Корпус танкера ледового класса (варианты)

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров ледового класса. Корпус танкера ледового класса содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными на большей части ее длины грузовыми танками. Борта выполнены двойными и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте верхней междубортной платформой, расположенной в верхней трети высоты танка. Внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками части грузовых танков. Указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками на участке от второго дна до верхней междубортной платформы и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства. Танки попарно разделены средней продольной переборкой гофрированной конструкции с горизонтальным расположением гофров и не менее чем с одной стойкой, размещенной, по крайней мере, на одном рамном шпангоуте в каждом танке. Технический результат изобретения состоит в повышении живучести и долговечности судна. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров (судов для наливных грузов) ледового класса.

Из уровня техники известен корпус танкера, содержащий борта, палубу и подвижное днище, установленное с возможностью вертикального перемещения относительно бортов. С целью улучшения проходимости, пожарной безопасности и упрощения очистки нижняя часть бортов выполнена эластичной (SU 880870, 15.11.1981, В 63 В 25/08).

Также известен корпус нефтеналивного судна, содержащий грузовые танки (SU 1191353, 15.11.1985, В 63 В 25/12).

Недостатком известных технических решений является то, что их конструктивное решение не предусматривает их эксплуатацию в Арктических и других подобных условиях, а при эксплуатации на открытой воде не обеспечивается достаточная аварийная остойчивость, живучесть, долговечность судна, что в свою очередь приводит к дополнительным затратам при эксплуатации.

Задачей, на решение которой направлены оба варианта настоящего изобретения, является повышение экономичности, долговечности и живучести танкера при эксплуатации как на открытой воде, так и в покрытой льдами акватории.

Поставленная задача в части первого варианта решается за счет того, что корпус танкера ледового класса согласно изобретению содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя переборка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, причем танки размещены по левому и правому борту предпочтительно параллельно, симметрично относительно диаметральной плоскости и попарно разделены предпочтительно средней продольной переборкой гофрированной конструкции с горизонтальным расположением гофров и не менее чем с одной стойкой, размещенной, по крайней мере, на одном рамном шпангоуте в каждом танке.

Ледовое усиление может включать усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства танкера шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна.

Основные конструкции корпуса могут быть выполнены сварными, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали предпочтительно категории A32, при этом для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также преимущественно из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть продольных переборок двойных бортов, второе дно и днище могут быть выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна составляет предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне шпация превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в 4 раза и составляет для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

Форштевень может быть изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка; шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным предпочтительно из стальных листов, а ахтерштевень выполнен литосварной конструкции.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек может быть выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в корме в районе надстройки выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

Танкер может содержать, по крайней мере, шестнадцать грузовых танков и два отстойных танка, танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, причем поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию танкера, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением танкера и их суммарный объем составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,6% от суммарного объема грузовых танков.

Поперечные переборки танков могут быть выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

Подводная часть корпуса может быть окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска бортов выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки танкера и доведена до района верхней границы ледовых усилений.

Форма корпуса и соотношение главных размерений могут быть приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса танкера по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

По второму варианту изобретения корпус танкера ледового класса согласно изобретению содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю переборки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя переборка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, причем танки размещены по левому и правому борту предпочтительно параллельно, симметрично относительно диаметральной плоскости и попарно разделены предпочтительно средней продольной переборкой гофрированной конструкции с горизонтальным расположением гофров и не менее чем с одной стойкой, размещенной, по крайней мере, на одном рамном шпангоуте в каждом танке; кроме того, ледовое усиление корпуса танкера включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства танкера шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, причем форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка; шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным предпочтительно из стальных листов, а ахтерштевень выполнен литосварной конструкции, при этом основные конструкции корпуса выполнены сварными, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали предпочтительно категории А32, при этом для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также преимущественно из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть продольных переборок двойных бортов, второе дно и днище могут быть выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна составляет предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне шпация превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в 4 раза и составляет для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек может быть выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в корме в районе надстройки выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

Танкер может содержать, по крайней мере, шестнадцать грузовых танков и два отстойных танка, танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, причем поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию танкера, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением танкера и их суммарный объем составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,6% от суммарного объема грузовых танков.

Поперечные переборки танков могут быть выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

Подводная часть корпуса может быть окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска бортов выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки танкера и доведена до района верхней границы ледовых усилений.

Форма корпуса и соотношение главных размерений могут быть приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса танкера по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

Технический результат для обоих вариантов заявленного изобретения состоит в повышении живучести, долговечности судна и, таким образом, повышении экономичности эксплуатации за счет оптимальной, разработанной в изобретении конструкции корпуса, которая обеспечивает улучшение остойчивости судна при аварийных ситуациях и увеличение прочности корпуса на воздействие статических и динамических нагрузок при эксплуатации как на открытой воде, так и в покрытой льдами акватории.

Форма заявленного корпуса танкера обеспечивает при осадке не более 9,0 м при движении на открытой воде глубиной не менее 6 осадок судна и волнении не более 2 баллов и ветре не более 3 баллов по шкале Бофора при чистом свежеокрашенном корпусе, мощности главного двигателя танкера, равной 85% от максимальной длительной мощности 7293 кВт, и номинальных оборотах 123 об/мин скорость судна не менее 15,4 узла.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - танкер - вид сбоку с сечением по диаметральной плоскости ниже конструктивной ватерлинии;

на фиг.2 - танкер, вид сверху, сечение по танкам;

на фиг.3 - поперечный разрез корпуса танкера в грузовой зоне, вид на нос судна;

на фиг.4 - фрагмент поперечного разреза корпуса танкера в грузовой зоне, разрез по шпангоуту в грузовом танке;

на фиг.5 - фрагмент танков танкера в аксонометрии;

на фиг.6 - фрагмент сопряжения продольной и поперечной переборки грузовых танков в грузовой зоне.

Корпус 1 танкера 2 ледового класса содержит днище 3, второе дно 4, вертикальные борта 5, балластные цистерны 6, верхнюю палубу 7, грузовую зону 8 с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками 9, с образующими водонепроницаемые отсеки 10 главными водонепроницаемыми переборками 11, кормой 12, транцем 13 и ахтерштевнем 14, наклонным носом 15 с форштевнем 16, с образующими надстройки 17 баком 18, ютом 19 и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой 20.

Борта 5 на большей части длины грузовой зоны 8 выполнены двойными с ледовым усилением 21 и содержат внешнюю 22 и внутреннюю 23 переборки, образующие междубортное пространство 24, разделенное по высоте верхней междубортной платформой 25. Внутренняя переборка 23 борта 5 конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками 26 части грузовых танков 9. Указанные продольные переборки 26 грузовых танков 9 выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками 27 на участке от второго дна 4 до верхней междубортной платформы 25, расположенной в верхней трети высоты танка 9, и с продольными ребрами 28 на участке от верхней междубортной платформы 25 до верхней палубы 7 с расположением набора внутри междубортного пространства 24.

Танки 9 размещены по левому и правому борту 5 параллельно, симметрично относительно диаметральной плоскости 29 и попарно разделены средней продольной переборкой 30 гофрированной конструкции с горизонтальным расположением гофров 31 и одной стойкой 32, размещенной, по крайней мере, на одном рамном шпангоуте 33 в каждом танке 9.

Ледовое усиление 21 включает усиление бортов 5 в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия (на чертежах не показано) пояса (не показано) с обшивкой увеличенной на 20% относительно обшивок других конструкций (не показано) танкера толщины усиленными конструкциями набора (не показано) в зоне ледового пояса (не показано), а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства 34 танкера 2 шпора 35, частично защищающего силовые элементы 36 рулевого устройства 34 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна.

Основные конструкции корпуса 1 выполнены сварными из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали категории A32. Для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба 7, оконтуривающий ее ширстрек 37 и верхняя часть (на чертежах не показано) продольных переборок 22 и 23 двойных бортов 5, второе дно 4 и днище 3 выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции (не показано) выполнены по поперечной системе набора. Шпация между продольными ребрами верхней палубы 7, днища 3 и второго дна 4 составляет 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята 800 мм, а в грузовой зоне шпация превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера в 4 раза и составляет для верхней палубы 7, второго дна 4 и днища 3 преимущественно 3200 мм, а для борта 5 с промежуточными шпангоутами 38 в зоне ледового пояса (на чертежах не показано) 800 мм.

Форштевень 16 изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка (на чертежах не показано). Шпор 35, защищающий силовые элементы 36 рулевого устройства 34 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным из стальных листов, а ахтерштевень 14 выполнен литосварной конструкции.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт 5 ширстрек 37 выполнен с возвышением его верхней кромки (на чертежах не показано) над верхней палубой 7 на величину 200 мм, а в корме 12 в районе надстройки 17 выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки (на чертежах не показано) ширстрека 37 до превышения над верхней палубой на 500 мм.

Танкер 2 содержит шестнадцать грузовых танков 9 и дополнительно два отстойных танка 39, танки 9 и 39 имеют продольные 26 и поперечные 40 переборки и днище 41 плоской конструкции, причем поперечные переборки 40 выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию танкера 2.

Суммарная вместимость грузовых танков 9 составляет 22480 м3, отстойные танки 39 размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера 2 грузовыми танками 9 и машинно-котельным отделением 42 танкера 2 и их суммарный объем составляет 3,0% от суммарного объема грузовых танков 9.

Поперечные переборки 40 танков 9, 39 выполнены с плоской обшивкой 43 с двух сторон переборки.

Подводная часть 44 корпуса 2 окрашена ледостойкой эпоксидной краской 500 мкм, причем окраска бортов 5 выполнена на 1 м выше наибольшей осадки танкера 2 и доведена до района верхней границы ледовых усилений 21.

Форма корпуса 2 и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса 1 танкера 2 по конструктивной ватерлинии 45, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

Сущность изобретения по второму варианту иллюстрируется теми же чертежами с использованием тех же позиций:

Корпус 1 танкера 2 ледового класса содержит днище 3, второе дно 4, вертикальные борта 5, балластные цистерны 6, верхнюю палубу 7, грузовую зону 8 с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками 9, с образующими водонепроницаемые отсеки 10 главными водонепроницаемыми переборками 11, кормой 12, транцем 13 и ахтерштевнем 14, наклонным носом 15 с форштевнем 16, с образующими надстройки 17 баком 18, ютом 19 и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой 20.

Борта 5 на большей части длины грузовой зоны 8 выполнены двойными с ледовым усилением 21 и содержат внешнюю 22 и внутреннюю 23 переборки, образующие междубортное пространство 24, разделенное по высоте верхней междубортной платформой 25. Внутренняя переборка 23 борта 5 конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками 26 части грузовых танков 9. Указанные продольные переборки 26 грузовых танков 9 выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками 27 на участке от второго дна 4 до верхней междубортной платформы 25, расположенной в верхней трети высоты танка 9, и с продольными ребрами 28 на участке от верхней междубортной платформы 25 до верхней палубы 7 с расположением набора внутри междубортного пространства 24.

Танки 9 размещены по левому и правому борту 5 параллельно, симметрично относительно диаметральной плоскости 29 и попарно разделены средней продольной переборкой 30 гофрированной конструкции с горизонтальным расположением гофров 31 и одной стойкой 32, размещенной, по крайней мере, на одном рамном шпангоуте 33 в каждом танке 9.

Ледовое усиление 21 включает усиление бортов 5 в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия (на чертежах не показано) пояса (не показано) с обшивкой увеличенной на 20% относительно обшивок других конструкций (не показано) танкера толщины усиленными конструкциями набора (не показано) в зоне ледового пояса (не показано), а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства 34 танкера 2 шпора 35, частично защищающего силовые элементы 36 рулевого устройства 34 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна.

Основные конструкции корпуса 1 выполнены сварными из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали категории A32. Для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

Верхняя палуба 7, оконтуриваюший ее ширстрек 37 и верхняя часть (на чертежах не показано) продольных переборок 22 и 23 двойных бортов 5, второе дно 4 и днище 3 выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции (не показано) выполнены по поперечной системе набора. Шпация между продольными ребрами верхней палубы 7, днища 3 и второго дна 4 составляет 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята 800 мм, а в грузовой зоне шпация превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера, в 4 раза и составляет для верхней палубы 7, второго дна 4 и днища 3 преимущественно 3200 мм, а для борта 5 с промежуточными шпангоутами 38 в зоне ледового пояса (на чертежах не показано) 800 мм.

Форштевень 16 изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка (на чертежах не показано). Шпор 35, защищающий силовые элементы 36 рулевого устройства 34 танкера 2 от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным из стальных листов, а ахтерштевень 14 выполнен литосварной конструкции.

Для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт 5 ширстрек 37 выполнен с возвышением его верхней кромки (на чертежах не показано) над верхней палубой 7 на величину 200 мм, а в корме 12 в районе надстройки 17 выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки (на чертежах не показано) ширстрека 37 до превышения над верхней палубой на 500 мм.

Танкер 2 содержит шестнадцать грузовых танков 9 и дополнительно два отстойных танка 39, танки 9 и 39 имеют продольные 26 и поперечные 40 переборки и днище 41 плоской конструкции, причем поперечные переборки 40 выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию танкера 2.

Суммарная вместимость грузовых танков 9 составляет 22480 м3, отстойные танки 39 размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера 2 грузовыми танками 9 и машинно-котельным отделением 42 танкера 2 и их суммарный объем составляет 3,0% от суммарного объема грузовых танков 9.

Поперечные переборки 40 танков 9, 39 выполнены с плоской обшивкой 43 с двух сторон переборки.

Подводная часть 44 корпуса 2 окрашена ледостойкой эпоксидной краской 500 мкм, причем окраска бортов 5 выполнена на 1 м выше наибольшей осадки танкера 2 и доведена до района верхней границы ледовых усилений 21.

Форма корпуса 2 и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса 1 танкера 2 по конструктивной ватерлинии 44, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 секунд.

1. Корпус танкера ледового класса, характеризующийся тем, что он содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, причем танки размещены по левому и правому борту, предпочтительно параллельно, симметрично относительно диаметральной плоскости и попарно разделены предпочтительно средней продольной переборкой гофрированной конструкции с горизонтальным расположением гофров и не менее чем с одной стойкой, размещенной, по крайней мере, на одном рамном шпангоуте в каждом танке.

2. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что ледовое усиление включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной не менее чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства танкера шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна.

3. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что основные конструкции корпуса, выполнены сварными, например, из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали, предпочтительно категории А32, при этом для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также, преимущественно, из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

4. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть обшивок двойных бортов, второе дно и днище выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна составляет предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне шпация превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в четыре раза и составляет для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

5. Корпус танкера по п.2, отличающийся тем, что форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе из круглого прутка; шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным предпочтительно из стальных листов, а ахтерштевень выполнен литосварной конструкции.

6. Корпус танкера по п.4, отличающийся тем, что для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в корме в районе надстройки выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

7. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что танкер содержит, по крайней мере, шестнадцать грузовых танков и два отстойных танка, танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, причем поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию танкера, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением танкера и их суммарный объем составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,6% от суммарного объема грузовых танков.

8. Корпус танкера по п.7, отличающийся тем, что поперечные переборки танков выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

9. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что подводная часть корпуса окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска бортов выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки танкера и доведена до района верхней границы ледовых усилений.

10. Корпус танкера по п.1, отличающийся тем, что форма корпуса и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса танкера по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 с.

11. Корпус танкера ледового класса, характеризующийся тем, что он содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными, по крайней мере, на большей части ее длины грузовыми танками, с образующими водонепроницаемые отсеки главными водонепроницаемыми переборками, кормой, транцем и ахтерштевнем, наклонным носом с форштевнем, с образующими надстройки баком, ютом и кормовой, предпочтительно многоярусной, рубкой, причем борта, по крайней мере, на большей части длины грузовой зоны выполнены двойными с ледовым усилением и содержат внешнюю и внутреннюю обшивки, образующие междубортное пространство, разделенное по высоте, по крайней мере, верхней междубортной платформой, а внутренняя обшивка борта конструктивно совмещена с обращенными к нему соответствующими продольными переборками, по крайней мере, части грузовых танков, и, кроме того, указанные продольные переборки выполнены плоской конструкции с вертикальными стойками, по крайней мере, на участке от второго дна до верхней междубортной платформы, расположенной в верхней трети высоты танка, и с продольными ребрами на участке от верхней междубортной платформы до верхней палубы с расположением набора внутри междубортного пространства, причем танки размещены по левому и правому борту, предпочтительно параллельно, симметрично относительно диаметральной плоскости и попарно разделены предпочтительно средней продольной переборкой гофрированной конструкции с горизонтальным расположением гофров и не менее, чем с одной стойкой, размещенной, по крайней мере, на одном рамном шпангоуте в каждом танке; кроме того, ледовое усиление корпуса танкера включает усиление бортов в виде расположенного в зоне прямого ледового воздействия пояса с обшивкой увеличенной не менее, чем на 20% относительно обшивок других конструкций танкера толщины, усиленными конструкциями набора в зоне ледового пояса, а также выполнение в зоне расположения рулевого устройства танкера шпора, по крайней мере, частично защищающего силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, причем форштевень изготовлен сварным из утолщенных листов наружной обшивки на каркасе и из круглого прутка; шпор, защищающий силовые элементы рулевого устройства танкера от ударов льда на заднем ходу судна, изготовлен сварным, предпочтительно, из стальных листов, а ахтерштевень выполнен литосварной конструкции, при этом основные конструкции корпуса, выполнены сварными, например из судостроительной листовой стали категории Д32 и профильной судостроительной стали предпочтительно категории A32, при этом для размещения основного оборудования предусмотрены металлические фундаменты, выполненные также, преимущественно из судостроительной стали вышеупомянутых марок.

12. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что верхняя палуба, оконтуривающий ее ширстрек и верхняя часть обшивок двойных бортов, второе дно и днище выполнены по продольной системе набора, остальные конструкции выполнены по поперечной системе набора, при этом шпация между продольными ребрами верхней палубы, днища и второго дна составляет предпочтительно 700 мм, а шпация между поперечным набором в оконечностях танкера принята предпочтительно 800 мм, а в грузовой зоне шпация превышает шпацию, принятую в оконечностях танкера, предпочтительно в 4 раза и составляет для верхней палубы, второго дна и днища преимущественно 3200 мм, а для борта с промежуточными шпангоутами в зоне ледового пояса предпочтительно 800 мм.

13. Корпус танкера по п.12, отличающийся тем, что для предотвращения сброса и возможного разлива груза за борт ширстрек выполнен с возвышением его верхней кромки над верхней палубой на величину от 150 до 250 мм, предпочтительно 200 мм, а в корме в районе надстройки выполнено плавное повышение на длине 5 м верхней кромки ширстрека до превышения над верхней палубой на 450-550 мм, предпочтительно 500 мм.

14. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что танкер содержит, по крайней мере, шестнадцать грузовых танков и два отстойных танка, танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, причем поперечные переборки выполнены из гофрированных элементов, образующих совмещенную несущую и ограждающую конструкцию танкера, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 16000-36000 м3, предпочтительно 20000-25000 м3, отстойные танки размещены преимущественно между крайними в рядах по ходу танкера грузовыми танками и машинно-котельным отделением танкера и их суммарный объем составляет 2-4%, предпочтительно 2,5-3,6% от суммарного объема грузовых танков.

15. Корпус танкера по п.14, отличающийся тем, что поперечные переборки танков выполнены с плоской обшивкой с одной или двух сторон переборки.

16. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что подводная часть корпуса окрашена ледостойкой краской, предпочтительно эпоксидной 500 мкм, причем окраска бортов выполнена не менее чем на 1 м выше наибольшей осадки танкера и доведена до района верхней границы ледовых усилений.

17. Корпус танкера по п.11, отличающийся тем, что форма корпуса и соотношение главных размерений приняты обеспечивающими выход на полном переднем ходу на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 3,5 длин корпуса танкера по конструктивной ватерлинии, с собственным периодом бортовой качки во всех эксплуатационных случаях нагрузки не менее 10 с.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров ледового класса. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям танкеров - судов для наливных грузов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям переборок танкеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к узлам соединения вертикальной гофрированной переборки с горизонтальным перекрытием судна. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров ледового класса. .

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к ледокольным судам. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к ледокольным судам. .

Изобретение относится к судостроению и касается подводных ледоразрушающих судов, а также к очистке водоемов от ледяного покрова. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к судам ледового плавания. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам разрушения ледяного покрова. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания подводных ледоколов, разрушающих ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду. .
Изобретение относится к ледотехнике, а именно к работам по разрушению ледяных заторов на реках. .
Изобретение относится к судостроению и касается технологии ледоразрушения резонансным способом с помощью судна на воздушной подушке. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпусов танкеров ледового класса. .
Наверх