Способ дуговой сварки в защитных газах стыкового соединения монолитной заготовки с двухслойным пакетом из алюминиевых сплавов

Изобретение относится к области сварки, в частности к способу дуговой сварки в защитных газах стыкового соединения монолитной заготовки с пакетом из двух листов равной толщины из алюминиевых сплавов, и может найти использование в различных отраслях машиностроения. Осуществляют фиксацию листов пакета относительно друг друга, сборку стыкового соединения пакета с монолитной заготовкой толщиной, равной толщине пакета, и сварку. Перед выполнением фиксации листов пакета верхний лист пакета смещают относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2)δ, где δ - толщина листов в пакете. Сварку выполняют на режиме полного проплавления стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета. В результате достигают высокое качество сварного соединения. 5 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области изготовления сварных конструкций, содержащих двухслойные пакеты из алюминиевых сплавов, соединяемые стыковым соединением с монолитной заготовкой.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу сварки монолитной заготовки с многослойным пакетом листов, при котором листы фиксируют относительно друг друга, совмещают кромки пакета и монолитной заготовки и осуществляют сварку соединения (Справочник по сварке по ред. В.А. Винокурова. М.: Машиностроение, 1970. Т.3, стр.208, рис.20г). Указанный способ обеспечивает удовлетворительное качество формирования соединений сталей и титановых сплавов.

Существенным недостатком упомянутого способа сварки является то, что в случае изготовления узлов из алюминиевых сплавов качественного соединения с полным проплавом обеспечить не удается. Это связано с тем, что между поверхностями листов пакета присутствует оксидная пленка, которая не разрушается при нагреве. В результате этого происходит чрезмерное увеличение ширины шва на верхнем листе без формирования соединения между верхним и нижним листами пакета. Проплавление нижнего листа наступает только после полного проплавления (прожога) верхнего листа. При этом формирование проплава остается нестабильным.

Предлагаемый способ обеспечивает качественное формирование стыкового соединения пакета листов с монолитным листом из алюминиевых сплавов и за счет этого - повышение герметичности соединений и их механических свойств.

Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, обеспечивается тем, что перед фиксацией листов пакета верхний лист пакета смещают относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2)δ, где δ - толщина листов в пакете, а сварку выполняют на режиме полного проплавления стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета.

Подробнее сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами: на фиг.1 показана схема сборки стыкового соединения монолитной заготовки с пакетом из двух листов; на фиг.2 - макроструктура соединения монолитной заготовки с пакетом; на фиг.3 - внешний вид соединения со стороны проплава; на фиг.4 - макроструктура соединения монолитной заготовки с пакетом при смещении верхнего листа пакета относительно нижнего листа от стыка на расстояние менее 0,8δ; на фиг.5 - внешний вид соединения со стороны проплава при смещении верхнего листа пакета относительно нижнего листа от стыка на расстояние менее 0,8δ.

Сущность заявляемого способа дуговой сварки в защитных газах стыковых соединений монолитной заготовки с пакетом из двух листов из алюминиевых сплавов заключается в следующем. Перед сваркой верхний лист 1 пакета накладывают на нижний лист 2 пакета со смещением в сторону от стыка (фиг.1). Величину смещения верхнего листа 1 относительно нижнего листа 2 задают в пределах (0,8-1,2)δ, где δ - толщина листов в пакете. Затем листы 1 и 2 пакета прихватывают точечной контактной сваркой с образованием сварной точки 3. После фиксации листов пакет состыковывают с монолитной заготовкой 4 с зазором в стыке не более 5-10% от толщины монолитной заготовки. Собранное стыковое соединение монолитной заготовки с пакетом из двух листов сваривают на режиме, обеспечивающем полное проплавление стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета.

На формирование соединения пакета из двух листов с монолитной заготовкой большое влияние оказывает величина смещения верхнего листа 1 относительно нижнего листа 2 пакета. При величине смещения менее 0,8δ наблюдается преимущественное проплавление верхнего листа при сварке, сопровождающееся значительным увеличением ширины шва (фиг.2). Плавление нижнего листа пакета не происходит из-за образования в месте контакта двух листов прочной оксидной пленки, которая препятствует теплопередачи от верхнего листа пакета к нижнему листу. В результате этого со стороны пакета листов формируется непровар (фиг.3).

При смещении верхнего листа 1 пакета относительно нижнего листа 2 на величину (0,8-1,2)δ, где δ - толщина листов в пакете, наблюдается одновременное плавление листов пакета с образованием общей сварочной ванны (фиг.4). С корневой стороны соединения формируется равномерный проплав (фиг.5). Увеличение смещения более 1,2δ приводит к образованию прожога нижнего листа при сварке пакета с монолитной заготовкой.

Заявляемый способ был опробован при сварке слоистой панели из сплава В1341 с каркасом топливного агрегата. Толщина каркаса в зоне сварки составляла 3 мм. Пакет собирался из листов толщиной 1,5 мм. Перед сборкой листы пакета подвергали травлению в щелочи и осветлению в 30% растворе азотной кислоты. После травления листы на расстоянии 15-20 мм от края подвергали шабрению для удаления оксидной пленки, сформированной в процессе травления.

После зачистки листы смещали относительно друг друга и фиксировали контактной точечной сваркой с формированием точки диаметром 4-4,5 мм. Сварку осуществляли автоматической аргонодуговой сваркой на скорости 12 м/ч при токе дуги 85-90 А. В процессе сварки в сварочную ванну подавали присадочную проволоку марки АМг4 диаметром 1,6 мм. После сварки соединения подвергали искусственному старению при 170°С в течение 14 часов.

Из полученных сварных соединений вырезали образцы на механические испытания и на проверку герметичности соединения методом керосино-меловой пробы. Результаты исследований представлены в таблице.

Таблица 1
Смещение верхнего листа пакета относительно нижнего листаШирина шва с лицевой стороны соединения, ммШирина проплава, ммПредел прочности сварного соединения, МПаЗона разрушения сварного соединения при испытанияхРезультаты испытаний на герметичность
ммНа монолитной заготовкеНа верхнем листе пакетаНа монолитной заготовкеНа нижнем листе пакета
0,7δ1,052,84,51,30244По зоне контакта листов в пакетеТечь керосина
0,8δ1,22,83,81,31,0295По линии сплавления со стороны монолитной заготовкиГерметичное соединение
1,0δ1,52,83,31,31,3305
1,2δ1,82,83,01,31,4300
1,3δ1,952,83,01,31,9280Течь керосина по пакету листов
1,5δ2,252,83,11,3Прожог нижнего листа230По зоне контакта листов в пакете

Полученные данные свидетельствуют, что только при смещении верхнего листа пакета относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2)δ наблюдается качественное формирование соединения. При меньшей величине смещения (меньше 0,8δ) в процессе сварки интенсивно плавится верхний лист, а проплавление нижнего листа затруднено из-за окисления его поверхности воздухом, находящимся в зазоре между контактирующими поверхностями листов в пакете. Полученное в этом случае соединение отличается негерметичностью и пониженной прочностью.

При величине смещения верхнего листа относительно поверхности нижнего листа более 1,2δ наблюдается прожог нижнего листа и нарушение формирования соединения.

Таким образом, заявленный способ сварки монолитной заготовки с пакетом из двух листов позволяет получать качественные стыковые соединения алюминиевых сплавов и обеспечивает возможность облегчения авиационных топливных баков.

Способ дуговой сварки в защитных газах стыкового соединения монолитной заготовки с пакетом из двух листов равной толщины из алюминиевых сплавов, включающий фиксацию листов пакета относительно друг друга, сборку стыкового соединения пакета с монолитной заготовкой толщиной, равной толщине пакета, и сварку, отличающийся тем, что перед выполнением фиксации листов пакета верхний лист пакета смещают относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2)δ, где δ - толщина листов в пакете, а сварку выполняют на режиме полного проплавления стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в машиностроении, судостроении и других отраслях промышленности при изготовлении и монтаже различных узлов и конструкций, включающих детали и изделия из меди или ее сплавов и стали, кроме деталей или изделий из оловянных бронз.

Изобретение относится к сварке, в частности к способу сварки не растворяющихся друг в друге металлов, и может найти использование в радиоэлектронной, аэрокосмической, ядерной и других отраслях промышленности.
Изобретение относится к сварочному производству, а именно к сварке чугунных деталей с деталями из стали. .
Изобретение относится к сварочному производству, а именно к сварке чугунных деталей с деталями из стали. .

Изобретение относится к области сварки, а именно к способам автоматической аргонодуговой сварки труб из сталей аустенитного класса при изготовлении ответственных конструкций, например трубопроводов высокого давления, эксплуатирующихся на атомных станциях.
Изобретение относится к сварочному производству, а именно к способу сварки стальных деталей с последующей защитой сварных швов и околошовных зон от интенсивной коррозии.

Изобретение относится к области сварки, в частности к способам плазменной сварки алюминиевых сплавов, и может найти применение в различных отраслях машиностроения.
Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в различных отраслях промышленности при изготовлении и монтаже узлов и конструкций, включающих детали из титана или его сплавов и стали.

Изобретение относится к области сварочного производства и предназначено для изготовления сварных конструкций из алюминиевых сплавов и стали или титана с применением биметаллических переходников.
Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано для восстановления чугунных рабочих валков листопрокатных станов с поврежденными в процессе эксплуатации шейками.

Изобретение относится к области сварки металлов, в частности к способам сварки в защитном газе. .

Изобретение относится к конструкциям горелок для дуговой сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов. .

Изобретение относится к области сварки, а именно к способам автоматической аргонодуговой сварки труб из сталей аустенитного класса при изготовлении ответственных конструкций, например трубопроводов высокого давления, эксплуатирующихся на атомных станциях.

Изобретение относится к области сварки, а именно к установкам для дуговой сварки и термической обработки изделий из легко окисляемых металлов в едином защитном газе.
Изобретение относится к сварочному производству, а именно к способу сварки стальных деталей с последующей защитой сварных швов и околошовных зон от интенсивной коррозии.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к процессам образования стыковых сварных швов на трубах при получении трубных шпилек U-образных пучков с использованием эффекта локализованного горячего пластического деформирования сварного шва и прилегающих к нему околошовных зон.

Изобретение относится к области сварки титана и его сплавов. .

Изобретение относится к горелкам для сварки неплавящимся электродом в защитных газах. .
Изобретение относится к сварочному производству, а в частности к сварке плавлением в среде защитных газов с подачей реагентов галогенов в зону сварки, и может быть применено при сварке сталей плакированных алюминием.

Изобретение относится к сварке, в частности к способу контактной точечной сварки заклепки с пластиной из титановых сплавов, и может быть использовано в авиастроении, ракетостроении, судостроении и других отраслях машиностроения для получения соединений игольчатого крепежа, предназначенного для крепления деталей из композиционных материалов.
Наверх