Устройство для связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства

Изобретение относится к рельсовому транспорту. Устройство для связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой содержит продольную тягу (1), связанную концами через сферические шарниры (5) с кузовом и шкворнем балки (4) рамы тележки, механизм для ограничения относа кузова и боковые упоры, установленные на шкворневой балке (15) кузова. Механизм для ограничения относа кузова выполнен в виде основания с верхним дугообразным элементом и штанги для ограничения перемещения тележки вниз, установленной на шкворневой балке (15), в которой выполнена сквозная полость для ограничения перемещения тележки при обрыве продольной тяги (1). Штанга расположена между основанием и верхним дугообразным элементом, который установлен на основании с возможностью взаимодействия со стенками сквозной полости. Механизм для ограничения относа кузова установлен основанием на шкворне перпендикулярно продольной оси тележки и снабжен фиксатором с гайкой. На основании выполнены криволинейные поверхности для взаимодействия с боковыми упорами, а сквозная полость имеет в поперечном сечении форму прямоугольника. Изобретение повышает надежность и безопасность. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к рельсовому транспорту, в частности к вагонам метро и рельсовым автобусам, а именно к устройствам для связи кузова с тележкой.

Известно устройство связи тележки с рамой кузова рельсового транспортного средства, содержащее продольную тягу с шарнирами, один из которых связан с кронштейном на раме тележки, другой соединен с кузовом (см. патент ФРГ №2422226, МПК 2 B61F 3/02, 27.11.1975 г.).

Данное устройство не обеспечивает безопасность движения из-за отсутствия дополнительной связи тележки с кузовом на случай обрыва продольной тяги.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является устройство для связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства, содержащее продольную тягу, связанную концами через сферические шарниры с кузовом и шкворнем, закрепленным на центральной балке рамы тележки, механизм для ограничения относа кузова и боковые упоры, размещенные на шкворневой балке кузова (см. а.с. СССР №1729868, МПК 5 B61F 5/02, 30.04.1992 г.).

Известное устройство не обеспечивает необходимую надежность и безопасность движения в случае возможного обрыва продольной тяги и, как следствие этого, потери кинематической связи между кузовом и тележкой транспортного средства.

Техническим результатом при использовании предлагаемого изобретения является повышение надежности и безопасности движения при эксплуатации рельсового транспортного средства.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства, содержащем продольную тягу, связанную концами через сферические шарниры с кузовом и шкворнем, закрепленным на центральной балке рамы тележки, механизм для ограничения относа кузова и боковые упоры, установленные на шкворневой балке кузова, механизм для ограничения относа кузова выполнен в виде основания с дугообразным элементом, штанги для ограничения перемещения тележки вниз, установленной на шкворневой балке кузова, и сквозной полости для ограничения перемещения тележки при обрыве продольной тяги, при этом штанга расположена между основанием и дугообразным элементом, а последний установлен на основании с возможностью взаимодействия со стенками сквозной полости, выполненной в шкворневой балке кузова.

Кроме того, механизм для ограничения относа кузова установлен основанием на шкворне перпендикулярно продольной оси тележки и снабжен фиксатором для исключения поворота основания на шкворне; на основании выполнены криволинейные поверхности для взаимодействия с боковыми упорами; сквозная полость для ограничения перемещения тележки при обрыве продольной тяги имеет в сечении форму прямоугольника.

Изобретение иллюстрируется чертежами:

на фиг.1 изображено устройство для связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства, общий вид;

на фиг.2 - вид А на фиг.1;

на фиг.3 изображено сечение Б-Б на фиг.2;

на фиг.4 изображено устройство для связи кузова с тележкой в положении при аварийной ситуации;

на фиг.5 изображено сечение В-В на фиг.2.

Устройство для связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства содержит продольную тягу 1, один конец которой через сферический шарнир 2 связан со шкворнем 3, закрепленным на центральной балке 4 рамы тележки. Второй конец продольной тяги 1 связан через сферический шарнир 5 с кронштейном 6, закрепленным на кузове рельсового транспортного средства.

Шарниры 2, 5 продольной тяги 1 укомплектованы резиновыми кольцами для фиксации проушины продольной тяги 1 от поворота в вертикальной плоскости и защиты сферических подшипников 2, 5 от попадания грязи.

Для ограничения относа кузова относительно тележки предусмотрен механизм, выполненный в виде основания 7 с дугообразным элементом 8, штанги 9 для ограничения перемещения тележки вниз и сквозной полости 10 для ограничения перемещения тележки при обрыве продольной тяги 1.

Основание 7 установлено на шкворне 3 и зафиксировано на нем перпендикулярно продольной оси тележки фиксатором 11 и гайкой 12 для исключения поворота основания 7 на шкворне 3. На основании 7 выполнены криволинейные поверхности 13 для взаимодействия с боковыми упорами 14, установленными на шкворневой балке 15 кузова. Между криволинейными поверхностями 13 основания 7 и боковыми упорами 14 выдержан постоянный зазор.

Дугообразный элемент 8 имеет Т-образную форму поперечного сечения и может быть выполнен за одно целое с основанием 7.

Штанга 9 расположена между основанием 7 и дугообразным элементом 8 и закреплена на шкворневой балке 15 кузова, под сквозной полостью 10, посредством опор 16.

Сквозная полость 10 выполнена в шкворневой балке 15 и имеет в поперечном сечении форму прямоугольника. В сквозной полости 10 размещен дугообразный элемент 8 с зазорами относительно стенок 17 сквозной полости 10 в продольной и поперечной плоскостях.

Устройство для связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства работает следующим образом.

В режиме движения рельсового транспортного средства продольная тяга 1 передает через сферические шарниры 2 и 5 тяговые и тормозные усилия от тележки на кузов, поддерживая поперечные и вертикальные колебания кузова в пределах зазоров между криволинейными поверхностями 13 основания 7 и боковыми упорами 14, между дугообразным элементом 8 и стенками 17 сквозной полости 10.

В случае обрыва продольной тяги 1 происходит разрыв продольной кинематической связи кузова с тележкой. Тележка в этом случае, в зависимости от динамики движения - разгона или торможения, перемещается вперед или назад относительно кузова до упора дугообразного элемента 8 в стенку 17 сквозной полости 10.

При выходе из строя боковых упоров 14 происходит поперечное перемещение кузова до соприкосновения дугообразного элемента 8 с одной из стенок 17 сквозной полости 10.

Таким образом, экипаж может продолжать движение без высадки пассажиров до устранения аварийной ситуации.

В случае схода тележки транспортного средства с рельсов и расположения колес вне колеи производят одновременный подъем кузова вместе с тележкой.

Кузов поднимают вверх, поднимая при этом и закрепленную на шкворневой балке кузова штангу 9. Поскольку штанга 9 расположена между дугообразным элементом 8 и основанием 7, закрепленным на шкворне 3 центральной балки, то при подъеме кузова выбирают зазор между штангой 9 и верхним дугообразным элементом 8. Штанга 9 упирается в дугообразный элемент 8 и тянет за собой тележку.

1. Устройство для связи кузова с тележкой рельсового транспортного средства, содержащее продольную тягу, связанную концами через сферические шарниры с кузовом и шкворнем, закрепленным на центральной балке рамы тележки, механизм для ограничения относа кузова и боковые упоры, установленные на шкворневой балке кузова, отличающееся тем, что механизм для ограничения относа кузова выполнен в виде основания с дугообразным элементом, штанги для ограничения перемещения тележки вниз, установленной на шкворневой балке кузова, и сквозной полости для ограничения перемещения тележки при обрыве продольной тяги, при этом штанга расположена между основанием и дугообразным элементом, а последний установлен на основании с возможностью взаимодействия со стенками сквозной полости, выполненной в шкворневой балке кузова.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм для ограничения относа кузова установлен основанием на шкворне перпендикулярно продольной оси тележки и снабжен фиксатором для исключения поворота основания на шкворне.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что на основании выполнены криволинейные поверхности для взаимодействия с боковыми упорами.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что сквозная полость для ограничения перемещения тележки при обрыве продольной тяги имеет в поперечном сечении форму прямоугольника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к локомотивным тележкам с устройством регулируемой установки колесных пар, эксплуатируемых в криволинейных участках пути.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к амортизирующим устройствам с фрикционными гасителями колебаний, используемым в железнодорожной тележке для грузовых вагонов.

Изобретение относится к конструкциям ходовых частей железнодорожного подвижного состава и специального подвижного состава

Изобретение относится к вагоностроению

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу

Изобретение относится к железнодорожному транспорту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при ремонте буксовых узлов колесных пар железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для проверки параметров пружин сжатия и подбора пружин для рессорного комплекта тележек грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области тепловозостроения и путевых машин
Наверх