Способ получения котельного топлива

Данное изобретение относится к способу получения котельных топлив и может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах и теплоэлектростанциях. Топливо получают путём предварительного приготовления эмульсии воды в легких фракциях переработки нефти. Затем полученную эмульсию вводят в исходную смесь тяжелых фракций нефтепродуктов в процессе гидродинамической кавитационной обработки. Изобретение повышает эффективность способа за счет снижения расхода легких фракций. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.

 

Известен способ получения жидкого котельного топлива, включающий перемешивание пылевидного твердого топлива, предварительно смоченного водой, с органической жидкостью, причем и смачивание и перемешивание проводят на кавитационном смесителе (см. патент РФ № 2097408, C 10 L 1/32, 02.12.1994 г.)

Недостатком известного способа является узкая область применения, ограничивающаяся пылевидным твердым топливом в качестве основы, поскольку использование данного способа с основой в виде мазута или гудрона приводит к перерасходу легких фракций.

Наиболее близким к предложенному является способ получения котельного топлива, включающий введение в исходную смесь тяжелых фракций нефтепродуктов (гудрон, прямогонный мазут, остаточные фракции) в качестве присадок, снижающих вязкость, легких фракций переработки нефти, например дизельное топливо, причем введение легких фракций осуществляют путем совместной гидродинамической кавитационной обработки исходной смеси нефтепродуктов и легких фракций, а перед гидродинамической кавитационной обработкой в смесь нефтепродуктов вводят воду (замазученную воду) в количестве до 10 об.%.

Недостатком данного способа является высокий расход легких фракций.

Таким образом, техническим эффектом, ожидаемым от использования изобретения, является повышение эффективности способа за счет снижения расхода легких фракций.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе получения котельного топлива, включающем введение в исходную смесь тяжелых фракций нефтепродуктов в качестве присадок, снижающих вязкость, легких фракций переработки нефти и воды в процессе гидродинамической кавитационной обработки, предварительно готовят эмульсию воды в легких фракциях переработки нефти, а затем полученную эмульсию вводят в исходную смесь тяжелых фракций нефтепродуктов.

При этом приготовление эмульсии воды в легких фракциях переработки нефти осуществляют путем гидромеханической кавитационной обработки.

Кроме того, число кавитации в процессе приготовления эмульсии воды в легких фракциях переработки нефти выбирают большим, чем число кавитации в процессе гидродинамической кавитационной обработки эмульсии и исходной смеси тяжелых фракций нефтепродуктов.

Целесообразно также введение воды осуществлять путем добавления обводненных нефтепродуктов.

В частности, в качестве обводненных нефтепродуктов может использоваться предварительно полученная эмульсия нефтепродуктов в воде.

И наконец, количество воды и/или обводненных нефтепродуктов определяют из соотношения:

где Vнп, Vм и Vв - объемный расход обводненных нефтепродуктов, тяжелых фракций нефтепродуктов и воды;

Wнп, Wм и WT - влажность обводненных нефтепродуктов, тяжелых фракций нефтепродуктов и котельного топлива соответственно.

На чертеже изображено устройство для осуществления способа. Устройство содержит емкость 1 для тяжелых нефтепродуктов, подключенную к входу насоса 2, на выходе которого установлен кавитационный смеситель 3. Емкость 4 с легкими фракциями переработки нефти (дизельное топливо, термогазойль и т.п.) и емкость 5 для воды и/или обводненных нефтепродуктов (шлам, ловушечный продукт и т.п.) через насос 6 и кавитационный смеситель 7 соединены с входом насоса 2. Позициями 8-12 обозначены запорно-регулирующие задвижки.

Рассмотрим различные варианты осуществления способа.

Вариант 1. В емкость 5 заливается вода, включаются насосы 2,6. Задвижки 8-11 открыты на величину, обеспечивающую необходимый расход компонентов котельного топлива, задвижка 12 закрыта. На выходе кавитационного смесителя 7 в результате гидродинамической кавитационной обработки образуется эмульсия воды в дизельном топливе, поступающем из емкости 4. Насосом 2 эта эмульсия подается вместе со смесью мазута и гудрона из емкости 1 на вход кавитационного смесителя 3, в котором тяжелые исходные фракции в присутствии эмульсии воды в дизельном топливе подвергаются кавитационной обработке.

Вариант 2. В качестве емкости 5 используется резервуар с ловушечным продуктом, т.е. сильно обводненными нефтепродуктами, шламом. В остальном способ осуществляют аналогично варианту 1.

Вариант 3. Насос 2 выключен, насос 6 включен, задвижки 9,10,12 открыты, задвижки 8,11 закрыты. Вода из емкости 5 и нефтепродукты из емкости 4 поступают на смеситель 7, образуя эмульсию нефтепродуктов в воде. После того как в результате рециркуляции емкость 5 заполнится эмульсией, включают насос 2, закрывают задвижки 9,12, открывают задвижки 8,11 и компоненты котельного топлива поступают на вход смесителя 3, как в варианте 1.

Пример 1. К обработке в лабораторной кавитационной установке подготовили

смесь:

- Вязкий нефтепродукт (смесь мазута и гудрона) - 80% при вязкости 24° ВУ

- Дизельное топливо 15%

- Бензин с водой 5% при влажности 10%

После совместной кавитационной обработки полученная смесь имеет вязкость 15,7° ВУ, влажность 0,5% при размере капель воды 8-12 мкм.

Пример 2. К обработке подготовлена такая же смесь, как и в п.1, но перед общим смешиванием подвергнута кавитационной обработке смесь дизельного топлива и обводненного бензина, а затем проведена совместная кавитационная обработка. Вязкость полученного топлива 14,6°ВУ, влажность 0,5% при размере капель 3-7 мкм.

Пример 3. Подбиралась смесь, для которой смешивание проводилось по примеру 2, а результирующая вязкость была бы близка к 16 °ВУ. Получилась такая смесь:

- Высоковязкий продукт - 85%

- Дизельное топливо - 10%

- Бензин с водой - 5%

Вязкость - 15,9° ВУ, влажность 0,5% размер капель 3-7 мкм. Рассмотрим теперь примеры расчета согласно вышеприведенной формуле, учитывая что влажность тяжелых фракций обычно близка к нулю, влажность обводненных нефтепродуктов может достигать 30%, а влажность котельного топлива не должна превышать 1%.

Пример № 1

Пример № 2

Пример № 3

Пример №4

Пример №5

Таким образом, в случае предварительной кавитационной обработки смеси влажных нефтепродуктов и последующей кавитационной обработки этой смеси с высоковязкими нефтепродуктами (тяжелыми фракциями) расход дизельного топлива, при той же вязкости конечного продукта, уменьшается примерно на 30%.

1. Способ получения котельного топлива, включающий введение в исходную смесь тяжелых фракций нефтепродуктов в качестве присадок, снижающих вязкость, легких фракций переработки нефти и воды в процессе гидродинамической кавитационной обработки, предварительно готовят эмульсию воды в легких фракциях переработки нефти, а затем полученную эмульсию вводят в исходную смесь тяжелых фракций нефтепродуктов.

2. Способ получения котельного топлива по п.1, отличающийся тем, что приготовление эмульсии воды в легких фракциях переработки нефти осуществляют путем гидромеханической кавитационной обработки.

3. Способ получения котельного топлива по п.2, отличающийся тем, что число кавитации в процессе приготовления эмульсии воды в легких фракциях переработки нефти выбирают большим, чем число кавитации в процессе гидродинамической кавитационной обработки эмульсии и исходной смеси тяжелых фракций нефтепродуктов.

4. Способ получения котельного топлива по п.1, отличающийся тем, что введение воды осуществляют путем добавления обводненных нефтепродуктов.

5. Способ получения котельного топлива по п.4, отличающийся тем, что в качестве обводненных нефтепродуктов используют предварительно полученную эмульсию нефтепродуктов в воде.

6. Способ получения котельного топлива по п.1 или 4, отличающийся тем, что объемный расход обводненных нефтепродуктов определяют из соотношения

где VНП, VМ и VВ - объемный расход обводненных нефтепродуктов, тяжелых фракций нефтепродуктов и воды;

WНП, WМ и Wт - влажность обводненных нефтепродуктов, тяжелых фракций нефтепродуктов и котельного топлива соответственно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии производства композиционного топлива на основе углеводородной жидкости и воды и предназначено для использования в теплоэнергетической, топливной, транспортной и смежных отраслях промышленности.

Изобретение относится к способам приготовления композиционного жидкого топлива на основе угля и воды и может использоваться в топливной промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике.

Изобретение относится к способу приготовления деминерализованного водоугольного топлива, использующегося при сжигании в теплоэнергетических установках, преимущественно в угольных или газомазутных котлах.

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при переводе газомазутных котлов с природного газа или мазута на сжигание водоугольного топлива (ВУТ), приготовленного из угля.

Изобретение относится к топливной энергетике и может быть использовано для сокращения потерь летучих углеводородов и попутных газов при добыче и переработке нефти, для повышения пожарной безопасности сжиженных газов.
Изобретение относится к топливным композициям и способам её получения на основе тяжелых фракций, а также утилизации нефтесодержащих отходов и побочных продуктов нефтехимии.

Изобретение относится к области контроля качества эмульсионных топлив, может быть использовано для контроля при получении и хранении водоэмульсионных топлив и распространяется на топлива, состоящие из жидких продуктов переработки нефти, смол и воды.

Изобретение относится к энергетической промышленности, направлено на разработку состава и способа получения высококонцентрированного низкозольного водоугольного топлива (ВУТ), полученного из угольных шламов и предназначенного для перекачивания или перевозки гидротранспортом (углепроводы, железнодорожные цистерны, автоцистерны) на дальние расстояния

Изобретение относится к топливу мазутному суперлегкому, способу его получения и устройству для осуществления способа

Изобретение относится к нефтепродуктам для автомобилей, в частности к композициям водно-топливных эмульсий

Изобретение относится к углеперерабатывающей промышленности, а именно к приготовлению водоугольной суспензии

Изобретение относится к эксплуатации котельных установок, а именно к подготовке углеводородных высоковязких жидких топлив, преимущественно мазута, к сжиганию в котельных и других теплоэнергетических установках

Изобретение относится к топливу мазутному маловязкому (ТММ), используемому в качестве технологического топлива на промышленных предприятиях теплоснабжения, на судах речного и морского флота

Изобретение относится к способу приготовления раствора жидкой добавки в основной жидкости, в которой при ее перемешивании с жидкой добавкой при температуре, меньшей температуры Т G гелеобразования жидкой добавки, образуется гель, причем поток основной жидкости нагревают до температуры Т C, большей температуры окружающего воздуха и меньшей температуры ТG гелеобразования добавки, подают этот поток жидкости в смеситель, на входе в который потоку жидкости передается энергия, и добавляют за входом в смеситель в протекающий через него поток основной жидкости жидкую добавку, при этом такая жидкая добавка перемешивается в смесителе с основной жидкостью, а переданная потоку жидкости энергия препятствует образованию геля из добавляемой к основной жидкости жидкой добавки
Изобретение относится к составам для получения высокообводненных и стабильных эмульсий, широко используемых в технологии получения топлив, увеличения нефтеотдачи пластов, например при обработке высокообводненных коллекторов, нагнетательных и добывающих скважин, а также в процессах газодобычи и для временной изоляции проницаемости в призабойной зоне пластов
Наверх