Способ обучения для развития мелкой моторики рук и интеллекта ребенка раннего возраста

Изобретение относится к способам обучения и средствам развития малой моторики рук ребенка и его интеллекта в раннем, в основном младенческом, возрасте. Техническим результатом является развитие мелких мышц кистей рук, процесса познавательной активности, развитие навыков самостоятельной деятельности в домашних условиях. Ребенку предоставляют листовой носитель и пишущие средства. В качестве пишущего средства используют краску. В качестве средства нанесения краски используют кулачок или ладонь ребенка. На дальнейших занятиях увеличивают набор красок для обеспечения возможности самостоятельного выбора ребенком цвета краски. В качестве средства нанесения краски постепенно в игровом режиме приучают ребенка к использованию кисти, развивая моторику движения руки для правильного удержания в ней кисти. Занятия начинают с детьми в возрасте от шести месяцев при возникновении делового общения между матерью и ребенком. На начальном этапе занятия проводят не чаще одного раза в неделю при продолжительности одного занятия не более получаса из-за значительной эмоциональной нагрузки на ребенка. 5 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к приемам и средствам развития малой моторики рук ребенка и его интеллекта в раннем, в основном младенческом, возрасте, развития мелких мышц кистей рук, процесса познавательной активности, развития навыков самостоятельной деятельности в домашних условиях и детских дошкольных учреждениях.

В период младенческого возраста первого полугодия жизни важным условием является достаточное удовлетворение потребности во внимании со стороны взрослых на этапе ситуативно-личностного общения. Во втором полугодии начиная с шести месяцев у ребенка возникает необходимость делового общения со взрослым, в этом возрасте ему необходимо что-то делать. Основными средствами общения становятся предметные действия, эмоционального общения ребенку не достаточно, наступает период ситуативно-делового общения. Ряд исследований показал, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешно, если происходит в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности. После 6 месяцев качественно изменяется отношение к близким и посторонним. После шести месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, присутствие матери стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и при наличии мамы смело обследует новые предметы, учится ими манипулировать. Во втором полугодии ребенку уже необходимо практическое сотрудничество со взрослым, и на первое место выдвигаются деловые мотивы, взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Мать выступает как партнер по совместным действиям. Деловое общение играет важную роль в манипулировании предметами, ребенку доставляют удовольствие движения, при которых он слышит звуки - погремушки, он пытается их повторить, традиционными предметами для совместной деятельности ребенка и взрослого являются кубики, пирамидки, при этом движения ребенка носят в основном импульсивный характер.

Известны приемы и средства развития мышечной активности рук и интеллекта ребенка, включающие листовые носители и различные художественные материалы для раскрашивания графических изображений на листовых носителях, например журнал «Кроссворд для детей», Москва, изд. ЗАО Собеседник, №36, 2005, с.17, патент GB 1423, кл. G09В 23/00, 1906, RU 25111 U1, кл. G09B 19/00, 2002, патент RU 2118849, кл. G09B 19/00, 1998.

Все вышеуказанные приемы и средства в значительной степени способствуют развитию мышц рук ребенка и его творческой активности, но все они рассчитаны на детей более старшего возраста и не приемлемы для развития мелкой моторики рук ребенка первого года жизни.

В качестве наиболее близкого аналога заявленного изобретения можно принять «Способ развития мелкой моторики руки ребенка раннего дошкольного возраста и устройство для его реализации» по патенту RU 2303819 C1, кл. G09В 19/00, 27.07.2007.

Недостатком указанного известного способа являются общие недостатки вышеприведенных способов, кроме того, невозможность и большие трудности при использовании его для ребенка первого года жизни.

Результатом изобретения является повышение привлекательности его для детей с шести месяцев, а также для детей более раннего возраста и детей с повышенным тонусом.

Достижение этого результата позволяет в игровом режиме интенсифицировать процесс развития мелкой моторики рук и познавательной активности, дозируя при этом мышечную нагрузку и способствуя созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук и развития творческого интеллекта в более раннем возрасте.

Для достижения указанного результата в способе развития мелкой моторики рук и творческого интеллекта детей, включающем предоставление ребенку листового носителя и пишущих средств для нанесения изображений и самостоятельного раскрашивания ребенком листового носителя, в качестве пишущего средства используют краску, например гуашь, в качестве средства нанесения на начальном этапе используют кулачок или ладонь ребенка, при этом ребенок с помощью матери или самостоятельно, сжимая краску в кулачке, в игровом режиме размазывает ее на листе носителя импульсивными, свойственными данному возрасту движениями рук с постепенным увеличением активности в течение нескольких занятий, после которых движения рук постепенно приобретает двигательный ритм с повторяющимися многократно однородными движениями, а ребенок, включаясь в творческий процесс, сосредотачивает свое внимание на цветовых пятнах, образованных им на листовом носителе, затем на дальнейших занятиях увеличивают набор красок для обеспечения возможности самостоятельного выбора цвета краски ребенком, а в качестве средства нанесения постепенно в игровом режиме приучают ребенка к использованию кисти, изначально развивая моторику движения руки для удержания в ней кисти, причем во время занятий ребенка размещают на коленях у матери и все занятия сопровождают активным речевым общением матери и ребенка.

На начальном этапе ребенку предоставляется одна краска.

На начальном этапе занятия проводят не чаще одного раза в неделю при продолжительности одного занятия не более получаса из-за значительной эмоциональной нагрузки на ребенка.

Занятия можно проводить под руководством методиста, при этом на начальном этапе занятия проводят индивидуальные, в дальнейшем занятия могут проводить в группе, но не более трех пар мать-ребенок.

Для успешной работы с детьми до года необходима тщательная подготовка к занятиям. Краски, бумага должны быть подготовлены заранее. В качестве пишущего средства - краски используется гуашь отечественного производства, предназначенная для детского творчества, которая должна быть сертифицирована и должна иметь значок «не токсично» (non toxic), нельзя использовать гуашь плакатную и художественную. Допускается использовать также пальчиковые краски. В качестве листового носителя используют ватман, картон, нельзя использовать газетную и бархатную бумагу.

Гуашь привлекает ребенка ярким цветом, он начинает тянуться к ней. Большинство детей вначале осторожно прикасаются к краске, начинают медленно размазывать краску по бумаге, сжимают краску в кулачке, исследуя материал. «Активно» включается в работу лишь небольшая часть детей, у большинства детей активные действия с краской возникают на втором, третьем занятии и позднее. Ребенка привлекает возможность двигать рукой, при этом он делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Для ребенка данного возраста это игра, сенсомоторная игра, при которой развивается мелкая моторика. Ребенок получает удовольствие не только от своих движений, но и от возможности воздействовать на краску.

Затем движения приобретают организованный характер, после нескольких занятий возникает двигательный ритм - однородные движения, повторяющиеся многократно. Ребенок хлопает ладонью по листу бумаги и краске, нанесенной на нее, что вызывает восторг. Как показывают наблюдения, на результат своей работы - цветовые пятна дети обращают внимание через несколько занятий, после чего ребенок начинает выделять «рисование» от других двигательных игр, для данного возраста рисование красками - сенсомоторная игра, при которой развивается мелкая моторика.

Эта деятельность возникает благодаря взрослым при благоприятных условиях для ее начала и не должна прекращаться более чем на две недели. Более длительный перерыв приведет к отмене эффекта творчества, ребенок перестает «рисовать».

При непрерывных занятиях у ребенка формируется интерес к рисованию После года ребенок учится овладевать кистью. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить руку ребенка кисточкой, предложить ему погладить кисточкой бумагу, при этом все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить ребенка провести по листу бумаги сухой кисточкой, а затем кисточкой с краской и обратить внимание ребенка на оставленный краской на бумаге след. Далее уже предложить ребенку краску, желательно не красную, а желтую или оранжевую. Все дети в первые дни при работе с кистью берут ее за конец, а не у рабочей части, однако уже через несколько занятий дети, как правило, правильно держат кисть.

В качестве листового носителя вне зависимости от возраста вначале используют формат А4, а далее формат A3. Водой не пользуются, так как маленькие дети могут ее разлить или выпить. Детям старше года предоставляют для каждой краски свою кисть. В работе используют различные цвета, ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или цветном картоне.

К году у большинства детей отмечается снижение интереса к младенческому рисованию, наблюдается бледность рисунка, сокращается время работы, количество используемых красок и степень заполнения листа сокращаются, но интерес к рисованию не пропадает. Ребенок переходит на новый этап - этап работы кистью, что требует дальнейшего развития движений руки, умения правильно держать кисть. Ребенок получает установку на последовательность действий - надевание фартука, рисование за столом в определенном месте, мытье рук. При регулярных занятиях с детьми к полутора, двум годам дети сами просят родителей рисовать и рисуют аккуратно, не рисуют на стенах, полу и прочее. Это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю из-за большой эмоциональной нагрузки на ребенка. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое для творчества оставлять на рабочем столе с тем, чтобы при желании ребенка можно было начать работу. Дети любят работу с красками и часто просят родителей давать краски.

При проведении занятий могут понадобиться индивидуальные защитные подкладки для работы, фартук или спецодежда для ребенка, восковые мелки, толстые фломастеры на водной основе.

Оценку «рисунков» детей можно проводить по четырем показателям по трехбальной системе: отношение матери к творческой работе ребенка, отношение ребенка к данному виду деятельности, процент заполнения листа, количество используемых красок.

Максимальный балл для каждого показателя - 3, общий максимальный балл - 12.

Несомненно, на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Большое значение имеет словесный контакт с ребенком, их речевое общение.

Активность ребенка зависит от эмоционального настроя матери, ее желания и активности. Дети, матери которых активно участвовали в творческом процессе, получали максимальные баллы, причем доля заполнения листового носителя не зависит от продолжительности занятий.

Можно отметить, что чем раньше начато знакомство ребенка с красками, тем больший интерес вызывают занятия художественной деятельностью в дальнейшем, при этом основная цель - создание творческого союза матери и ребенка на самых ранних этапах развития детского творчества, развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие цветовосприятия, развитие речи, психическое развитие, общение ребенка со взрослым.

1. Способ обучения для развития мелкой моторики рук и творческого интеллекта детей, включающий предоставление ребенку листового носителя и пишущих средств для нанесения изображений и самостоятельного раскрашивания ребенком листового носителя, отличающийся тем, что в качестве пишущего средства используют краску, например гуашь, в качестве средства нанесения краски на начальном этапе используют кулачок или ладонь ребенка, при этом ребенок с помощью матери, сжимая краску в кулачке в игровом режиме размазывает ее на листе носителя импульсивными, свойственными данному возрасту, движениями рук с постепенным увеличением активности в течение нескольких занятий, после которых движения рук постепенно приобретают двигательный ритм с повторяющимися многократно однородными движениями, способствующими развитию мелкой моторики рук, а ребенок, включаясь в творческий процесс, сосредотачивает свое внимание на цветовых пятнах, образованных им на листовом носителе, вызывая удовольствие от своих движений и возможности воздействия его на используемые материалы, затем на дальнейших занятиях увеличивают набор красок для обеспечения возможности самостоятельного выбора ребенком цвета краски, а в качестве средства нанесения краски постепенно в игровом режиме приучают ребенка к использованию кисти, изначально развивая моторику движения руки для правильного удержания в ней кисти, причем во время занятий ребенка размещают на коленях у матери и все занятия сопровождают активным речевым общением матери и ребенка.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на начальном этапе ребенку предоставляется одна краска.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия начинают с детьми в возрасте от шести месяцев при возникновении делового общения между матерью и ребенком.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что на начальном этапе занятия проводят не чаще одного раза в неделю при продолжительности одного занятия не более получаса из-за значительной эмоциональной нагрузки на ребенка.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что занятия проводят под руководством методиста.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что на начальном этапе занятия проводят индивидуально, в дальнейшем занятия могут быть коллективными, но не более трех пар мать-ребенок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области образования. .

Изобретение относится к устройству для произнесения фонем, включающему клавиатуру, содержащую по меньшей мере один опорный элемент и множество клавиш, соединенных с опорным элементом.

Изобретение относится к тренажерам, используемым при подготовке специалистов по аварийно-спасательным и другим работам в той части, когда от них требуется уверенная, быстрая и точная работа ломом, киркой и другим механическим инструментом, а также к проверке указанных навыков.

Изобретение относится к области обучения и/или проведения психолого-педагогических исследований и предназначено для использования в образовательной деятельности, диагностическом психолого-педагогическом тестировании.

Изобретение относится к средствам обучения и позволяет обучающемуся контролировать усвоение изучаемой информации и осуществлять проверку достоверности воспринятой информации.

Изобретение относится к способу калибровки аудиоинтонации, в котором аудиосигнал, изданный субъектом (S), возвращается после обработки в режиме реального времени к слуховым органам упомянутого субъекта (S).

Изобретение относится к области образования и может быть использовано при обучении техническому творчеству, а также в играх. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физической культуре и спортивной медицине. .

Изобретение относится к лечебной физкультуре и может быть использовано в реабилитационных центрах и в учреждениях, занимающихся профилактикой здоровья населения.

Изобретение относится к приспособлению для ходьбы, используемому с приводной бегущей дорожкой. .

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в лечебно-оздоровительных целях при профилактике остеохондроза и заболеваний органов малого таза.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре. .

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания, а именно: взаимозависимого физического и интеллектуального развития, а также оздоровления и реабилитации человека путем дозированной физической нагрузки, сопровождающейся выполнением интеллектуальных заданий.

Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, к устройствам для лечения заболеваний позвоночника: остеохондроза, болей вертеброгенного характера, а также при нарушениях осанки.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для коррекции и профилактики заболеваний шейного и грудного отделов позвоночника путем дозированного вытяжения
Наверх