Способ прогнозирования летального исхода при химическом ожоге пищевода

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к токсикологии и реаниматологии. Способ позволяет на раннем этапе осуществить прогноз летального исхода у больных с химическим ожогом пищевода. Через сутки после химического ожога пищевода в сыворотке крови больного определяют уровень свободного оксипролина, а в моче - количество общего оксипролина, и при повышении свободного оксипролина до 50,72 мкмоль/л и выше, а общего оксипролина до 517,5 ммоль/л и выше прогнозируют летальный исход.

Изобретение относится к медицине, а именно к токсикологии и реаниматологии, и может быть использовано для раннего прогнозирования летального исхода заболевания при химическом ожоге пищевода (кислотой или щелочью).

На сегодняшний день способа прогнозирования летального исхода при химическом ожоге пищевода не существует.

Изобретение направлено на решение задачи: возможность раннего прогнозирования летального исхода при химическом ожоге пищевода с целью его предупреждения.

Указанная задача решается путем выявления количества свободного оксипролина в сыворотке крови и уровня общего оксипролина мочи через сутки после химического ожога пищевода. Повышение содержания свободного оксипролина в сыворотке крови через сутки после химического ожога пищевода до 50,72 мкмоль/л и выше, то есть в 4 раза по сравнению с нормой и выше, при увеличении уровня общего оксипролина мочи до 517,5 м моль/л и выше, то есть в 3 раза и выше, является прогностическим признаком летального исхода заболевания при химическом ожоге пищевода. Способ является специфической диагностикой.

Способ осуществляют следующим образом. У обследуемого пациента через сутки после ожога, утром натощак, перед проведением лечебных мероприятий из вены производят забор 5 мл крови. Сбор суточной мочи осуществляют в течение 24 часов в сосуд с консервантом, который хранился на холоду.

Определение свободного оксипролина сыворотки крови и общего оксипролина мочи проводят по методу Н.В.Stegemann, который состоит из подготовительного этапа и колориметрической реакции (Н.В.Stegemann. Mikrolestimmung Hydroxyprolin mit chloramin Т und Dimethylaminobenzaldehyd //Z. Physiol. Chem. - 1958. - Bd.311.- S.41-45).

Подготовительный этап Для определения свободного оксипролина сыворотки крови к 0,5 мл сыворотки крови приливают 2 мл охлажденного до 4oС 96o этанола и перемешивают переворачиванием, затем ставят пробы в холодильник при 4oС на 15 минут. Центрифугируют при 3000 об/мин в течение 15 минут и надосадочную жидкость используют для проведения колориметрической реакции.

Для определения общего оксипролина к 1 мл профильтрованной мочи приливают 0,5 мл 8,5М HClО4 и 0,3 мл 6% трихлоруксусной кислоты. Прогревают на кипящей водяной бане 80 секунд и центрифугируют при 3000 об/мин в течение 15 минут. Надосадок запаивают в ампулу и гидролизуют при 105oС 24 часа. Очистку проб от загрязняющих компонентов производят добавлением 0,2 г активированного угля и 0,2 г смолы Dowex 50W х 8 (HCR-S) фирмы "Serva" с последующим прогреванием на кипящей водяной бане в течение 5 минут. 0,2 мл осветленного гидролизата нейтрализуют по фенолфталеину щелочью и доводят объем проб до 5 мл водой. Пробу делят на опытную и контрольную.

Колориметрическая реакция Во все пробы приливают 0,5 мл изопропанола и состав перемешивают. Во все пробы, исключая контрольную для общего ОП мочи, вносят 0,5 мл окислителя (7% хлорамин Т и ацетат-цитратный буфер рН 6,3 в соотношении 1:4, приготовленные непосредственно перед использованием) и перемешивают. Через 4,5 минуты приливают во все пробы 1 мл реактива Эрлиха, 2 г р-диметиламинобензальдегида, растворенного в 2 мл 8,5 М НСlO4 и затем смешанного с 13 мл изопропанола. Тщательно перемешав, пробы помещают на 30 минут в баню при 60oС, а затем охлаждают под проточной водой до комнатной температуры. Образцы спектрофотометрируют на приборе СФ-26 при длине волны 558 нм в кюветах с длиной оптического пути 10 мм против воды. Для общего ОП мочи опытную пробу фотометрируют против контрольной. Результаты рассчитывают по калибровочной кривой, построенной по стандартным разведениям оксипролина, содержащим от 1 до 6 мкг аминокислоты в пробе. Для выражения результатов в мкмоль/л (согласно международной системе СИ), полученные данные умножают на коэффициент 7,636.

При повышении уровня свободного оксипролина сыворотки крови до 50,72 мкмоль/л и выше, то есть в 4 раза и выше по сравнению с нормой (его нормальный показатель равен 12,68 мкмоль/л), и одновременном увеличении уровня общего оксипролина мочи до 517,5 м моль/л и выше, то есть в 3 раза и выше через сутки после химического ожога пищевода, прогнозируют летальный исход заболевания (нормальный показатель общего оксипролина мочи равен 172,5 м моль/л) (С. А. Кляцкин Клиническое значение определения биополимеров соединительной ткани при ожоговой болезни. - Дис. канд. мед. наук. - Пермь. - 1990. - С. 36).

Примеры конкретного выполнения Пример 1. Больной З., 38 лет, история болезни 1564, 2001 г. Диагноз при поступлении: Oтравление уксусной эссенцией. Обратился за медицинской помощью через 3 часа после приема уксусной эссенции (около 100 мл). Госпитализирован в экстренном порядке. Жалобы на боли в эпигастральной области и за грудиной, многократную рвоту, слюнотечение. Состояние удовлетворительное. Реакция на свет живая, глотательный рефлекс сохранен. Температура тела 38 градусов. Кожные покровы физиологической окраски, склеры инъецированные. Слизистая полости рта гиперемирована, язык - малинового цвета. Дыхание спокойное, ритмичное, частота дыхания 20 в мин. Пульс 90 уд/мин, ритмичный. АД 140/80 мм рт. ст. Тоны сердца ясные. Живот участвует в акте дыхания, болезненный при пальпации.

Через сутки после химического ожога пищевода исследовали уровень свободного оксипролина в сыворотке крови и количество общего оксипролина в моче. Содержание свободного оксипролина в сыворотке крови равнялось 50,72 мкмоль/л, а уровень общего оксипролина мочи составлял 517,5 ммоль/л.

На третьи сутки после ожога пищевода состояние пациента средней тяжести. Больной вялый, адинамичный. Кожа сухая, бледная. Отмечается выраженная отечность век. Имеются нарушения координации. Количество мочи уменьшено до 500 мл/сут. Содержание креатинина в крови достигло 2 ммоль/л, мочевины - 12 ммоль/л, общего билирубина - 40 мкмоль/л, циркулирующие иммунные комплексы (ЦИК) - 72 ед., С-реактивный протеин (СРП)-3,5 ед. Моча была цвета кофейной гущи, ее удельный вес составлял 1030, содержала ураты ++ и белок. Комплексная терапия включала метод форсированного диуреза, ультрафильтрацию и гемодиализ. На 9-е сутки заболевание осложнилось нижнедолевой пневмонией, которая, несмотря на проводимое лечение, перешла в тотальную. На 12-е сутки отмечалась дыхательная недостаточность, характеризующаяся выраженной одышкой, цианозом кожных покровов, вследствие чего больного перевели на искусственную вентиляцию легких. Несмотря на проводимую комплексную терапию быстро прогрессировала печеночно-почечная недостаточность. На 15-е сутки после ожога пищевода уксусной эссенцией больной погиб от полиорганной недостаточности.

Пример 2. Больной П., 61 год, история болезни 1893, 2001 г. Диагноз при поступлении: Острое отравление щелочным электролитом. Госпитализация в экстренном порядке. Жалобы на боли за грудиной и в эпигастральной области, слюнотечение. Состояние средней тяжести. Реакция на свет живая, глотательный рефлекс сохранен. Температура тела 37,6 градусов. Кожные покровы бледные. Слизистая полости рта гиперемирована, отечна. Язык влажный с большим количеством белого налета. Дыхание спокойное, ритмичное. Пульс 120 уд/мин, ритмичный. АД 140/90 мм рт.ст. Тоны сердца ясные. Живот участвует в акте дыхания, болезненный при пальпации в эпигастральной области.

Через сутки после химического ожога пищевода исследовали уровень свободного оксипролина в сыворотке крови и количество общего оксипролина в моче. Содержание свободного оксипролина в сыворотке крови равнялось 57,4 мкмоль/л, а уровень общего оксипролина мочи составлял 531,72 ммоль/л.

На фоне проводимой интенсивной терапии состояние больного на 11-е сутки расценивали как крайне тяжелое. Больной был заторможен, кожные покровы бледные, в легких ослабленное дыхание, АД 170/100 мм рт.ст. Пульс аритмичный, 110 в мин. Живот вздут, перистальтика вялая, печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см. Концентрация общего белка крови 53 г/л, креатинина 1,0177 ммоль/л, мочевины 31,673 ммоль/л, гемоглобина 28 г/л, лейкоцитов 30х109/л. На 13-е сутки больной скончался от прогрессирующей печеночно-почечной недостаточности.

Пример 3. Больной К., 45 лет, история болезни 1458, 2001 г. Диагноз при поступлении: Отравление соляной кислотой. Из анамнеза заболевания: с суицидальной целью выпил около 50 мл соляной кислоты, после чего отмечалась однократно рвота с примесью слизи. Госпитализирован через 3 часа после приема химического агента. Жалобы на жжение и боли в горле и за грудиной. Состояние тяжелое. Больной вялый. Глотательный рефлекс сохранен. Температура тела 38 градусов. Кожные покровы бледные, склеры слегка инъецированы. Слизистая полости рта и глотки гиперемирована, отечна. Дыхание спокойное, ритмичное. Пульс 98 уд/мин, ритмичный. АД 160/100 мм рт.ст. Тоны сердца ясные. Живот участвует в акте дыхания, болезненный при пальпации в эпигастральной области.

Через сутки после химического ожога пищевода исследовали уровень свободного оксипролина в сыворотке крови и количество общего оксипролина в моче. Содержание свободного оксипролина в сыворотке крови равнялось 48,6 мкмоль/л, а уровень общего оксипролина мочи составлял 486,2 ммоль/л.

На фоне проводимой интенсивной терапии состояние больного улучшилось, нормализовались лабораторные показатели крови и мочи.

Больной выписан из клиники на 30-е сутки в хорошем состоянии. Состоит на диспансерном учете. Жалоб, связанных с перенесенным заболеванием, не предъявлял.

Данные наблюдения свидетельствуют о том, что исследование уровня свободного оксипролина сыворотки крови через сутки после химического ожога пищевода позволяет выявить повышение его обмена, что является показателем, отображающим катаболическую направленность метаболизма коллагена. Одновременное увеличение содержания количества общего оксипролина мочи указывает на то, что вследствие химического ожога образуется большое количество продуктов деградации коллагена, которые не успевают метаболизироваться в тканях организма и выводятся в значительном количестве с мочой. Это является специфическим методом оценки обмена коллагенового белка в организме. Повышение уровня свободного оксипролина сыворотки крови через сутки после химического ожога пищевода до 50,72 мкмоль/л и выше, то есть в 4 раза и выше, при увеличении уровня общего оксипролина мочи до 517,5 ммоль/л и выше, то есть в 3 раза и выше, является единственным, в настоящее время, прогностическим фактором развития летального исхода при химическом ожоге пищевода.

Формула изобретения

Способ прогнозирования летального исхода у больных с химическим ожогом пищевода, отличающийся тем, что через сутки после химического ожога пищевода в сыворотке крови определяют уровень свободного оксипролина, а в моче - количество общего оксипролина, и при повышении свободного оксипролина до 50,72 мкмоль/л и выше, а общего оксипролина до 517,5 ммоль/л и выше прогнозируют летальный исход.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, в частности к акушерству и гинекологии
Изобретение относится к медицине, в частности к токсикологии
Изобретение относится к медицине, в частности к нейрохирургии, неврологии и травматологии

Изобретение относится к области медицины, в частности к лазерной терапии

Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике нейропатологий с помощью нового полипептида, обозначенного как ICAM-4

Изобретение относится к области медицины, а именно к хирургии
Изобретение относится к медицине, в частности к инфекционным болезням

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии

Изобретение относится к медицине и касается применения сосудистого белка-1 адгезии, обладающего аминооксидазной активностью

Изобретение относится к области медицины, в частности к акушерству

Изобретение относится к области медицинской биотехнологии, в частности активации апоптин-индуцированного апоптоза различными агентами, вызывающими трансформацию клетки в нормальных и/или склонных к раковым заболеваниям клетках

Изобретение относится к области медицины, в частности к внутренним болезням

Изобретение относится к биологии и медицине, к способам ретентатной хроматографии для разделения аналитов в образце

Изобретение относится к медицине, а именно к клиническим исследованиям нарушения мозгового кровообращения, которые позволяют оценить состояние здоровья человека после ишемического инсульта

Изобретение относится к медицине, в частности к неонатологии

Изобретение относится к медицине и касается моноклональных антител против VASP (стимулированного вазодилататором фосфопротеина), которые связывают VASP как антиген только тогда, когда VASP присутствует в фосфорилированной форме, к гибридомным клеткам для их получения и к применению антител или фрагментов антител в качестве диагностических средств и/или лечебных средств

Изобретение относится к медицине и биотехнологии и касается человеческого семафарина L (Н-Sema-L) и соответствующих семафоринов в других видах

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии и нефрологии
Наверх