Шверцы

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано преимущественно на маломерных парусных судах. Шверцы содержат левое перо, правое перо, левую ось, правую ось, левый съемный фиксатор, правый съемный фиксатор, левый штерт, правый штерт. Левая ось закреплена на левом борту, правая ось закреплена на правом борту. На левой оси установлены левое перо и левый съемный фиксатор, на правой оси установлены правое перо и правый съемный фиксатор. Коренной конец левого штерта закреплен на левом пере, коренной конец правого штерта закреплен на правом пере. Шверцы дополнительно содержат левую пластину с продольной прорезью, правую пластину с продольной прорезью, левый упругий элемент, правый упругий элемент. Левая пластина закреплена на левом борту, правая пластина закреплена на правом борту. Прорезь левой пластины открыта со стороны кормы, прорезь правой пластины открыта со стороны кормы. Левое перо размещено в прорези левой пластины, правое перо размещено в прорези правой пластины. Передний конец левого упругого элемента закреплен на левом борту, задний конец левого упругого элемента закреплен на левом пере. Передний конец правого упругого элемента закреплен на правом борту, а задний конец правого упругого элемента закреплен на правом пере. Достигается повышение безопасности плавания. 3 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано преимущественно на маломерных парусных судах для уменьшения дрейфа под ветер.

Известен установленный под днищем по всей длине судна брусковый киль [1]. Его недостаток заключается в низкой эффективности, он не обеспечивает большую величину противодействующей дрейфу силы, что не позволяет судну с брусковым килем ходить круто к ветру.

Известны многочисленные варианты установленных под днищем судна плавниковых килей, например [2]. Недостаток известного киля заключается в значительном увеличении осадки судна.

Известен бульб-киль [3], в котором балласт расположен в обтекателе, закрепленном к нижней части плавникового киля. Недостаток известного киля заключается в значительном увеличении осадки судна.

Известен установленный в швертовом колодце кинжальный шверт [4, 5]. Его недостаток заключается в низкой безопасности: при посадке на мель или ударе швертом о подводное препятствие может нарушиться герметичность соединения швертового колодца с днищем, что приведет к появлению течи.

Известны многочисленные варианты поворотных швертов, например секторный шверт [6], прямой шверт [6]. Их недостаток заключается в том, что они занимают много места внутри корпуса по его длине, что ухудшает условия обитаемости на таком судне.

Известен поворотный шверт [7], для которого требуется швертовый колодец, занимающий меньше места по длине судна, чем обычные швертовые колодцы секторных или прямых швертов. Недостаток известного шверта заключается в том, что он увеличивает минимальную осадку судна на величину, равную ширине шверта.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству являются описанные в [8, 9] шверцы, представляющие собой опускаемые с бортов парусного судна пластины (перья, крылья) для снижения дрейфа под ветер. Шверцы навешиваются на оси, закрепленные на бортах судна. Подъем пера осуществляется штертом, коренной конец которого закреплен на пере. Для предотвращения утери перьев на каждой оси установлен съемный фиксатор. При движении под парусами в воду опущено подветренное перо, которое упирается в борт судна или в накладку на борту. При этом на ось подветренного пера действует растягивающее усилие, которому ось противостоит с большой эффективностью. Наветренное перо должно быть поднято из воды, так как на его ось действует изгибающее усилие, поэтому высока вероятность изгибания или поломки этой оси. При смене галса (как при повороте оверштаг, так и при повороте через фордевинд) необходимо в момент перехода через линию ветра поднять одно перо и опустить другое перо, таким образом в самый напряженный момент осуществления поворота внимание экипажа отвлекается на манипуляции с шверцами. Это является главным недостатком шверцев - низкие потребительские свойства, что обусловлено низкой безопасностью.

Задачей изобретения является повышение потребительских свойств путем повышения безопасности.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в известное устройство, содержащее левое перо, правое перо, левую ось, правую ось, левый съемный фиксатор, правый съемный фиксатор, левый штерт, правый штерт, левая ось закреплена на левом борту, правая ось закреплена на правом борту, на левой оси установлены левое перо и левый съемный фиксатор, на правой оси установлены правое перо и правый съемный фиксатор, коренной конец левого штерта закреплен на левом пере, коренной конец правого штерта закреплен на правом пере, внесены следующие усовершенствования: оно дополнительно содержит левую пластину с продольной прорезью, правую пластину с продольной прорезью, левый упругий элемент, правый упругий элемент, левая пластина закреплена на левом борту, правая пластина закреплена на правом борту, прорезь левой пластины открыта со стороны кормы, прорезь правой пластины открыта со стороны кормы, левое перо размещено в прорези левой пластины, правое перо размещено в прорези правой пластины, передний конец левого упругого элемента закреплен на левом борту, задний конец левого упругого элемента закреплен на левом пере, передний конец правого упругого элемента закреплен на правом борту, а задний конец правого упругого элемента закреплен на правом пере.

Такое построение шверцев позволяет повысить безопасность за счет отсутствия необходимости во время смены галса (как при повороте оверштаг, так и при повороте через фордевинд) подъема того шверца, который после смены галса станет наветренным, в результате чего все внимание рулевого сосредоточено на управлении судном. Кроме того, при посадке на мель или ударе о подводное препятствие на левую или правую оси действуют только сжимающее или растягивающие усилия, изгибающие усилия при этом отсутствуют, что снижает вероятность повреждения (поломки или изгибания) осей, в результате чего тоже повышается безопасность. Повышение безопасности приводит к повышению потребительских свойств.

Сущность изобретения поясняется описанием варианта конструктивного выполнения заявленного устройства и прилагаемыми рисунками, на которых:

- на фиг.1 приведен вид судна с левого борта с установленными шверцами;

- на фиг.2 приведено сечение левой пластины и левого пера в горизонтальной плоскости;

- на фиг.3 приведен разрез левой пластины и левого пера в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна.

Шверцы содержат левое перо 1, правое перо, левую ось 2, правую ось, левый съемный фиксатор 3, правый съемный фиксатор, левый штерт 4, правый штерт, левая ось 2 закреплена на левом борту 5, правая ось закреплена на правом борту, на левой оси 2 установлены левое перо 1 и левый съемный фиксатор 3, на правой оси установлены правое перо и правый съемный фиксатор, коренной конец левого штерта 4 закреплен на левом пере 1, коренной конец правого штерта закреплен на правом пере. Шверцы также содержат левую пластину 6 с продольной прорезью, правую пластину с продольной прорезью, левый упругий элемент 7, правый упругий элемент, левая пластина 6 закреплена на левом борту 5, правая пластина закреплена на правом борту, прорезь левой пластины 6 открыта со стороны кормы, прорезь правой пластины открыта со стороны кормы, левое перо 1 размещено в прорези левой пластины 6, правое перо размещено в прорези правой пластины, передний конец левого упругого элемента 7 закреплен на левом борту 5, задний конец левого упругого элемента 7 закреплен на левом пере 1, передний конец правого упругого элемента закреплен на правом борту, а задний конец правого упругого элемента закреплен на правом пере.

В верхней части левого пера 1 выполнено отверстие, через которое проходит левая ось 2, в верхней части правого пера выполнено отверстие, через которое проходит правая ось. В качестве упругого элемента (левого 7 или правого) может быть использована, например, пружина или резиновый жгут. Левый штерт 4 фиксируется путем завязывания за утку 8, расположенную на левом борту 5, а правый штерт фиксируется путем завязывания за утку, расположенную на правом борту.

Для облегчения возвращения пера в прорезь соответствующей пластины прорезь выполнена уширенной со стороны кормы (фиг.2).

Левая ось 2 снабжена фланцем 9, с помощью которого она крепится к левому борту 5. Таким же фланцем снабжена правая ось, с помощью которого она крепится к правому борту. Ось может быть закреплена не только к боковой поверхности своего борта, но и к планширю (верхней поверхности борта) с помощью, например, какого-либо хомута. На фиг.1 позицией 10 обозначена поверхность водоема.

Шверцы работают следующим образом. Находясь в воде, левое 1 и правое перья создают боковое сопротивление, уменьшающее дрейф под ветер при курсах бакштаг, галфвинд и бейдевинд и тем самым обеспечивают движение судна выбранным курсом. При курсе фордевинд шверцы не нужны, перья могут быть подняты из воды с помощью штертов (левого 4 и правого) для снижения сопротивления движению. Если необходимо изменить положение центра бокового сопротивления по длине судна, это может быть осуществлено путем вытравливания или вываживания штерта (левого 4, правого или обоих штертов) на требуемую длину. При попадании на мель или ударе о подводное препятствие перья поворачиваются вокруг соответствующих осей в сторону кормы и тем самым уменьшают осадку судна. При сходе с мели или подводного препятствия шверцы автоматически возвращаются в исходное положение с помощью упругих элементов. При смене галса не требуется производить со шверцами каких-либо манипуляций, поэтому заявленное техническое решение по сравнению с прототипом обладает повышенной безопасностью, что приводит к повышению потребительских свойств.

Источники информации

1. Шлюпка. Учебное пособие по военно-морскому делу. М.: Воениздат. 1969.

2. Мороцкий О.А. Корпус парусного судна. Патент РФ на изобретение №2009065, приоритет 02.11.1990, публ. 15.03.1994, МПК5 В63В 41/00.

3. Яхтинг в Украине. Парусный спорт.Класс «Звездный». http://www.stugna.kiev.ua/index.php?pirs=racing&st=klas_zvezdnie, 07.06.2006.

4. Строим швертбот «Оптимист». Большая история маленькой лодки. http://farshop.chat.ru/optimist/index.html, 07.06.2006.

5. Ряйккенен Р.Р. Пентамаран. Патент РФ на изобретение №2076056, приоритет 07.06.1991, публ. 27.03.1997, МПК6 В63В 1/12.

6. Яхтинг в Украине. http://www.ukryachting.net/print. php?pirs=books&st=rulevoy2_04, 07.06.2006.

7. Жуленев Е.П. Поворотный вставной шверт для парусных судов. Патент РФ на изобретение №2169098, приоритет 28.04.2000, публ. 20.06.2001, МПК 7 В63В 41/00.

8. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, http://vidahl.agava.ru/Р249.НТМ #43072, 07.06.2006.

9. Перегудов В.М. Парусные байдарки, катамараны, тримараны и надувные лодки. М.: Изд. Майор, 2002. - 416 с.

Шверцы, содержащие левое перо, правое перо, левую ось, правую ось, левый съемный фиксатор, правый съемный фиксатор, левый штерт, правый штерт, левая ось закреплена на левом борту, правая ось закреплена на правом борту, на левой оси установлены левое перо и левый съемный фиксатор, на правой оси установлены правое перо и правый съемный фиксатор, коренной конец левого штерта закреплен на левом пере, коренной конец правого штерта закреплен на правом пере, отличающиеся тем, что они дополнительно содержат левую пластину с продольной прорезью, правую пластину с продольной прорезью, левый упругий элемент, правый упругий элемент, левая пластина закреплена на левом борту, правая пластина закреплена на правом борту, прорезь левой пластины открыта со стороны кормы, прорезь правой пластины открыта со стороны кормы, левое перо размещено в прорези левой пластины, правое перо размещено в прорези правой пластины, передний конец левого упругого элемента закреплен на левом борту, задний конец левого упругого элемента закреплен на левом пере, передний конец правого упругого элемента закреплен на правом борту, а задний конец правого упругого элемента закреплен на правом пере.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций поворотных швертов для парусных судов. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для повышения маневренности и ходкости парусного катамарана. .

Изобретение относится к парусному судостроению. .

Судно // 2003581

Изобретение относится к судостроению, а именно к шверцевым устройствам судна. .

Киль // 1625760

Изобретение относится к судостроению , в частности к парусным судам. .

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в случае критического крена плавучего объекта (судна) для стабилизации его положения

Изобретение относится к судостроению, в частности к парусно-моторным судам. Корпус парусно-моторного судна представляет собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки. Активный киль судна представляет собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360° и качания вокруг продольной оси на угол 90°. Судно оснащено арочными мачтами с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией в нужном положении на угол в пределах 180°. Прямые паруса закреплены своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном на палубе корпуса. Достигается повышение показателей остойчивости и манёвренности, повышение безопасности и снижение трудоёмкости управлением судна. 4 ил.
Наверх