заданную тему; - четвертый этап (1,5 - 2 недели). Для занятий дома больному выдавался механический звуковой стимулятор, издающий щелчок при нажатии на кнопку, с помощью которого пациент контролировал собственный темпоритм речи в режиме 1 сигнал стимулятора на речевую синтагму. Амбулаторные занятия с логопедом проводились в режиме работы светозвукового фотофоностимулятора с частотой 1 сигнал на 1 произносимое слово. Речевой материал: беседы, рассказы, групповые сообщения, общения вне занятий (беседы в магазине и др.).

- пятый этап (1 неделя). Работа только с портативным механическим звуковым стимулятором в режиме 1 стимул на синтагму, используемым больным по мере необходимости.

На всех этапах реабилитации занятия проводились три раза в неделю по 1 - 1,5 ч. Кроме этого, больной самостоятельно готовил занятия соответственно стадии реабилитации во временном режиме 0,8 Гц, для чего ему выдавался портативный светозвуковой фотофоностимулятор.

В результате двухмесячного курса лечения в разговорной речи пациента не наблюдается никаких признаков заикания, исчезли судороги артикуляционного и дыхательного аппарата; больной свободно разговаривает на любые темы без использования стимулятора. Катамнез прослежен в течение 7 месяцев; периодически, по рекомендации логопеда в напряженные периоды жизни больной для облегчения речи использует портативный механический звуковой стимулятор. С помощью данного способа пролечено 22 человека в возрасте от 14 до 35 лет, из них 12 мужчин и 10 женщин, страдающих различными формами заикания. У 4 человек было диагносцировано заикание тяжелой, у 16 средней и у 2 легкой степени тяжести. Хороший эффект от лечения был отмечен у 19 человек - у больных практически полностью купирован речевой дефект, отсутствуют судороги речевого и дыхательного аппарата. У трех пациентов эффект от лечения был расценен как удовлетворительный: в речи больных, особенно в периоды нервного перенапряжения присутствуют легкие запинки, которые легко устраняются при использовании портативного механического звукового стимулятора. Катамнез прослежен до 1,5 лет после окончания лечения.

Использование данного способа речевой реабилитации при заикании имеет следующие преимущества: а) с помощью преобразования речи появляется возможность выбрать индивидуальную частоту стимуляции (референт), необходимую для реабилитации; б) использование портативного механического стимулятора уменьшает частоту возникновения рецидивов.

Используемая литература 1. Л. З. Андронова, М.И. Лохов - авт. св. N 1049065 - "Способ лечения заикания путем введения медикаментов (0,1 этимизола) и проведения логопедических приемов".

2. Л.З. Андронова - авт. св. N 1337085 - "Способ лечения заикания путем синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки".


Формула изобретения

Способ восстановления речи при заикании путем использования приемов, направленных на восстановление темпоритмовой структуры речи с использованием экзогенного светозвукового темпоритма, отличающийся тем, что частоту стимуляции в диапазоне от 0,5 до 1,5 Гц выбирают индивидуально после компьютерного анализа временных параметров речи, записанной на магнитофон, и логопедические занятия проводят в выбранном светозвуковом режиме, а после исправления речевых дефектов пациент управляет темпоритмом собственной речи с помощью портативного механического звукового стимулятора.

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.09.2005        БИ: 27/2005



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, точнее, к психофизиологическим методам лечения, и может найти применение при коррекции нарушений речи различной этиологии

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в логопедической практике

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и предназначено для лечения заикания, для улучшения речи здоровых людей, а также для проверки или тренировки скорости реакции испытуемого

Изобретение относится к области медицины и медицинской педагогики и может быть использовано при профилактике и лечении заикания, при профотборе и массовых обследованиях организованных коллективов

Изобретение относится к логопедической технике и предназначено для использования при реабилитации заикания

Изобретение относится к области медицины и предназначено для устранения заикания, коррекции речи и слуха, возникших вследствие ранений и травм головного мозга
Изобретение относится к области медицины

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и может найти применение при профилактике и лечении заикания

Изобретение относится к медицине, а более конкретно к логопедии, и может быть использовано при лечении заикания, логоневрозов и нестабильного функционирования нервных речевых центров

Изобретение относится к медицине, в частности к коррекции речи, и может быть использовано для коррекции речи у детей с небно-глоточной недостаточностью

Изобретение относится к области развлечений, логопедии и предназначено для тренировки голосового аппарата

Изобретение относится к медицине, а именно к немедикаментозным способам активации речевых функций головного мозга. Регистрируют сигналы мозга. Измеряют их длительность. Устанавливают для этой длительности колебания соответствующий вербальный стимул и воздействуют им на пациента. Затем измеряют длительность очередного текущего колебания через интервал времени, не меньший максимальной длительности используемых вербальных стимулов, и воздействуют на пациента вербальным стимулом, соответствующим этому текущему колебанию. В другом варианте реализации способа измеряют длительность текущего колебания, устанавливают для этой длительности соответствующий вербальный и согласованный с ним по смыслу визуальный стимулы. Воздействуют ими на пациента. Затем измеряют длительность очередного текущего колебания через интервал времени, не меньший максимальной длительности используемых вербальных стимулов, и воздействуют на пациента вербальным и согласованным с ним по смыслу визуальным стимулами, соответствующими этому текущему колебанию. Изобретение позволяет ускорить процесс речевого развития детей. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 пр.
Наверх