Трал

 

Изобретение может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы, обеспечивающего возможность лова широкого круга объектов промысла. Трал содержит сетную часть, включающую верхние, нижние и боковые сетные детали, совмещенные по боковой кромке дели с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы, мотню и кутец. Боковым сетным деталям придана форма ромба, подобного форме ячеи, из которых составлены боковые сетные детали, при этом боковая сетная деталь посажена на топенант по косой с коэффициентом посадки, равным 1. Кроме того, верхняя и нижняя подборы скреплены с распорной доской. Кроме того, поплавки размещены на участке верхней подборы над кромкой боковой сетной детали. Кроме того, заглубители размещены на участке нижней подборы под кромкой боковой сетной детали. Кроме того, размеры ячеи боковой сетной детали уменьшаются от ее переднего конца к заднему. Кроме того, с верхней и нижней подборами каждой боковой сетной детали связаны кабели, свободные концы которых скреплены один с другим. Распорная доска выполнена в виде полотнища из плотной ткани, верхняя кромка которого скреплена с кабелем, скрепленным с верхней подборой, а нижняя кромка скреплена с кабелем, скрепленным с нижней подборой. Верхняя кромка полотнища снабжена поплавками, а нижняя грузилами. Изобретение позволит повысить уровень прицельности лова, обеспечить стабильную работу трала при маневрировании и изменении режимов в его буксировки. 5 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы, обеспечивающего возможность лова широкого круга объектов промысла.

Известен трал, содержащий двух- или четырехпластинную сетную часть, образующую сетный мешок, имеющий две оси симметрии, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы (см. книгу Лукашов В. Н. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. - М.: Пищевая промышленность, 1972, с. 259-261).

Недостаток этого технического решения - высокая чувствительность трала к качеству регулировки его (к взаимной уравновешенности элементов относительно продольной оси симметрии) и жестко заданная зависимость параметров сил вертикального и горизонтального раскрытия трала и "полноты раскрытия, т.е. сохранения пространственной формы" сетных деталей трала.

Известен также трал, содержащий сетную часть, включающую верхние, нижние и боковые сетные детали, совмещенные по боковой кромке дели, с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы, мотню и кутец (см. книгу Лукашов В. Н. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. - М.: Пищевая промышленность, 1972, с. 233-238).

Недостаток этого технического решения - жестко заданная зависимость параметров сил вертикального и горизонтального раскрытия трала и "полноты раскрытия, т.е. сохранения пространственной формы" сетных деталей трала, составляющих его верх, низ и боковые стенки", вследствие чего изменение заданных параметров (например, при изменении скорости буксировки или при маневрировании) приводит к провисанию одних деталей и излишнему вытягиванию других, что приводит к соответствующему уменьшению площади рыбоприемного отверстия трала, сокращению зоны облова и снижает прицельность лова. Кроме того, параметры рыбоприемного отверстия трала (вертикальный размер мотни существенно меньше горизонтального) также не являются оптимальными на заключительной стадии лова (когда необходимо охватить косяк сквером и мотенной частью трала): косяк рыбы, который под воздействием крыльев трала, заставляющих его уменьшить горизонтальные размеры, начинает увеличивать свои вертикальные размеры, при этом часть косяка попросту не попадает в зону облова.

Задача на повышение уровня прицельности лова и обеспечение стабильной "работы" всех сетных элементов трала при маневрировании и изменении режимов буксировки трала.

Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в обеспечении возможности свободного маневрирования промыслового судна и (или) изменения режима буксировки трала с сохранением его работоспособности и обеспечением возможности придания параметрам рыбоприемного отверстия трала значений, оптимальных с позиции захвата косяка рыбы. Кроме того, при необходимости ускоренного перехода в другую точку промысла трал "автоматически" уменьшает свои размеры по вертикали при увеличении скорости буксировки.

Для решения поставленной задачи трал, содержащий сетную часть, включающую верхние, нижние и боковые сетные детали, совмещенные по боковой кромке дели, с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы, мотню и кутец, отличается тем, что боковым сетным деталям придана форма ромба, подобного форме ячеи, из которых боковые сетные детали составлены, при этом боковая сетная деталь посажена на топенант по косой, с коэффициентом посадки, равным 1. Кроме того, верхняя и нижняя подборы скреплены с распорной доской. Кроме того, поплавки размещены на участке верхней подборы над кромкой боковой сетной детали. Кроме того, заглубители размещены на участке нижней подборы под кромкой боковой сетной детали. Кроме того, размеры ячеи боковой сетной детали уменьшаются от ее переднего конца к заднему. Кроме того, с верхней и нижней подборами каждой боковой сетной детали связаны кабели, свободные концы которых скреплены друг с другом, при этом распорная доска выполнена в виде полотнища из плотной ткани, верхняя кромка которого скреплена с кабелем, скрепленным с верхней подборой, а нижняя кромка скреплена с кабелем, скрепленным с нижней подборой, кроме того, верхняя кромка полотнища снабжена поплавками, а нижняя грузилами.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи: Признаки ". . . боковым сетным деталям придана форма ромба, подобного форме ячеи, из которых боковые сетные детали составлены, при этом боковая сетная деталь посажена на топенант по косой, с коэффициентом посадки равным 1 . . ." обеспечивают возможность сохранения натяжения боковых стенок трала независимо от скорости буксировки, обеспечивают изменение вертикальной высоты раскрытия приемного отверстия трала (устья) в зависимости от скорости буксировки за счет формоизменения ячеи, которая в зависимости от скорости буксировки принимает вид от вытянутой по вертикали (малые скорости) до вытянутой по горизонтали (большие скорости).

Признаки второго пункта формулы изобретения обеспечивают возможность передачи тягового усилия на боковые сетные детали.

Признаки третьего и четвертого пунктов формулы изобретения обеспечивают "вертикальную растяжку" непосредственно боковых сетных деталей и вертикальное раскрытие устья трала.

Признаки пятого пункта формулы изобретения обеспечивают оптимальное расходование материала на изготовление сетных деталей и способствуют снижению сопротивления трала буксировке.

Признаки шестого пункта формулы изобретения определяют конструкцию элементов горизонтального раскрытия трала.

Заявленное техническое решение иллюстрируется чертежами: на фиг. 1 показан общий вид трала; на фиг. 2 показан вид трала сбоку; на фиг. 3 показан вид боковой сетной детали; на фиг. 4 (а, б и в) показана схема формоизменения боковой сетной детали.

На чертежах показаны верхняя 1 и нижняя 2 сетные детали, боковые сетные детали 3, мотня 4, кутец 5, топенанты 6, верхняя 7 и нижняя 8 подборы, поплавки 9 и заглубители 10, дополнительные поплавки 11 и дополнительные заглубители 12, полотнище 13, кабели 14.

Верхняя 1 и нижняя 2 сетные детали выполнены в форме прямоугольников одинакового размера. Боковые сетные детали 3 выполнены в форме ромба, повторяющего форму ячеи, из которой они составлены. Задние (обращенные к мотне 4) кромки боковых сетных деталей 3 связаны с боковыми кромками верхней 1 и нижней 2 сетных деталей, их соединение усилено соответствующими топенантами 6. При этом боковая сетная деталь посажена на топенант с коэффициентом посадки, равным 1, по косой, т. е. с топенантом скреплена кромка сетной детали (сторона ромба), образованная сторонами отдельных ячеек, лежащих на одной прямой. Задние кромки верхней 1 и нижней 2 сетных деталей связаны с передней кромкой мотни 4, задняя кромка которой скреплена с передней кромкой кутца 5. Передняя кромка верхней 1 сетной детали и передние (верхние) кромки боковых сетных деталей 3 скреплены с верхней подборой 7. Передняя кромка нижней 2 сетной детали и передние (нижние) кромки боковых сетных деталей 3 скреплены с нижней подборой 8.

Скрепление сетных деталей друг с другом торцовыми концами осуществляют известным образом: сетную часть связывают шворкой, т.е. посредством капронового шпагата, пропускаемого через контактирующие друг с другом ячеи соседних секций.

Верхняя 1 и нижняя 2 сетные детали, мотня и кутец изготовлены из капроновой сетной дели (с ячеей размерами 45 х 45 - 50 х 50 мм). Боковые сетные детали 3 имеют переменный размер ячеи, уменьшающийся от передней кромки к задней. Верхняя подбора выполнена из капронового каната диаметром 20 мм (имеет положительную плавучесть), а нижняя подбора, топенанты и кабели 14 выполнены из каната такого же диаметра, типа "геркулес" (снабженного стальными армирующими нитями и имеющего отрицательную плавучесть).

В конструкции использованы заглубители 10 известного типа (специальные отливки, отрезки цепей и т.п.), которые размещены на участке нижней подборы 2 под передней кромкой боковой сетной детали 3. При работе трала по "донному варианту" в качестве заглубителей могут быть использованы груза, предпочтительно выполненные в виде грунтропа известной конструкции, например жесткого, закрепленного на нижней подборе 2. Дополнительные заглубители 12, скрепленные с участками нижней подборы под полотнищем 13, конструктивно аналогичны заглубителям 10.

Поплавки 9 выполнены в виде полистироловых шаров диаметром 100 мм и скреплены с верхней подборой 1 над передней кромкой боковой сетной детали 3. Дополнительные поплавки 11, скрепленные с участками верхней подборы над полотнищем 13 конструктивно аналогичны поплавкам 9. Полотнище 13 используется в качестве распорной доски, при этом концы верхней и нижней подбор скреплены в одной точке с полотнищем 13, которое, кроме того, скреплено с верхней и нижней подборой посредством кабелей 14.

Технология лова включает следующие операции: подготовка промыслового оборудования к спуску трала, спуск трала, траление, подъем трала и выливка улова. Содержание операций: подготовка промыслового оборудования к спуску трала и спуск трала до заданной глубины соответствуют известным. Причем при движении судна, буксирующего трал, полотнища 13, работающие как распорные доски (что обеспечивается известным способом, например, нашивкой "карманов" на внешнюю сторону полотнища), обеспечивают горизонтальное раскрытие трала. Вертикальное раскрытие трала обеспечивается "совместной работой" поплавков 9 и 11 и заглубителей 10 и 12, при этом первые оттягивают вверх верхнюю подбору, но сопротивление воды движению трала и поплавков, при заявленной форме боковых сетных деталей 3, обеспечивает "приплюснутость" формы трала (вертикальный размер меньше горизонтального). Когда трал подводят к косяку рыбы 15, стараются располагать нижнюю подбору несколько ниже нижней границы косяка. При этом вначале косяк ощущает раздражающий его эффект воздействия от нижней подборы, пускаемой под него и подсекающей его снизу. Затем снижают ход промыслового судна и, поскольку давление встречного напора воды на поплавки 9 и 11 также снижается, ячея боковых сторон начинает трансформироваться (увеличивается вертикальный размер ячеи), тем самым трансформируются боковые сетные детали 3, увеличивается расстояние между верхней и нижней подборами и тем самым увеличивается раскрытие по высоте проема приемного отверстия трала. Что и обеспечивает охват всего косяка рыбы приемным отверстием трала. Т. е., если в процессе подсечки и "формирования косяка рыбы 15" высота приемного отверстия трала равна минимуму (Hmin), то на стадии "захвата косяка" она равна максимуму (Hmах).

Далее промысловому судну дают ход и рыба смещается в кутец (при этом ячея боковых сетных деталей растягивается по горизонтали и уменьшается высота приемного отверстия трала. Затем поднимают трал. При этом весь улов "стекает" в кутец трала. Выпуск (вылив) улова, после подъема кутца трала на промысловое судно осуществляют распуская гайтан на его торце (на чертежах не показан). Далее все повторяется.

Формула изобретения

1. Трал, содержащий сетную часть, включающую верхние, нижние и боковые сетные детали, совмещенные по боковой кромке дели с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы, мотню и кутец, отличающийся тем, что боковым сетным деталям придана форма ромба, подобного форме ячеи, из которых боковые сетные детали составлены, при этом боковая сетная деталь посажена на топенант по косой с коэффициентом посадки, равным 1.

2. Трал по п.1, отличающийся тем, что верхняя и нижняя подборы скреплены с распорной доской.

3. Трал по п. 1, отличающийся тем, что поплавки размещены на участке верхней подборы над кромкой боковой сетной детали.

4. Трал по п.1, отличающийся тем, что заглубители размещены на участке нижней подборы под кромкой боковой сетной детали.

5. Трал по п.1, отличающийся тем, что размеры ячеи боковой сетной детали уменьшаются от ее переднего конца к заднему.

6. Трал по п. 1, отличающийся тем, что с верхней и нижней подборами каждой боковой сетной детали связаны кабели, свободные концы которых скреплены друг с другом, при этом распорная доска выполнена в виде полотнища из плотной ткани, верхняя кромка которого скреплена с кабелем, скрепленным с верхней подборой, а нижняя кромка скреплена с кабелем, скрепленным с нижней подборой, кроме того, верхняя кромка полотнища снабжена поплавками, а нижняя грузилами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Трал // 2205538
Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы, обеспечивающего возможность лова широкого круга объектов промысла

Изобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к изготовлению устройств для сортировки улова внутри трала в процессе траления

Изобретение относится к элементам конструкции траловой системы для лова морских организмов в толще воды

Изобретение относится к тралам, преимущественно крупногабаритным

Изобретение относится к рыбопромысловой технике, в частности к траловому промыслу

Изобретение относится к технике промышленного рыболовства, которое может быть использовано при траловом лове рыбы

Изобретение относится к рыбной промышленности, в частности к тралам, оснащенным устройствами для выпуска малоразмерных особей или молоди

Изобретение относится к промышленному рыболовству

Изобретение относится к устройствам для тралового промысла

Изобретение относится к рыбопромысловой технике

Трал // 2210888

Трал // 2210889
Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы, обеспечивающего возможность лова широкого круга объектов промысла

Изобретение относится к промысловому рыболовству и может быть использовано для тралового рыболовства на океанских акваториях в районах морских течений

Изобретение относится к области рыбопромысловой техники, в частности к устройствам для тралового лова рыбы

Изобретение относится к промышленному рыболовству

Изобретение относится к рыбной промышленности, к способам определения уловистости тралов и может применяться в научных исследованиях при определении запасов рыб, а также на траловом лове

Изобретение относится к рыбопромысловой технике

Изобретение относится к рыбной промышленности, в частности к способам определения уловистости тралов
Наверх