Транспортно-пусковой контейнер

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к транспортно-пусковым контейнерам (ТПК), предназначенным для хранения, транспортирования и запуска ракет, стартующих по «минометной» схеме, с возможностью его эксплуатации в составе вертикальных и наклонных пусковых установок (ПУ) морских носителей, а также наземных самоходных пусковых установок (СПУ). На переднем торце ТПК смонтирован несущий фланец кольцевой формы, в полке которого выполнены отверстия для крепежных элементов вертикальной ПУ и проточка, ориентирующая положение ТПК по крену. На корпусе ТПК выполнены не менее чем две кольцевые опоры, выступающие за его наружный диаметр, а в заднем торцевом шпангоуте корпуса выполнены отверстия для крепежных элементов наклонной ПУ или стартовой опоры, предназначенной для обеспечения эксплуатации ТПК в составе СПУ. На днище ТПК установлен электрический разъем и могут быть выполнены узлы для взаимодействия с захватами вертикальной ПУ, в одном из возможных исполнений последней. Изобретение позволяет обеспечить полную унификацию конструкции ТПК для морских носителей и частичную для наземных, за исключением легкосъемных агрегатов, снизить затраты на привязку ракеты к условиям наземного старта, удешевить изготовление ракет и последующую их эксплуатацию в составе комплексов морского и наземного базирования. 2 з.п. ф-лы, 13 ил.

 

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к устройствам, предназначенным для хранения, транспортирования и запуска ракет с различных типов пусковых установок морских и наземных носителей. Изобретение описывает устройство универсального транспортно-пускового контейнера (ТПК) для ракет, преимущественно тактического и оперативно-тактического назначения, стартующих по «минометной» схеме.

Типовой ТПК ракеты с минометным стартом представляет собой цилиндрический корпус с «глухим» днищем, в полости которого установлена ракета и размещено устройство, предназначенное для ее принудительного выброса. С целью обеспечения эксплуатации ракеты ТПК снабжают элементами механического и электрического сопряжения с пусковыми установками (ПУ) носителей.

В качестве примера ТПК ракет с минометным стартом можно рассмотреть транспортно-пусковой контейнер, описанный в изобретении «Способ старта ракеты из ТПК и устройство для его осуществления» (патент РФ №2240489, МПК: F42В 15/00, В64С 15/00). В известном ТПК устройство выброса ракеты выполнено в виде порохового аккумулятора давления, а для электрического сопряжения с ПУ различных морских носителей использован донный электрический разъем. Однако в описании устройства ТПК не представлены узлы механического сопряжения с ПУ.

В ТПК по патенту РФ №2210050 (МПК: F41F 3/04) устройство выброса ракеты выполнено в виде катапульты с силовыми пневмоцилиндрами, а узел механического сопряжения с ПУ - в виде переднего несущего фланца ТПК прямоугольной формы, который снабжен опорными площадками с отверстиями для направляющих штифтов и крепежных элементов корабельной ПУ. Для электрического сопряжения с ПУ также использован электроразъем, размещенный на днище ТПК. Данный ТПК по совокупности признаков наиболее близок к заявленному изобретению и рассматривается авторами в качестве ближайшего аналога.

Однако устройство ТПК по патенту РФ №2210050, будучи тесно увязано с конкретным типом корабельной ПУ («Интегральным корабельным модулем», патент РФ №2211432, МПК: F41F 3/04), характеризуется ограниченной областью применения.

В частности, известный ТПК, который очевидно разрабатывался применительно к случаю его крепления к «потолочным» конструкциям корабельного ракетного погреба, не может быть непосредственно использован в составе ПУ, конструктивная схема которых предусматривает передачу стартовых сил на фундамент корабля (например, «Модульная многоместная корабельная ПУ вертикального пуска», патент РФ №2213925, МПК: F41F 3/04, В63G 1/00) или на опорные элементы палубы (например, наклонная ПУ, представленная на фиг.1 описания к патенту РФ №2240489).

В случае же размещения такого ТПК на самоходных пусковых установках (СПУ) наземных ракетных комплексов возникают дополнительные сложности, обусловленные особенностями размещения и нагружения ТПК на данном типе носителей.

Во-первых, в отличие от корабельных ПУ ракет с минометным стартом, которые характеризуются фиксированным положением ТПК, на СПУ ТПК с ракетами (в том числе стартующими вертикально) традиционно размещаются в горизонтальном положении. Как правило, на СПУ ТПК устанавливают на подъемной стреле, служащей для их перевода в стартовое положение и возврата в исходное горизонтальное положение (например, СПУ ЗП851 комплекса С-300П («Система С-300П», «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра», №7, 2004, стр.27)). Для механического сопряжения ТПК с СПУ используют узлы, расположенные, преимущественно, на боковой поверхности контейнера, что наиболее рационально с точки зрения удобства их такелажа и крепления. При этом во избежание чрезмерного нагружения СПУ осевой реактивной силой, сопутствующей минометному старту ракет, применяют меры по силовой «развязке» ТПК и СПУ перед стартом, что на СПУ ЗП851 обеспечено путем опирания днища ТПК на поверхность стартовой площадки. В связи с этим днище ТПК ракет комплекса С-300П выполнено в виде несущей (силовой) конструкции, рассчитанной на восприятие стартовых сил.

Во-вторых, электрические разъемы связи ракет, размещаемых на СПУ, как правило, также устанавливают на боковой поверхности ТПК, что обеспечивает удобство доступа к ним при выполнении операций по погрузке-выгрузке боекомплекта. На «морских» ракетах традиционно применяют донные электроразъемы, что в большинстве случаев связано с отсутствием доступа к боковой поверхности ТПК в составе корабельных ПУ. Необходимо отметить, что такая компоновка электроразъема, в случае размещения ТПК на СПУ, делает невозможным непосредственное опирание днища контейнера на грунт.

Наконец, одной из характерных особенностей ракетного оружия класса «земля-поверхность» и «земля-земля» тактического и оперативно-тактического назначения (с дальностью до 100÷300 км) является необходимость точной взаимной увязки положения осей навигационных систем ракет и их носителей. Оси навигационной системы ракеты, как правило, материализованы базовыми осями и соответствующими узлами конструкции ТПК. Однако, очевидно, выполняющие эту функцию отверстия «а» в полке несущего фланца ТПК по патенту РФ №2210050 могут быть использованы только в случае вертикальной загрузки ТПК в ПУ носителя.

Задачей, решаемой изобретением, является расширение области применения ТПК, в части возможности его эксплуатации в составе различных типов пусковых установок морских и наземных носителей.

Эта задача решается благодаря тому, что в известном ТПК, содержащем корпус, в полости которого установлена ракета и размещено устройство ее принудительного выброса, на днище установлен электрический разъем, а на переднем торце смонтирован несущий фланец, в полке которого выполнены отверстия для крепежных элементов ПУ носителя, согласно заявленному изобретению в полке несущего фланца кольцевой формы выполнена проточка, материализующая положение ТПК по крену, на боковой поверхности корпуса контейнера выполнены не менее чем две кольцевые опоры, выступающие за наружный диаметр корпуса, а в заднем торцевом шпангоуте выполнены отверстия для крепежных элементов ПУ носителя или стартовой опоры ТПК, снабженной узлами механического сопряжения с пусковой установкой.

На днище корпуса ТПК могут быть выполнены узлы для взаимодействия с захватами пусковой установки носителя.

Стартовую опору рекомендуется выполнить в виде полого корпуса цилиндроконической формы с расширяющимся к низу основанием и силовым днищем, при этом в стартовой опоре размещена ответная часть электрического разъема ТПК с переходным кабелем, выходящим из ее полости через отверстие в боковой поверхности.

Технический результат изобретения состоит в том, что оно позволяет создать универсальную конструкцию ТПК для ракет с минометным стартом, которая обеспечивает возможность эксплуатации ТПК в составе:

- вертикальных (в том числе «сдающих» стартовые нагрузки на фундамент корабля) и наклонных корабельных пусковых установок,

- самоходных пусковых установок с сохранением традиционной для СПУ технологии горизонтальной погрузки-выгрузки ТПК, транспортирования ТПК в горизонтальном положении и перевода ТПК в вертикальное положение с опиранием донной части контейнера на поверхность стартовой площадки.

Указанный технический результат достигнут благодаря соответствующему исполнению узлов механического сопряжения ТПК с ПУ, а также - доукомплектованию ТПК новыми элементами механического и электрического сопряжения с СПУ.

Основным расчетным случаем нагружения конструкции ТПК ракет с минометным стартом является старт ракеты, сопряженный с действием мощных продольных сил от срабатывания устройства выброса ракеты, включая реакцию силовых элементов ПУ или грунта (в случае базирования на СПУ) на указанное воздействие в момент после снятия стартовой нагрузки.

Передний несущий фланец ТПК обеспечивает передачу указанных сил на конструкции потолка ракетного погреба корабля в случае применения ТПК в составе вертикальных корабельных ПУ, выполненных по схеме аналогичной ПУ по патенту №2211432 (далее корабельная ПУ 1-го типа). При этом предложенные кольцевая форма фланца и исполнение элемента, материализующего положение ТПК по крену, в виде проточки в полке фланца обусловлены особенностями осуществления точностной выставки при «невертикальной» схеме загрузки ТПК (см. схему функционирования ТПК).

В случае применения ТПК в составе вертикальных корабельных ПУ, предусматривающих передачу массы ТПК и стартовых сил ракеты на фундамент корабля (далее корабельная ПУ 2-го типа), указанные силы передаются посредством заднего торцевого шпангоута ТПК на взаимодействующий с ним опорный элемент ПУ (в ПУ по патенту №2213925 - кольцевая опора, поз.19). При этом от перемещения вверх, вызванного реакцией конструкции ПУ на указанное воздействие, ТПК могут удерживать узлы на его днище, взаимодействующие с захватами пусковой установки (в ПУ по патенту №2213925, поз.22).

В случае применения ТПК в составе наклонных корабельных ПУ (далее корабельная ПУ 3-го типа), указанные осевые силы также передаются посредством заднего торцевого шпангоута ТПК, который в данном случае скреплен с соответствующим силовым элементом ПУ (подробней см. описание устройства ТПК и наклонной корабельной ПУ).

В случае применения ТПК в составе СПУ передача стартовых сил осуществляется посредством скрепленной с задним торцевым шпангоутом ТПК стартовой опоры, силовое днище которой непосредственно контактирует с поверхностью стартовой площадки. При этом выбор формы корпуса стартовой опоры, обусловленный стремлением увеличить площадь контакта ТПК с поверхностью стартовой площадки, позволяет исключить или ограничить «просадку» контейнера в грунт в случае производства старта с грунта с малой (до 6-8 кг/см2) несущей способностью.

Что касается других особенностей эксплуатации ТПК на СПУ, необходимо упомянуть следующее.

Применительно к случаю эксплуатации ТПК на СПУ, выполненной по представленной ниже конструктивно-компоновочной схеме, узлы конструкции корпуса ТПК функционируют следующим образом:

- передний несущий фланец обеспечивает передачу осевых сил, действующих в направлении движения СПУ при транспортировании ТПК, включая силы, возникающие в аварийной ситуации (например, наезд СПУ на преграду), на передний упор подъемной стрелы СПУ;

- стартовая опора посредством узлов, предназначенных для связи ее с агрегатами СПУ, обеспечивает передачу осевых сил, действующих в направлении «против движения» СПУ, а также при подъеме-опускании стрелы и при перемещениях ТПК вдоль стрелы, на задний ложемент подъемной стрелы;

- кольцевые опоры корпуса ТПК обеспечивают передачу поперечных сил на ложементы СПУ, при этом корпус ТПК нагружается аналогично случаям такелажа и транспортирования контейнера на технологических агрегатах из состава наземного оборудования, а в случае использования в качестве упомянутых опор имеющихся на ТПК такелажных силовых поясов, сохраняются и точки приложения указанных сил.

Исполнение элементов электрического сопряжения ТПК и СПУ в виде переходного кабеля с электроразъемами, один из которых состыкован с донным бортразъемом ТПК в условиях технической позиции, а другой стыкуется с электрооборудованием СПУ при загрузке ТПК, позволяет обеспечить удобство эксплуатации последнего на СПУ. При этом размещение ответной части донного бортразъема ТПК и части переходного кабеля в полости стартовой опоры позволяет оградить конструкцию разъема от какого-либо механического нагружения при старте ракеты и исключить неблагоприятное воздействие на нее окружающей среды в процессе эксплуатации на СПУ (пыль, влага, грязь).

Наконец, точность положения базовых осей ТПК относительно осей ПУ рассмотренных типов обеспечивается следующим образом:

- точность положения продольной оси ТПК в вертикальной и горизонтальной плоскости (то есть по тангажу и курсу) определяется кольцевыми опорами ТПК и ложементами ПУ,

- точность положения ТПК вокруг продольной оси (по крену) определяется взаимодействием проточки в полке несущего фланца ТПК и соответствующих направляющих элементов ПУ (СПУ) (подробней см. примеры функционирования ТПК).

На фиг.1 представлен общий вид ТПК с установленной в нем ракетой и пристыкованной стартовой опорой, на фиг.2 - вид спереди на ТПК, на фиг.3 - вид сзади на ТПК (без стартовой опоры).

На фиг.4 показана стартовая опора ТПК в частичном разрезе, на фиг.5 - в сборе с агрегатами СПУ.

На фиг.6 представлен общий вид наклонной корабельной ПУ с установленным на ней ТПК, на фиг.7 показано сечение зоны контакта фланца ТПК и направляющего элемента данной ПУ.

На фиг.8 и 9 представлен общий вид СПУ с ТПК в походном и стартовом положении. На фиг.10-13 показано взаимодействие несущего фланца ТПК и узлов СПУ в процессе установки и фиксации ТПК:

- на фиг.10 они показаны в положении загрузки (после установки ТПК на ложементы СПУ),

- на фиг.12 - в положении «раскрепления по-походному»,

- на фиг.11 и 13 представлены сечения зоны контакта фланца и направляющего элемента СПУ в указанных выше положениях.

ТПК (1), предназначенный для эксплуатации и минометного запуска ракеты (2) с ПУ различного типа, имеет цилиндрический корпус (3) и «глухое» днище (4). В полости ТПК (1) установлена ракета (2), за которой расположен пороховой аккумулятор давления (на чертежах не показан).

Корпус (3) ТПК (1) изготовлен из стеклопластика, путем намотки ленты материала на оправку, и снабжен торцевыми металлическими шпангоутами. На днище (4) ТПК (1) установлен донный бортразъем (5) и выполнены узлы (6) для взаимодействия с захватами корабельной ПУ 2-го типа.

К переднему торцевому шпангоуту корпуса (3) прикреплен несущий фланец (7) кольцевой формы, в полке которого выполнена проточка (8), материализующая положение ТПК (1) по крену. В полке фланца (7) выполнен ряд отверстий для крепежных элементов корабельной ПУ 1-го типа. В стенке фланца (7) непосредственно за проточкой (8) выполнен продольный паз (9) «под направляющую» переднего ложемента СПУ, выполненной по описанной ниже конструктивно-компоновочной схеме.

На боковой поверхности корпуса (3) ТПК (1) выполнены, например, путем нанесения дополнительных слоев стеклопластика с последующей механической обработкой две выступающие за его наружный диаметр кольцевые опоры (10), в которых выполнены резьбовые отверстия для установки рымболтов.

В заднем торцевом шпангоуте корпуса (3) ТПК (1) выполнены резьбовые отверстия (11) для крепежных элементов наклонной корабельной ПУ или стартовой опоры (12) ТПК (1).

Стартовая опора (12) входит в состав комплектации ТПК (1), предназначенной для эксплуатации в составе СПУ, и выполнена в виде полого корпуса цилиндроконической формы с расширяющимся книзу основанием и силовым днищем оживальной формы. Стартовая опора (12) крепится к заднему торцевому шпангоуту корпуса (3) ТПК (1) посредством болтового соединения. На боковой поверхности корпуса стартовой опоры (12) смонтированы кронштейны (13), предназначенные для связи с агрегатами СПУ. В полости стартовой опоры (12) размещена ответная часть бортразъема (5) ТПК (1) с переходным кабелем (14), который в свою очередь заканчивается электроразъемом для подключения к электрооборудованию СПУ (1). При этом в боковой поверхности стартовой опоры (12) выполнен вырез с сальниковым уплотнением для вывода свободного конца кабеля (14) из полости опоры.

ТПК (1) эксплуатируется в составе пусковых установок различного типа, в качестве примера которых ниже рассмотрены возможные конструктивно-компоновочные схемы наклонной корабельной ПУ и СПУ, характеризующиеся «невертикальной» схемой загрузки с использованием предложенного в заявленном изобретении узла ориентации ТПК (1) по крену (проточки (8)).

Наклонная корабельная ПУ (15) предназначена для установки на палубе надводного корабля и выполнена в виде ферменной конструкции, состоящей из основания (16) с задним упором и трех ложементов (17), соединенных между собой штангами.

На заднем упоре основания (16) смонтирована кольцевая опора (18), в которой выполнены отверстия и карманы для установки болтов, предназначенных для продольной фиксации ТПК (1) на ПУ (15). В полости упора расположен электроразъем (19) с кабелем связи с электрооборудованием корабля-носителя.

На торце переднего ложемента (17) закреплен кронштейн (20), на полке которого смонтирована продольная направляющая (21), предназначенная для выставки ТПК (1) по крену. Направляющая (21) выполнена в форме клина с расширяющимися по направлению к торцу ложемента (17) боковыми поверхностями и установлена в вертикальной плоскости симметрии ложементов. Ложементы (17) снабжены съемными крышками для раскрепления ТПК (1) в направлении поперечных осей ПУ (15).

СПУ (22) выполнена на базе автомобильного шасси и включает: платформу, шарнирно закрепленную на ней стрелу (23) и гидропривод (24), предназначенный для подъема-опускания стрелы.

На передней части стрелы (23) неподвижно закреплен ложемент (25) для установки ТПК (1), два других (средний и задний) ложемента (26) скреплены между собой продольными штангами и установлены на стреле (23) с возможностью перемещения вдоль последней.

На переднем торце ложемента (25) закреплен упор (27), предназначенный для ограничения перемещения ТПК (1) вперед по стреле (23), таким образом, что между опорной поверхностью (а) упора (27) и передним торцом ложемента (25) имеется паз. Ширина указанного паза (б) приблизительно равна толщине полки фланца (7) ТПК (1), при этом поверхность переднего торца (в) ложемента (25) выполнена под углом к нижней поверхности паза. В вертикальной плоскости симметрии ложемента (25) смонтирована продольная направляющая (28), состоящая из двух частей: клина на посадочной поверхности ложемента (25), расширяющегося по направлению к упору (27), и параллелепипеда, закрепленного на нижней поверхности паза между упором (27) и ложементом.

Перемещение ложементов (26) вдоль стрелы (23) осуществляется гидроприводом (29), шток которого механически связан с задним ложементом. Задний ложемент (26) также оборудован тягами (30), предназначенными для связи с кронштейнами (13) стартовой опоры (12) ТПК (1). Ложементы (26) снабжены съемными крышками для раскрепления ТПК (1) на стреле (23) в поперечных направлениях.

ТПК (1) в составе наклонной корабельной ПУ (15) эксплуатируется следующим образом:

ТПК (1) с ракетой (2) посредством траверсы из состава наземного оборудования и рымболтов, установленных в опорах (10), загружается на ПУ (15). ТПК (1) в положении «проточка (8) - вниз» устанавливают стенкой фланца (7) и опорами (10) на ложементы (17) таким образом, что задний торец корпуса (3) ТПК находится на расстоянии ˜100÷120 мм до кольцевой опоры (18) ПУ (15), при этом проточка (8) в полке фланца (7) входит в зацепление с узкой частью клина направляющей (21) кронштейна (20).

Затем посредством приспособления из состава технологического оборудования ПУ (15) ТПК (1) «подтягивают» к заднему упору основания (16), при этом проточка (8) в полке фланца (7), взаимодействуя с одной из боковых поверхностей направляющей (21), «доворачивает» ТПК по крену, компенсируя тем самым угловые погрешности его установки в ложементы (17). В результате резьбовые отверстия (11) в заднем торцевом шпангоуте ТПК (1) совмещаются с отверстиями в кольцевой опоре (18) ПУ (15). После чего устанавливают болты крепления ТПК (1) к кольцевой опоре (18), корпус (3) ТПК освобождают от строп траверсы и рымболтов. Затем устанавливают крышки ложементов (17) и производят стыковку донного бортразъема (5) ТПК (1) с разъемом (19) электрооборудования корабля. В результате ТПК (1) зафиксирован на ПУ (15), а ракета (2) после проведения электрических проверок готова к боевому применению.

ТПК (1) в составе СПУ (22) эксплуатируется следующим образом:

ТПК (1) с пристыкованной стартовой опорой (12) и переходным кабелем (14) посредством траверсы из состава наземного оборудования и рымболтов, установленных в опорах (10), загружается на СПУ (22). ТПК (1) в положении «проточка (8) - вниз» устанавливают опорами (10) на предварительно выставленные по длине стрелы (23) подвижные ложементы (26) таким образом, что передний торец несущего фланца (7) ТПК находится на расстоянии ˜100÷120 мм до упора (27) ложемента (25). При этом проточка (8) в полке фланца (7) входит в зацепление с узкой частью клина направляющей (28). Кронштейны (13) стартовой опоры (12) посредством тяг (30) скрепляют с задним ложементом (26), после чего корпус (3) ТПК (1) освобождают от строп траверсы и рымболтов.

По команде от электрооборудования СПУ (22) гидропривод (29) приводит ложементы (26) и установленный на них ТПК (1) в движение вперед по стреле (23). При перемещении ТПК (1) проточка (8) в полке фланца (7), взаимодействуя с «клиновой» частью направляющей (28), «доворачивает» контейнер по крену, осуществляя тем самым точную выставку ТПК (1) по крену относительно стрелы (23).

В результате дальнейшего перемещения ТПК (1) полка фланца (7) «сходит вниз» по наклонной поверхности (в) в паз между упором (27) и ложементом (25), а проточка (8) входит в зацепление с фрагментом направляющей (28) на нижней поверхности паза. При этом стенка фланца (7) «ложится» на посадочное место ложемента (25), что касается «клиновой» части направляющей (28), она в данном положении занимает полость паза (9) в стенке фланца (7) (см. фиг.12 и 13).

В момент соприкосновения переднего торца фланца (7) с опорной поверхностью (а) упора (27) срабатывает соответствующий концевой выключатель, по сигналу которого гидропривод (29) стопорится и «запирается» в этом положении, осуществляя тем самым продольную фиксацию ТПК (1) на стреле (23). Операции по установке и фиксации ТПК (1) на СПУ (22) завершаются установкой крышек ложементов (26), после чего производят стыковку разъема переходного кабеля (14) с электрооборудованием СПУ (22) и проводят необходимые электрические проверки. После выполнения указанных операций СПУ (22) готова к совершению марша в район развертывания.

По получении команды на боевое применение СПУ (22) останавливается, система управления огнем СПУ проводит предстартовую подготовку ракеты (2), после чего СПУ (22) переводится в стартовое положение:

- гидропривод (24) переводит стрелу (23) с ТПК (1) в вертикальное положение;

- гидропривод (29) приводит ТПК (1) в движение вниз по стреле (23), при этом полка фланца (7) отходит от поверхности (а) упора (27) и по наклонной поверхности (в) выходит на поверхность ложемента (25), а проточка (8) фланца (7) входит в зацепление с «клиновой» частью направляющей (28);

- ТПК (1) перемещается вниз по стреле до контакта днища стартовой опоры (12) с подстилающей грунтовой поверхностью, после чего гидропривод (29) переводится в состояние «со свободным штоком», снимая тем самым продольную механическую связь ТПК (1) с СПУ (22).

По команде от системы управления огнем СПУ (22) задействуется пороховой аккумулятор давления, в результате чего осуществляется выброс ракеты (2) из ТПК (1), а действующая при этом реактивная сила посредством стартовой опоры (12) передается на поверхность стартовой площадки.

После производства пуска ракеты (2) (или в случае его отмены) СПУ (22) переводится в исходное положение:

- гидропривод (29) перемещает порожний (или снаряженный) ТПК (1) вверх по стреле (23) и стопорится в положении, когда передний торец фланца (7) ТПК находится на расстоянии ˜100÷120 мм до упора (27);

- стрела (23) посредством гидропривода (24) переводится в горизонтальное положение;

- повторно задействуемый гидропривод (29) перемещает ТПК (1) вперед по стреле (23) до контакта переднего торца фланца (7) с опорной поверхностью (а) упора (27), при этом полка фланца опускается в паз между упором (27) и ложементом (25), обеспечивая опирание стенки фланца (7) на посадочное место ложемента, а проточка (8) входит в зацепление с фрагментом направляющей (28) на нижней поверхности паза. В результате ТПК (1) раскреплен на СПУ (22) «по-походному».

Таким образом, благодаря особенности исполнения конструкции ТПК ракеты обеспечивается:

- расширение области применения ТПК, в части возможности размещения и эксплуатации на корабельных ПУ различного типа (наклонных и вертикальных, в том числе «сдающих» стартовые нагрузки на фундамент корабля), а также - в составе наземных самоходных пусковых установок;

- унификация ТПК применительно к морским и наземным носителям (за исключением легкосъемных агрегатов комплектации ТПК, предназначенной для СПУ).

Как показали технико-экономические оценки, за счет отказа от разработки специализированного «под условия» наземного старта ТПК, сопряженного с повторной отработкой старта ракеты, обеспечивается снижение затрат на привязку ракеты к новому типу носителя. При этом за счет повышения серийности производства унифицированных ТПК удешевляется их изготовление, а в дальнейшем - эксплуатация в составе комплексов морского и наземного базирования.

1. Транспортно-пусковой контейнер, содержащий корпус, в полости которого установлена ракета и размещено устройство ее принудительного выброса, на днище установлен электрический разъем, а на переднем торце корпуса смонтирован несущий фланец, в полке которого выполнены отверстия для крепежных элементов пусковой установки носителя, отличающийся тем, что несущий фланец имеет кольцевую форму и в его полке выполнена проточка, определяющая положение транспортно-пускового контейнера по крену, при этом на боковой поверхности корпуса контейнера выполнено не менее двух кольцевых опор, выступающих за наружный диаметр корпуса, а в заднем торцевом шпангоуте выполнены отверстия для крепежных элементов пусковой установки носителя или стартовой опоры транспортно-пускового контейнера, снабженной узлами механического сопряжения с пусковой установкой носителя.

2. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что на днище корпуса контейнера выполнены узлы для взаимодействия с захватами пусковой установки носителя.

3. Транспортно-пусковой контейнер по п.1, отличающийся тем, что стартовая опора выполнена в виде полого корпуса цилиндроконической формы с расширяющимся основанием и силовым днищем, при этом в стартовой опоре размещена ответная часть электрического разъема транспортно-пускового контейнера с переходным кабелем, выходящим из ее полости через отверстие в боковой поверхности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гранатометам разового применения. .

Изобретение относится к подводному кораблестроении, а именно к пусковым установкам, предназначенным для постановки/запуска изделий, объектов различного назначения, датчиков и т.п.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для запуска ракет, и может быть использовано для изготовления контейнеров или пусковых труб преимущественно герметичного исполнения.

Изобретение относится к военной технике, в частности к противотанковым ракетным комплексам. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано для активных воздействий на облака с целью предотвращения градобитий и вызывания осадков.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для запуска ракет из проточных пусковых труб. .

Изобретение относится к ракетной технике. .

Изобретение относится к многогранным трубам из слоистого композиционного материала и способам их изготовления и может быть использовано при создании коробчатых пусковых труб для ракет с оперением.

Изобретение относится к области торпедного вооружения подводных лодок, в частности к системам пуска торпед, мин, подводных ракет или средств самообороны подводных лодок (ПЛ) с помощью телескопического пневматического (гидравлического) толкателя.

Изобретение относится к стартовым системам ракетно-космических комплексов для запусков ракет класса "СОЮ3-ПРОГРЕСС", а конкретно к электрогидравлическим приводам дистанционного управления перемещением опорных ферм.

Изобретение относится к области машиностроения, к устройствам для запуска ракет, и может быть использовано для разделения ракеты и пусковой трубы

Изобретение относится к ракетной технике

Изобретение относится к корабельным пусковым установкам и может быть использовано при создании специализированных комплексов морского базирования для запуска объектов различного назначения как с надводных носителей, так и с подводных транспортных средств

Изобретение относится к технике вооружения, в частности к корабельным пусковым установкам

Изобретение относится к корабельным пусковым установкам для оружия типа торпеды и может быть использовано при создании образцов ракетно-торпедного вооружения надводных кораблей, в частности при использовании одно- и многоуровневых модулей (пакетов, кассет) транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) на кораблях, построенных с применением технологии стелс (stealth)

Изобретение относится к военной технике

Изобретение относится к гранатометам, в частности ручным одноразового применения

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам поддержания вооружения в работоспособном состоянии

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при разработке стволов-контейнеров для ракет

Изобретение относится к области вооружения, а именно к ракетной технике, и может быть использовано в ракетных комплексах с ракетами, вращающимися по углу крена на траектории полета
Наверх