Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах. В качестве имитаторов предметов различных форм и размеров для оценки схвата используются игровые пособия и игрушки различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти. Оценка производится по 4-м основным видам схвата: концевой, латеральный, формообразующий и крючковый, по следующей формуле: Фc=(С1234)×100/12, %, где Фс - функциональная способность кисти к схватам; С1 - оценка концевого схвата в баллах; С2 - оценка латерального схвата в баллах; С3 - оценка формообразующего схвата в баллах; С4 - оценка крючкового схвата в баллах; максимальная оценка за каждый схват 3 балла. При Фс=70-100% - функциональную способность кисти к схватам оценивают как высокую; при Фс=40-69% - как среднюю; при Фс=0-39% - как низкую. Способ позволяет повысить точность оценки и выбрать программу реабилитации. 4 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к реабилитации детей с врожденными и приобретенными дефектами кисти, и может использоваться для оценки функции схвата кисти.

Известен способ оценки функции схвата кисти, основанный на определении существующих 25 видов схвата (Болдырев А.И., Лепилова О.И., Белова И.П., Корюков А.А., Дыскин А.А. и др. Реконструктивно-восстановительные операции и протезирование при дефектах кисти в социально-бытовой и трудовой реабилитации: метод, рекомендации. Л.: ЛНИИП. - 1990. - С.90-96). Способ оценки функции схвата кисти у пациента с врожденным и приобретенным дефектом кисти включает последовательное взятие и удерживание имитаторов бытовых предметов, испытывая все 25 видов схвата. Предлагался набор имитаторов бытовых предметов, например, взять тарелку, вилку, нож, изготовленные из пластмассы, фарфора, стекла, металла, кожзаменителя и другого материала. При этом согласно способу каждый из 25 видов схвата считался равными 4%, то есть функциональность руки составила 100%, при выполнение всех видов схвата. Затем осуществлялся подсчет выполненных и не выполненных видов схвата. На основании соотношения количества выполненных и не выполненных видов схвата осуществлялась оценка функциональности кисти. Фактическая функциональность кисти, выраженная в процентах, вычислялась отношением количества выполненных схватов кистью, имеющей дефект (M1), к количеству схватов, выполненных здоровой рукой (М):

Ф=М1:М×100%,

где M1 - количество выполненных манипуляций пациентом; М=25 соответствует количеству существующих видов схвата и доступных здоровому человеку.

Чем больше видов схвата мог выполнить пациент, тем выше была оценка функции кисти, имеющей дефект.

Недостатками рассмотренного способа являются: то, что дети не в состоянии выполнить все 25 предлагаемых видов схвата в силу психофизиологических особенностей (из-за низкой концентрации внимания, высокой степени утомляемости, отставания в психомоторном развитии), так как способ используется для взрослых пациентов, к тому же независимо от вида схвата каждый из них признавался равноценным в процентном отношении. Нельзя оценивать одинаково основные схваты: концевой, латеральный, формообразующий, крючковый; и второстепенные виды схвата: щипковый, межпальцевой.

Задачей изобретения является повышение точности оценки функции схвата кисти у детей при значительном уменьшении количества диагностируемых видов схватов, что определяет принятие решения по выбору способа реабилитации: лечебная физкультура, хирургическое вмешательство, протезирование.

Технический результат поставленной задачи достигается тем, что в способе оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах, включающем взятие и удержание имитаторов предметов различных форм и размеров, оценку выполненных и не выполненных видов схватов, предлагается в качестве имитаторов предметов различных форм и размеров использовать игровые пособия и игрушки различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти, оценку производить по 4-м основным видам схвата: концевой, латеральный, формообразующий и крючковый, по следующей формуле:

Фс=(С1234)×100/12, %,

где Фс - функциональная способность кисти к схватам;

С1 - оценка концевого схвата в баллах;

С2 - оценка латерального схвата в баллах;

С3 -оценка формообразующего схвата в баллах;

С4 - оценка крючкового схвата в баллах;

12 - максимальное количество баллов за выполнение 4-х схватов при максимальной оценке 3 балла за каждый схват; если Фс=70-100% - высокая функциональная способность кисти к схватам; если Фс=40-69% - средняя функциональная способность кисти к схватам; если Фс=0-39% - низкая функциональная способность кисти к схватам.

На фиг.1 - пример оценки концевого схвата.

На фиг.2 - пример оценки латерального схвата.

На фиг.3 - пример оценки формообразующего схвата.

На фиг.4 - пример оценки крючкового схвата.

Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах осуществляется следующим образом.

Ребенку предлагается серия игровых заданий по выполнению 4-х основных видов схвата: концевого, латерального, формообразующего и крючкового с использованием игровых пособий и игрушек различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти.

Для оценки концевого схвата ребенку (от 1,5 лет) предлагается взять игровое пособие-вкладыш за держатель, удержать и положить его обратно. Размер держателя вкладыша от 7 до 15 мм (фиг.1).

Для оценки латерального схвата ребенку (от 2,5 лет) предлагается взять разные ключики от игрушечного домика и, удерживая их, попытаться открыть разные дверцы домика (фиг.2).

Для оценки формообразующего схвата ребенку в возрасте от 1 года 3 месяцев предлагается взять шарик (каштан) (диаметр шара от 2,5 до 4,5 см), удержать и опустить его в отверстие желоба шароката (фиг.3).

Для оценки крючкового схвата ребенку в возрасте от 2 лет предлагается взять игрушечный домик за ручку-держатель, поднять и удержать его (фиг.4).

Оценка функциональных способностей кисти проводится по 4-бальной системе каждого из 4-х видов схвата.

Например, при оценке концевого вида схвата, если:

- ребенок не может брать и удерживать игрушку - 0 баллов;

- ребенок может брать и удерживать игрушку с большими затруднениями - 1 балл;

- ребенок может брать и удерживать игрушку с небольшими затруднениями - 2 балла;

- ребенок может свободно брать и удерживать игрушку - 3 балла.

После оценки каждого вида основных схватов производим общую оценку функции схвата кисти у детей при ее врожденных и приобретенных дефектах, складывая полученные оценки в баллах каждого из 4-х видов схвата по формуле:

Фс=(C1+C234)×100/12 (%),

где Фс - функциональная способность кисти к схватам;

C1 - оценка концевого схвата в баллах;

С2 - оценка латерального схвата в баллах;

С3 - оценка формообразующего схвата в баллах;

С4 - оценка крючкового схвата в баллах;

12 - максимальное количество баллов за выполненные 4-х видов схватов при максимальной оценке 3 балла за каждый схват.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

при Фс=70-100% - высокая функциональная способность кисти к схватам;

при Фс=40-69% - средняя функциональная способность кисти к схватам;

при Фс=0-39% - низкая функциональная способность кисти к схватам.

Пример: Настя, 2004 года рождения.

Основной диагноз; врожденная двусторонняя лучевая косорукость.

Поступила в стационар для реконструктивного хирургического лечения.

Перед операцией была проведена диагностика 4 видов схватов: концевого, латерального, формообразующего и крючкого.

Для оценки концевого схвата Насте предлагалось взять игровое пособие-вкладыш за держатель, удержать и положить его обратно (фиг.1). Оценка - ребенок не может брать и удерживать держатель - 0 баллов.

Для оценки латерального схвата Насте предлагалось взять разные ключики от игрушечного домика и, удерживая их, попытаться открыть разные дверцы домика (фиг.2). Оценка - ребенок может брать и удерживать ключики с большими затруднениями - 1 балл.

Для оценки формообразующего схвата Насте предлагалось взять шарик, удержать и опустить его в отверстие желоба шароката (фиг.3). Оценка - ребенок может брать и удерживать шарики с большими затруднениями - 1 балл.

Для оценки крючкового схвата Насте предлагалось взять игрушечный домик за ручку-держатель, поднять и удержать его (фиг.4). Оценка - ребенок не может брать и удержать домик за ручку-держатель - 0 баллов.

После оценки каждого видов схватов производим общую оценку функции схвата кисти, складывая полученные оценки в баллах каждого из 4-х видов схвата по формуле:

Фс=(0+1+1+0)×100/12.

Функциональная способность кисти к схватам у Насти составила 17%, что свидетельствует о низкой функциональной способности.

Таким образом, после устранения двусторонней лучевой косорукости девочке необходимо проведение реабилитации, целью которой должно стать формирование функции концевого и крючкового схватов, совершенствование имеющихся видов схватов, что позволит ей приобрести самостоятельность в быту.

Положительный эффект предлагаемого способа оценки функции кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах заключается в возможности повышения точности оценки функции схвата кисти у детей при значительном уменьшении количества диагностируемых видов схватов, для принятия решений по выбору способа реабилитации: лечебная физкультура; хирургическое вмешательство; протезирование. Способ может использоваться до и после хирургической коррекции, а так же до и после мероприятий по социально-педагогической адаптации, требует минимальной затраты времени. К тому же способ оценки функции кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах выполняется в привычной для детей игровой форме, с использованием игровых пособий и игрушек различных размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти.

Способ оценки функции схвата кисти у детей при врожденных и приобретенных дефектах, включающий взятие и удержание имитаторов предметов различных форм и размеров, оценку выполненных и не выполненных видов схватов, отличающийся тем, что в качестве имитаторов предметов различных форм и размеров используются игровые пособия и игрушки различных форм и размеров с учетом возраста ребенка и дефекта его кисти, оценка производится по 4-м основным видам схвата: концевой, латеральный, формообразующий и крючковый, по следующей формуле: Фс=(С1234)·100/12, в %, где Фс - функциональная способность кисти к схватам; С1 - оценка концевого схвата в баллах; С2 -оценка латерального схвата в баллах; С3 - оценка формообразующего схвата в баллах; С4 - оценка крючкового схвата в баллах; 12 - максимальное количество баллов за выполнение 4-х схватов при максимальной оценке 3 балла за каждый схват; при Фс=70-100% - высокая функциональная способность кисти к схватам; при Фс=40-69% - средняя функциональная способность кисти к схватам; при Фс=0-39% - низкая функциональная способность кисти к схватам.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к спиральной компьютерной ангиографии, и предназначено для сканирования сонных артерий. .

Изобретение относится к медицине, а именно к иммунологии и клинической лабораторной диагностике, и может быть использовано для прогнозирования течения острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) у детей в первые дни заболевания и своевременного назначения иммуномодулирующих препаратов.

Изобретение относится к области медицины, а именно к анатомическим методам исследования. .

Изобретение относится к медицине, а именно - к диагностике. .

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для выявления уровня общей неспецифической реактивности организма (УОНРО) белых крыс. .
Изобретение относится к медицине, а именно к терапии, пульмонологии, и может быть использовано для прогнозировании клинического эффекта применения ингаляционных глюкокортикостероидных препаратов (ИГКС) у мужчин, больных ХОБЛ.
Изобретение относится к медицине, а именно к трансплантологии, может быть использовано для выбора реципиента при пересадке трупной почки

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии

Изобретение относится к области медицины

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения

Изобретение относится к медицине, а именно к области психофизиологических исследований

Изобретение относится к медицине, а именно к инвазивной аритмологии, и предназначено для длительной диагностики аритмий сердца

Изобретение относится к области медицины, а именно к лабораторным методам исследования

Изобретение относится к области медицины, а именно к способам лучевой диагностики состояния церебральной ликвородинамики
Изобретение относится к области медицины, а именно неонатологии
Наверх