Устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием

Изобретение относится к локационным системам обеспечения безопасности автомобиля при движении. Сущность изобретения заключается в том, что в устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием дополнительно введены блок определения условий сближения автомобиля с препятствием, выполненный определенным образом, индикатор времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия, сигнализатор предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия, причем выход измерителя собственной скорости автомобиля, первый и второй выходы системы обработки информации, источник питания соединены соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока определения условий сближения автомобиля с препятствием, первый и второй выходы которого соединены соответственно с входами индикатора времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции с препятствием, сигнализатора предупреждения о критическом значении безопасной дистанции до препятствия. Достигаемый технический результат - повышение безопасности эксплуатации автомобиля. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к локационным системам обеспечения безопасности автомобиля при движении.

Наиболее близким к изобретению является устройство предупреждения столкновений автомобиля с препятствием, которое содержит набор идентичных интегрированных модулей, включающих в себя несканирующую, астигматическую, приемопередающую оптическую систему, которая одновременно формирует диаграммы направленности импульсного дальномерного и непрерывного доплеровского оптических локаторов, работающих в разных диапазонах длин волн. К выходу импульсного дальномерного оптического локатора каждого модуля подключены m временных селекторов, выделяющих соответствующие интервалы дистанции до препятствия. К выходу непрерывного доплеровского оптическою локатора модуля подключены k полосовых частотных фильтра, выделяющих интервалы относительных скоростей сближения с препятствием. Выходы временных селекторов и полосовых частотных каждого модуля подключены к соответствующим входам системы обработки информации, в которую также поступает информация о собственной скорости автомобиля. Выходы системы обработки информации подключены к системам светового и звукового предупреждения водителя, которые с помощью световых и звуковых сигналов сообщают о наличии, направлении и расстоянии до препятствия, а также к бортовому компьютеру, управляющему параметрами движения автомобиля [1].

Недостатком данного устройства является невозможность определение времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции автомобиля до препятствия.

Цель изобретения - повышение безопасности эксплуатации автомобиля за счет определения времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия.

Решение данной цели изобретения достигается устройством предупреждения столкновения автомобиля с препятствием, состоящим из набора идентичных интегрированных модулей, каждый из которых содержит приемопередающую оптическую систему, импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы, работающие на разных длинах волн, системы обработки информации, системы светового и системы звукового предупреждения, измерителя собственной скорости автомобиля и бортового компьютера автомобиля, при этом приемопередающая оптическая система каждого модуля выполнена несканирующей астигматической, сопряженной одновременно с импульсным дальномерным оптическим локатором и непрерывным доплеровским оптическим локатором, и формирующей стационарные по отношению к автомобилю диаграммы направленности этих локаторов, к выходу импульсного дальномерного оптического локатора подключены входы «m» временных селекторов, а к выходу непрерывного доплеровского оптического локатора подключены входы «k» полосовых частотных фильтров, выходы всех временных селекторов и полосовых частотных фильтров соединены с соответствующими входами системы обработки информации, идентифицирующей сектора приема сигналов от препятствий, интервалы расстояний до них, относительные скорости сближения и оценивающей степень опасности столкновения, к дополнительному входу системы обработки информации подключен выход измерителя собственной скорости автомобиля, к третьему выходу системы обработки информации присоединены входы систем звукового и светового предупреждения, которые с помощью звуковых и световых сигналов предупреждают водителя о направлении, расстоянии до препятствия и степени опасности столкновения с препятствием, а также вход бортового компьютера автомобиля, который выдает команды на системы управления и торможения автомобиля, в которое дополнительно введены блок определения условий сближения автомобиля с препятствием, индикатор времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия, сигнализатор предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия, причем выход измерителя собственной скорости автомобиля, первый и второй выходы системы обработки информации, источник питания соединены соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока определения условий сближения автомобиля с препятствием, первый и второй выходы которого соединены соответственно с входами индикатора времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия, сигнализатора предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия, при этом с первого и второго выхода системы обработки информации выдаются сигналы соответствующие текущей дальности до препятствия и скорости сближения автомобиля с препятствием.

Кроме того, блок определения условий сближения автомобиля с препятствием состоит из вычитающего устройства, элемента ИЛИ, группы n-ключей, первого, второго и третьего задатчиков сигналов, n-первой группы, второго, третьего и четвертого пороговых устройств, делителя, дифференцирующей цепи, генератора импульсов, триггера, первого и второго элементов НЕ, элемента И, счетчика, причем первый, второй, третий и четвертый входы блока определений условий сближения автомобиля с препятствием являются соответственно вторыми входами n-первых пороговых устройств, первыми входами вычитающего устройства, делителя и входом дифференцирующей цепи, второй вход вычитающего устройства соединен с выходом элемента ИЛИ, выход вычитающего устройства соединен со вторым входом делителя, выход которого соединен со вторыми входами второго, третьего и четвертого пороговых устройств, первые входы которых соединены с выходами третьего задатчика сигналов, выход второго порогового устройства через первый элемент НЕ соединен с первым входом триггера, второй вход которого соединен с выходом дифференцирующей цепи, выход которой также соединен со вторым входом счетчика, выход триггера соединен с первым входом элемента И, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходами генератора импульсов и третьего порогового устройства, выход элемента И соединен с первым входом счетчика, выходы второго задатчика соединены с первыми входами первой группы n-пороговых устройств, выходы которых соединены со вторыми входами ключей, первые входы которых соединены с выходами первого задатчика сигналов, выходы ключей соединены со входами элемента ИЛИ, выход четвертого пороговых устройств соединен со входом второго элемента НЕ, выходы счетчика и второго элемента НЕ являются соответственно первым и вторым выходами блока определения условий сближения автомобиля с препятствием.

Новыми элементами, обладающими существенными отличиями по устройству, являются блок определения условий сближения автомобиля с препятствием, индикатор времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия, сигнализатор предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия и связи между известными и новыми элементами.

На фиг.1 представлена структурная схема устройства предупреждения столкновения автомобиля с препятствием, на фиг.2 - блока прогнозирования безопасной дистанции до препятствия средства.

Устройство содержит (фиг.1) интегрированные модули 1i, несканирующие астигматические приемопередающие оптические системы 2i, импульсные дальномерные оптические локаторы 3i, непрерывные доплеровские оптические локаторы 4i, где i=l…n, временные селекторы 5ij, где j=l…m, полосовые частотные фильтры 6it, где t=l…k, система обработки информации 7, система звукового предупреждения 8, система светового предупреждения 9, измеритель собственной скорости автомобиля 10, бортовой компьютер автомобиля 11, блок 12 определения условий сближения автомобиля с препятствием, индикатор 13 времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия, сигнализатор 14 предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия.

Блок 12 определения условий сближения автомобиля с препятствием состоит (фиг.2) из вычитающего устройства 15, элемента ИЛИ 16, группы n-ключей 17, первого 18, второго 19 и третьего 20 задатчиков сигналов, n-первой 21 группы, второго 22, третьего 23 и четвертого 24 пороговых устройств, делителя 25, дифференцирующей цепи 26, генератора 27 импульсов, триггера 28, первого 29 и второго 30 элементов НЕ, элемента И 31, счетчика 32.

Устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствиями работает следующим образом.

Каждый из интегрированных модулей 1i устройства расположен и ориентирован на автомобиле таким образом, что отвечает за свой сектор наблюдения за дорожной обстановкой, при этом несканирующие астигматические приемопередающие оптические системы 2i формируют диаграммы направленности импульсного дальномерного оптического локатора 3i и непрерывного доплеровского оптического локатора 4i. Диапазон дальности обнаружения импульсного дальномерного оптического локатора 3i с помощью временных селекторов 5ij разбит на ряд интервалов, величины которых определяются совокупностью таких параметров, как дальность обнаружения, предельная относительная скорость сближения с препятствием, время реакции водителя, быстродействие системы торможения и другие. Аналогично диапазон измерения относительных скоростей сближения с препятствием с непрерывного доплеровского оптического локатора 4i при помощи полосовых частотных фильтров 6it разбит на ряд интервалов относительных скоростей сближения. В случае появления препятствия на пути движения автомобиля сигналы с импульсного дальномерного оптического локатора 3i и непрерывного доплеровского оптического локатора 4i, несущие информацию о расстоянии, направлении и скорости сближения с препятствием, через соответствующие временные селекторы 5ij и полосовые частотные фильтры 6it поступают в систему обработки информации 7. Одновременно в нее поступают сигналы с измерителя собственной скорости автомобиля 10. Система обработки информации 7 проводит идентификацию секторов приема сигналов от препятствия, определяет интервалы расстояний до них, относительные скорости сближения и оценивает степень опасности столкновения. Сигналы предупреждения о наличии, направлении и степени сближения с препятствием выводятся на систему звукового предупреждения 8 и систему светового предупреждения 9 в наиболее простой, наглядной и эргономичной форме, не требующей отвлечения водителя от дорожной обстановки. В случае аварийной обстановки или замедленной реакции водителя система обработки информации 7 через бортовой компьютер 11 приводит в действие систему управления или экстренно.

Блок 12 определения условий сближения автомобиля с препятствием предназначен для определения времени сближения автомобиля до опасной дистанции до препятствия, при этом сигнал с выхода измерителя 10 собственной скорости автомобиля поступает на первый вход блока определений условий сближения и соответственно на вторые входы первой 21 группы n-пороговых устройств, на первые входы которых поступают сигналы с выходов второго 19 задатчика сигналов.

Первая 21 группы n-пороговых устройств, предназначена для определения диапазона скоростей движения автомобиля.

В зависимости от диапазона скоростей движения автомобиля сигналы с соответствующих выходов первой группы 21 n-пороговых устройств поступают на соответствующие вторые входы ключей 17, на первые входы которых поступают соответствующие эталонные сигналы SТЭ с одного из выходов первого 18 задатчика сигналов.

Таким образом определяется эталонное значение тормозного пути автомобиля в зависимости от его скорости движения.

Вычитающее устройство 15 обеспечивает вычитание сигналов, с одной стороны, соответствующее значению текущей дальности до препятствия Sтек, а с другой стороны, соответствующему эталонному значению тормозного пути SТэ, при этом сигнал, соответствующий SТэ с выхода одного из ключей 17, через элемент ИЛИ 16 поступает на второй вход вычитающего устройства 15, на первый вход которого поступает сигнал, соответствующий Sтек с первого выхода системы 7 обработки информации.

С выхода вычитающего устройства 15 сигнал, соответствующий значению Sтек-SТэ поступает на второй вход делителя 25, на первый вход которого поступает сигнал, соответствующий значению Vсбл с второго выхода системы 7 обработки информации.

Второе 22, третье 23 и четвертое 24 пороговые устройства обеспечивают фиксацию моментов прохода автомобилем трех заданных значений дистанций до препятствия, при этом сигнал, соответствующий значению с выхода делителя 25, поступает на вторые входы второго 22, третьего 23 и четвертого 24 пороговых устройств, на первые входы которых поступают сигналы с выходов третьего 20 задатчика сигналов.

При этом на первом и втором и третьим выходах третьего задачика формируются сигналы с постоянными значениями к1, к2 и «0».

В процессе сближения автомобиля с препятствием, в момент времени при достижении значения сигналов на входах второго порогового устройства с выхода второго 22 порогового устройства сигнал через первый 29 элемент НЕ поступает на первый вход триггера 28, на второй вход которого и счетчика 32 импульсов поступает сигнал обнуления с выхода дифференцирующей цепи 26, с выхода триггера 28 сигнал поступает на первый вход элемента И 31, на второй и третий входы которого поступают сигналы соответственно с выхода генератора 27 импульсов и третьего 23 порогового устройства, при этом с выхода элемента И 31 сигналы поступают на первый вход счетчика 32.

В процессе сближения автомобиля с препятствием, в момент времени достижения сигналов на входах третьего порогового устройства значения снимается сигнал с выхода третьего 23 порогового устройства и соответственно с третьего входа элемента И 31.

При этом сигнал с выхода счетчика 32 поступает на вход индикатора 13 времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия.

В процессе сближения автомобиля с препятствием, в момент времени достижения сигналов на входах четвертого порогового устройства значения снимается сигнал с выхода четвертого 24 порогового устройства и через второй 30 элемент НЕ поступает на вход сигнализатора 14 предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия.

Таким образом, обеспечивается повышения безопасности эксплуатации автомобиля в процессе его сближения с препятствием за счет определения времени до критического значении безопасной дистанция автомобиля до препятствия.

Источники информации

1. Коннов В.П., Польский Ю.Е., патент на изобретение РФ №2348948, 10.03.2009 г., кл. МПК G01S 13/93 (2006.01). патентообладатель: Закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Мифотекс"

1. Устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием, состоящее из набора идентичных интегрированных модулей, каждый из которых содержит приемопередающую оптическую систему, импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы, работающие на разных длинах волн, системы обработки информации, системы светового и звукового предупреждения, измерителя собственной скорости автомобиля и бортового компьютера автомобиля, причем приемопередающая оптическая система каждого модуля выполнена несканирующей астигматической, сопряженной одновременно с импульсным дальномерным оптическим локатором и непрерывным доплеровским оптическим локатором и формирующей стационарные по отношению к автомобилю диаграммы направленности этих локаторов, при этом к выходу импульсного дальномерного оптического локатора подключены входы m временных селекторов, а к выходу непрерывного доплеровского оптического локатора подключены входы k полосовых частотных фильтров, выходы всех временных селекторов и полосовых частотных фильтров соединены с соответствующими входами системы обработки информации, идентифицирующей сектора приема сигналов от препятствий, интервалы расстояний до них, относительные скорости сближения и оценивающей степень опасности столкновения, к дополнительному входу системы обработки информации подключен выход измерителя собственной скорости автомобиля, к третьему выходу системы обработки информации присоединены входы систем звукового и светового предупреждения, которые с помощью звуковых и световых сигналов предупреждают водителя о направлении, расстоянии до препятствия и степени опасности столкновения с препятствием, а также вход бортового компьютера автомобиля, который выдает команды на системы управления и торможения автомобиля, отличающееся тем, что дополнительно введены блок определения условий сближения автомобиля с препятствием, индикатор времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции до препятствия, сигнализатор предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия, причем выход измерителя собственной скорости автомобиля, первый и второй выходы системы обработки информации, источник питания соединены соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока определения условий сближения автомобиля с препятствием, первый и второй выходы которого соединены соответственно с входами индикатора времени сближения автомобиля до критического значения безопасной дистанции с препятствием, сигнализатора предупреждения о критическом значении безопасной дистанции автомобиля до препятствия, при этом с первого и второго выходов системы обработки информации выдаются сигналы соответствующие текущей дальности до препятствия и скорости сближения автомобиля с препятствием.

2. Устройство по п.2, отличающееся тем, что блок определения условий сближения автомобиля с препятствием состоит из вычитающего устройства, элемента ИЛИ, группы n - ключей, первого, второго и третьего задатчиков сигналов, n - первой группы пороговых устройств, второго, третьего и четвертого пороговых устройств, делителя, дифференцирующей цепи, генератора импульсов, триггера, первого и второго элементов НЕ, элемента И, счетчика, причем первый, второй, третий и четвертый входы блока определений условий сближения автомобиля с препятствием являются соответственно вторыми входами n - первой группы пороговых устройств, первыми входами вычитающего устройства, делителя и входом дифференцирующей цепи, второй вход вычитающего устройства соединен с выходом элемента ИЛИ, а выход вычитающего устройства соединен со вторым входом делителя, выход которого соединен со вторыми входами второго, третьего и четвертого пороговых устройств, первые входы которых соединены с выходами третьего задатчика сигналов, выход второго порогового устройства через первый элемент НЕ соединен с первым входом триггера, второй вход которого соединен с выходом дифференцирующей цепи, выход которой также соединен со вторым входом счетчика, выход триггера соединен с первым входом элемента И, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходами генератора импульсов и третьего порогового устройства, выход элемента И соединен с первым входом счетчика, выходы второго задатчика соединены с первыми входами первой группы n - пороговых устройств, выходы которых соединены со вторыми входами ключей, первые входы которых соединены с выходами первого задатчика сигналов, выходы ключей соединены с входами элемента ИЛИ, выход четвертого порогового устройства соединен с входом второго элемента НЕ, выходы счетчика и второго элемента НЕ являются соответственно первым и вторым выходами блока определения условий сближения автомобиля с препятствием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к локационным системам обеспечения безопасности автомобиля при движении. .

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов, для контроля за сближением и стыковкой космических аппаратов (КА).

Изобретение относится к радиолокационной технике для определения местоположения объектов с использованием радиолокационных систем и может быть использовано для предупреждения столкновений летательного аппарата (ЛА) с воздушными препятствиями, находящимися в интервале высот выделенного в соответствии с нормами эшелонирования.

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасных полетов вертолетов, а именно для предупреждения их столкновений с высоковольтными линиями электропередач.

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для предупреждения столкновений вертолетов с высоковольтными линиями передач. .

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для предупреждения столкновений вертолетов с высоковольтными линиями передач. .

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасных полетов вертолетов. .

Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано для обеспечения безопасности полета вертолетов на малых высотах, а именно для предупреждения пилотов вертолетов об опасности столкновений с высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП).

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к радиолокации, и может быть использовано для обзора передней полусферы (нижней и верхней) в легких маневренных самолетах и вертолетах, имеющих минимум приборного оборудования, а также для предупреждения столкновений с другими летательными аппаратами, высоковольтными линиями электропередач, вышками, трубами и т.д.

Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано для обеспечения безопасности полета вертолетов на малых высотах, а именно для предупреждения пилотов вертолетов об опасности столкновений с высоковольтными линиями электропередачи (ЛЭП)

Изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано при создании вертолетов с соосным расположением винтов

Изобретение относится к области радиолокации и может использоваться в обнаружителях радиолокационных станций

Высотомер // 2501036
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано в летательных аппаратах, определяющих высоту до водной или земной поверхности. Достигаемый технический результат - увеличение точности определения высоты. Указанный результат достигается благодаря введению блока последовательных линий задержек, блока параллельных элементов совпадения, постоянного запоминающего устройства блока параллельных линий задержек и сумматора, при этом выход преобразователя дальности соединен с входом блока последовательных линий задержек, имеющего группу выходов, соединенную с группой входов блока параллельных элементов совпадения, вход которого соединен с выходом приемника, а группа выходов соединена через постоянное запоминающее устройство, с первой группой входов сумматора, имеющего вторую группу входов, соединенную через блок параллельных линий задержек с группой выходов преобразователя дальности и группу выходов, соединяющую с группой входов индикатора. 3 ил.

Изобретение может быть использовано для предупреждения столкновений ЛА с воздушными препятствиями, находящимися в интервале высот выделенного в соответствии с нормами эшелонирования. Достигаемый технический результат - повышение безопасности полета путем обеспечения автономного автоматического контроля полета и предупреждения столкновений с объектами в вертикальной плоскости в выделенном интервале высот полета между эшелонами. Указанный результат достигается за счет того, что по измеренному значению дальности и заданному значению высотного интервала между эшелонами определяют значение зоны перекрытия диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости, рассчитывают углы наклона антенны в пределах которых обеспечивается зона перекрытия. При сканировании антенны в вертикальной плоскости относительно стабилизированного положения в пространстве в пределах рассчитанных углов наклона определяют положение объекта в вертикальной плоскости относительно заданного высотного интервала между эшелонами в зоне перекрытия. При нахождении опасного объекта в зоне перекрытия и при достижении предварительно установленного значения дальности опасного сближения формируют сигнал изменения траектории полета, который подают на автопилот. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение предназначено для определения расстояния между воздушными судами в полете. Достигаемый технический результат - упрощение устройства. Указанный результат достигается тем, что устройство для определения расстояния между воздушными судами содержит два измерителя азимутов, два измерителя наклонных дальностей, три сумматора, четыре блока умножения, блок вычисления косинуса, блок вычисления корня квадратного и индикатор, соединенные между собой определенным образом. 2 ил.

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к области навигационных измерений, и может быть использовано в наземном комплексе управления орбитальной группировкой навигационных космических аппаратов (НКА). Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и повышении помехоустойчивости, надежности дуплексной радиосвязи между наземным пунктом контроля и спутником навигационной системы ГЛОНАСС и точности измерения радиальной скорости и местоположения указанного спутника. Для этого наземный пункт контроля содержит задающий генератор 1, регистр 2 сдвига, фазовый манипулятор 3, гетеродины 4, 11 и 33, смесители 5, 12, 17, 34, 43 и 44, усилитель 6 первой промежуточной частоты, усилители 7, 10, 41 и 42 мощности, дуплексер 8, приёмопередающую антенну 9, усилители 13, 35, 45 и 46 третьей промежуточной частоты, удвоитель 14 фазы, делитель 15 фазы на два, узкополосные фильтры 16 и 18, измеритель 19 частоты Доплера, корреляторы 20, 36, 47 и 48, перемножители 21, 49 и 50, фильтры 22, 51 и 52 нижних частот, экстремальные регуляторы 23, 53 и 54, блоки 24, 55 и 56 регулируемой задержки, индикатор 26 дальности, ключ 38, приемные антенны 39 и 40, а спутник содержит приемопередающую антенну 26, дуплексер 27, усилители 28 и 32 мощности, гетеродины 29 и 59, смесители 30 и 60, усилитель 31 второй промежуточной частоты, усилитель 61 третьей промежуточной частоты, коррелятор 62, пороговый блок 63 и ключ 64. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.
Группа изобретений относится к области информационных систем общего пользования и интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Интеллектуальную транспортную систему устанавливают в комплексе на автотранспортном средстве, полностью адаптируют к его электрической системе, используют непрерывно в автоматическом и ручном режиме, совместно со средствами сотовой связи, Интернетом и навигационными спутниковыми системами, и осуществляют видео-наблюдение и контроль над автотранспортным средством на расстоянии с помощью сотового аппарата, поддерживающего технологию 3-G. Интеллектуальная транспортная система состоит из следующих основных, взаимосвязанных между собой конструктивных элементов: системы видео-наблюдения, видео-регистратора, сенсорного дисплея, процессорной платы с SIM-модулем, приемопередатчика, аварийного блока, с модулем противоугонной системы, бесперебойного источника питания, мультимедийного устройства, измерителя расстояния, превентивной системы безопасности. Достигается обеспечение комплексной защиты автотранспортного средства, водителя, пассажиров, пешеходов и создания благоприятных условий дорожного движения в целом. 2 н. и 2 з.п. ф-лы.
Наверх