Способ ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для ремонта и содержания автомобильных дорог с трещинами в асфальтобетонных покрытиях температурного происхождения, которые образовались в осенне-зимний периоды при понижении температуры наружного воздуха. Технический результат: повышение трещиностойкости асфальтобетонных покрытий и снижение стоимости и трудоемкости работ по ремонту асфальтобетонных покрытий с морозобойными трещинами. Способ ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог с трещинами температурного происхождения включает разборку по траектории трещин верхнего слоя покрытия, подготовку основания, розлив битума и укладку в ровик ремонтного материала, при этом в слое свежеуложенного ремонтного материала по траектории трещины устраивают искусственную трещину путем установки в него каналообразователя Т-образного поперечного сечения с режущим ребром клиновидной формы, его прикатки на высоту ребра с дальнейшим уплотнением ремонтного материала совместно с каналообразователем, после чего каналообразователь извлекают, а образовавшуюся искусственную трещину заполняют мастиками на основе битума. 1.з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для ремонта и содержания в рабочем состоянии автомобильных дорог с трещинами в асфальтобетонных покрытиях температурного происхождения, которые образовались в осенне-зимний периоды при понижении температуры наружного воздуха.

Известен способ ремонта асфальтобетонных покрытий, основанный на санации трещин различными мастиками на основе битума. Метод предусматривает обработку трещины сначала сжатым воздухом для очистки ее берегов от грязи и пыли, опрыскивание битумной эмульсией. Далее в специальной смесительной установке щебень фракции 2-5 мм и эмульсия смешиваются в холодную смесь, которая сжатым воздухом через подающую трубу с фурнитурой управления наносится по траектории трещины, после чего поврежденное место покрывается щебнем (см., например, Антипенко Г.Л., Кашевская Е.В., Костенко К.К. и др. Новые технологии при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог./ Под ред. А.Н.Максименко. - Мн.: Дизайн ПРО, 2002 г., с.103-104).

Данный способ имеет низкую эффективность вследствие сложности заполнения трещин как по толщине покрытия, так и по длине трещин в пределах ширины проезжей части, которые имеют случайные ориентации и ширину их раскрытия по длине. Также очень сложно обеспечить адгезию мастики с берегами трещины.

Наиболее близким по совокупным признакам к заявляемому способу является способ ремонта покрытий с трещинами, который предусматривает разделку трещин дорожными фрезами на глубину 20-50 мм и шириной до 20-30 мм с последующей зачисткой и заполнением резинобитумным вяжущим (см., например, Антипенко Г.Л., Кашевская Е.В., Костенко К.К. и др. Новые технологии при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог./ Под ред. А.Н.Максименко. - Мн.: Дизайн ПРО, 2002 г., с.105-106).

Данный способ имеет ограниченное применение в основном для ремонта сетки силовых усталостных трещин, вызванных вертикальными нагрузками. Метод малоэффективен для ремонта асфальтобетонных покрытий с трещинами температурного происхождения (с морозобойными трещинами).

Изобретение направлено на повышение трещиностойкости асфальтобетонных покрытий и снижение стоимости и трудоемкости работ по ремонту асфальтобетонных покрытий с морозобойными трещинами.

Результат достигается тем, что в способе ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог с трещинами температурного происхождения, включающем разборку по траектории трещин верхнего слоя покрытия, подготовку основания, розлив битума и укладку ремонтного материала, согласно изобретения в слое свежеуложенного ремонтного материала по траектории трещины устраивают искусственную трещину путем установки в него каналообразователя Т-образного поперечного сечения с режущим ребром клиновидной формы, его прикатки на высоту ребра с дальнейшим уплотнением ремонтного материала совместно с каналообразователем, после чего каналообразователь извлекают, а образовавшуюся искусственную трещину заполняют мастиками на основе битума.

Результат достигается также тем, что искусственную трещину заполняют мастиками двух видов: вертикальный участок искусственной трещины заполняют пластичными мастиками, а горизонтальный - тугопластичными мастиками с последующей посыпкой высевок фракций 4-5 мм из прочного щебня.

Отличительным является то, что разделку трещин производят на толщину верхнего слоя покрытия и шириной, достаточной для укладки ремонтного материала, например, асфальтобетонной смеси (взамен заполнения шва резинобитумным вяжущим), причем в свежеуложенном слое ремонтного материала в процессе его уплотнения по траектории магистральной трещины устраивают искусственную трещину путем вдавливания режущего ребра клиновидной формы каналообразователя, имеющего Т-образное поперечное сечение. После уплотнения ремонтного материала совместно с каналообразователем и извлечения каналообразователя образовавшуюся искусственную трещину заполняют пластичными и тугопластичными резинобитумными мастиками.

Изобретение поясняется чертежами.

На фигуре 1 приведены три схемы разборки верхнего слоя асфальтобетонных покрытий с поперечными трещинами в зависимости от их траекторий, где

1 - траектории трещин (сплошные линии);

2 - участок разборки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия;

3 - старое асфальтобетонное покрытие;

4 - траектория искусственной трещины «шва» (пунктирные линии).

На схеме 1а показана схема разборки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия при нормальном расположении трещин по отношению к продольной оси дороги (α=90 ± 1°), ширина разборки "d" составляет в этом случае не более 0,5 м (0,25 < d < 0,5 м).

На схемах 1б и 1в показаны схемы разборки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия при косом расположении трещин по отношению к продольной оси дороги:

Схема 1.б.: 85° ≤ α ≤ 89°; ширина разборки "d" составляет в этом случае 0,15 + с + 0,15 м, где с - проекция косой трещины на продольную ось дороги, что составляет в общей сложности 0,5 ≤ d ≤ 1,0 м.

Схема 1.в.: α ≤ 85°; ширина разборки "d" составляет в этом случае 0,25 ≤ d ≤ 1,0 м.

На фигуре 2 показана последовательность создания и заделки искусственной трещины, где

3 - верхний слой покрытия автомобильных дорог;

5 - нижний слой покрытия;

6 - ремонтный материал;

7 - каналообразователь;

8 - вальцовый каток;

9 - искусственная трещина;

10 - пластичная битумная мастика;

11 - тугопластичная битумная мастика.

На фиг.2.а. показана схема прикатки каналообразователя 7 перед уплотнением ремонтного материала 6.

На фиг.2.б. показано поперечное сечение искусственной трещины (шва) 9 после извлечения каналообразователя 7.

На фиг.2.в. показано поперечное сечение искусственной трещины (шва) 9 после его заполнения пластичными 10 резинобитумными и тугопластичными 12 щебеночно-битумными мастиками.

Способ ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог с трещинами температурного происхождения осуществляется следующим образом:

1. Очистка покрытия на участке производства работ.

2. Разборка верхнего слоя асфальтобетонного покрытия 3 дорожной фрезой по траектории 1 магистральной трещины на ширину 0,25-1,0 м в зависимости от угла между осью проезжей части и траекторией 1 магистральной трещины, согласно схем, приведенных на фиг.1.а., 1.б., 1.в.

3. Розлив жидкого битума из расчета 0,6 л/м2.

4. Укладка ремонтного материала 6, например, мелкозернистой асфальтобетонной смеси, в ровик слоем, рассчитанным с учетом требуемого коэффициента уплотнения.

5. Установка вручную каналообразователя 7 Т-образного поперечного сечения с режущим ребром клиновидной формы.

6. Прикатка каналообразователя 7 в рыхлый ремонтный материал 6 на высоту ребра согласно схемы на фиг.2.

7. Уплотнение ремонтного материала в шве 9 совместно с каналообразователем 7.

8. Извлечение каналообразователя 7 ручным способом.

9. Заполнение искусственной трещины (шва) 9 битумными мастиками в два приема:

а) на высоту ребра каналообразователя 7, т.е. вертикальный участок искусственной трещины 9 заполняют пластичной резинобитумной мастикой 10;

б) на толщину полки каналообразователя, т.е. горизонтальный участок искусственной трещины 9 заполняют тугопластичной щебеночно-битумной мастикой 11 с последующей посыпкой высевок щебня фракций 4-5 мм с прочностью не менее 70 мПа.

10. Прикатка слоя щебня в шве 9.

При организованных таким образом ослабленных сечениях (искусственные трещины) в асфальтобетонном покрытии автомобильных дорог при понижении температуры наружного воздуха в осенне-зимний периоды их эксплуатации в указанных сечениях будут образовываться строго прямолинейные трещины. Для ремонта таких автодорог в весенний период при установившейся положительной температуре наружного воздуха потребуется только обработка сжатым воздухом и разогрев мастики для склеивания берегов трещины из резинобитумной мастики.

1. Способ ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог с трещинами температурного происхождения, включающий разборку по траектории трещин верхнего слоя покрытия, подготовку основания, розлив битума и укладку в ровик ремонтного материала, отличающийся тем, что в слое свежеуложенного ремонтного материала по траектории трещины устраивают искусственную трещину путем установки в него каналообразователя Т-образного поперечного сечения с режущим ребром клиновидной формы, его прикатки на высоту ребра с дальнейшим уплотнением ремонтного материала совместно с каналообразователем, после чего каналообразователь извлекают, а образовавшуюся искусственную трещину заполняют мастиками на основе битума.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что искусственную трещину заполняют мастиками двух видов: вертикальный участок искусственной трещины заполняют пластичными мастиками, а горизонтальный участок искусственной трещины заполняют тугопластичными мастиками с последующей посыпкой высевок фракций 4-5 мм из прочного щебня.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области укрепления грунта в дорожном строительстве, а именно к устройству для инъектирования вяжущих растворов в грунт. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления грунтов при возведении оснований автомобильных и железнодорожных дорог, аэродромов, плотин и тому подобных сооружений.

Изобретение относится к строительной технике, а конкретнее к устройствам для уплотнения грунта. .

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к устройствам для стабилизации грунтов. .

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для строительства автомобильных дорог. .
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть применено для термического укрепления верхнего слоя грунта при строительстве основания дорожных конструкций.
Изобретение относится к дорожно-ремонтным работам и может быть использовано при усилении дорожных одежд нежесткого типа с одновременным выравниванием

Изобретение относится к дорожно-стоительной технике и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог
Изобретение относится к дорожно-ремонтным работам и может быть использовано при усилении дорожных одежд нежесткого типа

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при устройстве конструкций автомобильных дорог

Изобретение относится к области диагностики и оценки состояния автомобильных дорог с асфальтобетонными покрытиями, а именно к прогнозированию состояния асфальтобетонного покрытия и назначению обоснованных сроков ремонтных работ

Изобретение относится к отрасли возведения автомобильных дорог и, в частности, к устройству дорожных одежд

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для прокладки магистралей высокого класса с высокой и очень высокой долговечностью покрытия

Изобретение относится к стабилизатору или ресайклеру, который содержит кожух 8 ротора, в котором расположен фрезерно-смесительный ротор 9, и узел 13 для выгрузки вяжущего для стабилизации грунта или материала основания

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при устройстве площадок различного назначения, фундаментов и других наземных сооружений
Наверх