Вяжущее для асфальтобетонных смесей
Владельцы патента RU 2255917:
Чиндяскин Александр Вячеславович (RU)
Чиндяскин Вячеслав Александрович (LV)
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для устройства покрытий дорог и тротуаров, строительных площадок, полов промышленных объектов, гидроизоляции. Технический результат: увеличение прочности, водостойкости и уменьшение водонасыщения асфальтобетонов. Вяжущее для асфальтобетонных смесей включает битум в качестве органического вяжущего, модификатор и наполнитель. В качестве модификатора оно содержит измельченные до 2-5 мм отходы полиэтилена и/или полистирола, в качестве наполнителя - высокодисперсный порошок карбонатной или оксидной природы и дополнительно – серу, при следующем соотношении компонентов мас.%: битум 30-75, указанный порошок 3-19, отходы полиэтилена и/или полистирола 1-2, сера 20-50. 3 табл.
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для приготовления асфальтобетонных смесей при устройстве покрытий дорог и тротуаров, строительных площадок, полов промышленных объектов, гидроизоляции.
Известна серосодержащая асфальтобетонная смесь (а.с.СССР № 1502520, С 04 В 26/26, 1987 г.) для дорожных покрытий, включающая золу фильтрации серы, тепловой пек, минеральный наполнитель, которая имеет прочность при температуре 50°С 2,3-2,7 МПа, набухание 0,3-0,5% объема, водонасыщение 2,7-3%.
Данный материал имеет узкую сферу применения, поскольку привязан к местам, где отходами производства являются тепловой пек и зола отстоя серы.
Наиболее близким к предлагаемой смеси является вяжущее для дорожного строительства на основе битума (RU 2123987 C1, C 04 B 26/26, 1998 г.).
Использование серосодержащих добавок в асфальтобетонах приводит к увеличению прочности, водостойкости, снижению набухания. Однако транспортировка серы и серосодержащих отходов к АБЗ экологически нецелесообразна. Поэтому серу и ее отходы лучше использовать в связанном состоянии - в виде битумоподобных смесей, предпочтительно в гранулированном виде.
Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в увеличении прочности, водостойкости и уменьшении водонасыщения асфальтобетонов.
Решение поставленной задачи достигается тем, что вяжущее для асфальтобетонных смесей, включающее битум в качестве органического вяжущего, модификатор и наполнитель, содержит в качестве модификатора измельченные до 2-5 мм отходы полиэтилена и/или полистирола, в качестве наполнителя - высокодисперсный порошок карбонатной или оксидной природы и дополнительно - серу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
битум 30-75
указанный порошок 3-19
отходы полиэтилена и/или полистирола 1-2
сера 20-50
Вяжущее для асфальтобетонных смесей получают путем смешивания органического вяжущего, модификатора, наполнителя, серы. Смешивание компонентов проводят в два этапа. Вначале смешивают прогретые до 120-200°С серу и минеральный наполнитель и отдельно битум и отходы полиэтилена и/или полистирола при температурах 120-200°С. Затем в смесь серы с минеральным наполнителем добавляют смесь битума с полиэтиленом и/или полистиролом, быстро перемешивают при температурах 140-200°С и полученную смесь гранулируют.
Скорость охлаждения гранул при грануляции должна быть не менее ~1000°/с.
КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЕРОСОДЕРЖАЩИЙ КОМПОЗИТ.
Сера может содержать органические примеси - до 5%, мелкие тех. примеси <1 мм - до 3%, иметь повышенную кислотность свыше 0,02%, мышьяк отсутствует.
В качестве высокодисперсного порошка используются порошки карбонатной природы (известняки, доломиты) и оксидной природы (золы, шлаки), мелкие пески или их смесь.
Гранулометрический состав порошков:
размеры частиц (мм): >0,71<1 - 1%
<0,71>0,05 - 97%
<0,05 - 2%
Битум - дорожные битумы марок БНД.
Отходы полиэтилена и/или полистирола - измельченные до 2-5 мм, отходы производства или бытовые отходы.
Кроме указанного улучшения физико-механических свойств асфальтобетона, применение серосодержащего композита приводит к экономии битума, а также позволяет утилизировать низкосортную некондиционную серу, золы и шлаки. Гранулированный композит можно использовать на любом серийном асфальтобетонном заводе, добавляя холодные гранулы непосредственно в смеситель. Все перечисленное дает положительный эффект.
В таблице 1 приведены примеры составов серосодержащего композита, в таблице 2 - характеристики композита как вяжущего, в таблице 3 - характеристики асфальтобетонов на основе композита.
Таблица 1. | ||||
Компоненты | Содержание компонентов мас% (примеры) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
СЕРА | 20 | 30 | 40 | 50 |
БИТУМ | 90 | 63 | 50 | 45 |
ПОРОШОК | 9 | 6 | 8 | 3 |
ОТХОДЫ ПОЛИЭТИЛЕНА | 1 | 2 | 1 | |
ОТХОДЫ ПОЛИСТИРОЛА | 1 | 1 |
Таблица 2. | |||||
Свойства | Вяжущее по примерам | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Прототип | |
Пенетрация при 25°С(100 г, 5 с) | 120 | 93 | 65 | 28 | 32-220 |
0°С (200 г, 60 с) | 62 | 41 | 23 | 35 | 6-106 |
Растяжимость, см, при 25°С (23°С) | 100 | 100 | 75 | 63 | (100) |
0°с | 100 | 72 | 38 | 2 | 0-100 |
Температура размягчения по КиШ, °С | 48 | 56 | 67 | 90 | 35-62 |
Таблица 3. | |||||
Показатели | Асфальтобетон на вяжущем | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Прототип | |
Плотность т/м3 | 2335 | 2340 | 2360 | 2372 | 2410-2430 |
Набухание об.% | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Водонасыщение мас.% | 0,82 | 0,73 | 0,9 | 1,2 | 0,9-2,4 |
Предел прочности при сжатии МПа при °С 0 | 7,8 | 8,2 | 9,8 | 10,7 | 6-10,5 |
20 | 5,6 | 6,4 | 9,1 | 10,2 | 4,4-3,4 |
50 | 3,6 | 4,3 | 8,7 | 10,2 | 0,9-1,2 |
Коэффициент водоустойчивости | 1 | 1 | 1 | 0,8 | 1 |
Вяжущее для асфальтобетонных смесей, включающее битум в качестве органического вяжущего, модификатор и наполнитель, отличающееся тем, что оно содержит в качестве модификатора измельченные до 2-5 мм отходы полиэтилена и/или полистирола, в качестве наполнителя - высокодисперсный порошок карбонатной или оксидной природы и дополнительно серу при следующем соотношении компонентов, мас. %:
Битум 30-75
Указанный порошок 3-19
Отходы полиэтилена и/или полистирола 1-2
Сера 20-50