Способ аэродромного обеспечения взлета и посадки летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию на аэродромах и подвижных носителях летательных аппаратов. Способ аэродромного обеспечения взлета и посадки летательного аппарата включает создание при взлете летательного аппарата воздушной подушки вдоль всей взлетно-посадочной полосы (ВПП), а при посадке - в начальной зоне ВПП и пневмподсоса в конечной зоне ВПП. При посадке дополнительно создают воздушную подушку по краям всей ВПП, сохраняя пневмподсос по оси ВПП. Технический результат изобретения - упрощение обслуживания ЛА и автоматизация управления ими.

 

Изобретение относится к оборудованию на аэродромах и подвижных носителях.

Известны способы обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов созданием при взлете ЛА воздушной подушки вдоль всей взлетно-посадочной полосы (ВПП), а при посадке ЛА созданием воздушной подушки только в начальной зоне ВПП и пневмоподсоса в конечной зоне ВПП. Эти способы эффективны, если в составе шасси ЛА используется лыжно-рамная конструкция.

Рассматриваемые способы основаны на изменении характера взаимодействия подвижного объекта с опорой с помощью управляемых воздушных слоев: воздушной подушки или пневмоподсоса при лыжно-рамной конструкции шасси ЛА. Однако указанные способы хорошо работают только при «правильном» движении ЛА по ВПП: начальное расположение ЛА вблизи оси ВПП (как при взлете, так и при посадке) с вектором движения строго вдоль оси ВПП. В противном случае ЛА имеет тенденцию выйти за пределы ВПП со всеми негативными последствиями такого развития событий. И если при взлете обычно есть возможность расположить ЛА на ВПП необходимым образом, то при посадке начальная позиция и вектор скорости ЛА имеют определенный разброс.

Ниже предлагается техническое решение обеспечения посадки ЛА на ВПП с воздушной подушкой и пневмоподсосом путем коррекции траектории ЛА при движении по ВПП. Технический результат изобретения направлен на расширение эксплуатационных возможностей аэродромов и подвижных носителей ЛА, а также на создание предпосылок к упрощению конструкции обслуживаемых ЛА и автоматизации управления взлетом и посадкой ЛА.

Проблему коррекции движения ЛА по ВПП, снабженной зональным множеством отверстий для подачи или отсоса воздуха, предлагается разрешить путем изменения характера взаимодействия шасси ЛА с поверхностью ВПП в различных зонах ВПП не только по ее длине (воздушная подушка в начале и пневмоподсос в конце), но и по ширине ВПП.

Рассмотрим кинематику движения ЛА при посадке в случае выхода его на границу ВПП.

Когда контактная поверхность шасси ЛА, движущегося по ВПП под некоторым углом к ее оси, частично выходит за границу ВПП, прижимная сила шасси ЛА практически не изменяется в связи с жесткостью его лыжно-рамной конструкции. Соответственно не изменяется направление движения ЛА, приводящее к дальнейшему выходу ЛА за пределы ВПП.

Если же сохранить вдоль границ ВПП воздушную подушку, оставив невмоподсос лишь вблизи оси ВПП, картина изменится. Теперь, когда контактная поверхность шасси ЛА, движущегося по ВПП под некоторым углом к ее оси, подходит к границе ВПП, то она попадает в зону воздушной подушки. При этом прижимная сила шасси ЛА в этой части поверхности шасси ЛА падает, что создает вращающий момент, направленный внутрь ВПП, и изменяет траекторию движения ЛА, препятствуя дальнейшему выходу ЛА за пределы ВПП.

Суть предлагаемого способа заключается в следующем.

При взлете ЛА для содействия его разгону во все зоны ВПП с отверстиями подается сжатый воздух для создания эффекта воздушной подушки по всей ее длине, существенно снижающего трение между шасси и поверхностью ВПП, что делает минимальным сопротивление движению на взлете. При соответствующей конфигурации шасси и отверстий в ВПП эта конструкция способна также содействовать разгону ЛА при взлете.

При посадке ЛА в зону отверстий в начале ВПП подается сжатый воздух для создания эффекта воздушной подушки с целью исключения ударного характера первичного касания шасси с поверхностью ВПП. В то же время из зоны отверстий по оси ВПП производится откачка воздуха, создавая эффект пневмоподсоса, повышающего прижимную силу пары «шасси - ВПП», за счет чего существенно повышается трение. Динамика процесса торможения оказывается аналогичной при использовании аэрофинишеров. При этом по всей протяженности периферии ВПП подача сжатого воздуха для создания эффекта воздушной подушки сохраняется, что способствует развороту движущегося по ВПП ЛА в сторону оси ВПП в случае его выхода на периферию ВПП.

Эффективность способа основывается на том, что он обеспечивает взлет и посадку ЛА в широком диапазоне их масс, снижает ограничения на углы захода ЛА на посадку, упрощает конструкцию ЛА и сокращает трудоемкость аэродромного обслуживания. Предлагаемая технология обеспечения взлета и посадки ЛА способствует расширению класса самолетов, способных базироваться на разнообразных носителях, и автоматизации процессов управления и обслуживания ЛА.

Источники информации

1. Патенты: RU 2316453 С1, 10.02.2008;

US 6729578 А, 04.05.2004;

US 2171212 С2, 27.07.2000.

Способ аэродромного обеспечения взлета и посадки летательного аппарата, включающий создание при взлете летательного аппарата воздушной подушки вдоль всей взлетно-посадочной полосы (ВПП), а при посадке - в начальной зоне ВПП и пневмподсоса в конечной зоне BПП, отличающийся тем, что при посадке дополнительно создают воздушную подушку по краям всей ВПП, сохраняя пневмподсос по оси ВПП.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу посадки беспилотного самолета на аэрофинишер. .

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения, и может быть использовано для посадки летательных аппаратов на посадочные полосы с ограниченными размерами, а также при запоздалом касании шасси посадочной полосы.

Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам, обеспечивающим взлет и посадку самолетов на укороченных взлетно-посадочных полосах, а также в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к аэродромным тормозным посадочным устройствам. .

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) с безаэродромной посадкой. .

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для улавливания и плавного опускания на землю неисправных самолетов. .

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. .

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. .

Изобретение относится к авиации и касается конструирования уловительных тележек для спасения самолетов в аварийных ситуациях. .

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для осуществления безаэродромных посадок и взлетов летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к авиационной технике и касается устройств и механизмов для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов, может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос авианосцев. Взлетно-посадочный комплекс авианесущего корабля содержит катапульту и/или авиафинишер, работа которых основана на усилии, по крайней мере, одного подводного парашюта. Распределение усилия парашютов по потребителям обеспечивается либо не обеспечивается барабанно-распределительным механизмом. Обеспечивается возможность использования силового устройства для аэрофинишера и катапульты, улучшаются условия их эксплуатации. 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для оборудования укороченных взлетных и посадочных полос наземных аэродромов и авианосцев. Взлетно-посадочный комплекс с универсальным силовым устройством для обеспечения работы катапульты и/или аэрофинишера содержит, по крайней мере, один рабочий цилиндр, внутри которого установлен поршень, челнок с крюком, устройства управления, систему питания рабочей средой, включающую генератор и/или аккумулятор рабочей среды, палубное приемное устройство аэрофинишера, взлетный трамплин, сигнальные огни оптической системы посадки. Комплекс содержит, по крайней мере, один рабочий цилиндр, по крайней мере, с одной торцевой крышкой, внутри рабочего цилиндра установлен поршень одностороннего или двухстороннего действия, оборудованный, по крайней мере, с одной стороны силовым тросом; барабанно-распределительный механизм с тросо-шкивной системой; аккумулятор рабочей среды системы питания рабочей средой оборудован подвижным подпорным поршнем двухстороннего действия или аккумулятор не оборудован подпорным поршнем. Взлетный трамплин оборудован катапультой или не оборудован. Кормовой и/или боковой борт корабля оборудован, по крайней мере, одной стрелой приемного устройства с механизмом регулирования угла наклона к посадочной полосе. Стрела оборудована направляющими для движения каретки, на которой установлен створ с U- или V-образным расположением балок. Верхняя часть балок оборудована приемным тросом. Штанга крюка летательного аппарата выполнена с возможностью удлинения. Крюк оборудован роликом или не оборудован. Обеспечивается возможность использования одного универсального силового устройства с уменьшенными весогабаритными характеристиками для катапульты и/или аэрофинишера. 24 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок посадочной полосы, имеющий подъем. Участок посадочной полосы уложен на эстакаде с бортами. Эстакада оборудована электрической лебедкой и датчиками для контроля скорости движения самолета. За остановившимся на эстакаде самолетом датчики включают выдвижные тормозные упоры и выдвижные шлагбаумы. Эстакада перекрыта шестью выдвинутыми тормозными упорами и двумя выдвинутыми шлагбаумами. Остановившийся на эстакаде самолет блокируется и с помощью электрической лебедки отбуксируется на ВПП. Достигается повышение плавности и безопасности торможения разных типов самолетов. 9 з.п. ф-лы, 29 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию взлетно-посадочных полос. Устройство для аварийного торможения самолетов содержит участок взлетно-посадочной полосы с подъемом. Участок с подъемом уложен на эстакаду с бортами, оборудованную электрической лебедкой. По обе стороны продольной оси эстакады закреплены пара параллельных внешних бордюров, расходящихся в разные стороны и замыкающихся на боковых краях конца ВПП. Верхний участок бордюров выполнен с помощью наклонных откидывающихся бортов. Между параллельными внутренними бордюрами размещены датчики скорости движения самолета. При остановке самолета датчики включают за задними колесами самолета два выдвижных тормозных шлагбаума. Шлагбаумы выдвигаются на полозьях по колеям через отверстия в борту эстакады и фиксируются между внутренними и внешними бордюрами с опорой на них, а также на колеи и тормозные упоры, закрепленные на эстакаде. Достигается безопасное аварийное торможение летательных аппаратов. 20 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромным тормозным посадочным устройствам. Беспилотная аварийно-посадочная машина содержит платформу и шасси с силовой установкой. Шасси установлено на две пары мостов с электрическим приводом, пневматической подвеской и тормозной системой. Мосты соединены с шасси подшипниковыми опорами. В передней и задней части шасси размещены аккумуляторные батареи силовой установки и система пожаротушения. Центральная часть шасси содержит систему дистанционного управления. Система дистанционного управления содержит бортовой компьютер, контроллер и приемо-передающее оборудование беспроводной связи. Платформа соединена с шасси пневматическими амортизационными стойками, в нижней части платформы расположена пневмоподушка, в верхней части платформы установлены датчики сближения и температуры. По периметру шасси смонтированы GPS и/или ГЛОНАСС-приемники. Датчики и приемники подключены к бортовому компьютеру. Достигается повышение безопасности посадки самолета с полным или частичным отказом шасси. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области авиации и касается способов аварийного торможения самолета. При аварийном торможении на взлетно-посадочной полосе (ВПП) используется вязкая жидкость (мазут), подогретая с учетом состояния ВПП на момент аварийной посадки самолета и наносимая поперек ВПП с уменьшающимся шагом с момента принятия экипажем самолета решения на аварийную посадку. Достигается повышение эффективности аварийного торможения самолета на аэродромной взлетно-посадочной полосе.
Наверх