Складной руль управляемой ракеты

Изобретение относится к области оборонной техники, а именно к складывающимся рулям управляемых ракет. Складной руль управляемой ракеты содержит корневую часть руля, поворотную часть руля и механизм раскрытия руля. Корневая часть руля закреплена на выходном валу привода. Поворотная часть руля содержит поперечную глухую прорезь и установлена на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него. Механизм раскрытия руля содержит взаимодействующий с поворотной частью руля подпружиненный толкатель, расположенный в корневой части руля с возможностью перемещения по оси вала привода. Механизм раскрытия руля дополнительно снабжен источником газа высокого давления для перемещения толкателя при раскрытии руля, и поворотным рычагом, кинематически связывающим толкатель и поворотную часть руля. Достигается повышение стабильности и надежности срабатывания складных рулей. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к складывающимся рулям или стабилизаторам, преимущественно управляемых ракет.

Такого рода рули обычно применяются в ракетах при их размещении в транспортно-пусковых контейнерах, например, в трубах пусковой установки, а также при компактном размещении ракет на подвесках на самолете-носителе.

Известны устройства складных рулей, поворачивающихся вокруг оси, параллельной продольной оси ракеты, представленные патентами США №2858765 от 04.11.1956 г., №3125956 от 24.03.64 г. и №3650496 от 21.03.1972 г. Известно также устройство складных рулей, поворачивающихся вокруг оси, параллельной продольной оси ракеты, представленное патентом РФ №2365866 от 26.02.2008 г.

Это устройство наиболее близко по технической сущности к предлагаемому изобретению и выбрано в качестве ближайшего аналога.

Согласно указанному патенту складной руль ракеты содержит закрепленную на выходном валу привода корневую часть руля поворотную часть руля и механизм раскрытия руля, содержащий подпружиненный толкатель, расположенный в выходном валу привода руля, поворотная часть руля установлена на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него, и в ней выполнена глухая прорезь вдоль оси выходного вала привода, а толкатель установлен с возможностью его перемещения под действием пружины наружу вдоль оси вала привода, при этом на наружном торце толкателя выполнен конусный паз, ориентированный вдоль продольной оси ракеты, и установлена пластина, расположенная поперек указанного конусного паза, взаимодействующая с поверхностью прорези в поворотной части руля.

Кроме того, торец пластины толкателя и взаимодействующая с ней поверхность прорези в поворотной части руля выполнены профилированными с возможностью дополнительного продвижения толкателя после полного разворота поворотной части руля и последующего заклинивания конических выступов последней в конусном пазу толкателя, а поворотная часть руля, входящая в конусный паз толкателя, выполнена в виде усеченного конуса с углом конусности, не превышающим угол конусности вышеуказанного паза.

Недостаток данного устройства проявляется в нестабильности времени раскрытия рулей, что обусловлено различием аэродинамических нагрузок для различных условий пуска ракет, особенно характерных для условий пуска управляемых ракет с самолета-носителя.

Технической задачей изобретения является создание надежной и компактной конструкции рулей.

Техническим результатом является повышение стабильности и надежности срабатывания складных рулей.

Для решения поставленной задачи складной руль управляемой ракеты, содержащий закрепленную на выходном валу привода корневую часть руля, поворотную часть руля с поперечной глухой прорезью вдоль оси вала привода, установленную на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него, и механизм раскрытия руля, содержащий взамодействующий с поворотной частью руля подпружиненный толкатель, расположенный в корневой части руля с возможностью его перемещения по оси вала привода, механизм раскрытия руля дополнительно снабжен источником газа высокого давления для перемещения толкателя при раскрытии руля, и поворотным рычагом, кинематически связывающим толкатель и поворотную часть руля.

При этом поворотный рычаг одним концом установлен на оси, закрепленной в прорези поворотной части руля, а вторым концом зафиксирован в продольном фигурном пазу толкателя с возможностью поворота и перемещения по оси вала привода руля при движении толкателя внутри корневой части руля под воздействием газа высокого давления.

Кроме того, корневая часть руля снабжена по меньшей мере одним стопором поворотной части руля в ее раскрытом положении, выполненным в виде подпружиненного штока, входящего своим выступающим концом в паз на торце поворотной части руля.

На Фиг.1-4 представлен вид складного руля в разрезе поперек оси ракеты (Фиг.1-3, сложенное положение руля, промежуточное положение и полностью раскрытое положение соответственно) и вид на раскрытый складной руль сбоку (Фиг.4).

Руль состоит из корневой части 1 и поворотной части 2, соединенной с корневой частью двумя полуосями 3. Корневая часть 1, выполненная в виде единого корпуса и имеющая паз для размещения рычага 4, отверстия для полуосей 3, продольное цилиндрическое отверстие для толкателя 5 (расположено по оси вала привода руля) и источник газа высокого давления 6, жестко скреплена с выходным валом 7 привода блока управления рулями (не показан).

Толкатель 5, снабженный уплотнительными кольцами 8, кинематически связан с поворотной частью 2 руля рычагом 4, установленным одним концом на оси 9, закрепленной поперек глухой прорези на поворотной части 2, а вторым концом - на фиксаторе 10, входящем в фигурный паз 11, выполненный в верхней части толкателя 5 в его боковых стенках.

Внутри толкателя 5 установлены цилиндрический стержень 12, контактирующий с рычагом 4, и пружина 13, опирающаяся на дно толкателя 5 (см., например, Фиг.1).

В корневой части 1 руля по обе стороны от толкателя 5 (см. Фиг.4) размещены два стопора 14, поджимаемых пружинами 15 к ключам 16. В раскрытом положении руля эти стопоры удерживают поворотную часть руля, входя в соответствующие выемки 17 на торцевой поверхности поворотной части 2 руля.

Раскрытие руля осуществляется следующим образом. В исходном положении (Фиг.1) толкатель 5 отжат от рычага 4 и, тем самым, фиксатор 10 рычага находится в верхней части паза 11 (на его прямом участке) и не дает повернуться рычагу 4 и развернуть поворотную часть 2 руля.

При подаче газа высокого давления в полость под днище толкателя 5 последний перемещается вверх, сжимая пружину 13 и фиксатор 10 оказывается в нижней части (в цилиндрическом отверстии) фигурного паза 11 и, тем самым, рычаг 4 (с фиксатором 10) освобождается для поворота вместе с поворотной частью руля (Фиг.2).

При дальнейшем перемещении толкателя 5 рычаг 4 поворачивает поворотную часть 2 руля в полностью раскрытое положение (Фиг.3). В раскрытом положении она фиксируется неподвижно размещенными на корневой части 1 руля стопорами 14.

Практическое исполнение и отработка предложенного устройства показала, что в качестве источника газа высокого давления может быть использовано пиротехническое устройство, обеспечивающее максимальное давление 20…35 МПа с временем выхода на максимальное давление около 10…20 мс в зависимости от размера складного руля.

Предложенный вариант обеспечивает стабильную и жесткую фиксацию поворотной части руля в раскрытом положении и характеризуется небольшими размерами корневой части, что приводит к малым поперечным размерам рулей в сложенном (транспортном) положении. Конструкция складного руля позволяет разместить механизм его раскрытия в рулевой поверхности без значительного увеличения ее толщины и не требует дополнительных устройств для исключения самопроизвольного раскрывания и складывания рулей.

1. Складной руль управляемой ракеты, содержащий закрепленную на выходном валу привода корневую часть руля, поворотную часть руля с поперечной глухой прорезью вдоль оси вала привода, установленную на двух полуосях, размещенных в корневой части руля перпендикулярно оси выходного вала привода по обе стороны от него, и механизм раскрытия руля, содержащий взаимодействующий с поворотной частью руля подпружиненный толкатель, расположенный в корневой части руля с возможностью его перемещения по оси вала привода, отличающийся тем, что механизм раскрытия руля дополнительно снабжен источником газа высокого давления для перемещения толкателя при раскрытии руля и поворотным рычагом, кинематически связывающим толкатель и поворотную часть руля.

2. Складной руль ракеты по п.1, отличающийся тем, что поворотный рычаг одним концом установлен на оси, закрепленной в прорези поворотной части руля, а вторым концом зафиксирован в продольном фигурном пазу толкателя с возможностью поворота и перемещения по оси вала привода руля при движении толкателя внутри корневой части руля под воздействием газа высокого давления.

3. Складной руль ракеты по п.1, отличающийся тем, что корневая часть руля снабжена, по меньшей мере, одним стопором поворотной части руля в ее раскрытом положении, выполненным в виде подпружиненного штока, входящего своим выступающим концом в паз на торце поворотной части руля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам управления летательными аппаратами, в частности к рулевым поверхностям. .

Изобретение относится к области летательных аппаратов, в частности касается аэродинамической компоновки беспилотных летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области ракетной техники. .

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к конструкции малогабаритных управляемых ракет, выстреливаемых из трубчатой направляющей (контейнера), и может быть использовано в конструкциях с различными аэродинамическими схемами.

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) со складывающимися аэродинамическими поверхностями, в частности к устройствам их фиксации в сложенном положении.

Ракета // 2375670
Изобретение относится к космонавтике и служит для плавного приземления ракеты. .

Изобретение относится к области управляемых ракет, а именно к складным рулям или стабилизаторам. .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к летательным аппаратам с изменяемой площадью несущих поверхностей. .

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается средств раскладывания консолей крыльев летательных аппаратов

Изобретение относится к области ракетной техники и касается складываемых аэродинамических поверхностей и механизмов их раскрытия

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к складным аэродинамическим поверхностям и механизмам их раскрытия

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к складным аэродинамическим поверхностям и механизмам их раскрытия

Изобретение относится к области ракетной техники и, в частности к конструкциям складываемых аэродинамических поверхностей, находящихся под воздействием сильных аэродинамических возмущений

Изобретение относится к области наведения управляемых ракет. Способ наведения по оптическому лучу ракеты, стартующей с подвижного носителя, включает формирование на носителе лазерного луча с информационным полем управления, наведение на цель оптического прицела, ось которого съюстирована с осью информационного поля, ориентирование оси пускового устройства в направлении оси луча, пуск ракеты со сложенными аэродинамическими рулями и ввод ракеты в информационное поле, открытие на ракете приемника излучения и формирование команд управления, зависящих от положения ракеты относительно оси информационного поля, раскрытие аэродинамических рулей и их отклонение. В момент схода ракеты запоминают угловое положение оси пускового устройства относительно связанной с носителем системы координат, а также угловое положение носителя относительно земной системы координат, раскрытие рулей осуществляют с временной задержкой относительно открытия приемника излучения, в момент открытия приемника излучения совмещают ось информационного поля луча с запомненным в момент схода ракеты положением пускового устройства, а в момент времени раскрытия рулей начинают совмещение оси информационного поля лазерного луча с линией визирования цели. Технический результат заключается в повышении точности и уменьшении времени вывода ракеты на ось луча. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к авиационной и космической технике и может быть использовано в спускаемых летательных аппаратах (ЛА). Устройство управления спускаемым ЛА содержит в хвостовой части ЛА две пары, попарно симметрично расположенных в горизонтальной и вертикальной плоскостях, аналогичных аэродинамических поворачиваемых элементов, приводы вращения аэродинамических элементов (АЭ). Плоскости симметрии АЭ смещены относительно продольной плоскости ЛА. АЭ выполнены в виде части цилиндра, полученного отсечением выступающих за боковую поверхность ЛА частей. Приводы вращения АЭ расположены в одной плоскости, перпендикулярной продольной плоскости ЛА. Изобретение позволяет повысить характеристики устройства управления, обеспечить пространственное управление маневром ЛА. 3 ил.

Изобретение относится к космической, ракетной и морской технике и касается раскрытия и автоматической установки в рабочее положение несущей управляющей плоскости летательного аппарата (ЛА). Привод несущей управляющей плоскости ЛА содержит неподвижно установленный корпус, силовой цилиндр, поршень со штоком, кинематически связанный с управляющей плоскостью. Силовой цилиндр установлен в корпусе на подшипниках с возможностью вращения относительно своей продольной оси. Надпоршневая полость камеры силового цилиндра выполнена в виде газовой герметичной и негерметичной полостей, а герметичная полость под поршнем заполнена жидкостью. В негерметичной газовой полости кинематическая связь штока поршня с управляющей плоскостью выполнена в виде качалки, рычага и соединяющих их осей. Оси качалки и рычага установлены на корпусе силового цилиндра. Рычаг жестко соединен с управляющей плоскостью. Отверстие в качалке для установки оси крепления качалки со штоком поршня выполнено в виде прорези. Достигается уменьшение массы и габаритов привода несущей управляющей плоскости ЛА при выполнении им продольного и вращательного движений. 2 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и касается устройств управления элевонов складываемого крыла ракеты. Механизм управления элевоном состоит из размещенного на корпусе ракеты вала вращения, соединенного с элевоном, шарнирно установленным на задней кромке крыла, рычага, закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе ракеты, шток которой шарнирно соединен с рычагом. Вал, расположенный в корпусе ракеты, жестко соединен с рычагом, шарнирно соединенным со штоком рулевой машинки. Один конец вала со сферической опорой, установленной в корпусе ракеты, составляет подвижное шлицевое соединение. На другом конце вала шарнирно закреплена обойма, шарнирно соединенная с поводком, жестко закрепленным на элевоне складываемого крыла. Ось шарнирного соединения поводка и обоймы совмещена с осью вращения крыла. На поводке выполнен зуб. На обойме выполнен паз, в котором размещен зуб поводка. Достигается обеспечение управления элевоном, расположенным на складываемом крыле, независимо от температурных деформаций составных частей ракеты и от технологических погрешностей при изготовлении и сборке. 4 ил.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к управляемым артиллерийским снарядам. Стабилизатор снаряда содержит корпус, закрепленные в корпусе на осях лопасти и механизм стопорения. Механизм стопорения включает корпус, переднюю крышку, инерционный груз со сквозным отверстием, в котором установлен центральный винт, закрепленный со стороны передней крышки гайкой, и возвратные пружины, размещенные в глухих отверстиях инерционного груза враспор между инерционным грузом и шляпкой центрального винта. На переднем торце шляпки центрального винта установлена кольцевая прокладка из легкодеформируемого материала с цилиндрическими пазами на боковой поверхности, в которых расположены возвратные пружины, упирающиеся в передний торец шляпки центрального винта. Гайка выполнена с наружным диаметром, величина которого исключает прогиб крышки от воздействия силы, передающейся на гайку при ударе инерционного груза в шляпку центрального винта, и высотой, при которой опорная площадь гайки рассчитана таким образом, чтобы сила, передающаяся через гайку на крышку при ударе, не превышала предела текучести материала крышки. Повышается надежность функционирования стабилизатора при воздействии интенсивных ствольных перегрузок. 3 ил.
Наверх