Способ технической эксплуатации авиационной техники по состоянию и устройство для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике. Способ технической эксплуатации авиационной техники по состоянию включает эксплуатацию функциональных систем и их элементов, осуществление технического обслуживания и ремонта. Осуществление технического обслуживания и ремонта по крайней мере для некоторых систем или их элементов назначают только после оценки технического состояния авиационной техники, данных систем или их элементов. Устройство для осуществления способа технической эксплуатации авиационной техники по состоянию содержит компьютер (1) с блоком (2) ввода данных, связанным с ним блоком (3) хранения данных, который соединен с блоком (4) сравнения данных. Блок хранения данных содержит отделение (5) данных об агрегатах, узлах и элементах самолета. Данное отделение содержит перечень и заранее заданные значения параметров упомянутых агрегатов, узлов и элементов самолета, подлежащих определению в процессе технического обслуживания и ремонта. Блок хранения данных включает также отделение (6) значений критических отклонений, содержащее перечень и значения критических отклонений этих параметров от заранее заданных значений. Изобретение повышает уровень исправности авиационной техники. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 ил., 4 табл.

 

Текст описания приведен в факсимильном виде.

1. Способ технической эксплуатации авиационной техники по состоянию, включающий эксплуатацию функциональных систем и их элементов, осуществление технического обслуживания и ремонта, причем осуществление технического обслуживания и ремонта по крайней мере для некоторых систем или их элементов назначают только после оценки технического состояния авиационной техники, данных систем или их элементов, упомянутое техническое обслуживание производят при подготовке к полету, при подготовке к повторному полету и после полета, при этом техническое обслуживание включает

для носовой части корпуса самолета - осмотр носовой части,

для передней опоры шасси и ее отсека - проверку состояния створок отсека, осмотр отсека, проверку зарядки баллонов системы нейтрального газа, осмотр опоры, при замене пневматиков снятие колес опоры, промывку, осмотр и смазку подшипников, последующую установку колес, а при отсутствии необходимости замены пневматиков производят осмотр колес опоры и проверку степени накачки пневматиков, для правого воздухозаборника при предполетной подготовке и подготовке к повторному полету производят осмотр воздухозаборника, а при подготовке после полета осматривают воздухозаборник, створки клина, лопатки первой ступени вентилятора двигателя и обечайку воздухо-воздушного регулятора,

для правой консоли крыла осматривают обшивку крыла, отклоняемые носки, закрылки, элероны, разрядник статического электричества, проверяют заправку жидкостно-воздушного испарителя,

для правой опоры шасси и ее отсека проверяют состояние створок отсека, осматривают отсек, проверяют зарядку системы наддува баков гидросистемы, осматривают опору, при замене пневматиков осматривают и снимают колесо опоры, промывают, осматривают и смазывают подшипники, устанавливают колеса, проверяют степень накачки пневматика, а при отсутствии необходимости замены пневматиков осматривают колеса опоры и проверяют степень накачки пневматика,

для правой стороны корпуса производят ее осмотр,

для нижней части корпуса производят ее осмотр, проверку состояния подвесного бака, если он установлен, при предполетной подготовке сливают отстой для проверки кондиционности топлива, а при послеполетной подготовке осматривают магнитную пробку коробки самолетных агрегатов, проверяют заправку маслосистемы привода-генератора и положение кнопки-индикатора сигнализатора засорения фильтра для горизонтального и вертикального оперения производят его осмотр, проверяют крепление крышек люков, а также проверяют установку тормозного парашюта,

для реактивных сопел производят осмотр лопаток турбины низкого давления, форсажных камер и реактивных сопел, при этом при предполетной и послеполетной подготовке производят осмотр верхних прижимных створок стыка моногондол с реактивными соплами двигателей,

для левой стороны корпуса производят осмотр, для левой консоли крыла производят ее осмотр,

для левой опоры шасси и ее отсека проверяют состояние створок отсека, производят осмотр отсека, проверяют зарядку системы наддува баков гидросистемы, производят осмотр опоры, и при замене пневматиков осматривают и снимают колесо опоры, промывают, осматривают и смазывают подшипники, устанавливают колеса, проверяют степень накачки пневматика, проверяют заправку систем самолета, зарядку пневмосистемы и системы кислородной подпитки двигателя, при отсутствии необходимости замены пневматиков осматривают колесо опоры и проверяют степень накачки пневматика, проверяют заправку систем самолета, зарядку пневмосистемы и системы кислородной подпитки двигателя,

для левого воздухозаборника производят его осмотр при предполетной подготовке и подготовке к повторному полету, а при послеполетной подготовке производят его осмотр, а также осмотр створок клина, лопаток первой ступени вентилятора двигателя и обечайки воздухо-воздушного регулятора,

для верхней части корпуса при предполетной подготовке производят осмотр верхней части корпуса самолета и проверяют зарядку баллона противопожарной системы, для кабины самолета производят осмотр остекления фонаря кабины и проверяют установку наземных предохранителей-стопоров, при предполетной подготовке производят осмотр кабины, при предполетной и послеполетной подготовке выполняют необходимые работы после окончания осмотра кабины, при преполетной подготовке и подготовке к последующему полету производят подготовку кабины перед посадкой летчика и подготовку самолета после посадки летчика в кабину, при подготовке к повторному полету и послеполетной подготовке выполняют необходимые работы после посадки самолета, при послеполетной подготовке выполняют заключительные работы.

2. Способ по п.1, в котором при техническом обслуживании производят целевые осмотры и проверки, при этом

после наработки первых 4-6 ч снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место масляный фильтр и фильтр сигнализатора засорения масла, а также снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место фильтроэлементы основных топливных фильтров двигателей,

после наработки 20-30 ч осуществляют вышеупомянутые операции, предусмотренные после 4-6 ч работы, а также снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место фильтроэлементы фильтров активного и командного топлива,

после наработки 45-60 ч снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место маслофильтры привода-генератора, снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место фильтроэлементы фильтров общей и бустерной гидросистем, заменяют бумажный фильтроэлемент автомата давления на металлический,

через каждые 5-7 месяцев эксплуатации промывают фильтр системы жидкостного охлаждения, проверяют уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, выполняют работы по носимому аварийному запасу при наличии в нем питьевой воды, - после наработки 45-60 ч заменяют бумажный фильтроэлемент автомата давления на металлический или бумажный, а последующую замену фильтроэлементов выполняют через каждые 5-7 месяцев эксплуатации,

через каждые 90-120 ч налета зашприцовывают смазку в узлы навески тормозных щитков, в узлы навески элеронов и закрылков, в узлы навески стабилизатора и рулей направления, в масленки шарниров главных опор шасси и створок, в масленки шарниров передней опоры шасси, промывают и смазывают

замки убранного положения опор шасси и механизмов управления створками, узлы парашютно-тормозной системы, снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место фильтры активного топлива, фильтры командного топлива, фильтроэлементы фильтров общей и бустерной гтдросистем, фильтры маслосистем двигателей, фильтр топливных систем двигателей, фильтр топливной системы энергоузла газотурбинного двигателя, маслофильтр и редукционный клапан маслосистемы коробки самолетных агрегатов, топливный фильтр коробки самолетных агрегатов, не реже одного раза в год проверяют кондиционность авиационного масла гидравлического, проверяют моменты затяжек гаек ленточных хомутов крепления агрегатов, установленных на коробке самолетных агрегатов, заправляют маслом турбохолодильники, опробуют двигатели, выполняют регламентые работы по носимому аварийному запасу не реже одного раза в год, проверяют отсутствие охлаждающей жидкости в отстойнике системы наддува блоков оборудования,

через каждые 270-360 ч налета самолета снимают, промывают и устанавливают на место фильтры маслосистемы, заменяют масло в системе,

через каждые 360-480 ч налета самолета снимают рулевые машины, дозаправляют авиационные рулевые машины рабочей жидкостью и устанавливают рулевые машины.

3. Способ по п.1, в котором при техническом обслуживании производят периодические работы, при этом через каждые 180-240 ч налета

в корпусе самолета удаляют эксплуатационные загрязнения, осматривают внешнюю поверхность самолета, проверяют состояние крышек люков, их герметизации, замков крепления, проверяют состояние узлов стыковки крыла с корпусом самолета, проверяют состояние обшивки, узлов навески тормозных щитков и узлов крепления гидроцилиндров, зашприцовывают смазку в узлы навески тормозных щитков, осматривают отсек коробки самолетных агрегатов,

в воздухозаборниках проверяют состояние панелей клиньев основных воздухозаборников и створок верхних воздухозаборников,

для крыла, горизонтального и вертикального оперения проверяют состояние обшивки крыла, элеронов, отклоняемых носков, закрылков и узлов навески, зашприцовывают смазку в узлы навески элеронов и закрылков, проверяют люфт элерона, осматривают обшивку стабилизатора, килей и рулей направления, осматривают узлы и зашприцовывают смазку, проверяют люфт стабилизатора, производят подтяжку болтов крепления килей, проверяют люфт руля направления,

в шасси проверяют величину суммарных люфтов основных опор шасси и створок, проверяют и смазывают замки убранного положения опор шасси и механизма управления створками, при несоответствии техническим условиям величины обжатия амортизационных стоек проверяют давление азота и уровень масла в камерах амортизационных стоек основных и передней опор шасси, зашприцовывают смазку в масленки шарниров передней и основных опор шасси и створок, проверяют работу рулежно-демпфирующего механизма, проверяют давление в пневматиках колес, проверяют состояние колес передней и основных опор шасси, проверяют систему торможения колес шасси, производят контрольную уборку и выпуск шасси, для парашютно-тормозной системы смазывают ее узлы и проверяют ее работу, для топливной системы проверяют состояние диафрагмы топливного аккумулятора, снимают, промывают и устанавливают на место фильтры активного и командного топлива, проверяют работу перекрывных кранов и блокировку запуска по их закрытому положению, проверяют электрические параметры балочного держателя замка,

для гидравлической системы снимают, промывают и устанавливают на место фильтроэлементы общей и бустерной гидросистем, осматривают фторопластовые рукава гидросистемы, проверяют кондиционность масла, проверяют герметичность системы наддува гидробаков и величину наддува,

для системы управления самолетом проверяют состояние соединений, тяг, качалок и агрегатов данной системы, а также наличие и исправность контровок и металлизации, проверяют зарядку демпферов рулей направления, проверяют работоспособность системы аварийной сигнализации СОС с помощью встроенной системы контроля, проверяют канал ограничения узла атаки при нормальной работе и при имитации сигнала «отказ носков», проверяют работоспособность при отказе одной из гидросистем, проверяют дублирование по электропитанию, проверяют отключение дифференциального управления стабилизатором по сигналу автоматического отклонения носков, проверяют работу системы выпуска и уборки тормозных щитков и блокировки и выпуска, для силовой установки проверяют систему управления двигателями, снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место фильтры маслосистем двигателей, топливных систем двигателей, топливной системы энергоузла газотурбинного двигателя, маслосистемы коробки самолетных агрегатов, топливный фильтр высокого давления двигателя, масляный фильтр откачки масла от системы энергоузла газотурбинного двигателя, заменяют масло в системах двигателей, и в маслосистеме коробки самолетных агрегатов, проверяют момент затяжки гаек ленточных хомутов крепления угловых приводов и агрегатов, установленных на коробке самолетных агрегатов, промывают и смазывают канаты обратной связи реактивного сопла, снимают, промывают и устанавливают на место фильтры маслосистемы и заменяют в ней масло, опробуют двигатели, проверяют параметры систем, сопряженных с силовой установкой, для противопожарного оборудования проверяют состояние и крепление агрегатов и трубопроводов противопожарного оборудования,

для системы кондиционирования проверяют состояние теплоизоляции трубопроводов кондиционирования, промывают фильтроэлемент автомата давления, проверяют герметичность кабины и работу выпускного и предохранительного клапанов, заправляют маслом турбоход о дильники, проверяют систему сигнализации опасной температуры в отсеках оборудования и включение системы управления заслонкой, промывают фильтр системы жидкостного охлаждения, проверяют уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке, заменяют охлаждающую жидкость в системе жидкостного охлаждения, проверяют величину наддува блоков бортовой радиолокационной станции и герметичность системы наддува, проверяют отстойник охлаждающей жидкости на отсутствие охлаждающей жидкости для системы поддавливания,

для фонаря и системы аварийного покидания самолета производят осмотр каркаса фонаря и его герметизирующего слоя, проверяют состояние остекления фонаря, проверяют ручное открытие замков фонаря, снимают отктдную часть фонаря, осматривают шланг герметизации кабины, проверяют работу крана аварийной разгерметизации кабины, снимают катапультное кресло с самолета, разряжают пиромеханизмы и после осмотра и проверок заряжают их, проверяют техническое состояние пиромеханизмов и затворов пиромеханизмов кресел, проверяют техническое состояние пиромеханизмов системы фиксации и газообразователей кресла, проверяют техническое состояние пиромеханизмов системы стабилизации и стабилизирующих парашютов, проверяют техническое состояние системы дополнительной защиты от воздушного потока, снимают парашютные автоматы, производят их осмотр и проверку, и после этого устанавливают их на место, осматривают резаки, снимают заголовник и после осмотра устанавливают на место, проверяют состояние спасательной и подвесной систем, снимают, осматривают и устанавливают на место спинку и кожух боковых стенок кресла, проверяют систему регулирования кресла, проверяют состояние системы управления катапультированием, проверяют сопротивление электроизоляции цепей пиропатронов перед установкой, снимают с катапультного кресла профилированную крышку с блоком жизнеобеспечения, выполняют работы по носимому аварийному запасу, осматривают и проверяют плот, устанавливают профилированную крышку с блоком жизнеобеспечения на катапультное кресло, устанавливают катапультное кресло на самолет, проверяют состояние пиромеханизмов ввода парашюта, разряжают основной газообразователь пиромеханической системы фонаря, разряжают газообразователи механизма дублирования пиромеханической системы фонаря, проверяют срабатывание газообразователей фонаря, заряжают основной газообразователь, заряжают газообразователи механизма дублирования, проверяют герметичность пиромеханической системы, проверяют функционирование электрических цепей системы аварийного покидания самолета, промывают и смазывают механизм наружной ручки управления замками фонаря и замки фонаря на корпусе самолета, осматривают петли замков в системе аварийного сброса фонаря, устанавливают откидную часть фонаря, через каждые 360-480 ч полета снимают, осматривают, промывают и устанавливают на место фильтр пневмосистемы и проверяют герметичность пневмосистемы, призводят перестановку угловых приводов коробки самолетных агрегатов с правого на левый, с левого на правый.

4. Способ по п.1, в котором техническое обслуживание включает техническое обслуживание при хранении, при этом в процессе технического обслуживания при хранении

после 27-36 дней хранения удаляют эксплуатационные загрязнения, осматривают внешнюю поверхность самолета, выполняют работы в объеме предполетной подготовки, осматривают отсеки двигателей и коробку самолетных агрегатов, выполняют ручную прокрутку роторов двигателей, опробуют работу двигателей и проверяют работу самолетных систем, в случае последующего возобновления полетов производят контрольную уборку и выпуск шасси, проверяют кабину на герметичность, а в случае дальнейшего хранения консервируют самолет и двигатели,

после 6 мес. - 18 дней - 6 мес. + 36 дней хранения выполняют работы, предусмотренные после 27-36 дней хранения, за исключением опробования двигателей, расконсервируют самолет и двигатели, проверяют состояние носимого аварийного запаса катапультного кресла, консервируют самолет и двигатели,

после 329-437 дней хранения выполняют работы, как после (6 мес. - 18 дней - 6 мес. + 36 дней) хранения, расконсервируют самолет и двигатели, производят облет самолета.

5. Способ по одному из пп.1-4, в котором при осмотре и проверках узлов, агрегатов и элементов самолета проверяют их соответствие заранее заданным параметрам.

6. Способ по п.5, в котором при выявлении в процессе осмотра и проверок несоответствия состояния элементов и узлов самолета заранее заданным параметрам производят их ремонт или замену.

7. Устройство для осуществления способа технической эксплуатации авиационной техники по состоянию, содержащее компьютер с блоком ввода данных, связанным с ним блоком хранения данных, который соединен с блоком сравнения данных, при этом блок хранения данных содержит отделение данных об агрегатах, узлах и элементах самолета, содержащее перечень и заранее заданные значения параметров упомянутых агрегатов, узлов и элементов самолета, подлежащих определению в процессе технического обслуживания и ремонта, и отделение значений критических отклонений, содержащее перечень и значения критических отклонений этих параметров от заранее заданных значений, а блок ввода данных выполнен с возможностью подключения к измерительным приборам, и блок сравнения выполнен с возможностью подачи сигнала на табло сигналов и выдачи решений и/или на исполнительные механизмы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области агрегатно-сборочного производства в самолетостроении. .

Изобретение относится к устройствам для установки изделий в заданное пространственное положение в принятой системе координат. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. .

Изобретение относится к технологии изготовления конструктивных элементов авиационных изделий, в частности фюзеляжей и крыльев. .

Изобретение относится к области средств для чистки, в частности агрегатов летательного аппарата с сотовым заполнителем. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов во время стоянки. .

Изобретение относится к области текущего наземного ремонта двухконтурного авиационного газотурбинного двигателя и может быть использовано при замене переднего корпуса модуля вентилятора.

Изобретение относится к области гражданского самолетостроения. .

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам сборки консоли крыла легких самолетов
Изобретение относится к авиации, в частности к устройству взлетно-посадочных полос аэродрома

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области изготовления летательных аппаратов, в частности к сборке отсеков летательных аппаратов

Изобретение относится к техническому оснащению аэродромов эксплуатирующих авиационных подразделений, в частности к комплексам по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов

Изобретение относится к авиации, в частности к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к способу и устройству для выполнения летного испытания на летательном аппарате, способу выполнения протокола из множества испытаний, методике для идентификации аэродинамических явлений

Изобретение относится к способу изготовления интегральных конструкций из полимерных композиционных материалов и может быть использовано при изготовлении конструкций летательных аппаратов
Наверх