Поворотный вставной шверт для парусных судов

 

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций поворотных швертов для парусных судов. Поворотный вставной шверт для парусных судов содержит механизм установки и поворота шверта. Механизм его поворота установлен на торцевой кормовой части колодца и выполнен в виде плоской обоймы. Плоская обойма расположена по вертикальной плоскости кормовой части колодца. Нижний конец этой обоймы снабжен проушинами с отверстиями. Проушины охватывают боковые поверхности кормовой части головки шверта. В ответном отверстии шверта его головка шарнирно закреплена посредством оси. Верхний конец плоской обоймы выполнен по форме кормовой части планширя швертового колодца. Торцевая поверхность головки шверта выполнена по радиусу, равному длине швертового колодца. В верхней части головки шверта закреплен амортизатор. Второй конец амортизатора соединен быстроразъемным захватом с днищем судна. Технический результат реализации изобретения заключается в создании новой конструкции механизма поворота шверта на базе новой установочной поверхности швертового колодца, обеспечивающей новую кинематическую связь взаимодействующих элементов корпуса, шверта и швертового колодца, что позволяет создать простую, компактную, удобную в эксплуатации конструкцию, предопределяющую сохранность шверта и гарантирующую высокую надежность устройства в целом. 2 ил.

Изобретение относится к конструкциям поворотных швертов для парусных судов.

Известно швартовое устройство парусного судна, содержащее шверт, швертовый колодец и стержневые звенья, каждое из которых связано шарнирно одним кольцом со швертом, а другим со стенкой швертового колодца, кроме того, устройство снабжено механизмом перемещения и уборки швертов (а.с. N 1581648, М. кл. B 63 B 41/00, 1988 г.).

Недостатком конструкции швертового устройства парусного судна является наличие механизма перемещения и уборки шверта, выполненного в виде двух стержневых звеньев, шарнирно соединенных со швертом посредством тросового привода, содержащего ручную лебедку, направляющие шкивы и амортизатор, что значительно усложняет конструкцию и установку шверта.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является поворотный вставной шверт для парусных досок, содержащий ось, закрепленную в пазах швертового ящика, механизм для бесступенчатого регулирования положения шверта и выполненного фиксатора, расположенного в верхней части шверта (а.с. N 1439029, М. кл. B 63 B 41/00, 1985 г.).

Недостатком данного поворотного вставного шверта является конструкция механизма поворота, жестко закрепленного посредством оси в пазах швертового ящика, что снижает эксплуатационные характеристики при установке и демонтаже шверта в корпус.

Данное устройство поворотного вставного шверта для парусных досок имеет низкий уровень, что обусловлено конструктивным исполнением устройства и сложной кинематической связью поворотного механизма шверта, жестко закрепленного на корпусе парусной доски.

В этой связи важнейшей задачей является создание новой конструкции механизма поворота шверта на базе установочной поверхности кормовой части швертового колодца, несущей съемное поворотное устройство, соединенное с головкой шверта, выполненной по радиусу, величина которого равна длине швертового колодца, что позволяет создать принципиально новую кинематическую связь компоновки в корпусе судна, обеспечивающую более высокие ходовые качества за счет улучшения центровки судна, тем самым повышаются эксплуатационные характеристики.

Техническим результатом заявленного устройства является создание новой конструкции механизма поворота шверта на базе новой установочной поверхности швертового колодца, обеспечивающей новую кинематическую связь взаимодействующих элементов корпуса, шверта и швертового колодца, что позволяет создать простую, компактную, удобную в эксплуатации конструкцию, предопределяющую сохранность шверта и гарантирующую высокую надежность устройства в целом.

Сущность изобретения достигается тем, что поворотный вставной шверт для парусных судов, содержащий механизм установки и поворота шверта, имеет на торцевой кормовой части колодца механизм поворота шверта, выполненный в виде плоской обоймы, расположенной по вертикальной плоскости кормовой части колодца, нижний конец которой снабжен проушинами с отверстиями, охватывающими боковые поверхности кормовой части головки шверта, шарнирно закрепленной посредством оси в ответном отверстии шверта, а верхний конец плоской обоймы выполнен по форме кормовой части планширя швертового колодца, при этом торцовая поверхность головки шверта выполнена по радиусу, равному длине швертового колодца, а в верхней части головки шверта выполнен амортизатор, второй конец которого соединен быстроразъемным захватом с днищем судна.

Выполнение нового вставного поворотного шверта для парусных судов, установленного на кормовой части швертового колодца, позволяет упростить конструкцию, сделать ее компактной (шверовый конец имеет длину, равную ширине шверта, что в 3 - 4 раза меньше традиционных колодцев), сократить до минимума количество деталей, исключить шарниры, пружины, резьбовые элементы, а главное, обеспечить такую кинематическую связь между корпусом судна и швертом, при которой установку и подъем шверта можно осуществить с минимальными затратами труда и времени, не прибегая к сборочно-разборочным операциям, а возможность поворота шверта в вертикальной плоскости предотвращает поломку шверта при столкновении с препятствием, что делает вставной поворотный шверт универсальным (т. к. его можно устанавливать как на швертботах, так и на парусных досках), гарантирующим надежность работы устройства в целом и улучшающим эксплуатационные характеристики. Более того, предложенный поворотный вставной шверт для парусных судов за счет конструктивных особенностей и кинематической схемы позволяет получить совершенно новые потребительские и функциональные качества, а именно: автоматическое смещение центра бокового сопротивления (ЦБС) судна в зависимости от курса и скорости движения.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного решения, позволило установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого решения по совокупности признаков, позволило выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна" по действующему законодательству.

Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию "изобретательского уровня" заявитель провел дополнительный поиск известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного изобретения, результаты которого показывают, что заявленное изобретение для специалиста не следует явным образом из известного уровня техники.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень".

Поворотный вставной шверт для парусных судов представлен на чертежах, где на фиг. 1 - общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Поворотный вставной шверт 1 для парусных судов содержит механизм установки и поворота 2 шверта 1 (фиг. 1, 2). При этом на торцевой кормовой части 3 колодца 4 установлен механизм поворота 2 шверта 1, выполненный в виде плоской обоймы 5, расположенной по вертикальной плоскости кормовой части 3 колодца 4, нижний колодец которой снабжен проушинами 6 с отверстиями, охватывающими боковые поверхности 7 кормовой части головки 8 шверта 1, шарнирно закрепленной посредством оси 9 в ответном отверстии шверта 1. Предлагаемая конструкция механизма поворота шверта 1 позволяет осуществить несколько вариантов шарнирного соединения кормовой части головки 8 шверта 1 с проушинами 6 обоймы 5. В частности, ось 9 может быть жестко закреплена в проушинах 6 (как изображено на фиг. 2) и соединена со швертом 1, и может быть закреплена со швертом - жестко, а с проушинами - подвижно. Верхний конец 10 обоймы 5 выполнен по форме кормовой части планширя 11. Он может быть изогнут, повторяя форму планширя, т.е. имея "Г"-образную конфигурацию для размещения амортизатора. Следует отметить, что когда верхний конец 10 обоймы 5 будет установлен на кормовой части планширя 11, то нижний конец обоймы 5, точнее ее проушины 6 должны быть расположены так, чтобы ось 9 была за пределами киля 12. Торцевая поверхность 13 головки 8 шверта 1 выполнена по радиусу R, равному длине швертового колодца, что обеспечивает выполнение трех функций: беспрепятственный поворот шверта 1 вокруг оси 9; постоянное удержание плоской обоймы 5 в вертикальной плоскости кормовой части 3 колодца 4; и наконец, торцевая поверхность 13 в любом положении шверта 1 закрывает килевую щель швертового колодца, что значительно уменьшает индуктивное сопротивление (из-за отсутствия завихрений и подсоса воздуха) движению судна и исключает попадание воды в корпус судна через швертовый колодец на больших скоростях движения. В верхней части головки 8 шверта 1, закреплен амортизатор 14, второй конец которого соединен быстроразъемным захватом 15 с днищем судна 16 (киль). Этот амортизатор имеет многоцелевое назначение: во-первых, после установки шверта 1 в колодец 4 и закреплении захвата 15 на днище 16, амортизатор 14 препятствует несанкционированному подъему шверта 1 (в случае его положительной плавучести), т.е. амортизатор 14 постоянно удерживает шверт 1 в рабочем положении; во-вторых, амортизатор 14 смягчает удар шверта о препятствие, причем после прекращения контакта с препятствием амортизатор 14 возвращает шверт 1 в исходное рабочее положение; в-третьих, при тонкой настройке амортизатора 14 (за счет изменения сил упругости) можно добиться получения нового эффекта: при увеличении скорости движения судна (на полных курсах) шверт 1 под действием набегающего потока воды будет отклоняться к корме, смещая своей боковой поверхностью центр бокового сопротивления судна назад, что обеспечивает большую устойчивость на курсе за счет уменьшения "рыскливости" судна, а быстроразъемный захват 15 позволяет осуществить установку и подъем шверта 1 с минимальными затратами труда по времени.

Устройство работает следующим образом.

Поворотный вставной шверт 1 вместе с механизмом установки и поворота 2, выполненным в виде плоской обоймы 5 с проушинами 6 и осью 9 механизм поворота 2 шверта 1, располагаются по вертикальной плоскости кормовой части 3 швертового колодца 4 так, чтобы верхний конец 10 плоской обоймы 5 соединился с кормовой частью планширя 11 швертового колодца 4. Затем амортизатор 14, один конец которого закреплен в верхней части головки 8 шверта 1, соединяется быстроразъемным захватом 15 с днищем 12 судна. после чего шверт 1 устанавливается в рабочем положении. При встрече с препятствием, например мелководьем, камнями, топляком сила удара о препятствие воспринимается швертом 1 и передается на амортизатор 14, при этом шверт 1 поворачивается в безопасное положение, вплоть до полного прилегания шверта 1 к днищевой части 12 корпуса судна. После прекращения контакта с препятствием амортизатор 14 возвращает шверт 1 в вертикальное положение, что предотвращает поломку шверта.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий: - поворотный вставной шверт для парусных судов, воплощающий изобретение, снабженный механизмом поворота шверта, расположенным по вертикальной плоскости кормовой части колодца, при его осуществлении предназначен для обеспечения безопасности плавания парусного судна в условиях мелководья и засоренности акватории плавающими предметами, а также повышения надежности работы, поворотного шверта и исключения его ремонта за счет амортизации удара при столкновении с плавающими предметами и выступами донного грунта на мелководье; - для заявленного изобретения, в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможностью его осуществления в соответствии с описанием и прилагаемыми чертежами; - разработанное устройство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".

Формула изобретения

Поворотный вставной шверт для парусных судов, содержащий механизм установки и поворота шверта, отличающийся тем, что на торцевой кормовой части колодца установлен механизм поворота шверта, выполненный в виде плоской обоймы, расположенной по вертикальной плоскости кормовой части колодца, нижний конец которой снабжен проушинами с отверстиями, охватывающими боковые поверхности кормовой части головки шверта, шарнирно закрепленной посредством оси в ответном отверстии шверта, а верхний конец плоской обоймы выполнен по форме кормовой части планширя швертового колодца, при этом торцевая поверхность головки шверта выполнена по радиусу, равному длине швертового колодца, а в верхней части головки шверта закреплен амортизатор, второй конец которого соединен быстроразъемным захватом с днищем судна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для повышения маневренности и ходкости парусного катамарана

Изобретение относится к парусному судостроению

Судно // 2003581

Изобретение относится к судостроению, а именно к шверцевым устройствам судна

Киль // 1625760

Изобретение относится к судостроению , в частности к парусным судам

Изобретение относится к судостроению

Шверцы // 2327595
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано преимущественно на маломерных парусных судах

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в случае критического крена плавучего объекта (судна) для стабилизации его положения

Изобретение относится к судостроению, в частности к парусно-моторным судам. Корпус парусно-моторного судна представляет собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки. Активный киль судна представляет собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360° и качания вокруг продольной оси на угол 90°. Судно оснащено арочными мачтами с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией в нужном положении на угол в пределах 180°. Прямые паруса закреплены своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном на палубе корпуса. Достигается повышение показателей остойчивости и манёвренности, повышение безопасности и снижение трудоёмкости управлением судна. 4 ил.
Наверх