Асфальтобетонная смесь

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах. Технический результат: усиление процессов структурообразования асфальтобетона и повышение его водо- и теплоустойчивости. Асфальтобетонная смесь для дорожного строительства, содержащая известняковый щебень фракции 5-20 мм, песок фракции до 5 мм, минеральный порошок, нефтяной вязкий битум и полимерную добавку, содержит в качестве полимерной добавки вторичный полиэтилентерефталат в виде б/у пластиковых бутылок, при следующем соотношении компонентов, мас.%: известняковый щебень фракции 5-20 мм - 35-45; нефтяной вязкий битум - 5,0-5,5; минеральный порошок из доломитовых или известняковых пород - 3-8; указанная полимерная добавка - 0,1-0,25 от массы битума; песок фракции до 5 мм - остальное. 4 табл.

 

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах.

При строительстве автомобильных дорог широко применяются асфальтобетонные смеси, приготовленные в соответствии с ГОСТ 9128-97, и полимерасфальтобетоны на основе блок-сополимеров бутадиена и стирола типа СБС (Воронежского завода синтетического каучука), а также многих их зарубежных аналогов ОСТ 218.010-98.

Известна асфальтобетонная смесь (а.с. №903450, Е 01 С 7/18, 1982 г.), включающая: нефтяной битум, синтетический каучук (отход бутадиен-стирольного каучука), пластификатор и минеральный наполнитель (известняковый щебень и песок). Такая смесь имеет много достоинств, присущих полимерасфальтобетонам.

Однако недостатками этой смеси является большой расход битума - до 17,6%; недостаточная прочность при сжатии при 50°С (1,61-1,62 МПа) и низкое значение водонасыщения.

Наиболее близкой к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является асфальтобетонная смесь (а.с. №2119465, кл. С 04 В 26/26, 1998 г.), включающая, мас.%:

нефтяной битум5-6,5
масляный раствор синтетического
высокомолекулярного полибутадиенового
каучука (полимерная добавка)0,15-0,30
шлам химводоочистки ТЭЦ2-4
известняковый щебень фракции 5-20 мм25-35
минеральный порошок
(из доломитовых или известняковых пород)1-3
песок фракции до 5 ммостальное

Введение полимерной добавки на основе каучуков в состав нефтяного битума и дополнительно в состав минерального материала шлама химводоочистки (вместо минерального порошка) усиливают процессы структурообразования асфальтобетона, повышая его водо- и теплоустойчивость.

Недостатком этой смеси является повышенная стоимость за счет использования дорогостоящей полимерной добавки (≈ 40 тыс. руб. за тонну), слабое сцепление битума с сухим минеральным материалом и отсутствия сцепления с влажным минеральным материалом.

Изобретение направлено на улучшение основных характеристик физико-механических свойств асфальтобетонной смеси, снижение расхода ее дорогостоящих компонентов: битума и полимерной добавки, а также уменьшения экологического ущерба за счет утилизации бытовых отходов: бывших в употреблении пластиковых бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТФ).

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что в асфальтобетонной смеси, содержащей известняковый щебень фракции 5-20 мм, песок фракции до 5 мм, минеральный порошок (из доломитовых или известняковых пород), нефтяной вязкий битум 5-6 мас.% и полимерную добавку, в качестве последней используется вторичный полиэтилентерефталат в виде бывших в употреблении пластиковых бутылок при следующем соотношении компонентов, мас.%:

известняковый щебень фр. 5-20 мм35-45
нефтяной вязкий битум5,0-6,0
минеральный порошок3-8
указанная полимерная добавка0,1-0,25 от массы битума
песок фракции до 5 ммостальное

Введение полимерной добавки в виде вторичного полиэтилентерефталата (бывшие в употреблении пластиковые бутылки) в состав нефтяного дорожного битума придает асфальтобетонной смеси новые свойства за счет повышения адгезии битума с минеральными компонентами, т.к. полиэтилентерефталат содержит полярные сложноэфирные группы, способствующие лучшему сцеплению битума даже с влажной поверхностью минерального материала.

Это позволяет усилить процессы структурообразования асфальтобетона и улучшить основные физико-механические характеристики его свойств (см. табл.1).

Предложенная асфальтобетонная смесь получается дешевле, т.к. указанная выше полимерная добавка является бытовым отходом, а стоимость полимерной добавки у прототипа ≈40 тыс. руб. за тонну. При этом утилизируются бывшие в употреблении пластиковые бутылки из полиэтилентерефталата и снижаются расходы дорогостоящих компонентов: битума и полимерной добавки.

Характеристика исходных материалов

1. Вторичный полиэтилентерефталат, ТУ-6-05-1984-85 марки 277-73 представляет собой бывшие в употреблении пластиковые бутылки. Это термопластичный материал, температура плавления 243°С, температура размягчения 100°С, молекулярная масса 20000-40000, показатель текучести расплава 1.5-2 г/10 мин, разрушающее напряжение при разрыве 134.5 МПа, модуль упругости при растяжении 6130 МПа, нерастворим в воде и органических растворителях, растворим в фенолах и его алкильных производных.

2. Известняковый щебень фракции 5-20 мм.

В качестве известнякового щебня использован известняк месторождения "Апанасовский карьер" Ростовской области. В таблицах 2, 3 приведены химический и зерновой состав щебня и песка.

3. Песок.

В качестве песка использовался отсев дробления известнякового щебня фракции до 5 мм.

4. Вяжущее.

В качестве вяжущего использовался нефтяной дорожный битум марки БНД 90/130. В таблице 4 представлены его физико-механические показатели в сравнении с полимерно-битумным вяжущим. По физико-механическим показателям исходный битум удовлетворяет требованиям ГОСТ 22245-90.

5. Минеральный порошок.

В качестве минерального порошка используется тонкодисперсный порошок доломитовых или известняковых пород.

Пример. Для экспериментальной проверки заявленного состава были подготовлены 6 вариантов смесей, приготовленных из вышеперечисленных ингредиентов. Образцы изготавливались следующим образом: в предварительно нагретые материалы до 160°С (известняковый щебень, песок и минеральный порошок) вводился битум с добавкой вторичного полиэтилентерефталата. Смесь перемешивалась в лабораторной мешалке 5 минут при температуре 140-160°С до образования однородного состава. Затем из нее готовились образцы диаметром 70,1 мм под давлением 40 МПа. Одна из смесей изготавливалась на битуме БНД 90/130 без добавки полиэтилентерефталата, остальные пять - с различным ее процентным содержанием (0,05; 0,10; 0,20; 0,25; 0,30). Из проведенных сравнительных испытаний и анализа полученных результатов установили, что асфальтобетонная смесь предлагаемого состава обладает более лучшими физико-механическими свойствами по сравнению со смесью, приготовленной на битуме без добавки, но близка по своим свойствам к смеси прототипа.

Наилучшие показатели предлагаемой асфальтобетонной смеси наблюдались при введении вторичного полиэтилентерефталата в пределах от 0,10 до 0,25% от массы битума. Причем оптимальное значение составило 0,20%.

Результаты сравнительного анализа сведены в таблицу 1.

Следовательно, основным преимуществом предлагаемой асфальтобетонной смеси является повышение ее качества за счет улучшения сцепления вяжущего с минеральными компонентами, повышение водо- и теплостойкости, а как следствие, повышение сопротивления к воздействию динамических нагрузок.

Таблица 1
Физико-механические свойства асфальтобетона типа Б марки II четвертой климатической зоны и полимерасфальтобетонов прототипа и выполненного из предлагаемой смеси
№п/пНаименование

показателей
Асфальт

обетон ГОСТ

9128-97
Факт. тип с битумом БНД

90/130
Полимерасфальтобетон
Из пред-лагаемой смесиПрототип
1Прочность при 20°С R20, МПа не менее2,54,14,754,17
2Прочность при 50°С R50, МПа не менее1,31,712,502,49
3Прочность при 0°С R0, МПа не более1312,114,07,98-8,29
4Водонасыщение1,5-4,02,61,601,15-2,96
5Коэффициент водостойкости не менее0,850,940,980,97-0,99
6Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении0,750,70,800,95
7Остаточная пористость, %3-72,72,5
8Пористость минерального остова, % не более1915,814,3
9Плотность2,452,42,31
10Расход битума5,35,205-6,5

Таблица 2
Химический состав известнякового щебня
массовое содержание, %
ПППSiO2R2О3Fe2O3Al2О3+TiO2CaOMgOSO3
46,851,681,630,591,0447,052,550,24

Таблица 3
Зерновые составы минеральных материалов
Наименование материалаМассовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм
20151052,51,250,630,3150,140,07
Известняковый щебень92,481,869,612,01,51,41,31,21,11,0
Песок---10087,666,247,330,417,410,4
Минеральный порошок из доломитовой породы-----10099,599,179,420,1

Таблица 4
Физико-механические свойства битума и полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) с использованием вторичного полиэтилентерефталата.


п/п
Наименование показателяБитумПБВ
ГОСТ

222245-90
Факт БНД

90/130
ОСТ

218.010-98
Факт оптим. Образец
1Глубина проникания иглы 0,1 мм при 25°С,91-130120не менее 9096
при 0°Сне менее 2830не менее 4099
2Растяжимость (см) при 25°С,не менее 6570не менее 30100
при 0°С,не менее 4,07,2не менее 157,8
3Температура размягчения, °Сне ниже 4346не ниже 5148
4Испытания на сцепление с мраморомне норм.не выдер. (удовл.)Выдерж. по контрольн. образцуОтлично
5Температура хрупкости по Фраасу, °Сне выше

-17
-19,5не выше 25-22,5
6Температура вспышки, °Сне ниже 230273не ниже 220>270
7Однородность-однородноВыдерживает через 40 мин приготовл.Однородно

Асфальтобетонная смесь для дорожного строительства, содержащая известняковый щебень фракции 5-20 мм, песок фракции до 5 мм, минеральный порошок, нефтяной вязкий битум и полимерную добавку, отличающаяся тем, что в качестве полимерной добавки используется вторичный полиэтилентерефталат в виде б/у пластиковых бутылок при следующем соотношении компонентов, мас.%:

известняковый щебень фракции 5-20 мм35-45
нефтяной вязкий битум5,0-5,5
минеральный порошок
из доломитовых или известняковых пород3-8
указанная полимерная добавка0,1-0,25
от массы битума
песок фракции до 5 ммостальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов. .

Изобретение относится к автомобильно-дорожной отрасли, для устройства противогололедного слоя на дорожном покрытии. .
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к составам активированных минеральных порошков для асфальтобетонной смеси. .
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для устройства покрытий дорог и тротуаров, строительных площадок, полов промышленных объектов, гидроизоляции.

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства конструктивных слоев дорожных одежд нежесткого типа, также для укрепления грунта дорожных насыпей, при прокладке трубопроводов.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а точнее касается вяжущего материала, и может быть использовано в дорожном строительстве, а также, например, в строительстве кровель, гидроизоляции и в качестве герметизирующего материала.

Изобретение относится к технологии строительных материалов, например материалов, используемых при строительстве дорог (дорожные одежды, ремонт дорог). .
Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства шероховатых слоев дорожных покрытий
Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд
Изобретение относится к технологии стабилизирующих добавок, используемых в асфальтобетонах, а именно при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов

Изобретение относится к способу получения стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания полимерно-битумных композиций с повышенной адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, применяемым преимущественно для приготовления холодных складируемых асфальтобетонных смесей, используемых для ремонта дорог в условиях осени и ранней весны, когда дорожные покрытия интенсивно деформируются, а ремонт с применением горячих асфальтобетонных смесей неэффективен

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве
Изобретение относится к способу приготовления дорожно-строительных материалов и конкретно к способу получения серобитумной композиции
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве
Наверх