Способ прогнозирования отдаленных последствий легкой закрытой черепно-мозговой травмы у лиц молодого возраста

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. Устанавливают неврологический статус, биоэлектрическую активность головного мозга, наличие перинатальной и ЛОР патологии у пациента, устанавливают их градации и числовые значения, затем рассчитывают прогностические коэффициенты f1 и F2 по формулам: F1=-31,42+1,49· a1-2,44· a2+0,2· а3+1,63· a4+0,62· а5+3,75· a6+1,8· а7-3,23· a8-0,8· а9-1,32· а10+3,26· а11+8,92· a12-2,0· a13+3,88· а14+1,79· a15+0,83· a16-2,78· a17; F2=-27,58+1,43· a1+3,31· а2+0,08· а3+3,05· а4-0,27· а5+2,69· а6+3,11· а7-6,47· a8-6,55· a9+1,99· а10+5,25· а11+7,07· a12-0,47· a13+0,13· a14+4,04· a15-1,0· a16-1,14· а17, соответственно где a1 - возраст исследуемого, а2 - проведение обследования в стационаре или в поликлинике, а3 - длительность стационарного лечения (в сутках), a4 - бессознательный период, а5 - сроки госпитализации от момента получения ЛЗЧМТ, а6 - курение, а7 - злоупотребление алкоголем, a8 - артериальная гипертензия, a9 - амнезия, а10 - ЗЧМТ в анамнезе, а11 - психоэмоциональное напряжение, а12 - метеолабильность, а13 - шейный остеохондроз, а14 - ЛОР патология, a15 - наличие перинатальной травмы в анамнезе, проявляющейся гипертензионно-гидроцефальным синдромом, a16 - наличие пароксизмальной активности, а17 - наличие и выраженность дисфункции диэнцефальных структур. При F1F2 прогнозируют развитие отдаленных последствий у лиц молодого возраста. Способ позволяет повысить достоверность прогноза, что достигается за счет оценки преморбидного фона больного на момент травмы. 1 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано для прогнозирования отдаленных последствий легкой закрытой черепно-мозговой травмы (ЛЗЧМТ) у лиц молодого возраста.

Известны различные способы прогнозирования течения черепно-мозговой травмы (ЧМТ).

Так известен способ прогнозирования течения ЧМТ, включающий проведение эхо-энцефалографии (Эхо-ЭГ). Наличие суб- или эпидуральных гематом позволяет прогнозировать тяжелые осложнения. При сотрясении головного мозга изменений срединных структур мозга (М-эхо), как правило, не наблюдается. Развитие внутричерепной гипертензии характеризуется увеличением амплитуды пульсаций эхосигналов. Ушиб мозга дает смещения М-эхо, которые обычно не превышают 3-5 мм и имеют тенденцию к регрессу в течение ближайших 1-3 недель после травмы. Наличие субдуральных и эпидуральных супратенториальных гематом обуславливает смещения М-эха, достигающих 6-15 мм. В отличие от смещений при ушибах мозга, смещения при гематомах в первые часы после травмы имеют тенденцию к нарастанию и не обнаруживают регресса в последующие сутки наблюдения (Зенков Л.Р., Ронкин М.А. // Функциональная диагностика нервных болезней (руководство для врачей), М. - Медицина, 1991. С.386).

К недостаткам данного способа следует отнести то, что определяемые параметры не являются прогностическими критериями для определения последствий ЧМТ, а позволяют только диагностировать острую травму и осложнение острого периода.

Наиболее близким к предлагаемому является способ прогнозирования течения исходов ЧМТ, включающий проведение транскраниальной доплерографии (А.Г.Зенченко, Д.С.Рябоконь, П.Н.Щербаков и др. Способ прогнозирования исхода. МПК 7 А 61 В 8/13. Регистрационный номер заявки: 2000108110/14).

Известный способ неинвазивного прогнозирования исхода заключается в том, что проводят транскраниальную ультразвуковую доплерографию экстракраниальных и интракраниальных сосудов головного мозга, при этом определяют индекс Линдергартена и линейную скорость кровотока, измеряя максимальную систолическую скорость, определяют асимметрию кровотока по одноименным артериям и величину систолодиастолического индекса. Дополнительно исследуют в динамике общее состояние мозга и отдельных его участков путем проведения электромагнитно-резонансной импендансометрии при помощи двух колебательных контуров. Измеряют импенданс колебательного контура на резонансной частоте на поверхности каждого из исследуемых участков поверхности средней трети бедра, рассчитывают отношение значений полученных импендансов каждого участка к значению импенданса контура на бедре. При увеличении асимметрии кровотока по одноименным артериям, увеличении разности между полученными значениями индекса Линдергартена и нормальным значением, увеличении разности полученных значений линейной скорости кровотока и нормой, уменьшении отношения величины импеданса контура с головой к его величине с бедром, увеличении величины отношения импедансов, измеренных на симметричных участках, и при уменьшении величины отношения импеданса каждого из участков к импедансу бедра, прогнозируют неблагоприятный исход.

К недостаткам известного способа следует отнести отсутствие возможности прогноза последствий ЛЗЧМТ, а позволяет прогнозировать лишь течение исходов ЧМТ.

Известный способ высоко современен, технологичен, однако его использование в клинической неврологической практике ограничено необходимостью наличия сложной аппаратуры и квалифицированного специалиста.

Задачей заявляемого изобретения является разработка способа прогнозирования отдаленных последствий ЛЗЧМТ, позволяющего оценить совокупность факторов, влияющих на развитие этих последствий.

Техническим результатом заявляемого способа является повышение точности прогнозирования за счет оценки преморбидного фона больного на момент травмы.

Техническим результатом заявляемого способа является повышение точности прогнозирования за счет оценки преморбидного фона больного на момент травмы.

Технический результат заявляемого способа достигается тем, что способ прогнозирования отдаленных последствий легкой закрытой черепно-мозговой травмы (ЛЗЧМТ) у лиц молодого возраста включает клиническое и нейрофизиологическое обследование больного.

Отличие заявляемого способа заключается в том, что определяют преморбидный фон (наличие перинатальной патологии и состояние нервной системы), особенности биоэлектрической активности головного мозга пациента и его социальный фактор. Для этого определяют неврологический статус, биоэлектрическую активность головного мозга, наличие перинатальной и ЛОР патологии у пациента, после чего устанавливают градации полученных показателей и их числовые значения, по которым рассчитывают прогностические коэффициенты F1 и F2.

В нижеприведенной таблице представлены факторы риска возникновения отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста. Коэффициенты дискриминантной функции (K1j, K2j) установлены авторами опытным путем.

Величины F1 и F2 определяют по формулам:

F1=-31,42+1,49· a1-2,44· а2+0,2· а3+1,63· а4+0,62· а5+3,75· a6+1,8· a7-3,23· a8-0,8· a9-1,32· а10+3,26· а11+8,92· a12-2,0· а13+3,88· а14+1,79· a15+0,83· a16-2,78· a17;

F2=-27,58+1,43· a1+3,31· a2+0,08· а3+3,05· а4-0,27· а5+2,69· а6+3,11· а7-6,47· a8-6,55· a9+1,99· а10+5,25· а11+7,07· a12-0,47· a13+0,13· a14+4,04· a15-1,0· a16-1,14· a17.

Сопоставление величин F1 и F2 позволяет осуществить прогнозирование развития отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста.

Так при значении F1F2 прогнозируют развитие отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста, а при значении F2F1 - риск возникновения отдаленных последствий маловероятен.

Сопоставительный анализ с прототипом показал, что предлагаемый способ отличается от известного тем, что определяют наличие пароксизмальной активности, наличие и выраженность дисфункции диэнцефальных структур и факторы риска, включающие: возраст, проведение стационарного обследования и лечения, длительность стационарного лечения (в сутках), бессознательный период (в минутах), сроки госпитализации от момента получения ЛЗЧМТ, курение, злоупотребление алкоголем, артериальная гипертензия, амнезия, ЗЧМТ в анамнезе, психоэмоциональное напряжение, метеолабильность, шейный остеохондроз, ЛОР патология (хр. тонзиллиты, хр. воспаление придатков пазух носа), наличие перинатальной травмы в анамнезе, проявляющейся гипертензионногидроцефальным синдромом, наличие пароксизмальной активности, наличие и выраженность дисфункции диэнцефальных структур. Устанавливают их градации и числовые значения, после чего определяют прогностические коэффициенты f1 и F2 по формулам. Следовательно, предлагаемое техническое решение соответствует критерию изобретения “новизна”.

Из проведенного анализа патентной и специальной литературы авторами установлено, что заявляемый способ имеет признаки, отличающие его не только от прототипа, но и других технических решений в данной и смежных областях медицины.

В доступной нам литературе не найдено способов прогнозирования отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста. Предлагаемый способ позволяет оценить совокупность факторов, влияющих на развитие последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста, следовательно, способ соответствует критерию “изобретательский уровень”.

Способ прогнозирования отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста, составляющий заявляемое изобретение, предназначен для использования в здравоохранении. Осуществление его возможностей подтверждено описанными в заявке приемами и средствами. Из изложенного следует, что заявляемое изобретение соответствует условию патентоспособности “промышленная применимость”.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. Из анамнеза жизни больного выявляют факторы риска. Затем проводят нейрофизиологическое исследование и определяют особенности биоэлектрической активности головного мозга пациента. Устанавливают градации и числовые значения полученных показателей. После чего по формулам рассчитывают прогностические коэффициенты F1 и F2, сравнивают их числовые характеристики, по которым и осуществляют прогноз развития отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста.

Предложенный способ прогнозирования отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста поясняется примерами конкретного выполнения.

Пример 1.

Больной З. Диагноз: Закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга (СГМ).

Из анамнеза и проведенного клинического обследования больного выявлены факторы риска, определены их градации и числовые значения:

1. Возраст - 28 года, a1=28.

2. Проведение стационарного обследования и лечения, а2=0 (нет).

3. Длительность стационарного лечения (в сутках)=12 дней, а3=12.

4. Бессознательный период - от 1 до 5 мин, а4=1.

5. Сроки госпитализации от момента получения ЛЗЧМТ - через сутки, а5=1.

6. Курение - есть, а6=1.

7. Злоупотребление алкоголем - нет, а7=0.

8. Артериальная гипертензия - нет, а8=0.

9. Амнезия - есть, а9=1.

10. 3ЧМТ в анамнезе - есть, а10=1.

11. Психоэмоциональное напряжение - есть, а11=1.

12. Метеолабильность - есть, а12=1.

13. Шейный остеохондроз - есть, a13=0.

14. ЛОР патология (хр. тонзиллиты, хр. воспаления придатков пазух носа) - есть, a14=1.

15. Наличие перинатальной травмы в анамнезе, проявляющейся гипертензионногидроцефальным синдромом - есть, а15=1.

16. Наличие пароксизмальной активности - нет, a16=0.

17. Наличие и выраженность дисфункции диэнцефальных структур - умеренно выражены, a17=1.

Подсчитаны прогностические коэффициенты f1 и F2, которые составили: F1=31,65, F2=29,68, T.e.F1F2.

Заключение: больному угрожает развитие неблагоприятных последствий легкой закрытой черепно-мозговой травмы.

Примечание: прогноз осуществлялся по данным о больном на 1999 год. В 2003 году, т.е. через 4 года после ЛЗЧМТ, у больного имеются отдаленные последствия ЛЗЧМТ.

Диагноз: Отдаленные последствия легкой закрытой черепно-мозговой травмы (1999 г.) с гипертензионногидроцефальным и астеническим синдромом.

Пример 2

Больной А. Диагноз: Закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга - 1 степени. Проведено клиническое обследование больного, выявлены факторы риска, определены их градации и числовые значения:

1. Возраст - 23 лет, a1=23.

2. Проведение стационарного обследования и лечения, (да), а2=0.

3. Длительность стационарного лечения (в сутках)=10 дней, а3=10.

4. Бессознательный период - от 30 минут и более, а4=3.

5. Сроки госпитализации от момента получения ЛЗЧМТ (через двое суток после травмы) а5=2.

6. Курение - нет, а6=0.

7. Злоупотребление алкоголем - нет, а7=0.

8. Артериальная гипертензия - нет, a8=0.

9. Амнезия - есть, а9=1.

10. ЗЧМТ в анамнезе - есть, а10=1.

11. Психоэмоциональное напряжение - нет, а11=0.

12. Метеолабильность - нет, a12=0.

13. Шейный остеохондроз - нет, a13=0.

14. ЛОР патология (хр. тонзиллиты, xp. воспаления придатков пазух носа) - да, a14=1.

15. Наличие перинатальной травмы в анамнезе, проявляющейся гипертензионногидроцефальным синдромом - да, a15=1.

16. Наличие пароксизмальной активности- нет, a16=0.

17. Наличие и выраженность дисфункции диэнцефальных структур - умеренно выражены, a17=l.

Подсчитаны прогностические коэффициенты f1 и F2.

F1=11,75; F2=17,73. F2F1.

Заключение: развитие органической неврологической симптоматики у больного с отдаленными последствиями ЛЗЧМТ маловероятно.

Примечание: прогноз осуществлялся по данным о больном на 1999 год. В 2003 году (4 года после ЛЗЧМТ) у пациента не имеется клинических проявлений отдаленных последствий ЛЗЧМТ.

Всего по заявляемому способу были обследованы 121 пациент с последствиями ЛЗЧМТ. Прогноз не подтвердился у 19 человек. Точность прогнозирования составила 84,29%. Наблюдение осуществлялось с 2001 года.

Предлагаемый способ дает возможность прогнозировать у больных с отдаленными последствиями ЛЗЧМТ возникновение неврологической симптоматики до развития ее клинических проявлений. Это позволяет проводить “угрожаемым” больным активную профилактику, включающую коррекцию наиболее значимых “управляемых” факторов риска, а также более частые (2-3 раза в год) осмотры невропатолога и параклинические обследования.

Способ прогнозирования отдаленных последствий легкой закрытой черепно-мозговой травмы (ЛЗЧМТ) у лиц молодого возраста, включающий клиническое и нейрофизиологическое обследование больного, отличающийся тем, что определяют особенности биоэлектрической активности головного мозга, устанавливают возраст, проведение стационарного обследования, длительность стационарного лечения, бессознательного периода, сроки госпитализации от момента получения ЛЗЧМТ, курение, злоупотребление алкоголем, наличие артериальной гипертензии, закрытой черепно-мозговой травмы (ЗЧМТ) в анамнезе, психоэмоционального напряжения, метеостабильности, шейного остеохондроза, перинатальной травмы в анамнезе, проявляющейся гипертензионно-гидроцефальным синдромом ЛОР патологии; рассчитывают прогностические коэффициенты F1 и F2 по формулам

F1=-31,42+1,49· a1-2,44· а2+0,2· а3+1,63· а4+0,62· а5+3,75· а6+1,8· а7-3,23· a8-0,8· a9-1,32· а10+3,26· а11+8,92· a12-2,0· а13+3,88· a14+1,79· a15+0,83· a16-2,78· a17;

F2=-27,58+1,43· a1+3,31· а2+0,08· а3+3,05· а4-0,27· а5+2,69· а6+3,11· а7-6,47· a8-6,55· а9+1,99· а10+5,25· а11+7,07· a12-0,47· a13+0,13· а14+4,04· a15-1,0· a16-1,14· a17,

где

a1 - возраст исследуемого;

а2 - проведение обследования:

a2=“0” - в стационаре,

а2=“1” - в поликлинике;

а3 - длительность стационарного лечения в сутках;

а4 - бессознательный период в минутах:

а4=“0” - не терял сознание,

а4=“1” - потеря сознания от 1 до 5 мин,

a4=“2” - потеря сознания от 5 до 30 мин,

а4=“3” - от 30 мин и более;

a5 - сроки госпитализации от момента получения ЛЗЧМТ в сутках:

a5=“0” - в первые сутки после травмы,

a5=“1” - через сутки после травмы;

а6 - курение:

а6=“0” - нет,

а6=“1”- есть;

а7 - злоупотребление алкоголем:

а7=“0” - нет,

а7=“1” - есть;

a8 - артериальная гипертензия:

a8=“0” - нет,

a8=“1”- есть;

а9 - амнезия:

а9=“0” - нет,

а9=“1” - есть;

а10 - ЗЧМТ в анамнезе:

а10=“0” - нет,

а10=“1” - есть;

а11 - психоэмоциональное напряжение:

а11=“0” - нет,

а11=“1” - есть;

a12 - метеолабильность:

a12=“0” - нет,

a12=“1” - есть;

a13 - шейный остеохондроз:

a13=“0” - нет,

a13=“1” - есть;

a14 - ЛОР патология:

a14=“0” - нет,

a14=“1” - есть;

a15 - наличие перинатальной травмы в анамнезе, проявляющейся гипертензионно-гидроцефальным синдромом:

a15=“0” - нет,

a15=“1” -есть;

а16 - наличие пароксизмальной активности в ЭЭГ:

a16=“0” - нет,

a16=“1” - при функциональных пробах,

а16=“2” - регистрируется в фоне;

a17 - наличие и выраженность дисфункции диэнцефальных структур в ЭЭГ:

a17=“0” - нет,

a17=“1” - умеренно выражены,

a17=“2” - выражены,

и при значении F1F2 прогнозируют развитие отдаленных последствий ЛЗЧМТ у лиц молодого возраста.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психопатологии, нейрохирургии, нейрофизиологии и экспериментальной нейробиологии и предназначено для определения функционального и метаболического состояния нервной ткани.

Изобретение относится к медицине, в частности к нейрохирургии, и может быть использовано для диагностики отека головного мозга при его очаговых поражениях. .

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и психиатрии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике и нейрофизиологии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно, к наркологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и неврологии, и может быть использовано как метод выявления скрытого эпилептогенеза, позволяющий улучшить диагностику эпилепсии на ее доклинической стадии.

Изобретение относится к медицине, а именно к нейрофизиологии и пульмонологии. .

Изобретение относится к медицине, кардиологии. .

Изобретение относится к медицине, кардиологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к нейрофизиологии. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано у женщин в климактерическом периоде. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано у женщин в климактерическом периоде. .
Изобретение относится к медицине, а точнее к онкологии, и может быть использовано для своевременного выявления метахронно развивающегося рака молочной железы. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии. .

Изобретение относится к животноводству. .
Изобретение относится к области физиологии. .
Изобретение относится к области физиологии. .

Изобретение относится к медицине, рефлексодиагностике
Наверх