Способ восстановления подшипника скольжения



Способ восстановления подшипника скольжения
Способ восстановления подшипника скольжения
Способ восстановления подшипника скольжения

 


Владельцы патента RU 2424888:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный аграрный университет" (ФГОУ ВПО "Орел ГАУ") (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин, в частности к способу восстановления подшипника скольжения. Способ включает предварительную механическую обработку втулки, нарезание «рваной» резьбы с последующей косым сетчатым накатыванием, газотермическое напыление и последующую механическую обработку. Косое сетчатое накатывание ведут до уменьшения внутреннего диаметра втулки на величину 0,5-1,0 мм от шага рифления с получением на обрабатываемой поверхности элементов в виде «усеченной пирамиды». Напыление осуществляют порошком бронзы ПР-Б 83 (баббит). Использование способа восстановления подшипника скольжения позволяет снизить расход напыляемого материала (бронзы) и повысить эксплуатационные характеристики подшипника: прочность сцепления - на 12%, относительную износостойкость - на 20%, относительную несущую способность - на 50%. 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин и может быть использовано при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения.

Известен способ восстановления подшипников скольжения, включающий нанесение на внутреннюю поверхность покрытия газотермическим напылением порошка бронзы [патент РФ №2212324, МПК В23Р 6/00, Бюл. №26, 20.09.2003 г.].

Недостатками известного способа являются высокий расход напыляемого материала из-за необходимости компенсирования износа внутренней поверхности только за счет нанесения дополнительного материала и низкие эксплуатационные характеристики получаемого подшипника скольжения.

Задачей изобретения является снижение расхода напыляемого материала, повышение прочности сцепления напыленного слоя с основой при высоких эксплуатационных характеристиках получаемого подшипника скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе, заключающемся в предварительной механической обработке втулки, подготовке поверхности и нанесении на внутреннюю цилиндрическую поверхность покрытия, компенсирующего износ, газотермическим напылением порошка бронзы и последующей механической обработке, согласно изобретению, компенсацию износа внутренней поверхности производят косым сетчатым накатыванием и напылением порошка бронзы ПР-Б 83 (баббит), которое производят сразу после накатывания.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - фрагмент поверхности с нарезанной «рваной» резьбой;

на фиг.2 - фрагмент поверхности после косого сетчатого накатывания;

на фиг.3 - фрагмент поверхности после напыления.

Способ осуществляют следующим образом. Для устранения следов износа и придания правильной геометрической формы проводят механическую обработку растачиванием внутреннего диаметра подшипника. На внутренней цилиндрической поверхности подшипника нарезается «рваная» резьба (фиг.1) на глубину 0,5÷1,00 мм при шаге резьбы 1,75÷2,00 мм, далее на нарезанную резьбу наносится косое сетчатое накатывание (фиг.2). Шаг рифления принимается в зависимости от диаметра и длины накатываемой поверхности 1,6÷2,0 мм.

В процессе накатывания зубья накатных роликов внедряются в вершины «рваной» резьбы. При внедрении зубьев роликов деформируются вершины «рваной» резьбы, и деформированный металл течет внутрь от каждого зуба, при этом образуются впадины, а металл из впадин образует вершины. В результате накатывания происходит упрочнение поверхностного слоя подшипника и уменьшение внутреннего диаметра втулки на величину 0,5÷1,0 от шага рифления, что приводит к уменьшению количества напыляемого материала, необходимого для компенсирования износа.

На подготовленную таким образом внутреннюю поверхность 1 (фиг.3) напыляется газотермическим способом порошок бронзы ПР-Б 83 (баббит) при помощи газопламенной горелки «Термика-универсал» и получают антифрикционный слой 2. Порошок бронзы ПР-Б 83 (баббит) обеспечивает компенсацию величины износа и снижает коэффициент трения.

Профиль полученной поверхности 1 обеспечивает повышенную несущую способность подшипника скольжения за счет полученных на его поверхности после механической обработки элементов типа «усеченная пирамида» 3. В данном случае верхняя часть пирамиды воспринимает нагрузку, передаваемую напыленным антифрикционным слоем 2, покрывающим боковые поверхности «усеченной пирамиды» 3, улучшает интенсивность теплоотвода из зоны работы подшипника скольжения.

Кроме того, впадины, заполненные антифрикционным слоем 2, работают как смазочные канавки, благодаря высокой маслоемкости антифрикционного слоя 2, что приводит к повышению износостойкости.

После напыления осуществляют механическую обработку подшипника до номинального или ремонтного размера.

Сравнительные физико-механические показатели подшипника, восстановленного предлагаемым способом и известного, приведены в таблице.

Таблица
Способ восстановления подшипника скольжения Величина напыляемого слоя, мм Прочность сцепления, МПа Относительная износостойкость, % Относительная несущая способность, %
Прототип 0,3-0,5 85 100 100
Предлагаемый 0,2-0,4 97 120 150

Таким образом, использование предлагаемого способа восстановления подшипника скольжения позволяет снизить расход напыляемого материала (бронзы) и повысить эксплуатационные характеристики подшипника: прочность сцепления на 12%, относительную износостойкость на 20%, относительную несущую способность на 50%.

Способ восстановления подшипника скольжения, включающий предварительную механическую обработку втулки, нарезание «рваной» резьбы с последующим косым сетчатым накатыванием, газотермическое напыление и последующую механическую обработку, отличающийся тем, что для уменьшения количества напыляемого материала косое сетчатое накатывание ведут до уменьшения внутреннего диаметра втулки на величину 0,5-1,0 мм от шага рифления с получением на обрабатываемой поверхности элементов в виде усеченной пирамиды.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многослойному покрытию, представляющему собой термический барьер, а также к детали с таким покрытием. .
Изобретение относится к способам нанесения покрытий на гильзы цилиндров двигателей. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к способам обработки деталей магнитопроводов магнитных систем электрических реактивных двигателей малой тяги.
Изобретение относится к способу повышения долговечности и износостойкости пластин приводных пластинчатых цепей механизмов шлюзовых ворот и затворов гидротехнических сооружений, изготовленных заданной толщины штамповкой или плазменной резкой из проката стали ст.45 или стали ст.65Г, и может быть использован при изготовлении новых и восстановлении отработавших цепей.
Изобретение относится к процессам нанесения покрытий, в частности к материалам для газотермического напыления покрытий, и может быть использовано для повышения износостойкости деталей узлов трения и восстановления изношенных поверхностей, например, цилиндровых втулок дизелей.

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу и специальному самоходному подвижному составу (ССПС), в частности к восстановлению изношенных поверхностей буксовых шеек осей вагонных, локомотивных и ССПС колесных пар газотермическим напылением, а именно способом электродуговой металлизации напылением.
Изобретение относится к бумагоделательному производству, в частности к способу нанесения коррозионно-стойкого покрытия на рабочую поверхность лощильных и крепирующих цилиндров, и может быть использовано при ремонте лощильных и крепирующих цилиндров без снятия их с рабочей позиции.

Изобретение относится к защитному слою для защиты детали от коррозии и окисления при высоких температурах. .

Изобретение относится к области ремонта, а именно к восстановлению и упрочнению изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар способом электродуговой металлизации напылением.

Изобретение относится к способу нанесения покрытия на поверхность элемента рельсового пути. .

Изобретение относится к основе изделия с покрытием и может быть использовано при покрытии предметов кухонной утвари. .
Изобретение относится к способам подготовки к эксплуатации инструментов для резки полосовой стали, а именно к упрочнению режущих кромок ножей дисковых ножниц. .
Изобретение относится к бумагоделательному производству, в частности к способу нанесения коррозионно-стойкого покрытия на рабочую поверхность лощильных и крепирующих цилиндров, и может быть использовано при ремонте лощильных и крепирующих цилиндров без снятия их с рабочей позиции.
Изобретение относится к способу восстановления диаметрального размера сушильного цилиндра бумагоделательного оборудования и может найти использование в машиностроении при ремонте сушильных цилиндров без снятия их с рабочей позиции.
Изобретение относится к области очистки металлических изделий, таких как катанка, проволока, полоса, поковки, отливки и других, в частности к способу электродуговой обработки поверхностей металлических изделий, и может найти применение в различных отраслях машиностроения.
Изобретение относится к способам обработки роликов листоправильных машин. .
Изобретение относится к способам подготовки поверхности для плазменного напыления покрытий и может быть использовано для очистки различных поверхностей абразивными материалами.

Изобретение относится к области вакуумно-дуговой обработки металлических изделий перед нанесением покрытий и может быть использовано в металлургии, машиностроении и других отраслях.

Изобретение относится к области нанесения покрытий газотермическими методами, в частности к плазменному нанесению. .
Изобретение относится к металлургии и может использоваться при восстановлении рабочей поверхности стенок кристаллизатора без его разборки. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбомашиностроении при восстановлении рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей, изготовленных из титановых сплавов.
Наверх