Способ восстановления нарушения речи различного генеза

 

Изобретение относится к области медицины. Осуществляют воздействие на собственную речь пациента индивидуально подобранными свето- и звуковыми импульсами. Синхронизируют ее посредством этих импульсов. Звуковые импульсы дополнительно подают с возможностью их тактильного восприятия. Ритм свето- и звуковых импульсов задают в пределах 40-200 бит в минуту и контролируют визуально по плавающей и/или бегущей строке светового сигнала маятника. Длительность каждого импульса подбирают в интервале от 0,2 до 1 с. Громкость звука - в интервале от 0 до 60 дБ. Диапазон звукового импульса 438-445 Гц. Способ позволяет повысить эффективность лечения нарушенной речи пациента. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации пациентов, страдающих нарушениями темпо-риммической организации и интонационно-мелодической выразительности речи при заикании и заикоподобных расстройствах (тахилалии, брадилалии, кляттеринге, при всех формах дизартрии), а также пациентов, имеющих грубые нарушения слоговой структуры слова при алалии у детей и при афазии у пациентов, перенесших локальные поражения центральной нервной системы. Кроме того, изобретение применимо для реабилитации пациентов, страдающих нарушением речевого дыхания при заикании, заикоподобных расстройствах, дизартрии, при патологии слуха и при овладении навыками риторики для совершенствования речевой культуры у специалистов публичных профессий.

Известен метод лечения заикания французского врача Коломбо, на первом этапе которого предлагается говорить нараспев, затем читать и пересказывать прочитанный текст под ритмические удары специального прибора (Сообщение на заседании Парижской медицинской академии. Париж. 1928 г.).

Известно, что метрическое произнесение слов, скандирование способствуют лечению заикания. Последнее возобновляется при быстрой речи, т.к. появляется разнометричность и разнодлительность слов. Каждая новая метрическая единица должна быть упреждена. Еще К.С. Станиславский подметил, что "речь следует за жестом и мимикой. Поэтому впереди надо пустить силу, которая, как на буксире, потянет за собой переменное упреждение". В дальнейшем "буксир" можно ослабить либо совсем убрать (Жинкин Н.И. Механизм заикания. АПН РСФСР, 1958, с.79-83, 338-347).

Известен способ восстановления речи путем ее синхронизации с помощью движения пальцев ведущей руки в процессе проговаривания (авторское свидетельство СССР №1337085, кл. А 61 F, 5/58, 1984 г.).

Данный способ дает возможность ритмизировать свою речь посредством движений пальцев ведущей руки в процессе проговаривания. Но при заикании возможно нарушение генерации и воспроизводства речевых темпоритмов, которые не достаточно восстанавливают речь, а движение руки закрепляется как навязчивое.

Наиболее близким техническим решением является способ восстановления речи при заикании (Патент РФ №2144806 С1, кл. А 61 F, 5/58, 1996 г.).

Он заключается в воздействии на пациента светозвуковыми импульсами. До этого воздействия свободный монолог пациента в течение 4-5 мин записывают на магнитофон и анализируют с помощью компьютерного преобразования временных составляющих речи. После этого на гистограмме выбирают индивидуальную частоту светозвуковой стимуляции в диапазоне 0,5-1,5 Гц и логопедические занятия проводят в выбранном светозвуковом режиме.

Данный способ предполагает дополнительные операции и требует сложные инструментальные исследования и длительный период лечения с дальнейшим постоянным контролем.

Целью изобретения является повышение эффективности способа за счет комплексного воздействия на максимальное число анализаторов, а также его упрощение, доступность и комфортность за счет обеспечения возможности самостоятельных занятий и динамического самоконтроля за их результатами.

Она достигается тем, что в способе восстановления нарушения речи при заикании, заключающемся в воздействии на собственную речь пациента индивидуально подобранными свето- и звуковыми импульсами и ее синхронизации посредством этих импульсов, звуковые импульсы дополнительно подают с возможностью их тактильного восприятия, причем ритм свето- и звуковых импульсов задают в пределах 40-200 бит в минуту и контролируют визуально по плавающей и/или бегущей строке светового сигнала - маятника. Длительность каждого импульса подбирают в интерваре 0,2-1 с, громкость звука - в интервале 0-60 дБ, а диапазон звукового импульса - 438-445 Гц. Для подачи звуковых импульсов и импульсов в виде плавающего светового сигнала - маятника используют метроном. Кроме того, звуковые импульсы могут быть поданы через наушник.

Способ реализуется следующим образом.

На приборе устанавливают характеристики рабочего режима в зависимости от тяжести патологии речевых нарушений. Подбор свето-звукового сигнала начинают с первых логопедических занятий для лиц, имеющих показания к ним, после консультации психоневролога и не требуют сложных предварительных инструментальных исследований.

При тяжелой патологии ритм свето- и звуковых импульсов устанавливают 40 бит в мин или 40 движений маятника. При адекватном ответе и установлении равнометричной речи изменяют свето-звуковой ритм, постепенно увеличивая до 120 бит в минуту (дикторский текст). По индивидуальному требованию логопеда или пациента возможно увеличение ритма до 200 бит в минуту.

Длительность каждого свето-звукового импульса устанавливают от 0,2 до 1 с и коррелируют с битами, причем характеристику импульса подбирают в соответствии с субъективными пожеланиями пациента. Также возможно переключение звука с 60 дБ (обычная речь) до 40 дБ (приглушенный звук) и 0 дБ (полное отключение звука). Остается визуальная ритмическая поддержка в виде световой плавающей строки (плавающий световой сигнал - маятник).

Диапазон звуковых импульсов, подобранных согласно изобретению, дает возможность их тактильного восприятия пациентом с патологией слуха. Для удобства пациента возможно переключение метронома на наушник в ухе или на наушник в заушной раковине. Также для комфортности или в связи с патологией возможно использование ритма высокого тона в диапазоне 438-445 Гц.

При патологии слуха возможно тактильное восприятие звуковых импульсов, например, рукой пациента, держащей метроном.

Способ апробирован на 19 больных на базе ОМО комитета здравоохранения по логопедии.

Наблюдающийся логопедом и пациентом эффект аудиовизуального воздействия на характеристики речи последнего достигается и контролируется непосредственно во время занятия. После первых занятий пациент полностью самостоятельно осуществляет аудиовизуальное воздействие и имеет возможность без особых сложностей изменить характеристики в соответствии со своим состоянием и местонахождением.

Логопедический контроль требуется только по мотивации пациента или по рекомендациям логопеда, который устанавливает частоту и периодичность сигналов.

Максимальные технико-экономические возможности способа реализуются за счет широты его распространения и простоты привлечения специалистов.

Формула изобретения

1. Способ восстановления нарушения речи различного генеза, заключающийся в воздействии на собственную речь пациента индивидуально подобранными свето- и звуковыми импульсами и синхронизации ее посредством этих импульсов, отличающийся тем, что звуковые импульсы дополнительно подают с возможностью их тактильного восприятия, причем ритм свето- и звуковых импульсов задают в пределах 40-200 бит в минуту и контролируют визуально по плавающей и/или бегущей строке светового сигнала маятника, длительность каждого импульса подбирают в интервале 0,2-1 с, громкость звука - в интервале от 0 до 60 дБ, диапазон звукового импульса 438-445 Гц.

2. Способ восстановления нарушения речи различного генеза по п.1, отличающийся тем, что для подачи звуковых импульсов и импульсов в виде плавающего и/или бегающего светового сигнала-маятника используют метроном.

3. Способ восстановления нарушения речи различного генеза по пп.1 и 2, отличающийся тем, что звуковые импульсы подают через наушник.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины и предназначено для устранения заикания, коррекции речи и слуха, возникших вследствие ранений и травм головного мозга

Изобретение относится к логопедической технике и предназначено для использования при реабилитации заикания

Изобретение относится к области медицины и медицинской педагогики и может быть использовано при профилактике и лечении заикания, при профотборе и массовых обследованиях организованных коллективов

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и предназначено для лечения заикания, для улучшения речи здоровых людей, а также для проверки или тренировки скорости реакции испытуемого

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации речевых способностей при заикании

Изобретение относится к медицине, точнее, к психофизиологическим методам лечения, и может найти применение при коррекции нарушений речи различной этиологии

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в логопедической практике

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и может найти применение при профилактике и лечении заикания

Изобретение относится к медицине, а более конкретно к логопедии, и может быть использовано при лечении заикания, логоневрозов и нестабильного функционирования нервных речевых центров

Изобретение относится к медицине, в частности к коррекции речи, и может быть использовано для коррекции речи у детей с небно-глоточной недостаточностью

Изобретение относится к области развлечений, логопедии и предназначено для тренировки голосового аппарата

Изобретение относится к медицине, а именно к немедикаментозным способам активации речевых функций головного мозга. Регистрируют сигналы мозга. Измеряют их длительность. Устанавливают для этой длительности колебания соответствующий вербальный стимул и воздействуют им на пациента. Затем измеряют длительность очередного текущего колебания через интервал времени, не меньший максимальной длительности используемых вербальных стимулов, и воздействуют на пациента вербальным стимулом, соответствующим этому текущему колебанию. В другом варианте реализации способа измеряют длительность текущего колебания, устанавливают для этой длительности соответствующий вербальный и согласованный с ним по смыслу визуальный стимулы. Воздействуют ими на пациента. Затем измеряют длительность очередного текущего колебания через интервал времени, не меньший максимальной длительности используемых вербальных стимулов, и воздействуют на пациента вербальным и согласованным с ним по смыслу визуальным стимулами, соответствующими этому текущему колебанию. Изобретение позволяет ускорить процесс речевого развития детей. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к дефектологии. Устанавливают контакт с пациентом и настраивают его на преодоление речевого расстройства, погружают пациента в полное молчание, обучают диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу. Проводят физиотерапевтические мероприятия: дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н., массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, аутотренинг с вживанием пациента в образ нормально разговаривающего человека. Осуществляют развитие фразовой речи и чтение вслух. Проводят социальную адаптацию. При этом аутотренинг проводят по методу Сытина Г.Н., выполняют физические упражнения на концентрацию внимания и воли, произносят «про себя» установки на формирование навыков нормальной речи. Перед и в промежутках между дыхательно-двигательными упражнениями принимают по 8 глотков сырой теплой воды с добавлением 3 капель 62% жидкого экстракта стевии в 200 мл воды и 0,05-0,10 г пищевой соли на язык. Проводят профилактику и избавление от табакокурения и потребление алкоголя. Ведут дневник. Отрабатывают речевой голос. Развивают фразовую речь с применением рече-слухового волновода. Способ расширяет арсенал средств для коррекции заикания. 1 ил., 4 пр.
Изобретение относится к области медицины и направлено на лечение заикания как под руководством специалиста, так и самостоятельно. Лечение проводят в три этапа: подготовительного, восстановительного и фиксирующего. На подготовительном этапе выявляют «псевдозаикание» в отличие от «истинного» заикания и освобождают от «псевдозаикания», обеспечивают полноценное поступление белка к мышцам организма путем коррекции питания с учетом группы крови пациента. Устраняют десинхроноз путем синхронизации биоритмов организма пациента за счет согласования частоты ударов пульса в минуту и ритмичности речевого выдоха с выполнением в кратном соотношении к данной частоте ритма работы кулаком: разжатие и сжатие пальцев рук в кулак и ритма ходьбы. Выполняют логопедические упражнения, направленные на развитие плавности речи, упражнения на координацию между мыслительной и двигательной способностью. На восстановительном этапе последовательно устраняют причины «истинного» заикания путем активизации дыхательных, гортанных и артикуляционных мышц: устраняют заикание в местах локализации дыхательных спазмов брюшным прессом. Устраняют заикание в местах локализации гортанных спазмов, подключая к предыдущему курсу упражнений занятия с гортанью, которые включают сокращения внутренних мышц гортани: глотание слюны, пение, разговор, чтение вслух; далее устраняют заикание в местах локализации артикуляционных спазмов, добавляя к предыдущим упражнениям упражнения на мышцы артикуляционного аппарата с выполнением массажа лицевых мышц, выполнением мимических упражнений, направленных на подвижность рото- и носоглоточных мышц. На фиксирующем этапе закрепляют выработанные навыки речи до естественной речи, продолжая выполнять приемы восстановительного этапа. Способ позволяет устранить причины заикания без рецидива, в любом возрасте, при разной степени заикания тонических или клонических судорог мышц речевого аппарата, независимо от вида как невротического, так и неврозоподобного, за счет безмедикаментозной терапии коррекционно-компенсаторного характера. 4 пр.
Наверх