Сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата

Авторы патента:


Сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата
Сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата
Сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата

 


Владельцы патента RU 2473972:

Ильин Олег Петрович (RU)

Изобретение относится к области средств регистрации обледенения лопастей различных роторных агрегатов. Технический результат -повышение информативности сигнализатора. Для этого сигнализатор содержит передающее и приемное устройства. Синхронизатор передающего устройства сопряжен с ротором. Первый выход синхронизатора подключен к первому входу генератора импульсов, выход которого соединен с входом усилителя мощности. Выход усилителя мощности подключен к входу оптического излучателя, излучающего через передающую оптическую систему и поляризатор в направлении отражающей поверхности лопасти ротора. Оптический излучатель сопряжен через анализатор и оптическую систему приемного устройства с фотоприемником. Выход фотоприемника подключен к первому входу усилителя, выход которого соединен с входом порогового устройства. Выход порогового устройства подключен к первому входу первого и к первому входу второго счетчиков-дешифраторов. Второй вход первого и второй вход второго счетчиков-дешифраторов соединены соответственно со вторым и с третьим выходами синхронизатора. Четвертый выход синхронизатора соединен с третьим входом первого и с третьим входом второго счетчиков-дешифраторов. Пятый выход синхронизатора подключен ко второму входу генератора импульсов. Вход стробирования усилителя соединен с первым выходом синхронизатора. N выходов первого и М выходов второго счетчиков-дешифраторов подключены соответственно к N и М входам индикатора наличия обледенения, содержащего N первых и М вторых элементов индикации, где N и М - целые числа больше нуля. 3 ил.

 

Изобретение относится к области средств регистрации обледенения и может быть использовано для дистанционного контроля обледенения лопастей различных роторных агрегатов, например ветрогенераторов, ветряных двигателей, анемометров, флюгеров, вентиляторов, компрессоров, а также лопастей воздушных винтов летательных аппаратов.

Известен сигнализатор обледенения лопастей винта (ротора) вертолета (патент РФ №2335434 от 01.03.2007 г., опубл. в Бюл. №28, 2008 г., МПК B64D 15/22), состоящий из приемной оптической системы, фотоприемника, блока обработки сигналов, импульсного генератора, модулятора, выход которого подключен к управляющему входу импульсного генератора, а вход - к выходу синхронизатора, оптического излучателя, соединенного с выходом импульсного генератора и излучающего через передающую оптическую систему, поляризатор, оптически прозрачный обогреваемый обтекатель излучателя в направлении отражающей поверхности передней кромки лопасти винта вертолета и оптически сопряженный через оптически прозрачный обогреваемый обтекатель фотоприемника, анализатор и приемную оптическую систему с фотоприемником, соединенным с входом блока обработки сигналов, к выходу которого подключены входы индикатора наличия обледенения и устройства управления противообледенительной системой.

В этом аналоге импульсное излучение оптического излучателя, отражаясь от свободной ото льда поверхности передней кромки лопасти, достигает анализатора, повернутого относительно поляризатора на угол, обеспечивающий отсутствие прохождения оптического излучения на вход фотоприемника. При наличии обледенения луч, отраженный ото льда, деполяризуется, в результате чего на выходе анализатора появляется оптическое излучение, которое поступает на вход фотоприемника, амплитуда электрического сигнала на выходе фотоприемника возрастает и блоком обработки сигналов формируется сигнал о наличии обледенения, который воспроизводится индикатором.

Недостатком этого сигнализатора является низкая информативность, так как он позволяет определять лишь факт начала и окончания обледенения лопастей, но не информирует о степени и интенсивности их обледенения, что затрудняет рациональный выбор энергетических затрат, необходимых для устранения обледенения.

Известен также сигнализатор обледенения лопастей винта (ротора) вертолета (заявка на изобретение №2010139746/11(056785) от 27.09.2010 г., решение о выдаче патента от 15.11.2011 г., МПК B64D 15/20, G08B 19/02), содержащий приемную оптическую систему, фотоприемник, блок обработки сигналов, импульсный генератор, модулятор, выход которого подключен к управляющему входу импульсного генератора, а вход - к выходу синхронизатора, оптический излучатель, соединенный с выходом импульсного генератора, излучающий через передающую оптическую систему, поляризатор, оптически прозрачный обогреваемый обтекатель излучателя в направлении отражающей поверхности передней кромки лопасти винта вертолета и оптически сопряженный через оптически прозрачный обогреваемый обтекатель фотоприемника, анализатор и приемную оптическую систему с фотоприемником, соединенным с первым входом блока обработки сигналов, к первому выходу которого подключен вход устройства управления противообледенительной системой, при этом фотоприемник выполнен в виде N фоточувствительных элементов, где N - целое число больше единицы, подключенных своими выходами соответственно к N входам блока обработки сигналов, первые N выходов которого соединены соответственно с N входами индикатора наличия обледенения, включающего в себя N элементов индикации, первый и второй выходы блока пороговых напряжений подключены соответственно к (N+1)-му и (N+2)-му входам блока обработки сигналов, вторые N выходов блока обработки сигналов соединены соответственно с N входами блока аварийной сигнализации, выход синхронизатора соединен с входом стробирования блока обработки сигналов, а анализатор повернут относительно поляризатора на угол, обеспечивающий неортогональность их плоскостей поляризации.

Если вследствие соответствующих условий окружающей среды на каких-либо участках отражающей поверхности передней кромки лопасти винта появляется лед, то оптическое излучение, отраженное от этих участков, деполяризуется. Отраженные волны, у которых плоскость поляризации совпадает с плоскостью поляризации анализатора, проходят через него с минимальным ослаблением, вследствие чего уровень сигнала на выходе фоточувствительных элементов фотоприемника, в поле зрения которых попадают участки, покрытые льдом, возрастает. Когда уровень какого-либо из этих сигналов превышает верхний уровень порогового напряжения, блок обработки сигналов формирует на своем соответствующем N-м выходе сигнал на включение N-го элемента индикации индикатора наличия обледенения.

Этот сигнализатор обладает относительно высокой информативностью, поскольку информирует не только о факте наличия обледенения, но и о распределении льда вдоль передней кромки лопастей, а также о степени и интенсивности их обледенения, что позволяет рациональным образом управлять энергетическими затратами, необходимыми для устранения обледенения.

Недостатком аналога является то, что он не информирует о распределении льда вдоль направления вращения лопастей, а также о степени и интенсивности их обледенения в этом направлении.

В качестве прототипа выбран сигнализатор обледенения (Ильин О. Сигнализатор обледенения. - Моделист-конструктор, 2011, №9, с.23-25, рис.1), содержащий передающее устройство, включающее в себя узел синхронизации, сопряженный с лопастным ротором посредством обтюратора, закрепленного на его валу, первого оптического излучателя и первого фотоприемника, а также включающего в себя формирователь импульсов, при этом первый выход узла синхронизации подключен к входу импульсного генератора, соединенного выходом с входом усилителя мощности, выход которого подключен к входу второго оптического излучателя, излучающего через передающую оптическую систему и поляризатор в направлении отражающей поверхности лопасти ротора и оптически сопряженный через поляризатор приемного устройства (анализатор), плоскость поляризации которого повернута на угол, обеспечивающий минимальный уровень проходящего через него отраженного оптического излучения, и приемную оптическую систему с фотоприемником, выход которого подключен к первому входу усилителя, вход стробирования которого соединен со вторым выходом узла синхронизации, при этом выход усилителя подключен через последовательно соединенные детектор, интегратор и узел сравнения (пороговое устройство) к входу узла индикации наличия обледенения.

Поляризованный луч достигает поверхности лопасти ротора и, отражаясь от нее, попадает на вход приемного устройства. При наличии обледенения луч, отраженный от слоя льда, деполяризуется, вследствие чего амплитуда сигнала на выходе фотоприемника и на выходе усилителя возрастает. Если напряжение на входе узла сравнения превышает пороговый уровень, то формируется сигнал оповещения о наличии обледенения, который воспроизводится индикатором.

Этот сигнализатор информирует лишь о факте наличия или отсутствия обледенения, но не позволяет оценить распределение льда по поверхности лопастей, а также степень и интенсивность их обледенения, поэтому информативность прототипа низкая, что является его недостатком.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение информативности сигнализатора обледенения лопастей роторного агрегата.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в сигнализаторе обледенения лопастей роторного агрегата, содержащем передающее устройство, включающее в себя сопряженный с ротором синхронизатор, первый выход которого подключен к первому входу генератора импульсов, соединенного выходом с входом усилителя мощности, выход которого подключен к входу оптического излучателя, излучающего через передающую оптическую систему и поляризатор в направлении отражающей поверхности лопасти ротора и оптически сопряженный через анализатор и оптическую систему приемного устройства, содержащего индикатор наличия обледенения и пороговое устройство, с фотоприемником, выход которого подключен к первому входу усилителя, предусмотрены следующие отличия: в приемное устройство введены первый и второй счетчики-дешифраторы, при этом вход порогового устройства соединен с выходом усилителя, выход порогового устройства подключен к первому входу первого и к первому входу второго счетчиков-дешифраторов, второй вход первого и второй вход второго счетчиков-дешифраторов соединены соответственно со вторым и с третьим выходами синхронизатора, четвертый выход синхронизатора соединен с третьим входом первого и с третьим входом второго счетчиков-дешифраторов, пятый выход синхронизатора подключен ко второму входу генератора импульсов, вход стробирования усилителя соединен с первым выходом синхронизатора, N выходов первого и М выходов второго счетчиков-дешифраторов подключены соответственно к N и М входам индикатора наличия обледенения, содержащего N первых и М вторых элементов индикации, где N и М - целые числа больше нуля.

Между совокупностью существенных признаков заявляемого объекта и достигаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, а именно: по сравнению с прототипом повышается информативность сигнализатора обледенения лопастей роторного агрегата.

На фиг.1 представлена структурная схема сигнализатора обледенения лопастей роторного агрегата; на фиг.2 изображены временные диаграммы в характерных точках этой структурной схемы, поясняющие работу сигнализатора (масштабы по осям абсцисс и ординат не соблюдены); на фиг.3 изображено сечение лопасти ротора в зоне контроля и пример возможного распределения льда по ее поверхности, а также показан индикатор сигнализатора, отображающий это обледенение.

Сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата (см. фиг.1) содержит передающее 1 и приемное 2 устройства. Передающее устройство 1 включает в себя синхронизатор 3, генератор импульсов 4, усилитель мощности 5, оптический излучатель 6, оптическую систему 7 и поляризатор 8. Приемное устройство 2 включает в себя анализатор 9, оптическую систему 10, фотоприемник 11, усилитель 12, пороговое устройство 13, первый 14 и второй 15 счетчики-дешифраторы, индикатор наличия обледенения 16, содержащий N первых 17 и М вторых 18 элементов индикации.

Синхронизатор 3 сопряжен с ротором 19, например, посредством кинематической связи. На роторе 19 перпендикулярно его продольной оси вращения расположены лопасти 20. Первый выход синхронизатора 3 подключен к первому входу генератора импульсов 4, соединенного выходом с входом усилителя мощности 5. Выход усилителя мощности 5 подключен к входу оптического излучателя 6. Оптический излучатель 6 излучает через передающую оптическую систему 7 и поляризатор 8 в направлении отражающей поверхности лопасти 20 и оптически сопряжен через анализатор 9 и приемную оптическую систему 10 с фотоприемником 11. Выход фотоприемника 11 подключен к первому входу усилителя 12. Вход порогового устройства 13 соединен с выходом усилителя 12. Выход порогового устройства 13 подключен к первому входу первого 14 и к первому входу второго 15 счетчиков-дешифраторов. Второй вход первого счетчика-дешифратора 14 соединен со вторым выходом синхронизатора 3. Второй вход второго счетчика-дешифратора 15 подключен к третьему выходу синхронизатора 3. Четвертый выход синхронизатора 3 соединен с третьим входом первого 14 и с третьим входом второго 15 счетчиков-дешифраторов. Пятый выход синхронизатора 3 подключен ко второму входу генератора импульсов 4. Вход стробирования усилителя 5 соединен с первым выходом синхронизатора 3. N выходов первого 14 и М выходов второго 15 счетчиков-дешифраторов подключены соответственно к N и М входам индикатора наличия обледенения 16.

Сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата работает следующим образом.

Вследствие вращения ротора 19 вокруг своей продольной оси передняя кромка лопасти 20 в моменты времени t0k (см. фиг.2), где k - целое число больше нуля (k=1,2,3,…), периодически располагается на расстоянии L (см. фиг.3) от оптической оси OY передающего устройства 1. В моменты времени t0k на первом и втором выходах синхронизатора 3 формируются соответственно перепады напряжений Uвых.СИ1 и Uвых.СИ2 с низкого на высокий логический уровень.

Когда в моменты времени t1k передняя кромка лопасти 20 пересекает оптическую ось OY передающего устройства 1, на втором выходе синхронизатора 3 происходит спад напряжения Uвых.СИ2 с высокого на низкий логический уровень, в результате чего на интервалах времени от t0k до t1k на втором выходе синхронизатора 3 формируются прямоугольные импульсы напряжения Uвых.СИ2 длительностью τ1 и периодом повторения Т, равным периоду обращения лопасти 20 вокруг продольной оси ротора 19.

Когда в моменты времени t2k крайняя точка А контролируемой зоны протяженностью Х (см. фиг.3) пересекает оптическую ось OY передающего устройства 1, на первом и третьем выходах синхронизатора 3 происходит спад напряжений Uвых.СИ1, Uвых.СИ3 с высокого на низкий логический уровень, в результате чего на первом и третьем выходах синхронизатора 3 формируются прямоугольные импульсы напряжения Uвых.СИ1, Uвых.СИ3 длительностью τ2, τ3 соответственно и периодом повторения Т.

В результате воздействия на первый вход генератора импульсов 4 напряжения Uвых.СИ1 высокого логического уровня на выходе этого генератора на интервалах времени от t0k до t2k появляются прямоугольные импульсы напряжения Uвых.ГИ, которые посредством усилителя мощности 5 модулируют по мощности излучение оптического излучателя 6. В эти же интервалы времени напряжение высокого логического уровня Uвых.СИ1 поступает на вход стробирования усилителя 12, при этом его коэффициент усиления максимален. В другое время передающее устройство 1 не излучает, а коэффициент усиления усилителя 12 минимален. Этим обеспечивается синхронизация работы усилителя 12 с пространственным положением лопасти 20, что повышает помехозащищенность сигнализатора.

На пятом выходе синхронизатора 3 формируется напряжение Uвых.СИ5, величина которого пропорциональна частоте вращения ротора 19. Если в силу тех или иных причин частота вращения ротора 19 отклоняется от своего первоначального значения, то напряжение Uвых.СИ5, воздействуя на второй вход генератора импульсов 4, изменяет частоту его генерации F таким образом, что число импульсов напряжения Uвых.ГИ, генерируемых на интервалах времени от t0k до t1k и от t1k до t2k, остается постоянным вне зависимости от частоты вращения ротора 19.

Импульсное излучение оптического излучателя 6 проходит через передающую оптическую систему 7, формирующую луч с малым углом расхождения, и поляризатор 8, пропускающий только те волны, плоскость поляризации которых совпадает с его плоскостью поляризации.

Поляризованный луч достигает поверхности лопасти 20 и, отражаясь от нее, попадает на вход приемного устройства 2. В приемном устройстве 2 на пути луча расположен анализатор 9, плоскость поляризации которого повернута на угол, обеспечивающий минимальный уровень проходящего через него отраженного оптического излучения. Это излучение фокусируется оптической системой 10 на фотоприемник 11, который преобразует оптическое излучение в электрический сигнал. Выходной электрический сигнал фотоприемника 11 усиливается усилителем 12 и поступает на вход порогового устройства 13. Если в контролируемой зоне лопасти 20 обледенение отсутствует (на фиг.2 см. интервалы времени от t01 до t21 и от t04 до t24), то электрический сигнал на выходе фотоприемника 11 и напряжение на выходе усилителя 12 Uвых.У практически равны нулю, при этом выходное напряжение порогового устройства 13 Uвых.ПУ принимает низкий логический уровень.

Если в контролируемой зоне лопасти 20 имеется обледенение (на фиг.2 см. интервалы времени от t02 до t22 и от t03 до t23), то луч, отраженный от слоя льда, деполяризуется. Отраженные волны, у которых плоскость поляризации совпадает с плоскостью поляризации анализатора 9, проходят через него с минимальным ослаблением, вследствие чего амплитуда электрического сигнала на выходе фотоприемника 11 и амплитуда напряжения Uвых.У на выходе усилителя 12 возрастает. При превышении выходным напряжением усилителя 12 Uвых.У порогового напряжения Uпорог на выходе порогового устройства 13 формируется напряжение высокого логического уровня, а при уменьшении выходного напряжения усилителя 12 Uвых.У ниже порогового напряжения Uпорог на выходе порогового устройства 13 формируется напряжение низкого логического уровня, в результате чего пороговое устройство 13 преобразует изменяющееся по амплитуде импульсное выходное напряжение усилителя 12 Uвых.У в бинарную последовательность прямоугольных импульсов напряжения Uвых.ФИ с фиксированными значениями верхнего и нижнего логических уровней.

Если в контролируемой зоне произошло обледенение участка протяженностью L, расположенного перед передней кромкой лопасти 20, и обледенение участка протяженностью S, расположенного за передней кромкой лопасти 20 (см. фиг.3), то при пересечении обледеневшими участками лопасти 20 оптической оси OY передающего устройства 1 на выходе порогового устройства 13 появляется последовательность прямоугольных импульсов напряжения Uвых.ПУ, следующих с частотой F, причем число этих импульсов пропорционально протяженности зоны обледенения лопасти 20 (на фиг.2 см. Uвых.ПУ на интервалах времени от t02 до t22 и от t03 до t23).

Импульсы напряжения Uвых.ПУ подаются на первый вход первого 14 и первый вход второго 15 счетчиков-дешифраторов. Первый счетчик-дешифратор 14 при наличии на его втором входе напряжения высокого логического уровня Uвых.СИ2 производит счет импульсов, поступивших на его первый вход на интервалах времени от t0k до t1k (на фиг.2 см. Uвх.С-Д1), преобразует их число в N-разрядный двоичный параллельный код DN и запоминает его значение. Второй счетчик-дешифратор 15 при наличии на его втором входе напряжения высокого логического уровня Uвых.СИ3 производит счет импульсов, поступивших на его первый вход на интервалах времени от t1k до t2k (на фиг.2 см. Uвх.С-Д2), преобразует их число в М-разрядный двоичный параллельный код DM и запоминает его значение. Если на втором входе счетчиков-дешифраторов 14, 15 присутствует напряжение низкого логического уровня, то на каждом из N и М выходах счетчиков-дешифраторов 14, 15 устанавливается напряжение низкого логического уровня.

Таким образом, N-разрядный DN и М-разрядный DM двоичные параллельные коды первого 14 и второго 15 счетчиков-дешифраторов содержат информацию о протяженности L участка обледенения, расположенной перед передней кромкой лопасти 20 и участка обледенения протяженностью S, расположенного за передней кромкой лопасти 20 соответственно.

При поступлении в моменты времени t3k с четвертого выхода синхронизатора 3 на третий вход первого 14 и третий вход второго 15 счетчиков-дешифраторов напряжения Uвых.СИ4 высокого логического уровня происходит передача хранимых в них двоичных параллельных кодов DN и DM на соответствующие N-e выходы первого 14 и М-е выходы второго 15 счетчиков-дешифраторов (на фиг.2 см. «Код 1», «Код 2», «Код 3», причем «Код 1» соответствует данным о наличии обледенения лопасти 20, сформированным на интервале времени от t01 до t21, «Код 2» - на интервале времени от t02 до t22, «Код 3» - на интервале времени от t03 до t23). Если на каких-либо из N и М входах индикатора наличия обледенения 16 присутствует напряжение высокого логического уровня, то активизируются соответствующие N и М элементов индикации 17, 18 индикатора наличия обледенения 16. По месту расположения и числу активных элементов индикации 17, 18 индикатора наличия обледенения 16 можно судить о распределении обледенения вдоль направления вращения лопасти 20 и степени ее обледенения, а по скорости активизации соответствующих элементов 17, 18 индикатора наличия обледенения 16 можно судить об интенсивности протекания процесса обледенения лопасти 20.

Устранение естественным или принудительным путем льда с поверхности лопасти 20 прекращает деполяризацию отраженного оптического излучения, в результате чего электрический сигнал на выходе фотоприемника 11 и напряжение на выходе усилителя 12 Uвых.У уменьшаются до первоначального уровня, на выходе порогового устройства 13 устанавливается напряжение Uвых.ПУ низкого логического уровня, при этом на первый вход счетчиков-дешифраторов 14, 15 импульсы не поступают, элементы индикации 17, 18 индикатора обледенения 16 дезактивизируются - сигнализатор вновь готов к работе.

В качестве примера на фиг.3 изображен индикатор наличия обледенения 16, содержащий двенадцать элементов индикации 17, 18 («1»-«12»), расположенных в прямую линию. Первые элементы индикации «1»-«3» служат для индикации наличия обледенения на участке протяженностью L, находящемся перед передней кромкой лопасти 20, а вторые элементы индикации «4»-«12» - для индикации наличия обледенения на участке, находящемся за передней кромкой лопасти 20. Элементы индикации 17, 18 («1»-«10»), активизированные в соответствии с изображенным здесь распределением льда, а также в соответствии с фиг.2 на интервале времени от t02 до t22, выделены наклонной штриховкой (элементы «1»-«3» имеют двойную наклонную штриховку).

Если на интервале времени, например, от t03 до t23 протяженность обледенения контролируемой зоны лопасти 20 уменьшится, то в соответствии с фиг.2 на участке, находящемся перед передней кромкой лопасти 20, активизируется элемент «3», а на участке, находящемся за передней кромкой лопасти 20, активизируются элементы индикации «4»-«7». Элементами индикации 17, 18 могут служить, например, светоизлучающие диоды.

Таким образом, предлагаемый сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата выгодно отличается от прототипа более высокой информативностью, так как позволяет не только обнаруживать наличие обледенения, но и получать информацию о распределении льда вдоль направления вращения лопастей, в частности в зоне их наиболее интенсивного обледенения - передней кромки лопастей ротора.

Применение вышеописанного сигнализатора в различных системах обнаружения и устранения обледенения лопастей роторных агрегатов позволит повысить эффективность их функционирования за счет рационализации энергетических затрат, необходимых для устранения обледенения, а также за счет предотвращения опасных режимов работы - нарушения балансировки ротора, разрушения его опорных подшипников, возможности поражения элементов конструкции сброшенным льдом.

Сигнализатор обледенения лопастей роторного агрегата, содержащий передающее устройство, включающее в себя сопряженный с ротором синхронизатор, первый выход которого подключен к первому входу генератора импульсов, соединенного выходом с входом усилителя мощности, выход которого подключен к входу оптического излучателя, излучающего через передающую оптическую систему и поляризатор в направлении отражающей поверхности лопасти ротора и оптически сопряженный через анализатор и оптическую систему приемного устройства, содержащего индикатор наличия обледенения и пороговое устройство, с фотоприемником, выход которого подключен к первому входу усилителя, отличающийся тем, что в приемное устройство введены первый и второй счетчики-дешифраторы, при этом вход порогового устройства соединен с выходом усилителя, выход порогового устройства подключен к первому входу первого и к первому входу второго счетчиков-дешифраторов, второй вход первого и второй вход второго счетчиков-дешифраторов соединены соответственно со вторым и с третьим выходами синхронизатора, четвертый выход синхронизатора соединен с третьим входом первого и с третьим входом второго счетчиков-дешифраторов, пятый выход синхронизатора подключен ко второму входу генератора импульсов, вход стробирования усилителя соединен с первым выходом синхронизатора, N выходов первого и М выходов второго счетчиков-дешифраторов подключены соответственно к N и М входам индикатора наличия обледенения, содержащего N первых и М вторых элементов индикации, где N и М - целые числа больше нуля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам регистрации обледенения и предназначено для использования на винтокрылых летательных аппаратах. .

Изобретение относится к средствам сигнализации и контроля и может быть использовано для дистанционного обнаружения обледенения различных поверхностей. .

Изобретение относится к области средств регистрации обледенения и предназначено для использования на винтокрылых летательных аппаратах. .

Изобретение относится к устройствам противообледенительных систем, предназначенных для защиты летательных аппаратов от обледенения и предотвращения его катастрофических последствий.

Изобретение относится к области сигнальных устройств и предназначено для формирования сигнала раннего предупреждения о гололеде на дорогах. .

Изобретение относится к методам и устройствам определения толщины водяной пленки на поверхности дорожного полотна. .

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для краткосрочного прогнозирования гололедообразования и управления установкой плавки гололеда на воздушной линии электропередачи.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания региональных групповых систем телеизмерения гололедных нагрузок с произвольным количеством пунктов контроля на различных линиях электропередачи в сетях с изолированной нейтралью.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для контроля гололедной нагрузки на проводах линий электропередачи в сетях с изолированной нейтралью.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для контроля гололедной нагрузки на проводах и грозозащитных тросах линий электропередачи. .

Изобретение относится к устройствам противообледенительных систем, предназначенных для защиты вертолетов от обледенения и предотвращения его катастрофических последствий.

Изобретение относится к области метеорологических измерений и авиационной техники и может быть использовано при определении интенсивности обледенения летательного аппаратов.

Изобретение относится к средствам сигнализации и контроля и может быть использовано для дистанционного обнаружения обледенения различных поверхностей. Технический результат - обеспечение возможности сигнализации о степени и интенсивности обледенения в зависимости от величины массы льда на контролируемой поверхности, а также обеспечение надежности этой сигнализации. Сигнализатор содержит узел индикации наличия обледенения, узел индикации степени обледенения, узел индикации превышения допустимой степени обледенения, устройство аварийной сигнализации, первое и второе пороговые устройства, первое и второе логические устройства, генератор импульсов, усилитель мощности, оптический излучатель, передающий объектив, поляризатор, контрольную поверхность для отложения льда, анализатор, приемный объектив, фотоприемник, усилитель, амплитудный детектор, интегратор, устройство преобразования усилия в напряжение и преобразователь частоты в напряжение. 1 ил.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для непрерывного контроля температуры проводов линий электропередачи. В способе контроля температуры проводов линий электропередачи с использованием температурного коэффициента α активного сопротивления проводов, согласно изобретению измеряют напряжение и ток в первом местоположении на линии электропередачи, измеряют напряжение и ток во втором местоположении на линии электропередачи, при этом измеренные напряжения и токи в первом и втором местоположениях синхронизированы по времени с возможностью совместной обработки указанных измерений напряжений и токов, по измеренным напряжениям и токам в первом и втором местоположениях определяют полное сопротивление линии электропередачи между первым и вторым местоположениями, из определенного полного сопротивления линии при температуре To проводов линии электропередачи определяют активное сопротивление Ro линии электропередачи между первым и вторым местоположениями, определяют текущее активное сопротивление R линии электропередачи между первым и вторым местоположениями и по известному температурному коэффициенту α активного сопротивления проводов линии определяют текущую температуру T проводов линии электропередачи по формуле T=To+(R-Ro)/(α·Ro). Изобретение обеспечивает расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения непрерывного контроля температуры проводов линий электропередачи. 1 ил.

Летательный аппарат (1) содержит фюзеляж (2) и устройство обнаружения (10) наличия льда, вызванного отвердеванием переохлажденных жидких капель (20), имеющих размер выше порогового значения. Устройство обнаружения (10) имеет первый участок (15) для накопления капель (20), который расположен так, чтобы быть видимым изнутри фюзеляжа (2). Изобретение направлено на упрощение летательного аппарата. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение касается способа определения неисправности средств устранения обледенения зонда для измерения физического параметра авиационного двигателя, включающего последовательные этапы, на которых: измеряют первое значение (Т1) физического параметра с помощью зонда, перед запуском двигателя; активируют средства устранения обледенения зонда; по истечении заданного промежутка времени (t2-t1) с начала устранения обледенения, измеряют второе значение (Т2) параметра с помощью зонда; сравнивают два значения и генерируют сигнал о неисправности, если разность между этими двумя значениями ниже заданного порога. Измеренным с помощью зонда параметром является температура или давление. Целью изобретения является простое, эффективное и экономичное решение. 3 з.п ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к авиационной технике, а именно к устройствам для обнаружения условий обледенения летательных аппаратов. Устройство содержит систему с датчиками и детектор условия обледенения. Система с датчиками выполнена с возможностью отбора капель воды из воздуха снаружи летательного аппарата и формирования определенного количества изображений собранных капель воды. Детектор условия обледенения выполнен с возможностью обнаружения определенного количества типов условий обледенения летательного аппарата с использованием указанного определенного количества изображений, полученных от системы с датчиками. Достигается более точное и подробное получение информации об условиях обледенения летательного аппарата. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 13 ил.
Наверх