Охлаждающее устройство дизеля тепловоза (варианты)

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции охлаждающих устройств дизелей тепловозов. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза выполнено в виде нескольких холодильных камер 1, 2, 3 с размещенными в них радиаторами. При температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, одна или несколько холодильных камер включаются в работу дополнительно к остальным, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов по Цельсию одна или несколько холодильных камер отключаются с осушкой или без нее. Технический результат - снижение мощности, потребляемой охлаждающим устройством, снижение расхода топлива дизелем, снижение единичной и общей мощности электродвигателей, обеспечение их работы и работы вентиляторов в зоне максимальных КПД. 6 н. и 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции охлаждающих устройств дизелей тепловозов.

Известно охлаждающее устройство дизеля тепловоза ТЭП60, состоящее из трех холодильных камер, в первой из которых установлено 18 секций воды дизеля и 6 секций воды воздухоохладителя и охладителя масла, во второй установлено 24 секции, а в третьей 9 секций воды воздухоохладителя и охладителя масла. Первые две камеры снабжены вентиляторами с регулируемым гидрообъемным приводом, а третья камера снабжена вентилятором с приводом от коленчатого вала дизеля. Температура теплоносителей регулируется числом оборотов вентиляторов первой и второй холодильных камер и жалюзи, при этом третья камера в зимний период отключается (см. Тепловозы, С.А.Шафрановский и др., "Транспорт", 1964, с.100).

Недостатками такого устройства являются сложность и низкая надежность конструкции при наличии дополнительной гидросистемы, низкая экономическая эффективность и большие затраты мощности дизеля на его охлаждение, вызываемые тем, что вода дизеля охлаждается только в первой холодильной камере, что вынуждает вентиляторы и их моторы и первой, и второй холодильных камер работать постоянно при любых температурах наружного воздуха и мощности дизеля, что в свою очередь обеспечивает им низкие обороты и работу в зоне низких КПД и вентиляторов, и моторов.

Известно также охлаждающее устройство дизеля тепловоза ТЭ109, в котором общая вода дизеля, воздухоохладителя и охладителя масла охлаждается в 42 секциях. Охлаждающее устройство разделено на три отсека, в каждом из которых установлен восьмилопастной вентилятор УК-2М диаметром 1100 мм, снабженный асинхронным электродвигателем. Вентиляторами и жалюзи управляет четырехпредельное термореле с твердым наполнителем. Жалюзи открываются при температуре воды 75°С, включение первого вентилятора происходит при температуре воды 78°С, второго - при 82°С и третьего - при 86°С. Отключение вентиляторов и закрытие жалюзи происходит при температуре воды на 3-5°С более низкой, чем температура включения (см. Тепловозы. Конструкция, теория и расчет, под ред. д-ра техн. наук Н.И.Панова, "Машиностроение", 1976, с.258).

Недостатками такого устройства являются регулирование работы вентиляторов ОУ по температуре общей воды дизеля, воздухоохладителя и охладителя масла с ее перепадом, равным 26°С, что приводит к необходимости дополнительного охлаждения наддувочного воздуха и регулирования его температуры в дополнительных системах и снижению качества работы дизеля, низкая экономическая эффективность и большие затраты мощности дизеля на его охлаждение, вызываемые тем, что в интервале температуры воды от 81 до 96°С все вентиляторы с их моторами работают непрерывно и независимо от температуры наружного воздуха, что приводит к их работе с низкими оборотами в зоне низких КПД и вентиляторов, и моторов.

Техническим результатом изобретения является снижение мощности, потребляемой охлаждающим устройством, снижение расхода топлива дизелем, снижение единичной и общей мощности электродвигателей, обеспечение их работы и работы вентиляторов в зоне максимальных коэффициентов полезного действия в любых климатических зонах и при любом использовании мощности дизеля, повышение технологичности сборки и ремонтов охлаждающего устройства, экономия моторесурса электродвигателей и вентиляторов, упрощение эксплуатации охлаждающего устройства.

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, охладитель масла дизеля, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из трех или из четырех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля или радиаторов воды дизеля и охладителя масла в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов воды дизеля и охладителя масла в одной из камер по второму борту, а радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла или радиаторов воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла в одной из холодильных камер по первому борту, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия одна из них дополнительно отключается с осушкой или без нее, или тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из трех или из четырех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля и радиаторов масла дизеля в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов одного теплоносителя в одной из камер по второму борту, а радиаторов воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия одна из них дополнительно отключается с осушкой или без нее, или тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из трех или из четырех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля или радиаторов масла дизеля в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза, а радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов масла дизеля или радиаторов воды дизеля с их установкой во втором по ходу воздуха ряду за радиаторами воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов масла дизеля в одной или в двух камерах по первому борту, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия одна из них дополнительно отключается с осушкой или без нее, или тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, охладитель масла, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из четырех или из пяти, или из шести, или из восьми, или из десяти холодильных камер, размещенных в два ряда или одна часть в два ряда, а вторая часть в один ряд относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля или радиаторов воды дизеля и охладителя масла, а во второй части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла или воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и охладителя масла или одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и одна холодильная камера с радиаторами воды воздухоохладителя и охладителя масла включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия часть холодильных камер воды дизеля или воды дизеля и охладителя масла и часть холодильных камер воды воздухоохладителя или воздухоохладителя и охладителя масла дополнительно отключаются с осушкой или без нее, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере, или тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из пяти, или из шести, или из восьми, или из десяти холодильных камер, размещенных в два ряда или одна часть в два ряда, а вторая часть в один ряд относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля, во второй части холодильных камер радиаторов масла дизеля, а в третьей части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля или одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и одна холодильная камера с радиаторами масла дизеля включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия часть холодильных камер с радиаторами воды дизеля, часть холодильных камер с радиаторами масла дизеля и часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя дополнительно отключаются с осушкой или без нее, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере, или тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из четырех или из пяти, или из шести, или из восьми, или из десяти холодильных камер, размещенных в два ряда, или одна часть в два ряда, а вторая часть в один ряд относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля или радиаторов масла дизеля, а во второй части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов масла дизеля или радиаторов воды дизеля с их установкой во втором по ходу воздуха ряду за радиаторами воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля или масла дизеля и одна холодильная камера с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами масла дизеля или радиаторами воды дизеля включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия часть холодильных камер с радиаторами воды дизеля или с радиаторами масла дизеля и часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами масла дизеля или радиаторами воды дизеля дополнительно отключаются с осушкой или без нее, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.

Предлагаемое охлаждающее устройство дизеля тепловоза представлено на чертежах где:

на фиг.1 изображено трехкамерное охлаждающее устройство дизеля тепловоза, общий вид;

на фиг.2 изображено сечение А-А на фиг.1;

на фиг.3 изображено десятикамерное охлаждающее устройство дизеля тепловоза, общий вид;

на фиг.4 изображено сечение Б-Б на фиг.3;

на фиг.5 изображена гидравлическая схема трехкамерного охлаждающего устройства дизеля тепловоза;

на фиг.6 изображена гидравлическая схема десятикамерного охлаждающего устройства дизеля тепловоза.

на фиг.7 изображено пятикамерное охлаждающее устройство дизеля тепловоза, общий вид;

на фиг.8 изображено сечение В-В на фиг.7;

на фиг.9 изображено сечение Г-Г на фиг.7.

Охлаждающее устройство (ОУ) дизеля тепловоза (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) состоит из холодильных камер (ХК) 1, 2, 3 или 4, 5, 6, или 41, 42, 43 и 44, радиаторов воды дизеля и охладителя масла дизеля 7, радиаторов воды воздухоохладителя 8, радиаторов воды дизеля 9, радиаторов масла дизеля 10, коллекторов 11, вентиляторов 12, двигателей вентиляторов 13, трубопроводов 14, ограждений 15, жалюзи 16, жалюзи 17, жалюзи 18 аппаратуры управления 19, дизеля 20, воздухоохладителя 21, охладителя масла дизеля 22, насоса воды дизеля и охладителя масла 23, насоса воды воздухоохладителя 24, напорного трубопровода воды дизеля 25, сливного трубопровода воды дизеля 26, напорного трубопровода воды воздухоохладителя 27, сливного трубопровода воды воздухоохладителя 28, расширительного бака 29, водяного насоса 30, сливного трубопровода 31, масляного насоса 32, напорного трубопровода масла 33, сливного трубопровода масла 34, вентилей 35, вентиля охладителя масла дизеля 36, вентилей 37, вентилей 38, вентилей 39, радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла дизеля 40.

Технический результат изобретения достигается при любой совокупности альтернативных конструктивных элементов, приведенных в описании способа его достижения и в предметном составе изобретения.

Примеры совокупности конструктивных элементов способа достижения технического результата выглядят следующим образом.

Пример 1

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного тока с регулируемым числом оборотов, охладитель масла дизеля, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из трех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза, а радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия одна из них дополнительно отключается с осушкой, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или включения части неработающих холодильных камер.

Пример 2

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из четырех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля и радиаторов масла дизеля в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза, а радиаторов воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия одна из них дополнительно отключается без осушки, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер без осушки или включения части неработающих холодильных камер.

Пример 3

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из четырех холодильных камер с размещением радиаторов масла дизеля в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза, а радиаторов воды дизеля с их установкой во втором по ходу воздуха ряду за радиаторами воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия одна из них дополнительно отключается с осушкой, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или включения части неработающих холодильных камер.

Пример 4

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из пяти холодильных камер, размещенных одна часть в два ряда, а вторая часть в один ряд относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов масла дизеля, а во второй части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов воды дизеля с их установкой во втором по ходу воздуха ряду за радиаторами воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами воды дизеля включается в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами воды дизеля и часть холодильных камер с радиаторами масла дизеля дополнительно отключаются без осушки, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер без осушки или включения части неработающих холодильных камер.

Пример 5

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом постоянного тока с регулируемым числом оборотов, охладитель масла, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из шести холодильных камер, размещенных в два ряда относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля, во второй части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и одна холодильная камера с радиаторами воды воздухоохладителя и охладителя масла включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия часть холодильных камер с радиаторами воды дизеля и часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя и охладителя масла дополнительно отключаются без осушки, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер без осушки или включения части неработающих холодильных камер.

Пример 6

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из восьми холодильных камер, размещенных в два ряда относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля, во второй части холодильных камер радиаторов масла дизеля, а в третьей части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и одна холодильная камера с радиаторами масла дизеля включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия часть холодильных камер с радиаторами воды дизеля, часть холодильных камер с радиаторами масла дизеля и часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя дополнительно отключаются с осушкой, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.

Пример 7

Технический результат достигается тем, что охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, выполнено состоящим из десяти холодильных камер, размещенных в два ряда относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов масла дизеля, а во второй части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов воды дизеля с их установкой во втором по ходу воздуха ряду за радиаторами воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами масла дизеля и одна холодильная камера с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами воды дизеля включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия часть холодильных камер с радиаторами масла дизеля и часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами воды дизеля дополнительно отключаются без осушки, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере, кроме того, при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер без осушки или включения части неработающих холодильных камер.

Охлаждающее устройство дизеля тепловоза работает следующим образом (фиг.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

При температуре наружного воздуха ниже ее номинального значения для работы дизеля при включении дизеля 20 включаются насосы воды дизеля и охладителя масла 23 и воды воздухоохладителя 24 или насосы 23, 24 и масляный насос 32. Вода дизеля и охладителя масла и вода воздухоохладителя или вода дизеля, вода воздухоохладителя и масло дизеля по напорным трубопроводам соответственно 25 и 27 или 25, 27 и 34 через трубопроводы 14 и коллекторы 11 поступают в соответствующие радиаторы 7 и 8 холодильных камер 2 и 3, или 5 и 6, или в радиаторы 8, 9 и 10 холодильных камер 42, 43 и 44, где охлаждаются потоками воздуха, заключенными в ограждения 15, создаваемыми вентиляторами 12, вращаемыми двигателями вентиляторов 13, управляемыми аппаратурой управления 19, и по соответствующим сливным трубопроводам 26 и 28 или 26, 28 и 33 насосами 23 и 24 или 23, 24 и 32 вновь подаются в охладитель масла дизеля 22 и далее в дизель 20 и воздухоохладитель 21 или непосредственно в дизель 20 и воздухоохладитель 21. При этом холодильные камеры 1 или 4, или 41 отключены, двигатели вентиляторов 13 этих камер выключены, вентили 35 и 37 радиаторов 7 и 8 ХК-1 или ХК-4 или радиаторов 8, 9 ХК-41 закрыты, а вода через открытые вентили 38 и 39 может быть слита водяным насосом 30 по сливному трубопроводу 31 в расширительный бак 29 (воду из ХК-1 или ХК-4 или ХК-41 допускается не сливать). Отключение этих камер с помощью аппаратуры управления 19 обеспечивает работу вентиляторов 12 и их двигателей 13 холодильных камер ХК-2 и 3 или ХК-5 и 6 или ХК-42, 43 и 44 с максимальными числами оборотов двигателей и вентиляторов с максимальными коэффициентами полезного действия с обеспечением оптимальных температурных параметров теплоносителей.

При повышении температуры наружного воздуха выше номинальной температуры для работы дизеля радиаторы 7 и 8 ХК-1 или 9 и 8 ХК-4, или 8 и 9 ХК-41 через вентили 35 при открытых вентилях 37 и закрытых вентилях 38 заполняются водой (если они находились в осушенном состоянии) и ХК-1 или ХК-4, или ХК-41 включаются в работу путем включения двигателя 13 ее вентилятора 12 по вышеописанной схеме, что исключает перегрев теплоносителей с сохранением оптимальных режимов работы ОУ в этот период.

При понижении температуры наружного воздуха ниже нуля градусов Цельсия ХК-2, или ХК-5, или ХК-42 и 44 отключаются (ХК-1 или ХК-4 или ХК-41 отключены ранее), а двигатели вентиляторов этих ХК выключают, при этом воду из радиаторов 7, 9 и 8 этих ХК через вентили 38 и 39 сливают в расширительный бак 29 при закрытых вентилях 35 и 37, а масло из радиаторов 10 в дизель 20, что исключает переохлаждение теплоносителей с сохранением самых экономичных по числу оборотов и КПД режимов работы электродвигателей и вентиляторов ОУ в этот период.

При переходе дизеля с режима полной мощности на частичные режимы (например, при переходе с 15-ой позиции контроллера на 8-ю или ниже) ХК-2 или ХК-3, или ХК-5, или ХК-6, или ХК-43 и ХК-44 временно отключаются одним из вышеизложенных способов, что позволяет сохранять самые экономичные режимы работы ОУ.

При понижении температуры наружного воздуха до особо низкого уровня и при работе дизеля на режимах неполной мощности (например, холостого хода) раздельное регулирование температуры теплоносителей дополнительно осуществляют соответствующими жалюзи 16 и 18 увеличением аэродинамического сопротивления соответствующих радиаторов 7, 9, 8 и 10 или уменьшением их площади теплообмена.

Это и приводит к снижению мощности, потребляемой охлаждающим устройством, снижению расхода топлива дизелем, снижению единичной и общей мощности электродвигателей, обеспечению их работы и работы вентиляторов в зоне максимальных коэффициентов полезного действия в любых климатических зонах и при любом использовании мощности дизеля, повышению технологичности сборки и ремонтов охлаждающего устройства, экономии моторесурса электродвигателей и вентиляторов, упрощению эксплуатации охлаждающего устройства.

1. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, охладитель масла дизеля, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, отличающееся тем, что оно выполнено состоящим из трех или из четырех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля или радиаторов воды дизеля и охладителя масла в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов воды дизеля и охладителя масла в одной из камер по второму борту, а радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла или радиаторов воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла в одной из холодильных камер по первому борту, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже 0°C одна из них дополнительно отключается с осушкой или без нее.

2. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза по п.1, отличающееся тем, что при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.

3. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, отличающееся тем, что оно выполнено состоящим из трех или из четырех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля и радиаторов масла дизеля в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов одного теплоносителя в одной из камер по второму борту, а радиаторов воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже 0°C одна из них дополнительно отключается с осушкой или без нее.

4. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза по п.3, отличающееся тем, что при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.

5. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, отличающееся тем, что оно выполнено состоящим из трех или из четырех холодильных камер с размещением радиаторов воды дизеля или радиаторов масла дизеля в каждой из холодильных камер по одному борту тепловоза, а радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов масла дизеля или радиаторов воды дизеля с их установкой во втором по ходу воздуха ряду за радиаторами воды воздухоохладителя в каждой из холодильных камер по второму борту тепловоза или с дополнительным размещением части радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов масла дизеля в одной или в двух камерах по первому борту, при этом одна холодильная камера включается в работу дополнительно к остальным при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже 0°C одна из них дополнительно отключается с осушкой или без нее.

6. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза по п.5, отличающееся тем, что при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.

7. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, охладитель масла, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, отличающееся тем, что оно выполнено состоящим из четырех, или из пяти, или из шести, или из восьми, или из десяти холодильных камер, размещенных в два ряда или одна часть в два ряда, а вторая часть в один ряд относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля или радиаторов воды дизеля и охладителя масла, а во второй части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя и охладителя масла или воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и охладителя масла или одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и одна холодильная камера с радиаторами воды воздухоохладителя и охладителя масла включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже 0°C часть холодильных камер воды дизеля или воды дизеля и охладителя масла и часть холодильных камер воды воздухоохладителя или воздухоохладителя и охладителя масла дополнительно отключаются с осушкой или без нее, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере.

8. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза по п.7, отличающееся тем, что при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.

9. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, отличающееся тем, что оно выполнено состоящим из пяти, или из шести, или из восьми, или из десяти холодильных камер, размещенных в два ряда или одна часть в два ряда, а вторая часть в один ряд относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля, во второй части холодильных камер радиаторов масла дизеля, а в третьей части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля или одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля и одна холодильная камера с радиаторами масла дизеля включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже 0°C часть холодильных камер с радиаторами воды дизеля, часть холодильных камер с радиаторами масла дизеля и часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя дополнительно отключаются с осушкой или без нее, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере.

10. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза по п.9, отличающееся тем, что при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.

11. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза, содержащее радиаторы, коллекторы, вентиляторы с электроприводом переменного или постоянного тока с регулируемым числом оборотов, трубопроводы, ограждения, аппаратуру управления, отличающееся тем, что оно выполнено состоящим из четырех, или из пяти, или из шести, или из восьми, или из десяти холодильных камер, размещенных в два ряда или одна часть в два ряда, а вторая часть в один ряд относительно продольной оси тепловоза, с размещением в одной части холодильных камер радиаторов воды дизеля или радиаторов масла дизеля, а во второй части холодильных камер радиаторов воды воздухоохладителя и радиаторов масла дизеля или радиаторов воды дизеля с их установкой во втором по ходу воздуха ряду за радиаторами воды воздухоохладителя, при этом одна холодильная камера с радиаторами воды дизеля или масла дизеля и одна холодильная камера с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами масла дизеля или радиаторами воды дизеля включаются в работу дополнительно к другим при температуре наружного воздуха, превышающей номинальную температуру наружного воздуха для работы дизеля, а при температуре наружного воздуха ниже 0°C часть холодильных камер с радиаторами воды дизеля и часть холодильных камер с радиаторами воды воздухоохладителя и радиаторами масла дизеля дополнительно отключаются с осушкой или без нее, при этом каждый теплоноситель охлаждается не менее чем в одной работающей холодильной камере.

12. Охлаждающее устройство дизеля тепловоза по п.11, отличающееся тем, что при изменении мощности дизеля тепловоза пропорционально изменяется число работающих холодильных камер путем отключения части работающих холодильных камер с их осушкой или без нее или включения части неработающих холодильных камер.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции охлаждающих устройств дизелей тепловозов. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается способов охлаждения дизелей тепловозов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции тягово-энергетической секции (ТЭС) щебнеочистительных и других машин. .

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, преимущественно силовых установок локомотивов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается способов охлаждения дизелей тепловозов. .

Локомотив // 2170186
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции локомотива, предназначенного для работы в условиях с высокой запыленностью воздуха и наличия в нем абразивных частиц.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается охлаждающих установок локомотивов. .

Радиатор // 2055294
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции радиатора системы охлаждения силовой установки тепловоза. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции охлаждающих устройств силовых установок тепловоза. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям охлаждающих устройств локомотивов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может применяться для силовой установки газотурбовоза

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается всасывающего охлаждающего устройства силовой установки тепловозов, путевых машин, газотурбовозов, станций и других силовых установок

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания тягового подвижного состава

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к тепловозам, и касается конструкции охлаждающих устройств

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и направлено на усовершенствование системы жидкостного охлаждения тягового преобразователя генератора газотурбовоза, работающего на криогенном газовом топливе

Локомотив // 2446968
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и направлено на усовершенствование локомотивов, предназначенных для перевозки грузов в условиях тропического климата с высокой запыленностью воздуха

Изобретение относится к системам подачи охлаждающего воздуха для рельсового транспорта

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к двухсекционным тепловозам с энергетической установкой

Изобретение относится к устройствам усовершенствования локомотивов, в частности газотурбовозов, в части устройств смешивания газообразных и жидких, в том числе криогенных, компонентов газового топлива

Изобретение относится к рельсовому транспортному средству (1), содержащему охлаждающую систему для расположенных в зоне (2) под полом компонентов, таких как блок электроснабжения, выпрямитель переменного тока, трансформатор или тяговый электродвигатель (4), которые охлаждаются либо непосредственно, либо с помощью соответствующего охладителя, при этом охлаждающая система имеет, по меньшей мере, одно первое входное отверстие для применяемого в качестве охлаждающего воздуха наружного воздуха, которое расположено в зоне (2) под полом, и по меньшей мере один вентилятор (5) для направления охлаждающего воздуха по меньшей мере на один из компонентов (4), и охлаждающая система имеет по меньшей мере одно соединенное по потоку с вентилятором (5) второе входное отверстие для применяемого в качестве охлаждающего воздуха наружного воздуха, которое расположено над боковыми фартуками (8) рельсового транспортного средства (1) и соединено через воздушный канал (13) с зоной (2) под полом, при этом первое входное отверстие снабжено снежным фильтром (16). Технический результат заключается в упрощении охлаждающего устройства и снижении подаваемой на него мощности. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх