Дисково-колодочный тормоз для ленточного конвейера

 

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к тормозам, устанавливаемым на валу барабана ленточного конвейера. Дисково-колодочный тормоз состоит из рамы, тормозного диска, тормозных колодок, замыкающих пружин, привода механизма размыкания, рычажной системы. Тормозной диск установлен с возможностью осевого смещения на шлицах на свободном конце вала барабана конвейера, размещенного с зазором внутри неподвижной опоры, на которой коаксиально с валом закреплена кольцевая тормозная колодка. Тормозной диск подпружинен к опоре с возможностью его взаимодействия с тормозной колодкой, а соосно с валом барабана конвейера размещен шток с муфтой, на которой коаксиально со штоком закреплена вторая кольцевая тормозная колодка с возможностью ее взаимодействия с другой стороной тормозного диска. Шток посредством шлицов размещен во второй неподвижной опоре, к которой подпружинена муфта с помощью размещенных по ее периметру замыкающих пружин. Свободный конец штока с помощью серьги кинематически связан с рычагом привода механизма размыкания тормоза. Увеличивается тормозной момент. 2 ил.

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к тормозам, устанавливаемым на валу барабана ленточного конвейера, и может быть использовано на мощных наклонных ленточных конвейерах, работающих как на подъем, так и на спуск груза.

Известен дисково-колодочный тормоз, включающий раму, тормозной диск, кинематически связанный с валом привода конвейера, одну или две пары тормозных колодок с возможностью их осевого нажатия на диск, замыкающие пружины, рычажную систему, привод механизма размыкания тормоза (Александров М. П. и др. , Грузоподъемные машины, Машиностроение, 1986, с. 200-202, рис. 7.21).

Недостатком известного тормоза является ограниченная величина развиваемого дисково-колодочным тормозом тормозного момента, поэтому он может быть установлен лишь на быстроходном валу привода конвейера. На мощных наклонных конвейерах, оборудованных таким тормозом, при выходе из строя двигателя, редуктора возможно возникновение аварийных ситуаций при скатывании незафиксированной груженой ленты вниз по ставу конвейера; элементы привода конвейера не могут быть заменены или отремонтированы, т.к. их невозможно отсоединить от приводного барабана наклонного конвейера при загруженной грузонесущей ветви конвейерной ленты.

Задачами изобретения являются увеличение развиваемого тормозного момента и возможности его установки непосредственно на валу барабана ленточного конвейера.

Поставленные задачи решаются за счет того, что у дисково-колодочного тормоза, состоящего из рамы, тормозного диска, тормозных колодок, замыкающих пружин, привода механизма размыкания, рычажной системы, тормозной диск установлен с возможностью осевого смещения на шлицах на свободном конце вала барабана конвейера, размещенного с зазором внутри неподвижной опоры, на которой коаксиально с валом закреплена кольцевая тормозная колодка, при этом тормозной диск подпружинен к опоре с возможностью его взаимодействия с тормозной колодкой, а соосно с валом барабана конвейера размещен шток с муфтой, на которой коаксиально со штоком закреплена вторая кольцевая тормозная колодка с возможностью ее взаимодействия с другой стороной тормозного диска, при этом шток посредством шлицов размещен во второй неподвижной опоре, к которой подпружинена муфта с помощью размещенных по ее периметру замыкающих пружин, причем свободный конец штока с помощью серьги кинематически связан с рычагом привода механизма размыкания тормоза.

Дисково-колодочный тормоз для ленточного конвейера показан на фиг.1 вид сбоку, а на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1.

Дисково-колодочный тормоз состоит из установленных на раме 1 двух неподвижных съемных опор - кронштейнов 2 и 3. Опора 2 с зазором охватывает свободный (не связанный с приводом конвейера) конец вала приводного (или неприводного) барабана 4. На опоре 2 коаксиально с валом барабана 4 закреплена сменная тормозная колодка 5. На этом же валу 4 с возможностью осевого смещения на шлицах размещен тормозной диск 6 с возможностью его взаимодействия с колодкой 5. При этом втулка тормозного диска 6 подпружинена пружиной 7 к заплечику вала барабана 4.

В опоре 3 с помощью шлицевого соединения и соосно с валом барабана 4 размещен шток 8 с закрепленной на нем муфтой 9, которая со стороны тормозного диска 6 снабжена коаксиально размещенной относительно штока 8 второй сменной тормозной колодкой 10 с возможностью ее взаимодействия с тормозным диском 6.

Муфта 9 и опора 3 подпружинены друг к другу замыкающими пружинами сжатия 11, которые равномерно распределены по периметру муфты 9. Свободный конец штока 8 с помощью короткой серьги 12 кинематически связан с рычагом 13, короткое плечо которого шарнирно связано с опорой 3, а длинное - со штоком 14 силового привода-толкателя 15. В качестве привода-толкателя может быть использован электрогидравлический или электровинтовой привод, длинноходовой электромагнит, гидро- или пневмопривод.

Корпус привода-толкателя 15 шарнирно связан с опорой 3 или рамой 1 в зависимости от компоновки элементов тормоза в конкретных условиях его размещения в зоне барабана конвейера. В том числе рычаг 13 с толкателем 15 может быть развернут на 90o по отношению к изображенному изложению на чертеже.

На приводном барабане конвейера, оборудованном одним приводным блоком, может быть установлен один тормоз, а на неприводном барабане может быть установлено два тормоза, с одной и другой стороны барабана, что позволяет увеличить (дополнительно) передаваемый барабану тормозной момент.

Дисково-колодочный тормоз действует следующим образом. При включении двигателя (или двигателей) привода конвейера включается привод-толкатель 15, который своим штоком 14 поворачивает рычаг 13 по часовой стрелке. Рабочее усилие от рычага 13 через серьгу 12 передается на шток 8, который смещается слева направо относительно опоры 3. Своим заплечиком шток 8 смещает в этом же направлении муфту 9, преодолевая усилия замыкающих пружин 11, которые сжимаются между муфтой 9 и опорой 3.

При этом тормозная колодка 10 отходит от тормозного диска 6, который также несколько смещается в этом же направлении по шлицам вала 4 (слева направо) под действием предварительно сжатой пружины 7.

Благодаря этому тормозной диск 6 выходит на контакт с обеими тормозными колодками 5 и 10, а привод конвейера растормаживается.

При отключении привода ленточного конвейера автоматически выключается привод-толкатель 15. Сразу же сжатые замыкающие пружины 11 перемещают справа налево относительно неподвижной опоры 3 муфту 9 с закрепленной на ней тормозной колодкой 10. Вступающая во взаимодействие с тормозным диском 6 колодка 10 смещает диск 6 справа налево до соприкосновения с неподвижной колодкой 5, в результате чего тормозной диск 6 зажимается между колодками 5 и 10, а кинематически связанный с тормозным диском 6 вал барабана 4 затормаживается, способствуя остановке всего конвейера.

Тормозной момент, развиваемый дисково-колодочным тормозом, определяется радиусом тормозного диска R, шириной кольцевых колодок b, усилием замыкающих пружин и коэффициентом трения в парах тормозной диск-колодки. Рабочее усилие на штоке силового привода размыкания определяется соотношениями плеч рычага l0 и l, а также углами установки рычага относительно оси силового привода и .

Формула изобретения

Дисково-колодочный тормоз для ленточного конвейера, состоящий из рамы, тормозного диска, тормозных колодок, замыкающих пружин, привода механизма размыкания, рычажной системы, характеризующийся тем, что тормозной диск установлен с возможностью осевого смещения на шлицах на свободном конце вала барабана конвейера, размещенного с зазором внутри неподвижной опоры, на которой коаксиально с валом закреплена кольцевая тормозная колодка, при этом тормозной диск подпружинен к опоре с возможностью его взаимодействия с тормозной колодкой, а соосно с валом барабана конвейера размещен шток с муфтой, на которой коаксиально со штоком закреплена вторая кольцевая тормозная колодка с возможностью ее взаимодействия с другой стороной тормозного диска, при этом шток посредством шлицев размещен во второй неподвижной опоре, к которой подпружинена муфта с помощью размещенных по ее периметру замыкающих пружин, причем свободный конец штока с помощью серьги кинематически связан с рычагом привода механизма размыкания тормоза.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конвейерному транспорту и может быть использовано во всех отраслях промышленности, эксплуатирующих наклонные ленточные конвейеры

Изобретение относится к конвейеростроению и может быть использовано на мощных наклонных ленточных конвейерах большой длины и производительности, транспортирующих груз как вверх, так и вниз, грузовых и грузолюдских

Элеватор // 2149130
Изобретение относится к погрузочно-транспортным машинам и может быть использовано в угольной промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов и т.п

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к наклонным ленточным конвейерам, оснащенным устройством для улавливания оборвавшейся ленты, и может быть использовано на подъемных конвейерах горных предприятий и наклонных конвейерах дробильно-сортировочных заводов и обогатительных фабрик

Изобретение относится к конвейерному транспорту и может быть использовано во всех отраслях промышленности, эксплуатирующих наклонные ленточные конвейеры
Изобретение относится к средствам непрерывного транспорта, а именно к устройствам для стопорения цепи элеватора в случае ее обрыва и обратного хода

Изобретение относится к транспортному оборудованию для горной промышленности, а именно к устройствам для остановки оборвавшейся ленты наклонно установленных ленточных конвейеров

Изобретение относится к оборудованию ленточных конвейеров и может быть использовано на наклонных конвейерах, транспортирующих груз вверх

Изобретение относится к непрерывному транспорту, в частности к ленточным конвейерам, и может быть использовано в качестве внутризаводского транспорта в различных отраслях промышленности и в других областях

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к наклонным конвейерам с подвесной лентой для кусковых грузов

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к конвейерам с подвесной лентой для наклонных выработок

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к устройствам для улавливания оборвавшейся ленты, и может быть использовано для наклонных ленточных конвейеров, транспортирующих груз вверх

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к наклонным ленточным конвейерам, транспортирующим груз как вверх, так и вниз

Изобретение относится к элеваторостроению, а именно к ковшовым ленточным элеваторам

Изобретение относится к конвейерному транспорту, а именно к ковшовым ленточным элеваторам

Изобретение относится к конвейерному транспорту, а именно к ковшовым ленточным элеваторам

Изобретение относится к оборудованию ленточных конвейеров и предназначено для улавливания ленты наклонных конвейеров в случае ее обрыва

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к наклонным ленточным конвейерам, оснащенным улавливающим устройством, и может быть использовано на конвейерах, транспортирующих груз как вверх, так и вниз, на шахтах, рудниках и обогатительных фабриках
Наверх