Движитель плавучего средства

Изобретение относится к области судостроения. Движитель плавучего средства расположен в кормовой оконечности корпуса плавучего средства. Движитель содержит сквозной канал, рабочий орган. Сквозной канал имеет форму щели с входными и выходным отверстиями. Рабочий орган установлен в сквозном канале. Выходное отверстие выполнено с горизонтальными прямолинейными кромками с постоянной высотой между ними. В районе выходного отверстия устанавлены горизонтальные плоские профилированные крылья с внутренними стенками, продолжающими сквозной канал. Отношение расстояния между внутренними стенками горизонтальных плоских профилированных крыльев к высоте выходного отверстия находится в диапазоне от 1,15 до 2,5. Достигается увеличение тяги движителя и повышение его КПД. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области судостроения, конкретнее к движителям плавучих средств, позволяющих увеличить тягу.

Известен движитель плавучего средства (патент RU №2133209 от 20.07.1999 г., МПК В63Н 1/04), принятый за прототип, расположенный в кормовой оконечности корпуса плавучего средства и содержащий сквозной канал, имеющий форму щели с входными и выходным отверстиями, и рабочий орган, установленный в сквозном канале, при этом выходное отверстие выполнено с горизонтальными прямолинейными кромками с постоянной высотой между ними.

Задачей заявляемого изобретения является достижение технического результата, заключающегося в следующем:

- в увеличении тяги движителя плавучего средства при постоянной мощности, затрачиваемой на работу движителя, и, соответственно, в повышении реального КПД движителя на прямом ходу, а также обеспечение маневрирования плавучего средства в заданном направлении;

- в эффективной работе движителя на заднем ходу, обеспечивая, при этом, заданное маневрирование плавучего средства.

Для решения этой задачи на движителе плавучего средства, расположенном в кормовой оконечности корпуса плавучего средства и содержащем сквозной канал, имеющий форму щели с входными и выходным отверстиями, и рабочий орган, установленный в сквозном канале, при этом выходное отверстие выполнено с горизонтальными прямолинейными кромками с постоянной высотой между ними, в районе выходного отверстия устанавливают горизонтальные плоские профилированные крылья с внутренними стенками, продолжающими сквозной канал, причем отношение расстояния между внутренними стенками горизонтальных плоских профилированных крыльев к высоте выходного отверстия находится в диапазоне от 1,15 до 2,5.

Установка в районе выходного отверстия горизонтальных плоских профилированных крыльев с внутренними стенками, продолжающими сквозной канал, позволит дополнительно подсасывать окружающую среду в реактивную струю в районе выходного отверстия движителя, что усилит тягу движителя. Причем отношение расстояния между внутренними стенками горизонтальных плоских профилированных крыльев к высоте выходного отверстия должно находиться в диапазоне от 1,15 до 2,5, что позволит обеспечить эжекцию набегающего потока, а следовательно, получить существенный прирост тяги с повышенным КПД движителя.

Кроме того, плоские профилированные крылья монтируются с возможностью поворота относительно осей, параллельных кромкам выходного отверстия движителя, которые при смыкании образуют клиновидную поверхность, что позволит обеспечить реверсирование плавучего средства, а также поворотом сомкнутых крыльев обеспечить маневрирование плавучего средства на заднем ходу.

Следует отметить, что смыкание плоских профилированных крыльев с образованием клиновидной поверхности позволит обеспечить быстрое торможение и реверсирование плавучего средства без изменения направления вращения рабочего органа движителя.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

фиг.1 - продольный разрез плавучего средства с движителем и горизонтальными плоскими профилированными крыльями на прямом ходу;

фиг.2 - продольный разрез плавучего средства с движителем и плоскими профилированными крыльями при маневрировании на прямом ходу;

фиг.3 - продольный разрез плавучего средства с движителем и сомкнутыми плоскими профилированными крыльями при реверсивном ходе;

фиг.4 - плавучее средство в плане.

Плавучее средство содержит корпус 1 и кормовой движитель 2. Движитель 2 содержит сквозной канал 3, который сообщается с окружающей средой посредством входных 4 и выходного 5 отверстий. В сквозном канале 3 устанавливают рабочий орган 6 для создания потока в сквозном канале 3. Рабочий орган 6 может быть любого типа, а именно винт, насос, генератор вихрей, магнитогидродинамический и т.п. Выходное отверстие 5 выполнено с горизонтальными прямолинейными кромками с постоянной высотой между ними. В районе выходного отверстия 5 установлены плоские профилированные крылья 7 с внутренними стенками, продолжающими сквозной канал 3. Отношение расстояния между внутренними стенками горизонтальных плоских профилированных крыльев 7 к высоте выходного отверстия 5 находится в диапазоне от 1,15 до 2,5. Крылья 7 монтируются с возможностью поворота относительно осей, параллельных кромкам выходного отверстия 5. На кормовой оконечности корпуса 1 симметрично диаметральной плоскости установлены два нижних и два верхних вертикальных стабилизатора 8 с вертикальными рулями (не показаны) для управления плавучим средством в горизонтальной плоскости.

Стрелками показано направление набегающего потока, отсоса жидкости через входные отверстия 4 и вдув жидкости через выходное отверстие 5, а также направление движения жидкости через зазор между внутренними стенками крыльев 7 и наружной поверхностью движителя 2.

Устройство работает следующим образом.

Для создания поступательного движения вперед плавучего средства рабочий орган 6 в кормовом движителе 2 создает поток в сквозном канале 3 и производит отсос и вдув жидкости через, соответственно, входные 4 и выходное 5 отверстия, причем через зазор между внутренними стенками крыльев 7 и наружной поверхностью движителя 2 происходит эжекция окружающей среды, как показано на фиг.1. Управление плавучим средством в горизонтальной плоскости производят посредством перекладки вертикальных рулей в вертикальных стабилизаторах 8. Управление плавучим средством в вертикальной плоскости производят посредством перекладки горизонтальных плоских профилированных крыльев 7 (фиг.2).

Движитель 2 плавучего средства с горизонтальными плоскими профилированными крыльями 7 обеспечивает движение с разными скоростями на переднем ходу, реверсирование и положение «стоп» плавучего средства, а также маневрирование плавучего средства на всех режимах движения.

Поток воды, поступающий в сквозной канал 3 через входные отверстия 4, посредством рабочего органа 6 подается в выходное отверстие 5 и отбрасывается в виде реактивной струи. При этом рабочим органом 6 создается тяга переднего хода движителем 2. Плоскими профилированными крыльями 7, расположенными в районе выходного отверстия 5, осуществляется подсасывание оружающей среды, что обеспечивает усиление тяги при постоянной мощности, затрачиваемой на работу движителя 2.

Следует отметить, что отношение расстояния между образующими внутренних поверхностей плоских профилированных крыльев 7 к высоте выходного отверстия 5 должно находится в диапазоне от 1,15 до 2,5. Существенное увеличение тяги движителем 2 начинается с отношения 1,15, а свыше 2,5 прирост тяги практически не существенен.

Также следует отметить, что при монтировании крыльев 7 с возможностью поворота относительно осей, параллельных кромкам выходного отверстия 5, возможно обеспечить крыльями 7 при малых углах их перекладки поддержание прямолинейного движения плавучего средства на курсе, а при больших углах перекладки крыльев 7 производится маневрирование плавучего средства в вертикальной плоскости в ту или иную сторону в соответствии с направлением перекладки крыльев 7.

Для реверсирования судна крылья 7 смыкаются, образуя клиновидную поверхность, и перекрывают реактивную струю, истекающую из выходного отверстия 5, чем изменяют направление реактивной струи на противоположное через зазор между внутренними стенками крыльев 7 и наружной поверхностью движителя 2 (фиг.3). Курсовые поправки и управление на заднем ходу производится при помощи поворотов сомкнутых крыльев 7. Причем при одном из положений крыльев 7 создается «стоповый» режим плавучего средства, когда при неполном смыкании крыльев 7 создаются две уравновешенные реактивные струи, направленные в противоположные стороны.

В результате предложенный движитель плавучего средства при постоянной мощности, затрачиваемой на его работу, за счет усиления тяги эжектирующими горизонтальными плоскими профилированными крыльями позволит повысить КПД движителя, а также посредством поворота крыльев позволит обеспечить как прямой, так и задний ход плавучего средства с маневрированием плавучего средства в заданном направлении.

1. Движитель плавучего средства, расположенный в кормовой оконечности корпуса плавучего средства и содержащий сквозной канал, имеющий форму щели с входными и выходным отверстиями, и рабочий орган, установленный в сквозном канале, при этом выходное отверстие выполнено с горизонтальными прямолинейными кромками с постоянной высотой между ними, отличающийся тем, что в районе выходного отверстия установлены горизонтальные плоские профилированные крылья с внутренними стенками, продолжающими сквозной канал, причем отношение расстояния между внутренними стенками горизонтальных плоских профилированных крыльев к высоте выходного отверстия находится в диапазоне от 1,15 до 2,5.

2. Движитель плавучего средства по п.1, отличающийся тем, что плоские профилированные крылья смонтированы с возможностью поворота относительно осей, параллельных кромкам выходного отверстия движителя, которые при смыкании образуют клиновидную поверхность.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к реверсивно-рулевым устройствам. .

Изобретение относится к автономным спортивно-туристическим надводным и подводным плавательным средствам. .

Изобретение относится к области водного транспорта. .

Изобретение относится к судовым двигательным установкам, к водометным двигателям - движителям. .

Изобретение относится к инерционным двигателям, выполненным с возможностью создания реактивной тяги. .

Изобретение относится к области водного транспорта, в частности к водометным движителям. .

Изобретение относится к судостроению и авиации и касается создания струйных движителей. .

Изобретение относится к области судостроения, касается вопросов создания водометных движителей всех типов судов и кораблей. .

Изобретение относится к двигателестроению и касается создания устройства для реализации рабочего процесса двигателя внешнего сгорания с жидкостным поршнем. .

Изобретение относится к устройствам для преобразования работы двигателя или других источников энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных устройств

Изобретение относится к судовым водометным пропульсивным комплексам

Изобретение относится к судостроению и касается реверсивно-рулевых устройств водометных движителей

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования напорного узла водометного движителя речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов

Изобретение относится к судостроению и касается водометных движителей

Изобретение относится к водометным движителям

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, имеющей водометные движители. Кормовая оконечность судна туннельного типа имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным, по крайней мере, с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна ниже конструктивной ватерлинии. Профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы. Днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса. В кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены водометные движители. В верхней части продольного канала в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель. Технический результат заключается в повышении пропульсивных и мореходных качеств судна. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к установкам для испытания двигательно-движительного комплекса судна преимущественно в условиях дока. Установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна содержит камеру с потоконаправляющими каналами. Установка дополнительно снабжена устройством создания гидростатического давления, соединенным с камерой, датчиками скорости жидкости, установленными в потоконаправляющих каналах, и запорной арматурой, позволяющей регулировать гидравлическое сопротивление, установленной на потоконаправляющих каналах. Направления выходных участков потоконаправляющих каналов совпадают с направлениями векторов скоростей жидкости, возникающих при движении корпуса судна. Достигается повышение точности испытания движителя. 1 ил.

Изобретение относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к судовым движительно-рулевым комплексам. Судовой движитель содержит открытый с противоположных торцов цилиндрический корпус, внутри которого соосно установлены гребные винты противоположного вращения, реверсивный редуктор, входной вал которого предназначен для связи с приводным валом двигателя. Каждый гребной винт на концах лопастей имеет цилиндрическую обечайку, на внешней поверхности которой образован зубчатый венец, кинематически связанный с соответствующей выходной шестерней реверсивного редуктора. На корпусе с одного из открытых торцов закреплено рулевое устройство. Достигается повышение надежности и КПД движителя, повышение маневренности, уменьшение гидродинамических потерь. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения и выброс воды через выходной (основной) канал в носовой части корпуса судна в водную или воздушную среду без начального контактного взаимодействия струи воды с корпусом судна. Забор воды и ее выброс может осуществляться также с использованием как основного, так и дополнительного каналов. Использование изобретения позволяет повысить пропульсивные качества комплекса «движитель - судно». 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх