Плавучий предостерегательный знак повышенной волностойкости

 

Плавучий предостерегательный знак включает в себя плавучее вертикально ориентированное основание с плоским или объемным пассивно-активным демпфером и прикрепленный к днищу этого знака балласт, при этом осадка указанного основания равна 1,35 - 1,5 расчетной амплитуды волны, а верхняя кромка пассивно-активного демпфера удалена от поверхности моря на величину, не меньшую 1,2-1,3 расчетной амплитуды волны. Водонепроницаемая надводная часть этого основания выполнена высотой 1-1,5 м и с расположенными над ней радиолокационным отражателем и светооптическим аппаратом. Твердый балласт выполнен в виде плоского диска с диаметром, определяемым по указанной в формуле изобретения зависимости. Указанный демпфер имеет скос вниз под углом 20-30o, а между ним и диском твердого балласта установлены плоские вертикальные демпферы. Такое выполнение предостерегательного знака обеспечивает уменьшение отрывных усилий и ветровых нагрузок на морском волнении. 3 ил.

Изобретение относится к средствам навигационного обеспечения фарватеров, портов, гаваней, а также ограждения мест, опасных или закрытых для мореплавания - навигационным буям и вехам.

Известны морские буи большой, средний и малый, принятые на вооружение в Российском флоте (Справочник по средствам навигационного оборудования. Часть I. Средства радиотехнические, гидроакустические, зрительные, звукосигнальные и источники питания. Л.: ГУНИО, 1983).

Они различаются лишь размерами и принципиально включают 4 составные части: 1. Бочкообразную плавучесть, которая на 2/3 погружена в воду; диаметр этой "бочки" у малого буя - 1,6 м, у большого - 2,6 м. Внутри "бочки" располагаются батареи.

2. Мачту ферменного типа, в верхней части которой располагается светооптический аппарат, радиолокационный пассивный отражатель и ревун (на больших буях).

3. Хвостовик-противовес, идущий от "бочки" вниз на 2-4 м; он обеспечивает остойчивость буя; на хвостовике располагаются чугунные кольца, понижающие центр масс буя и вывешивающие его по расчетную ватерлинию.

4. Якорное устройство, включающее якорь-цепь и достаточного тяжелый анкер.

Буи подобной архитектуры имеют один общий недостаток: они отслеживают волну по вертикали и создают большие нагрузки на удерживающие связи. Несмотря на то что, например, большой морской буй удерживается якорь-цепью 18 калибра, на волне более 6-7 баллов эти буи нередко отрываются. Однако эти буи имеют и положительные свойства - высоко поднятые на сравнительно легкой мачте светооптический аппарат (СОА) и радиолокационный отражатель (РЛО). Поэтому данные буи могут использоваться как аналог 1.

Известен столбовидный буй (см. справочник, указанный выше). Он состоит из длинной (~ 8 м) вертикальной трубы внутренним диаметром 283 мм, на верхнем конце которой установлен СОА с защитной решеткой, а в нижней - батарея (аналог 2). На нижнем хвостовике трубы имеется скоба, к которой крепится якорь. 3 метра трубы с СОА находятся над водой, под водой на 2-метровой глубине вокруг трубы образован пенопластовый поплавок с большой положительной плавучестью, которая весь буй тянет вверх. Эти буи ставятся обычно на мелководье. Буй по заданную ватерлинию удерживается якорем.

Достоинство этого технического решения в том, что столбовидный буй, имея избыточную плавучесть, ставится внатяг к якорю и практически не имеет радиуса циркуляции и вертикальной качки. Но если имеются приливы и отливы, этот буй или частично затапливается, или всплывает и теряет остойчивость.

Наиболее близким по сущности к предлагаемому техническому решению (прототипом) является патент РФ 2011599 (Разумеенко Ю.В., Пыльнев Ю.В. Полупогруженное основание морского сооружения, бюл. 8 от 30.04.94). В соответствии с этим патентом для нейтрализации вертикальных волновых возмущающих сил буй должен выполняться в виде длинного полупогруженного цилиндра общей длиной не менее 1,35-1,5 расчетной высоты волны hр, при этом на глубине Тd1,2 расчетной амплитуды волны Ар=0,5hр буй должен иметь плоский или объемный пассивно-активный демпфер (ПАД), размеры которого определяются расчетной длиной волны p. Буй, выполненный по рекомендациям этого патента, будет иметь в 4-6 раз меньшие отрывные усилия, а также уменьшенную вертикальную и угловую качку.

Однако рекомендации патента-прототипа не учитывают требований по остойчивости. Опыт проектирования буев с использованием рекомендаций патента 2011599 выявил один существенный недостаток: высоко поднятый на высоту ~1,2 Ар водоизмещающий цилиндр со сплошными стенками повышает центр масс буя и создает проблемы с остойчивостью, особенно при изготовлении корпуса буя из стали. Из-за этого приходится применять тяжелый твердый балласт и увеличивать общий диаметр цилиндра. Кроме того, когда верхняя часть буя полностью водоизмещает при ее накрытии волной, возникает большая отрывная волновая сила, которую необходимо будет нейтрализовывать плоским или объемным демпфером больших размеров.

Однако с точки зрения требований навигации для буя или вехи нет необходимости делать всю верхнюю часть водоизмещающей, равной 1,35-1,5 амплитуды расчетной волны, как это предусмотрено у прототипа. Достаточна и половина этой высоты. Для ППЗ обязательным является только подъем на высоту 2,5-3 м СОА и РЛО. Поэтому надводную часть ППЗ можно сформировать в виде водонепроницаемого цилиндра или конуса высотой 1-1,5 м и легкой мачтовой конструкции над ним такой высоты, чтобы суммарный подъем СОА и РЛО над свободной поверхностью был не менее 2,5-3 м. Такое техническое решение кроме понижения центра масс уменьшает отрывные усилия при накрытии ППЗ волной и его ветровое сопротивление. Это будет также способствовать уменьшению угловых наклонений от ветра и волнения и уменьшению массы ППЗ.

Если квазигидростатическая составляющая от накрытия волной уменьшенной по высоте надводной части ППЗ уменьшается, то должна соответственно уменьшиться по сравнению с прототипом и величина сил на демпфере, нейтрализующих квазигидростатику на надводной части цилиндра. Иначе буй будет перекомпенсирован. Что касается потери гидростатических сил на цилиндре при опускании волны Fhs = gScA0cost, то она должна быть нейтрализована в полной мере в соответствии с рекомендациями прототипа. Отсюда вытекает, что эффективность работы ПАДа при подъеме и опускании волны должна быть разная.

Цель изобретения - уменьшение отрывных усилий и ветровой нагрузки у плавучих предостерегательных знаков на морском волнении, повышение их остойчивости при одновременном уменьшении общей массы. Эти цели достигаются тем, что у полупогруженного вертикально ориентированного основания морского сооружения, включающего погруженную часть общей осадкой Тпк не менее 1,35-1,5 расчетной амплитуды волны и плоский или объемный пассивно-активный демпфер, верхняя кромка которого удалена от невозмущенной поверхности на величину Тd не менее 1,2-1,3 расчетной амплитуды волны, высота водонепроницаемой надводной части выполнена высотой 1-1,5 м, но не менее половины амплитуды расчетной волны над ней, на высоту не менее 2,5-3,5 м от невозмущенной поверхности с помощью одноногой, 3- или 4-ногой мачтовой конструкции поднимаются СОА и РЛО, демпферы выполняются со скосом вниз под углом 20-30o к горизонту, при этом аккумуляторная батарея размещается в самой нижней части ППЗ, твердый балласт выполняется в виде плоского диска диаметром Dб(1,8-2)Dц, где Dц - средний диаметр погруженной части корпуса, выполненного из конусов, или диаметр цилиндрического корпуса, а сам этот диаметр, масса потребного твердого балласта и водоизмещение ППЗ в целом определяются из условий его плавучести по заданную ватерлинию и обеспечения заданного значения метацентрической высоты hзад из уравнений (Vn+Vd+V) = mнг+mзг (1) hзад = zс - zg = r где = 1,01-1,025 т/м3 - плотность морской воды; VпкпкDц - объем погруженной части основного корпуса, м3; Vd - объем демпфера, м3; V = m/- - объем твердого балласта массой m вместе с объемом удерживающих ППЗ связей, которые зависят от глубины места постановки, м3; - плотность материала твердого балласта (обычно стального), т/м3; mнг - масса независимых от размеров ППЗ грузов, заданных или заранее принятых, например масс светооптического аппарата и аккумуляторной батареи, кг;
mзг - масса зависимых от размеров и формы ППЗ грузов, например корпуса, наполнителя, кг;
zс - положение по высоте ППЗ центра плавучести (центра величины) водоизмещающих объемов, погруженных по заданную ватерлинию;
zg - положение по высоте ППЗ центра масс всех грузов, корпуса вместе с твердым балластом, демпферами, якорь-цепью и другими, которые уравновешены плавучестью буя, плавающего по заранее назначенную ватерлинию;
r - метацентрический радиус.

Диск твердого балласта жестко крепится снизу к корпусу ППЗ и выполняет роль дополнительного демпфера, а между основным скошенным демпфером и плоским диском твердого балласта располагаются 4 плоских вертикальных бракеты, соединяющих скошенную поверхность ПАДа с корпусом и диском твердого балласта и уменьшающих угловую качку ППЗ.

На фиг. 1 показан ППЗ на основе вертикального кругового цилиндра и плоского демпфера, а на фиг.2 - такой же ППЗ, водонепроницаемая часть которого выполнена из усеченных конусов, соединенных большими основаниями. Эти ППЗ включают погруженную часть 1 в виде вертикального цилиндра или составных конусов осадкой Тпк, которая назначается из условия Тпк(l,35-1,5)Ар, где Ар - амплитуда расчетной (обычно наибольшей) волны.

Надводная часть 2 может быть цилиндрической или конической формы. Над водонепроницаемой надводной частью на мачтовых конструкциях 3 на заданную высоту поднимается СОА 4 и РЛО 5. Плоские демпферы 6 подкреплены крестообразными вертикальными плоскими демпферами 7, простирающимися от основного демпфера до днища, к которому жестко крепится твердый балласт 8. Обычно твердый балласт выполняется из нескольких дисков. Верхний жестко соединяется с корпусом (у стальных буев на сварке), а другие 2-4 крепятся к нему на шпильках. Это дает возможность обеспечивать необходимую плавучесть буя по заданную ватерлинию при изменении глубины места постановки и изменении в связи с этим веса в воде якорь-цепи. Вниз от днища идет хвостовик 9, к которому крепится удерживающая ППЗ связь (не показана).

На фиг.3 показан ППЗ с объемным ПАДом. Он принципиально не отличается от ППЗ с плоскими ПАДами. Вся верхняя часть у него такая же, только вместо плоского ПАДа - объемный 6 в форме цилиндра, верхнее и нижнее основание которого имеют тот же скос вниз 20-30o к горизонту. Объемный ПАД также связан с корпусом и диском твердого балласта бракетами 7.

ППЗ с плоскими ПАДами могут быть рекомендованы для малых морских волностойких буев и вех, а с объемными - для больших и средних навигационных буев, а также буев специального назначения.

По сравнению с известными техническими решениями по буям и прототипом предложенные архитектурные формы ППЗ обладают рядом существенных отличительных признаков:
1. Высота водоизмещающей надводной части назначается в пределах 1-1,5 м, что меньше расчетной амплитуды волны Ар, над нею на легких мачтах на потребную высоту 2,5-3 м поднимаются СОА и РЛО, а осадка и заглубление ПАДа назначаются как у прототипа Тпк(l,35-1,5)Ар, Тd(1,2-1,3)Ар. Это позволяет по сравнению с прототипом уменьшить общую массу ППЗ и повысить его остойчивость (за счет снятия части высокорасположенных грузов), уменьшить ветровую нагрузку и отрывные ветровые силы при прохождении через ППЗ вершины волны.

2. Пассивно-активные демпферы вокруг корпуса выполнены с наклоном демпфирующей поверхности вниз на 20-30o, в частности, может быть применена коническая поверхность с наклоном образующей. Такое решение позволяет уменьшенную волновую силу при прохождении ППЗ вершины волны согласовать с уменьшенной эффективностью ПАДа, а на подошве волны добиться нейтрализации полной волновой силы меньшими площадями или объемами ПАДов за счет того что эффективность ПАДа при ускорениях в волне, направленных вверх, будет выше, чем с горизонтальными демпфирующими плоскостями.

3. Твердый балласт выполнен в виде диска диаметром Dб(1,8-2)Dц среднего диаметра погруженного корпуса, и он выполняет роль дополнительного демпфера.

4. Между демпферами, нейтрализующими вертикальные волновые силы и качку, и диском твердого балласта установлены 4 вертикально ориентированные бракеты, которые создают жесткую конструкции из корпуса ПАДа и твердого балласта и служат для уменьшения угловой качки.

Патентный поиск не выявил подобных технических решений. Поэтому предложенная форма ППЗ отвечает критерию новизны.

Предложение отвечает также критерию существенного положительного эффекта, т.к. даже по отношению к волностойкому прототипу обеспечивает меньшие отрывные усилия в системе удержания ППЗ на месте, позволяет уменьшить его водоизмещение и стоимость при достаточной остойчивости.


Формула изобретения

Плавучий предостерегательный знак, включающий в себя плавучее вертикально ориентированное основание с плоским или объемным пассивно-активным демпфером, аккумуляторную батарею и прикрепленный к днищу этого плавучего знака балласт, при этом осадка плавучего вертикально ориентированного основания равна 1,35 - 1,5 расчетной амплитуды волны, а верхняя кромка пассивно-активного демпфера удалена от невозмущенной поверхности моря на величину не меньшую 1,2-1,3 расчетной амплитуды волны, отличающийся тем, что водонепроницаемая надводная часть упомянутого основания выполнена высотой 1-1,5 м, но не менее половины расчетной амплитуды волны и с расположенными над ней с помощью мачтовой конструкции радиолокационным отражателем и светооптическим аппаратом, причем аккумуляторная батарея расположена в самой нижней части плавучего предостерегательного знака, а твердый балласт выполнен в виде плоского диска с массой, обеспечивающей метацентрическую высоту 0,25-0,3 м, и диаметром Dб= (1,8-2)Dц, где Dц - диаметр подводной части этого знака, выполненной цилиндрической, или средний диаметр при выполнении подводной части этого знака в виде усеченных конусов, при этом демпфер имеет скос вниз под углом 20-30o к горизонту, а между пассивно-активным демпфером и плоским диском твердого балласта установлены соединенные с ним плоские вертикальные демпферы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механике, в частности к предупредительному освещению бакенов прибрежной морской акватории

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано в станциях для проведения комплексных наблюдений за динамикой водной среды, ее химико-биологического контроля

Изобретение относится к судостроению и касается швартовочных устройств с затопленным швартовочным элементом, которые могут использоваться при буровых работах и нефтедобыче в ледовых арктических условиях

Изобретение относится к гидроакустике и может быть использовано для гидроакустических исследований в глубинах морей и океанов

Изобретение относится к бую для использования при загрузке или разгрузке текучего материала, особенно нефти, причем нижний конце буя приспособлен для соединения, по крайней мере, с одним расходным /передаточным/ трубопроводом и, кроме этого, приспособлен для ввода в погруженную, открытую снизу приемную камеру, находящуюся в нижней части судна

Изобретение относится к области судостроения, в частности к решению вопросов проектирования формы корпуса осесимметричных буев, имеющих малую угловую параметрическую качку на волнении, используемых в качестве средств океанотехники, например, в качестве носителей буровых и нефтедобывающих установок на воде

Изобретение относится к области средств обозначения затонувших объектов, а именно к сигнальным буям, выпускаемым из аварийной подводной лодки

Изобретение относится к технике освоения океана, в частности к подводным аппаратам с измеряемой плавучестью

Изобретение относится к области речного судоходства и предназначено для обеспечения навигационного пути

Изобретение относится к морской технике, а именно к буям

Изобретение относится к погрузо-разгрузочным устройствам, преимущественно к погрузо-разгрузочным терминалам для погрузки или выгрузки нефтепродуктов в морских условиях

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в системах для передачи жидкого груза, преимущественно нефти, в основном с берега на судно

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции ледокола, способу и системе одноопорной швартовки и обслуживания судов

Изобретение относится к подводному судостроению, касается создания устройств для хранения и снятия с глубоководного объекта аппаратуры регистрации информации и может быть использовано в оборудовании для подводных исследований как на плавающих, так и на стационарных глубоководных аппаратах

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а именно к устройствам крепления и отделения всплывающего буя и предназначено для использования на подводных технических средствах (ПТС) для хранения и постановки буев, например спасательных

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к устройствам для хранения, отдачи и доставки на поверхность моря буев, например спасательных, с радиопередатчиком в случае аварии подводного технического средства (ПТС)

Изобретение относится к гидроакустике и может быть использовано для гидроакустических исследований в натурном водоеме

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для гашения энергии динамических усилий, возникающих в буйрепе, минрепе при постановках океанографических, гидроакустических станций и якорных мин
Наверх