Способ определения степени тяжести ранней психической травмы

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии. Используют балльную шкалу, основанную на количественном оценивании характера травмы с учетом совокупности отягощающих обстоятельств. Суммируют баллы за каждый фактор: психическая травма кратковременного действия у детей, родители которых погибли в результате семейного конфликта, суицида или болезни - 50 баллов; фактор эмоциональной депривации у социальных сирот, в том числе детей, от которых родители отказались в роддоме, детей не поддерживающих отношений с биологическими родителями - 40 баллов; психическая травма кратковременного действия у детей - жертв сексуального насилия - 30 баллов; хроническая психическая травма при жестоком обращении с детьми - 20 баллов; фактор эмоциональной депривации у социальных сирот, поддерживающих отношения с биологическими родителями, и детей, усыновленных в возрасте 4-7 лет - 10 баллов. Суммируют баллы отягощающих обстоятельств: отсутствие доверительных отношений с кем-либо из ближайшего окружения - 7 баллов; ситуация пренебрежения, плохой уход и унижения - 6 баллов; возраст до 7 лет - 5 баллов; наличие особого темперамента «трудный ребенок» - 4 балла; нахождение в детском доме - 3 балла; отсутствие помощи психолога или психиатра - 2 балла; низкий экономический статус семьи - 1 балл. Определяют три степени тяжести травмы. При этом 13-34 балла соответствуют легкой степени; 35-56 баллов - средней; 57-78 баллов - тяжелой. Способ позволяет объективизировать и повысить точность диагностики психической травмы у детей. 1 табл.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии. Изучение психических травм у детей с позиции определения их характера происходит еще со времен Kraepelin (1956), которым был предложен этиологический принцип классификации. Г.Е.Сухарева (1956) делала акцент на патогенном влиянии интенсивности воздействия. По данным M.Kihlbom (1981) особенно сильное влияние оказывает потеря близкого и сексуальное растление. J.Bowlby (1994) считал, что потеря матери, а также пребывание в каком-либо учреждении закрытого типа часто приводят к роковым и необратимым последствиям в развитии ребенка. E.Bosaeus (1995) обследовала детей, подвергшихся жестокому обращению, и выявила большое число серьезных последствий. G.W.Brown и T.Harris (1989) описывали в своем исследовании женщин с депрессией, указывая на то, что депрессия развивалась у рано потерявших родителя, с кем не было другого близкого родственника. Они считали, что стресс вызывает изменение жизненной роли, когда человеку не хватает близкого, доверительного отношения с кем-либо или принадлежности к какой-нибудь социальной группе. В. Van der Kolk (1991), изучая проблемы самоубийств у детей, делал акцент на компенсирующем влиянии доверительных отношений с кем-либо из взрослых. S.Wolff (1995) доказал, что возможность ребенка рассказывать другим о своих переживаниях и тревогах снижает степень проявления эмоциональных расстройств. Влияние травмы отчасти определяется тем, как было пережито случившееся (Kihlbom M., 1981). M.Rutter (1995) показал, что существует корреляция между потерей родителя и психическими нарушениями у детей. Этот риск является максимальным, когда родитель умирает на протяжении третьего или четвертого года жизни ребенка.

Прототипом нашего способа являются разработки Г.В.Козловской (2005) с описанием дефицитарного типа развития у детей, перенесших раннюю психическую депривацию, а также таких ее последствий, как депривационная депрессия, разнообразные двигательные стереотипии, парааутизм, нарушения самосознания. Автором прослежено влияние некоторых видов психической депривации на психический онтогенез детей (детей-сирот и детей, подвергшихся физическому насилию в семье); отмечено, что чем в более раннем возрасте началось воздействие депривационного фактора и чем продолжительнее повреждающее воздействие, тем большей деструкции подвержено психическое развитие, которая в ряде случаев носит необратимый характер в виде деформации личностных свойств.

Однако в предлагаемом подходе по оценке тяжести психической травмы не принималась во внимание совокупность обстоятельств, сопутствующих травме. Акцентировался характер травмы или уделялось внимание лишь одному из сопутствующих факторов. Не учтено наличие важной роли отягощающих обстоятельств, которые в значительной мере могут усилить или сгладить патогенное влияние психической травмы.

Для определения степени тяжести ранней психической травмы (РПТ), полученной в детском возрасте (в три-четыре года), нами предлагается способ количественной ее оценки. Алгоритм действий состоит из двух последовательных блоков. В I блоке оценивается характер психической травмы: психическая травма кратковременного действия (ПТКД), факторы эмоциональной депривации (ФЭД), хроническая психическая травма (ХПТ). ПТКД возникают у детей, родители которых погибли в результате семейного конфликта, суицида или болезни (ПТКД-1), или жертв сексуального насилия (ПТКД-2). Эти РПТ ранжированы нами по 50 и 30 баллов соответственно (таблица).

Вторая по степени тяжести РПТ - группа ФЭД-1 (социальные сироты, в том числе дети, от которых родители отказались в роддоме, дети не поддерживающие отношений с биологическими родителями) - 40 баллов.

Группа ХПТ (жестокое обращение с детьми) нами оценена в 20 баллов. Группа ФЭД-2 (социальные сироты, поддерживающие отношения с биологическими родителями, и дети, усыновленные в возрасте 4-7 лет) - в 10 баллов.

II блок включает в себя перечень отягощающих обстоятельств: отсутствие доверительных отношений с кем-либо в ближайшем окружении, ситуация пренебрежения, плохой уход и унижения, возраст получения травмы до 7 лет, наличие особого типа темперамента (очень подвижен, пребывает в плохом настроении, трудно адаптируется), нахождение в детском доме, отсутствие помощи специалистов, низкий экономический статус семьи, которые проранжированы в баллах от 7 до 1.

Для определения степени тяжести РПТ необходимо поставить отметку в I блоке соответственно характеру РПТ. Каждый случай может быть отнесен только к одной категории травмы. Затем следует оценить отягчающие обстоятельства. Несколько отягощающих обстоятельств должны суммироваться. Затем суммируются баллы I блока и II блока. Минимальное количество баллов - 13, максимальное - 78. РПТ подразделяются на 3 группы тяжести, при этом травма, оцененная в 13-34 балла, относится к легкой степени; 35-56 баллов - к средней степени; 57-78 баллов - к тяжелой степени.

Пример №1. Ребенок А., 8 лет, пациент детского отделения Архангельской областной клинической психиатрической больницы, поступил с жалобами на аутоагрессивное поведение, страхи, нарушенный сон, неумение поддерживать с детьми дружеские отношения, суетливость, излишнюю подвижность, агрессивность и слабую успеваемость в школе. В возрасте 4 лет мальчик перенес РПТ: на его глазах мать в состоянии патологического алкогольного опьянения убила отца, бабушку, дедушку и младшего брата. После ареста матери ребенок был направлен в детский дом. Профессиональная психологическая помощь ему не была оказана. Ребенок воспринимался окружающими как умственно отсталый. Мальчик боялся взрослых и детей. Рядом не оказалось взрослого, с которым бы удалось создать близкие доверительные отношения. В детском доме за ребенком был плохой уход, другие дети обижали его.

Оценка тяжести РПТ осуществлялась с учетом характера психической травмы и отягощающих обстоятельств. I блок (характер РПТ) - ПТКД (родители погибли в результате семейного конфликта) (50 баллов).

II блок:

- отсутствие доверительных отношений с кем-либо в ближайшем окружении (7 баллов);

- ситуация пренебрежения, плохой уход и унижения (6 баллов);

- возраст РПТ до 7 лет (5 баллов);

- наличие особого темперамента «трудный ребенок» (4 балла);

- нахождение в детском доме (3 балла);

- отсутствие помощи специалиста (2 балла).

Суммарный балл = баллы I блока + баллы II блока = 50+27=77 баллов, что соответствует тяжелой степени РПТ.

Пример №2. Пациентка Н., 11 лет, поступила в детское психиатрическое отделение АОКПБ с жалобами на вербальную агрессию по отношению к взрослым, уходы из детского дома, плаксивость.

Родилась в местах лишения свободы, где находилась с матерью в течение трех лет. Затем ребенок был определен в детский дом. Там девочка была спокойной, послушной, дружелюбной. С воспитателем у нее возникли близкие позитивные отношения. Атмосфера в детском доме была благоприятная. Два года назад мать освободилась из мест лишения свободы, живет рядом с девочкой, поддерживает с ней отношения, хотя они не вполне удовлетворяют ребенка.

Расчет тяжести РПТ:

- характер РПТ - ФЭД (социальные сироты, поддерживающие отношения с биологическими родителями) (10 баллов);

- возраст получения РПТ до 7 лет (5 баллов);

- нахождение в детском доме (3 балла);

- отсутствие помощи специалиста (2 балла).

По таблице оценки тяжести РПТ пациентка набирает 20 баллов, что соответствует легкой степени тяжести.

Преимущества методики определения тяжести РПТ:

1. Объективная количественная оценка психической травмы.

2. Возможность наиболее полно осуществить сбор анамнестических данных.

3. Возможность прогноза отдаленного посттравматического периода и планирования тактики лечения с учетом анамнеза РПТ.

Методика может быть применена в работе специалистов, работающих с детьми: психиатров, психологов, социальных работников, сталкивающихся с проблемами детей, имеющих в анамнезе РПТ, а также работников детских домов, инспекций по делам несовершеннолетних, центров помощи семье и детям, педагогов школ.

Источники информации

1. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, Медгиз, 1959, Москва.

2. Козловская Г.В., Проселкова М.Е., Марголина И.А., Платонова Н.В., Голубева Н.И. - Психическая депривация как патогенный фактор в раннем онтогенезе. Психиатрия, 2005, №6.

3. Kraepelin E. Psychiatric, 1915, 8 Auflage, bd. 4.

4. Brown G.M., Harris T. Life events and illness. Guilford Press, New York, 1989.

5. Wolff S. The life path of unusual children. Routledge, London, 1995.

6. Kihibom M. (1981), Bosaeus E. (1995), Rutter M. (1995), Bowlby J. (1995) - Психиатрия детского и подросткового возраста, Москва, ГЭОТАР-МЕД, 2004, под редакцией К.Гиллберга и Л.Хелгрена.

7. Калмыкова Е.С. Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме: постановка проблемы. // Психологический журнал. - 2002 - т.23.

Таблица
Оценка степени тяжести ранней психической травмы (в баллах)
I блокII блок
Характер психической травмыОтягощающие обстоятельства
ПТКД-1ФЭД-1ПТКД-2ХПТФЭД-2
Дети, родители которых погибли (в результате семейного конфликта, суицида или болезни)Социальные сироты (в т.ч. дети, от которых отказались в роддоме), не поддерживающие отношений с родителямиДети-жертвы сексуального насилияДети, подвергающиеся жестокому обращениюСоциальные сироты, поддерживающие отношения с биологическими родителями, дети, усыновленные в возрасте 4-7 летОтсутствие доверительных отношений с кем-либо в ближайшем окруженииСитуация пренебрежения, плохой уход униженияВозраст до 7 летНаличие особого типа темперамента «трудный ребенок»Нахождение в детском домеОтсутствие помощи специалистаНизкий экономический статус семьиСумма баллов
баллы50403020107654321
Пример 15076543277
Пример 21053220

Способ определения степени тяжести ранней психической травмы, отличающийся тем, что с использованием 78-балльной шкалы, основанной на количественном оценивании характера травмы с учетом совокупности отягощающих обстоятельств и при суммировании баллов за каждый фактор: психическая травма кратковременного действия у детей, родители которых погибли в результате семейного конфликта, суицида или болезни - 50 баллов; фактор эмоциональной депривации у социальных сирот, в том числе детей, от которых родители отказались в роддоме, детей не поддерживающих отношений с биологическими родителями - 40 баллов; психическая травма кратковременного действия у детей - жертв сексуального насилия - 30 баллов; хроническая психическая травма при жестоком обращении с детьми - 20 баллов; фактор эмоциональной депривации у социальных сирот, поддерживающих отношения с биологическими родителями и детей, усыновленных в возрасте 4-7 лет - 10 баллов, и при суммировании отягощающих обстоятельств: отсутствие доверительных отношений с кем-либо из ближайшего окружения - 7 баллов; ситуация пренебрежения, плохой уход и унижения - 6 баллов; возраст до 7 лет - 5 баллов; наличие особого темперамента «трудный ребенок» - 4 балла; нахождение в детском доме - 3 балла; отсутствие помощи психолога или психиатра - 2 балла; низкий экономический статус семьи - 1 балл, определяются три степени тяжести травмы, при этом 13-34 балла - легкая; 35-56 баллов - средняя; 57-78 баллов - тяжелая степень.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к оториноларингологии, и предназначено для оценки степени тяжести аллергического ринита в клинической практике.

Изобретение относится к области медицины, акушерства, психологии, психотерапии и может применяться с целью оказания медико-психологической помощи беременным женщинам при подготовке их в условиях женской консультации к родам и материнству.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии. .
Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано при психологическом консультировании, профотборе, профориентации. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии, и предназначен для оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления детей раннего возраста.

Изобретение относится к медицине и может быть применимо для психофизиологической диагностики функционального состояния организма школьников. .

Изобретение относится к области обучения и/или проведения психолого-педагогических исследований и предназначено для использования в образовательной деятельности, диагностическом психолого-педагогическом тестировании

Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии, и может быть использовано при диагностике посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для измерения критической частоты световых мельканий

Изобретение относится к экспериментальной физиологии и предназначено для исследований в области высшей нервной деятельности, в частности для изучения высших форм поведения (рассудочной и познавательной деятельности, инсайт-обучения и т.д.) у лабораторных белых крыс в искусственной инструментальной среде

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к устройствам для исследования зрительной системы человека
Изобретение относится к социологии, психологии и медицине и может быть использовано для оценки качества жизни (КЖ) и адаптационного ресурса у отдельных лиц и популяционных групп

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии
Наверх