Система для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства и определения его местоположения

 

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС). При сообщении в операторское бюро владельцем ТС блокирующего и маячкового кодов по пейджинговой сети связи блокируется двигатель и запускается передатчик маячкового типа. На улицах распределены стационарные приемопередатчики, выполненные с возможностью приема сигналов от передатчиков маячкового типа, их пеленгации, измерения мощности сигналов и передачи информации на базовые станции. В информационном центре, подключенном к пейджинговой сети связи, определяются координаты ТС с заблокированным двигателем и учитывается количество включений передатчика маячкового типа для финансовых расчетов. Владелец ТС снабжен транспондерной карточкой, на которой нанесены секретные блокирующий, маячковый и расчетные коды, а в цифровой памяти зафиксирован идентификационный код. На ТС имеется узел дистанционного считывания идентификационного кода с транспондерной карточки для разблокирования двигателя. Система характеризуется повышенной степенью секретности, улучшенной точностью определения местоположения ТС и удобством оплаты охранных услуг. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным охранным системам транспортных средств (ТС) и предназначено для применения в регионах, оснащенных пейджинговыми сетями связи.

Известна система охраны ТС, содержащая операторское бюро, выполненное с возможностью сообщения на него водителем ТС, например, по телефону блокирующего кода и оборудованное передатчиком пейджинговой сети связи, а также установленные на ТС абонентский приемник, предназначенный для активации иммобилайзера и блокирования двигателя при приеме по пейджинговой сети связи блокирующего кода, и клавиатуру для деактивации иммобилайзера и разблокирования двигателя владельцем ТС (RU 2074826 C1, В 60 R 25/00, 10.03.1997).

Недостаток известной охранной системы заключается в невозможности дистанционного разблокирования двигателя, то есть без заметных для постороннего манипуляций с клавиатурой ввода разблокирующего кода в узел управления иммобилайзером. Кроме того, известная система характеризуется ограниченными функциональными возможностями и не позволяет, в частности, определять местоположение ТС с блокированным, например, после угона двигателем.

Наиболее близкой к предложенной является система для предотвращения несанкционированного использования ТС и определения его местоположения, содержащая входящие в пейджинговую сеть связи последовательно соединенные операторское бюро с передатчиком данных, радиоканал и установленный на ТС абонентский приемник, связанный посредством узла управления иммобилайзером с иммобилайзером, обеспечивающим возможность блокирования двигателя ТС при приеме блокирующего кода, и подключенный через блок запуска передатчика маячкового типа к передатчику маячкового типа, обеспечивающему возможность излучения сигнала тревоги при приеме по пейджинговой сети связи маячкового кода, а также установленный на ТС блок ручного ввода разблокирующего кода в узел управления иммобилайзером, обеспечивающим возможность разблокирования двигателя при совпадении введенного разблокирующего кода с записанным в блоке памяти узла управления иммобилайзером идентификационным кодом, и территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, обеспечивающие возможность приема сигналов от передатчиков маячкового типа при попадании ТС в зону действия данного приемопередатчика и возможность передачи полученных сигналов, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно соединенные блок приема и блок обработки принимаемых сигналов, выходы которого соединены с входами блоков регистрации и отображения (DE 4415052 A1, В 60 R 25/00, 02.11.1995).

Недостатки указанной системы опять же связаны с невозможностью дистанционного разблокирования двигателя, а также с тем, что координаты ТС с заблокированным двигателем, которые позволяет получить известная охранная система, оказываются весьма неточными.

Задачей изобретения является повышение степени секретности управления охранной системой ТС в части разблокирования двигателя, а также улучшение точности определения местоположения ТС с заблокированным двигателем. В результате планируется достичь более высокого уровня оказания охранных услуг и удобства их оплаты, чем при использовании системы - прототипа.

Поставленная задача решается тем, что в системе для предотвращения несанкционированного использования ТС и определения его местоположения, содержащей входящие в пейджинговую сеть связи последовательно соединенные операторское бюро с передатчиком данных, радиоканал и установленный на ТС абонентский приемник, связанный посредством узла управления иммобилайзером с иммобилайзером, обеспечивающим возможность блокирования двигателя ТС при приеме блокирующего кода, и подключенный через блок запуска передатчика маячкового типа к передатчику маячкового типа, обеспечивающему возможность излучения сигнала тревоги при приеме по пейджинговой сети связи маячкового кода, а также установленный на ТС блок ручного ввода разблокирующего кода в узел управления иммобилайзером, обеспечивающим возможность разблокирования двигателя при совпадении введенного разблокирующего кода с записанным в блоке памяти узла управления иммобилайзером идентификационным кодом, и территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, обеспечивающие возможность приема сигналов от передатчиков маячкового типа при попадании ТС в зону действия данного приемопередатчика и возможность передачи полученных сигналов, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно соединенные блок приема и блок обработки принимаемых сигналов, выходы которого соединены с входами блоков регистрации и отображения, - стационарные приемопередатчики выполнены с возможностью пеленгации передатчиков маячкового типа и измерения мощности принимаемых сигналов, информационный центр подключен к пейджинговой сети связи и выполнен с возможностью определения координат ТС по совокупности данных о местоположении каждого стационарного приемопередатчика, принявшего от передатчика маячкового типа сигнал, мощность которого не менее заданной мощности, и измеренных значений мощности принятого сигнала и пеленга на него, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчика маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с владельцем ТС, при этом владелец ТС снабжен одной или несколькими транспондерными карточками (ТК), на поверхности которых нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные блокирующий, маячковый и расчетный коды, становящиеся визуально доступными только при снятии защитного покрытия с соответствующих полей ТК, в цифровой памяти которой зафиксирован идентификационный код, на ТС в узел управления иммобилайзером введен блок дистанционного считывания идентификационного кода с ТК, выполненный с возможностью введения идентификационного кода в узел управления иммобилайзером для деактивации иммобилайзера с последующим разблокированием двигателя при внесении ТК в специальную зону для дистанционного считывания, а также установлен индикатор режима работы охранной системы, вход которого соединен с выходом узла управления иммобилайзером.

Решению поставленной задачи способствуют частные существенные признаки изобретения.

Стационарные приемопередатчики установлены на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Установленный на ТС передатчик маячкового типа выполнен с возможностью передачи индивидуального кода идентификационных признаков ТС (марки, цвета, государственные номера и др.).

Узел управления иммобилайзером выполнен с возможностью перепрограммирования идентификационного кода владельцем ТС при изменении идентификационного кода ТК.

На чертеже представлена функциональная схема предложенной системы для предотвращения несанкционированного использования ТС и определения его местоположения.

В систему входят включенные в пейджинговую сеть связи 1 операторское бюро 2 с передатчиком данных, радиоканал 3 и установленный на ТС абонентский приемник 4. В качестве оператора может быть использован как сотрудник операторского бюро 2, так и специальная программа обработки и передачи сообщений.

Владелец ТС имеет доступ для сообщения о постановке ТС на охрану или об угоне ТС в операторское бюро 2 по городской или сотовой телефонной сети (голосом или тональным набором либо с помощью электронной почты, или через сеть Интернет). В качестве владельца ТС может выступать собственник ТС, его доверенное лицо или его служащий (например, шофер). Владелец ТС снабжен ТК 5. На поверхности ТК 5 нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные блокирующий, маячковый и расчетный (с указанием оплаченного количества включений охранной системы) коды, становящиеся визуально доступными только при снятии защитного покрытия с соответствующих полей ТК. Защитное покрытие поля с секретным блокирующим кодом предназначено для снятия при первой постановке ТС на охрану, а защитные поля с секретными маячковым и расчетным кодами предназначены для снятия в случае угона ТС. В цифровой памяти ТК 5 зафиксирован идентификационный код.

На ТС, наряду с абонентским приемником 4, установлены блок 6 запуска передатчика маячкового типа, подключенный к передатчику 7 маячкового типа с первой передающей антенной 8, выполненному с возможностью передачи индивидуального кода идентификационных признаков ТС (марки, цвета, государственные номера и др.), блок 9 ручного ввода разблокирующего кода (скрытая клавиатура), индикатор 10 режима работы охранной системы, иммобилайзер 11 и узел 12 управления иммобилайзером, включающий в себя блок 13 дистанционного считывания идентификационного кода с ТК 5, подключенный к второй передающей антенне 14, блок 15 памяти идентификационного кода, блок 16 сравнения и триггерный блок 17. Один из выходов абонентского приемника 4 соединен через блок 6 запуска передатчика маячкового типа со входом передатчика 7 маячкового типа, а другой выход - с первым входом триггерного блока 17. Входы блока 16 сравнения подключены к выходу блока 15 памяти идентификационного кода, к выходу блока 9 ручного ввода разблокирующего кода и к выходу блока 13 дистанционного считывания, а выход - ко второму входу триггерного блока 17. Выходы последнего соединены соответственно со входами иммобилайзера 11 и индикатора 10 режима работы охранной системы.

Блок 13 дистанционного считывания выполнен с возможностью генерации и излучения с помощью второй передающей антенны 14 электромагнитных сигналов, активирующих цифровую память ТК 5. В простейшем случае ТК 5 может служить элементом переменной (изменяющейся в соответствии с идентификационным кодом) нагрузки.

Стационарные приемопередатчики 18, оборудованные приемопередающими антеннами 19, территориально распределены на улично-дорожной сети и обеспечивают возможность приема сигналов от передатчиков 7 маячкового типа при попадании ТС в зону действия данного приемопередатчика. В состав приемопередатчиков 18 введены блоки 20 пеленгации передатчиков 7 маячкового типа и измерения мощности принимаемых сигналов. Приемопередатчики 18 установлены на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства. Сигналы от приемопередатчиков 18 через приемопередающие антенны 19 передаются, по крайней мере, на одну из базовых станций 21, где принимаются антеннами 22.

Базовые станции 21 связаны с информационным центром 23, содержащим последовательно включенные блок 24 приема и блок 25 обработки, выходы которого соединены с входами блока 26 регистрации и блока 27 отображения (предназначенных соответственно для регистрации и отображения принимаемых сигналов). В состав информационного центра 23 также входит блок 28 определения координат транспортного средства. Входы блока 28 подключены соответственно к дополнительному выходу блока 25 обработки и к выходу блока 27 отображения. В информационном центре 23 блок 24 приема связан по проводам или по радиоэфиру с базовыми станциями 21. Информационный центр 23 подключен также к пейджинговой сети связи 1. Координаты ТС определяются по совокупности данных о местоположении каждого стационарного приемопередатчика 18, принявшего сигнал заданной мощности от передатчика 7 маячкового типа, измеренных значений мощности принятого сигнала и пеленга на него. В блок регистрации 26 информационного центра 23 введен также блок 29 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа, предназначенный для подсчета числа включений передатчика 7 маячкового типа, установленного на ТС.

Предложенная система для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства и определения его местоположения работает следующим образом.

При желании заблокировать двигатель при постановке ТС на охрану или в случае его угона владелец ТС, являющийся абонентом пейджинговой системы связи, сообщает об этом в операторское бюро 2, воспользовавшись, например, городской или сотовой телефонной сетью. При постановке на охрану оператору сообщаются адрес пейджера (индивидуальный номер) и блокирующий код, а при угоне ТС оператору дополнительно сообщается маячковый и расчетный коды. Оператор принимает сообщение и производит отправку по заданному адресу блокирующего, и, при необходимости, маячкового, и расчетного кодов по радиоканалу 3.

На ТС, находящемся в зоне приема, сигналы с блокирующим кодом (и, возможно, с маячковым, и с расчетным кодами) воспринимаются абонентским приемником 4. Блокирующий код направляется в узел 12 управления иммобилайзером и, устанавливая триггерный блок 17 в соответствующее состояние, активирует иммобилайзер 11. Двигатель ТС блокируется. При этом для блокировки ТС (которое может быть угнанным) владельцу ТС не обязательно знать местонахождение ТС. Обязательным условием является лишь нахождение ТС в зоне действия пейджинговой сети связи. Одновременно при приеме абонентским приемником 4 маячкового кода через блок 6 запуска запускается находящийся на ТС передатчик 7 маячкового типа и с помощью первой передающей антенны 8 передаются в окружающее пространство сигналы тревоги с индивидуальным кодом идентификационных признаков ТС с заблокированным двигателем (марка ТС, цвет, государственный номер и др.) и с расчетным кодом. Эти сигналы воспринимаются стационарными приемопередатчиками 18 с помощью приемопередающих антенн 19 при попадании ТС в зону их действия. Приемопередатчиками 18, в состав которых входят блоки пеленгации 20, осуществляются пеленгация передатчика 7 маячкового типа и измерение мощности принимаемых от него сигналов. Кроме того, полученные сигналы с помощью приемопередающей антенны 19 и антенны 22 ретранслируются, по крайней мере, на одну из базовых станций 21, а от нее по проводам или радиоэфиру - в информационный центр 23, где воспринимаются блоком приема 24.

Определение координат заблокированного ТС в информационном центре 23 производится с участием оператора в блоке 28 определения координат транспортного средства, связанном с блоком обработки 25 и блоком отображения 27, по совокупности данных о местоположении каждого стационарного приемопередатчика 18, принявшего oi передатчика 7 маячкового типа сигнал, мощность которого не менее заданной мощности, и измеренных значений мощности принятого сигнала и пеленга на него.

Полученный блоком 24 приема расчетный код запускает блок 29 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа, находящийся в блоке регистрации 26. Из ячейки блока 29 с номером, определяемым расчетным кодом (указанным на ТК владельца), считывается число, соответствующее оплаченному владельцем ТС количеству переданных в информационный центр 23 включений передатчика 7 маячкового типа. При совпадении этого числа с количеством реально поступивших в информационный центр 23 сообщений от данного передатчика 7 маячкового типа ТС автоматически снимается с охраны.

Техническая реализация системы связи владельца ТС с информационным центром 23, в частности, для получения сведений о координатах угнанного и заблокированного ТС либо какой-либо справочной информации, а также об изменениях в идентификационных признаках ТС или в количестве оплаченных поступлений в информационный центр 23 сигналов передатчика 7 маячкового типа, не является предметом настоящего изобретения. Ее исполнение не вызывает каких-либо затруднений и может быть осуществлено, например, по телефону, пейджинговой сети или с помощью электронной почты.

Для разблокирования двигателя ТС в узел 12 управления иммобилайзером с помощью блока 9 ручного ввода вводится указанный на ТК 5 секретный разблокирующий код, который сравнивается блоком 16 сравнения с идентификационным кодом, хранящимся в блоке 15 памяти. При их совпадении триггерный блок 17 сигналом с выхода блока 16 сравнения перебрасывается в противоположное состояние и иммобилайзер 11 деактивируется.

Деактивация иммобилайзера 11 может быть произведена также и посредством ТК 5. Для этого ТК 5 помещается владельцем ТС в специально отведенную зону (формируемую второй передающей антенной 14) для дистанционного считывания идентификационного кода с ТК 5 в узел 12 управления иммобилайзером. В данном случае зафиксированный в цифровой памяти ТК 5 идентификационный код воспринимается блоком 13 дистанционного считывания.

При изменении разблокирующего кода владельцем ТС может, например, производиться замена ТК 5 и перепрограммирование идентификационного кода в блоке 16 памяти.

Все режимы охранной системы отображаются индикатором 10, который, например, в разных режимах горит ровным или мигающим светом или попеременно тем и другим.

Таким образом, предложенная система для предотвращения несанкционированного использования ТС и определения его местоположения, обеспечивающая дистанционное разблокирование ТС, характеризуется повышенной секретностью управления. Наделение стационарных приемопередатчиков 19 функциями пеленгации передатчиков 7 маячкового типа и выполнение информационного центра 23 с возможностью определения координат ТС по совокупности данных о местоположении каждого стационарного приемопередатчика, принявшего от передатчика маячкового типа сигнал, мощность которого не менее заданной мощности, и измеренных значений мощности принятого сигнала и пеленга на него, позволяет существенно повысить точность определения местоположения ТС с заблокированным двигателем.

В итоге владельцу ТС предоставляется качественно более высокий уровень оказания охранных услуг и удобства их оплаты, чем при использовании прототипа данного технического решения.

Формула изобретения

1. Система для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства и определения его местоположения, содержащая входящие в пейджинговую сеть связи последовательно соединенные операторское бюро с передатчиком данных, радиоканал и установленный на транспортном средстве абонентский приемник, связанный посредством узла управления иммобилайзером с иммобилайзером, обеспечивающим возможность блокирования двигателя транспортного средства при приеме блокирующего кода, и подключенный через блок запуска передатчика маячкового типа к передатчику маячкового типа, обеспечивающему возможность излучения сигнала тревоги при приеме по пейджинговой сети связи маячкового кода, а также установленный на транспортном средстве блок ручного ввода разблокирующего кода в узел управления иммобилайзером, обеспечивающим возможность разблокирования двигателя при совпадении введенного разблокирующего кода с записанным в блоке памяти узла управления иммобилайзером идентификационным кодом, и территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, обеспечивающие возможность приема сигналов от передатчиков маячкового типа при попадании транспортных средств в зону действия данного приемопередатчика и возможность передачи полученных сигналов, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно соединенные блок приема и блок обработки принимаемых сигналов, выходы которого соединены с входами блоков регистрации и отображения, отличающаяся тем, что стационарные приемопередатчики выполнены с возможностью пеленгации передатчиков маячкового типа и измерения мощности принимаемых сигналов, информационный центр подключен к пейджинговой сети связи и выполнен с возможностью определения координат транспортного средства по совокупности данных о местоположении каждого стационарного приемопередатчика, принявшего от передатчика маячкового типа сигнал, мощность которого не менее заданной мощности, и измеренных значений мощности принятого сигнала и пеленга на него, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчика маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с владельцем транспортного средства, при этом владелец транспортного средства снабжен одной или несколькими транспондерными карточками, на поверхности которых нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например краской, секретные блокирующий, маячковый и расчетный коды, становящиеся визуально доступными только при снятии защитного покрытия с соответствующих полей транспондерной карточки, в цифровой памяти которой зафиксирован идентификационный код, на транспортном средстве в узел управления иммобилайзером введен блок дистанционного считывания идентификационного кода с транспондерной карточки, выполненный с возможностью введения идентификационного кода в узел управления иммобилайзером для деактивации иммобилайзера с последующим разблокированием двигателя при внесении транспондерной карточки в специальную зону для дистанционного считывания, а также установлен индикатор режима работы охранной системы, вход которого соединен с выходом узла управления иммобилайзером.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что стационарные приемопередатчики установлены на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что установленный на транспортном средстве передатчик маячкового типа выполнен с возможностью передачи кода идентификационных признаков транспортного средства.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что узел управления иммобилайзером выполнен с возможностью перепрограммирования идентификационного кода владельцем транспортного средства при изменении идентификационного кода транспондерной карточки.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.03.2008

Извещение опубликовано: 20.04.2010        БИ: 11/2010




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для управления клапаном, предпочтительно для управления клапаном шины автомобиля

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования

Изобретение относится к конструкции противоугонной заглушки, используемой для блокировки выхлопной трубы автомашины с целью предотвращения несанкционированного ее использования

Изобретение относится к средствам, предотвращающим отпирание замка посторонними лицами

Изобретение относится к области охранной сигнализации, конкретно, к датчикам удара

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования при реализации систем безопасности автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для использования при программировании ключей системы безопасности автомобиля

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортной технике и касается оборудования транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или угона транспортных средств

Изобретение относится к машиностроительной промышленности и может быть использовано в устройствах, предотвращающих несанкционированное использование транспортных средств

Изобретение относится к машиностроительной промышленности и может быть использовано в устройствах, предотвращающих несанкционированное использование транспортных средств

Изобретение относится к системам для охраны транспортных средств (ТС) и объектов недвижимости и предназначено для применения в регионах, покрытых радиотелефонными и пейджинговыми сетями связи

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования

Изобретение относится к механическим устройствам для запирания рулевого колеса автомобиля

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования

Изобретение относится к эксплуатации самоходных транспортных средств, конкретно к устройствам, блокирующим рулевую систему управления

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств от несанкционированного пользования

Изобретение относится к устройствам защитной блокировки, препятствующим несанкционированному доступу к установочному или функциональному элементу топливоподающей системы, в частности топливного насоса высокого давления
Наверх