Способ технической эксплуатации авиационной техники

Изобретение относится к авиационной технике. Способ технической эксплуатации авиационной техники включает эксплуатацию функциональных систем и их элементов, осуществление технического обслуживания и ремонта. Осуществление технического обслуживания и ремонта, по крайней мере, для некоторых систем или их элементов назначают только после оценки технического состояния авиационной техники, данных систем или их элементов. При оценке технического состояния производят анализ технического состояния функциональных систем и/или их элементов для определения последствий их отказа при выполнении полета. Изобретение повышает уровень исправности авиационной техники и уменьшает вероятность возникновения отказов. 3 з.п. ф-лы, 4 табл.

 

Текст описания приведен в факсимильном виде.

1. Способ технической эксплуатации авиационной техники, включающий эксплуатацию функциональных систем и их элементов, в том числе осуществление технического обслуживания и ремонта, причем осуществление технического обслуживания и ремонта по крайней мере для некоторых систем или их элементов назначают только после оценки технического состояния авиационной техники, данных систем или их элементов, при этом при упомянутой оценке технического состояния производят анализ технического состояния функциональных систем и/или их элементов для определения последствий их отказа при выполнении полета, причем определяют, влияет ли отказ систем или элементов на выполнение полета, если не влияет, то делают заключение о том, что отказ проходит без последствий, а если влияет, то определяют, предусмотрено ли дублирование отказавшего изделия, причем, если такое дублирование не предусмотрено, определяют, возможно ли использование других систем или элементов летательного аппарата при отказе изделия, если такое использование возможно, делают заключение об усложнении условий полета или снижении эффективности применения авиационной техники, если дублирование отказавшего изделия предусмотрено, определяют, может ли экипаж получить информацию об отказе изделия, если может, определяют, является ли вероятность отказа основного и резервного изделий в течение полета менее заданной, если экипаж не может получить информацию об отказе, определяют, включается ли автоматически резерв при отказе основного изделия, если такой резерв включается автоматически, определяют, является ли вероятность одновременного отказа основного и резервного изделий в течение полета менее заданной, если такой резерв не включается автоматически, а также при отрицательном ответе на вопрос, возможно ли использование других систем летательного аппарата при отказе изделий, определяют, возможно ли создание аварийной ситуации при полете с отказавшим изделием, при этом, если вероятность одновременного отказа основного и резервного изделий в течение полета менее заданной, делают заключение, что отказ изделия происходит без последствий, если более заданной - определяют, возможно ли использование других систем летательного аппарата при отказе изделий, и далее производят анализ, начиная с этой стадии, как описано выше, причем, если ответ на вопрос возможно ли создание аварийной ситуации при полете с отказавшим изделием положительный, делают заключение о возможности аварийной ситуации, невыполнении полетного задания, а если отрицательный, делают заключение о предпосылке к летному происшествию, невыполнению полетного задания, и после выполнения данных заключений для систем или их элементов летательного аппарата определяют, имеются ли в изделии элементы, требующие периодического ухода, если да, то производят техническое обслуживание по ресурсу, если нет, то - для элементов и систем, отказ для которых в полете приводит к аварийной ситуации, невыполнению полетного задания или создает предпосылку к летному происшествию, невыполнению полетного задания, определяют, имеются ли в изделии элементы, интенсивность отказов которых после достижения определенной наработки резко возрастает, если не имеются, то определяют, можно ли определить техническое состояние изделия при оперативных видах подготовок с достоверностью и полнотой не ниже заданной, если имеются, то определяют, можно ли определить техническое состояние элемента без демонтажа с борта летательного аппарата, и если техническое состояние элемента без демонтажа с борта летательного аппарата определить нельзя, то производят техническое обслуживание по ресурсу, если можно, то определяют, можно ли определить техническое состояние изделия при оперативных видах подготовок с достоверностью и полнотой не ниже заданной, и если такое определение технического состояния возможно, производят техническое обслуживание с контролем параметров, если же такое определение невозможно, выявляют, возможно ли определить техническое состояние изделия с помощью наземных автоматизированных систем контроля с полнотой и достоверностью не ниже заданной, если возможно, то производят техническое обслуживание с контролем параметров, а если невозможно, то производят техническое обслуживание по ресурсу для элементов и систем, отказ которых в полете приводит к усложнению условий полета, снижению эффективности применения или проходит без последствий, выявляют, допускается ли выпуск летательного аппарата с отказавшим изделием без обеспечения дублирования, если допускается, то производят техническое обслуживание с контролем уровня надежности, если не допускается, определяют, является ли время восстановления отказавшего изделия на борту не менее заданного, если не менее заданного, то производят техническое обслуживание с контролем уровня надежности, а если менее заданного, то определяют, является ли наработка на отказ изделия более заданной, и при положительном ответе на последний вопрос определяют, возможно ли определение работоспособности изделия при оперативных видах подготовок, а при отрицательном ответе определяют, имеются ли в изделии элементы, интенсивность отказов которых после достижения определенной наработки резко возрастает, с последующим анализом, как указано выше, причем при положительном ответе на вопрос, возможно ли определение работоспособности изделия при оперативных видах подготовок, производят техническое обслуживание с контролем уровня надежности, а при отрицательном ответе на данный вопрос определяют, целесообразно ли выполнять контроль работоспособности изделия, при отрицательном ответе на этот вопрос производят техническое обслуживание с контролем уровня надежности, при положительном ответе на данный вопрос определяют, можно ли определить техническое состояние изделия при оперативных видах подготовок с достоверностью и полнотой не ниже заданной, с последующим анализом, как указано выше.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что допустимые величины вероятностей возникновения отказа или сочетания отказов составляют для критической ситуации <<10-7, для аварийной ситуации <10-4-10-7, для сложной ситуации <10-3-10-6, для усложнения условий полета <10-2-3·10-5, и для ситуации «без последствий» <10-3.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что определение вероятности возникновения отказа производят на основании имеющихся статистических данных эксплуатации летательных аппаратов по формуле

где ω - параметр потока отказов, t - время работы, за которое определяется вероятность возникновения отказа.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что параметр потока отказов ω вычисляют по формуле ω=1/Тс,

где Тс - наработка на отказ или повреждение.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к авиации, в частности к устройству взлетно-посадочных полос аэродрома. .

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам сборки консоли крыла легких самолетов. .

Изобретение относится к области агрегатно-сборочного производства в самолетостроении. .

Изобретение относится к устройствам для установки изделий в заданное пространственное положение в принятой системе координат. .

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. .

Изобретение относится к технологии изготовления конструктивных элементов авиационных изделий, в частности фюзеляжей и крыльев. .

Изобретение относится к области средств для чистки, в частности агрегатов летательного аппарата с сотовым заполнителем. .

Изобретение относится к области изготовления летательных аппаратов, в частности к сборке отсеков летательных аппаратов

Изобретение относится к техническому оснащению аэродромов эксплуатирующих авиационных подразделений, в частности к комплексам по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов

Изобретение относится к авиации, в частности к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к способу и устройству для выполнения летного испытания на летательном аппарате, способу выполнения протокола из множества испытаний, методике для идентификации аэродинамических явлений

Изобретение относится к способу изготовления интегральных конструкций из полимерных композиционных материалов и может быть использовано при изготовлении конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к области технического обслуживания летательных аппаратов, более конкретно, к устройству для удаления растворенного в рабочей жидкости воздуха из гидравлических систем летательных аппаратов закрытого типа
Наверх