Дорожная выемка

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении железнодорожных насыпей в районах распространения вечномерзлых грунтов. Дорожная выемка на вечномерзлых грунтах содержит балластную призму, расположенный под ней опорный массив, контактирующий с откосами выемки своими боковыми сторонами, и теплоизоляционный слой, уложенный на откосах выемки с расположенным поверх него защитным слоем. Опорный массив содержит выполненный из фракционного скального грунта верхний ярус высотой hв и нижний ярус высотой hн, выполненный из недренирующего грунта. Защитный слой выполнен из дренирующего грунта. Высота опорного массива hо, высота hВ его верхнего и hн нижнего ярусов и ширина вн опорного массива определены по соответствующим зависимостям. Технический результат состоит в устранении деформаций земляного полотна при сооружении насыпей. 1 ил.

 

Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружению железнодорожных насыпей в районах распространения вечной мерзлоты.

Известна дорожная выемка на вечномерзлых грунтах (М.А.Фришман, И.Н.Хохлов, В.П.Титов. Земляное полотно железных дорог. Транспорт. М., 1972, рис. 16). Недостатком этой выемки является то, что на высокопросадочных при оттаивании грунтах II-IV категории в результате протаивания грунтов оснований возможны деформации.

Наиболее близкой к предлагаемой является дорожная выемка на высокопросадочных грунтах II-IV категории, содержащая балластную призму и опорный массив из замененного грунта, а также каменную наброску в пределах откосов и основной площадки. Кроме того, на откосах и в пределах опорного массива уложен теплоизоляционный слой (Г.Н.Жинкин, И.А.Грачев. Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот. М., 2000, рис. 1.39).

Недостатком этой выемки является то, что при наличии поперечной и продольной фильтрации возможно проникновение фильтрационных потоков под слой теплоизоляции, что приведет к необратимым процессам растепления грунта основания, несмотря на наличие каменной наброски, влияние которой резко снижается из-за наличия слоя теплоизоляции.

Предлагаемым изобретением решается задача устранения деформаций земляного полотна при сооружении насыпей в высокольдистых вечномерзлых грунтах, просадочных при оттаивании.

Для достижения указанного технического результата в дорожной выемке на вечномерзлых грунтах, содержащей балластную призму, расположенный под ней опорный массив, контактирующий с откосами выемки боковыми сторонами и теплоизоляционный слой, уложенный на откосах выемки, с расположенным поверх него защитным слоем, опорный массив содержит выполненный из фракционного скального грунта верхний ярус высотой hв и нижний ярус высотой hн, выполненный из недренирующего грунта, а защитный слой - из дренирующего грунта, при этом высота опорного массива hо, высота hв его верхнего и hн нижнего ярусов и ширина вн опорного массива определены соответственно зависимостями:

hо=hв+hн, м,

hв2,5 м,

hн0,5 м,

внп+m2ho, м,

где hо - высота опорного массива, м;

вн - ширина опорного массива понизу, м;

вн - ширина подошвы опорной призмы, м;

вв - ширина опорного массива поверху, м;

m=0,8-1,2 - коэффициент учета местных условий, б/р.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлено поперечное сечение дорожной выемки предлагаемой конструкции.

Дорожная выемка на вечномерзлых грунтах содержит балластную призму 1, опорный массив 2 общей высотой ho, расположенный под балластной призмой и своими боковыми сторонами контактирующий с откосами 3 выемки, и теплоизоляционный слой 4 на откосах 3 выемки с расположенным поверх него защитным слоем 5. Теплоизоляционный слой 4 может быть также продлен по откосу выемки в зону опорного массива 2. Опорный массив 2 содержит ярусы: верхний 6 высотой hв и нижний 7 высотой hн. Верхний ярус 6 выполнен из фракционного скального грунта, желательно из камня размером 20-30 см, нижний ярус 7 выполнен из недренирующего грунта. Требуемая минимальная ширина опорного массива вн определяется из условия распределения под углом 45° нагрузки от балластной призмы:

внп+m2hо, м,

m=0,8-1,2 - коэффициент учета местных условий, б/р.

Защитный слой 5 выполнен из дренирующего грунта. Сверху теплоизоляция 4 и защитный слой 5 имеют переходный горизонтальный участок. Для отделения дренирующего грунта защитного слоя 5 от пылеватого основного грунта 8, а также для отделения грунта балластной призмы 1 от фракционного скального грунта опорного массива 2 сделаны прослойки из геотекстиля соответственно 9 и 10. Положение верхней границы вечной мерзлоты на момент окончания теплого периода года показано позицией 11.

В тепловом отношении дорожная выемка на вечномерзлых грунтах предлагаемой конструкции работает следующим образом.

Прежде всего, отметим, что основным преимуществом данной конструкции является то, что она позволяет в высокольдистых грунтах собирать поперечный подток поверхностных вод и осуществлять продольную фильтрацию этих вод без протаивания грунтов оснований. Достигается это следующим образом.

Вода, поступая со стороны защитного слоя 5 или непосредственно в опорный массив 2 сверху, скапливается на верхней поверхности нижнего яруса 7 и начинает перемещаться по ней в продольном направлении. Температура фильтрующейся воды, таким образом, определяет температуру верхней поверхности яруса 7 (она практически равна ей). Температура фильтрующейся воды значительно ниже температуры воздуха, поскольку прежде, чем попасть в указанное положение, она проходит сквозь верхние слои грунта, более холодные, чем воздух, и принимает температуру этого грунта. Тем не менее эта температура положительная, что вызывает протаивание грунта в нижнем ярусе 7. Чтобы не допустить просадок грунта, положение верхней границы вечной мерзлоты 11 на момент окончания теплого периода года не должна выходить за пределы нижнего яруса. Практически глубина протаивания, считая от уровня верхней поверхности нижнего яруса 7, не будет превышать 1 м. Это может быть установлено теплофизическим расчетом. Однако менее чем 0,5 м величину hн назначать не следует. Если коренные грунты в уровне нижнего яруса 7 в диапазоне по глубине 0,5-1,0 м непросадочны, то специальной замены грунта можно и не делать. В зимний период за счет работы каменной наброски верхнего яруса 6 в грунты поступает холод, компенсирующий теплопоступления в летний период. В результате температура подстилающих грунтов либо сохраняется, либо даже понижается. Теплоизоляция 4 предохраняет в летний период откосы выемки от протаивания. В зимний период холод к теплоизоляции поступает не только сверху, через защитный слой 5, но и снизу, в результате охлаждающего действия каменной наброски в верхнем ярусе 6. Защитный слой 5 не только предохраняет теплоизоляцию от повреждения, но и обеспечивает сток поверхностных и грунтовых вод вблизи выемки. (Для сбора и отвода вод с более обширной прилегающей к выемке территории целесообразно устройство нагорных канав).

При разработке данного технического решения было решено следующее техническое противоречие. В прототипе предусмотрена укладка теплоизоляции под всей выемкой. Такая теплоизоляция позволяет существенно снизить тепловой поток в грунты летом. И такое техническое решение может хорошо работать на высокольдистых грунтах при отсутствии фильтрации. Однако при наличии фильтрации требуется более сильная компенсация холодом в зимнее время. Тем не менее теплоизоляция этому препятствует. Таким образом, с одной стороны, теплоизоляция нужна, с другой - не нужна. Решение технического противоречия достигается разрывом теплоизоляции по ширине: на откосах она остается, а под балластной призмой - исключается. При этом усиливается охлаждающий эффект за счет увеличения толщины каменной наброски и за счет создания нижнего яруса 7 опорного массива. Требуемая толщина (высота) нижнего яруса уже оговорена выше, а требуемая высота верхнего яруса 6 должна быть не менее 2,5 м (из опыта устройства и эксплуатации на железных дорогах таких отсыпок в аналогичных условиях).

Область эффективного применения данной конструкции - выемки и нулевые места при наличии высокольдистых грунтов, просадочных при оттаивании. Применение технического решения предполагает наличие продольного одностороннего уклона в уровне верхней поверхности нижнего яруса 7, чтобы к моменту начала холодного периода года вода из пределов верхнего яруса 6 полностью уходила.

Дорожная выемка на вечномерзлых грунтах, содержащая балластную призму, расположенный под ней опорный массив, контактирующий с откосами выемки своими боковыми сторонами, и теплоизоляционный слой, уложенный на откосах выемки, с расположенным поверх него защитным слоем, отличающаяся тем, что опорный массив содержит выполненный из фракционного скального грунта верхний ярус высотой hв и нижний ярус высотой hн, выполненный из недренирующего грунта, причем защитный слой выполнен из дренирующего грунта, при этом высота опорного массива hо, высота hв его верхнего и hн нижнего ярусов и ширина вн опорного массива определены соответственно зависимостям

hо = hв + hн, м,

hв ≥ 2,5 м,

hн ? 0,5 м,

вн = вп + m2h0, м,

где вп – ширина подошвы опорной призмы, м;

вв – ширина опорного массива поверху, м;

m = 0,8 ÷ 1,2 – коэффициент учета местных условий, б/р.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к усовершенствованному способу строительства с применением свободнопадающего груза для уплотнения и планировки подводного каменно-набросного основания.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при складировании хвостов обогатительных фабрик в системе оборотного водоснабжения. .

Геокаркас // 2221110
Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления откосов, земляных сооружений конусов мостов, путепроводов, откосов береговых линий и русел водоемов, а также для армирования оснований дорог, аэродромов, объектов промышленного и гражданского строительства.

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, кустов и площадок в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках, и болотах 2-го и 3-го типов.

Изобретение относится к области технологии производства работ средствами гидромеханизации, преимущественно применяемой для намыва насыпей грунтовых дорог и промышленных площадок.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении автомобильных дорог на слабых грунтах, а также при строительстве площадок. .

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано в качестве селепроводящего канала. .

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при намыве плотин, дамб, хвостохранилищ. .

Изобретение относится к строительству, а именно к строительным материалам, используемым при сооружении, реконструкции и ремонте автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, спортивных площадок, элементов дорожных покрытий, обочин и оснований, для армирования конструктивных слоев дорожной одежды.

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном, для изоляции электрических рельсовых цепей устройств сигнализации, централизации и блокировки во всех климатических зонах РФ, эксплуатируемых в пролетах стыкового пути.

Изобретение относится к верхнему строению пути. .

Изобретение относится к устройству стыковых соединений рельсового пути и может быть широко использовано в любой отрасли промышленности и хозяйственной деятельности, предусматривающей эксплуатацию рельсового транспорта.

Изобретение относится к конструкции рельсовых путей, точнее к устройству мягкого основания под шпалы рельсовых путей. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовому стыковому соединению. .

Изобретение относится к путевому хозяйству железнодорожного транспорта, в частности к средствам механизации работ по отбору из старогодных пружинных противоугонов, пригодных для повторного использования без их реновации.

Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожных путей, точнее к устройствам, снижающим уровень вибрации железнодорожного пути. .

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном
Наверх