Коробка передач для транспортного средства


 


Владельцы патента RU 2481512:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет" (RU)

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. Коробка передач включает планетарный понижающий цилиндрический косозубый редуктор и автоматическую систему переключения с первой передачи на вторую. Планетарный редуктор состоит из ведущего вала (1), на котором на шлицах установлена коронная шестерня (2), выполненная со стороны двигателя с наружным буртиком, солнечной шестерни (3), свободно установленной на ведомом валу (4) с жестко закрепленным на нем водилом (5) с осями (6) и сателлитами (7), находящимися в зацеплении с коронной и солнечной шестернями. Автоматическая система переключения состоит из фрикционной муфты, ведущие диски (8) которой связаны через шлицы с коронной шестерней, а ведомые диски (9) через корпус (10) - с осями сателлитов и с ведомым валом, центробежных грузов 11 с пружинами 12 и автоматической системы управления состоянием солнечной шестерни. Автоматическая система управления состоянием солнечной шестерни включает тормозок, состоящий из колодочного барабанного тормозного механизма. Корпус муфты и оси сателлитов жестко связаны, коронная шестерня со стороны двигателя выполнена с наружным буртиком (26), в который может упираться левый ведущий диск. Исполнительные плечи центробежных грузов через рабочие пружины (12) прижимаются к коронной шестерне для сжатия дисков муфт. Достигается повышение надежности конструкции. 1 ил.

 

Предлагаемая коробка передач относится к транспортным средствам и может быть применена для освобождения водителя от необходимости переключения передач с целью снижения напряженности труда, утомляемости и аварийности, повышения безопасности движения и надежности фрикционного сцепления.

Известна двухступенчатая коробка передач, содержащая гидротрансформатор, механическую планетарную коробку передач с многодисковым фрикционом, двумя ленточными тормозными механизмами и электрогидравлической системой управления, включающей гидронасос, скоростной и силовой регуляторы, гидроцилиндры и пр. (Вахламов В.К. Автомобили. Конструкция и элементы расчета. - М.: Академия. - 2006. - С.111-113, рис.3.25).

Основными недостатками данной коробки передач является сложность и высокая стоимость конструкции, потери мощности двигателя на работу системы управления (привод гидронасоса и пр.).

Наиболее близкой к предлагаемой является двухступенчатая коробка передач, содержащая планетарный косозубый цилиндрический редуктор с заблокированной (жестко связанной с картером коробки передач) солнечной шестерней, коронная шестерня которого установлена свободно на шлицах на ведущем валу коробки передач, а водило с сателлитами и их осями - на ведомом валу коробки передач, фрикционную многодисковую муфту, блокирующую в зависимости от соотношения осевой силы в зубчатом зацеплении редуктора и центробежной силы грузов, установленных на водиле, ведущий и ведомый валы (коронную шестерню и водило) для включения второй передачи (Гладов Г.И., Петренко A.M. Легковые автомобили отечественного и иностранного производства. - М.: Транспорт. - 2002. - С.93-94, рис.3.12).

Недостатком данной конструкции является то, что при включении второй передачи солнечная шестерня редуктора остается заблокированной (т.е. жестко связанной с картером коробки передач), что приведет к остановке двигателя или поломке конструкции, т.е. нет механизма разблокирования солнечной шестерни, а если иметь ввиду, что она разблокируется, на схеме и в описании отсутствует механизм, осуществляющий эту операцию, а также наличие трения скольжения между внешним левым торцом коронной шестерни и корпусом дисков муфты, что многократно снижает надежность коробки передач при движении на первой передаче.

Техническим результатом предлагаемой коробки передач является обеспечение работоспособности и повышение надежности конструкции.

Указанный технический результат достигается тем, что в двухступенчатой коробке передач, содержащей цилиндрический косозубый планетарный редуктор, коронная шестерня которого подвижно установлена на шлицах на ведущем валу, а солнечная шестерня - свободно и оси сателлитов - жестко на ведомом валу, фрикционную многодисковую муфту, ведущие диски которой через шлицы связаны с коронной шестерней, а ведомые - через корпус муфты - с осями сателлитов, и центробежные грузы на корпусе муфты, которые могут расходиться и через рабочие пружины сжимать диски, снабжена автоматической системой управления состоянием солнечной шестерни (блокирование, разблокирование), включающей тормозок, состоящий из колодочного барабанного тормозного механизма, тормозной барабан которого связан жестко с солнечной шестерней и тормозные колодки с возвратными пружинами подвижно через оси - с неподвижным диском, верхний разжимной кулак с валом и рычагом через тяги и двуплечие рычаги с пружиной связан с коронной шестерней, а нижний - через тягу с рычагом управления непосредственно от водителя, а корпус муфты и оси сателлитов жестко связаны, коронная шестерня со стороны двигателя выполнена с наружным буртиком, в который может упираться левый ведущий диск, а исполнительные плечи центробежных грузов с перпендикулярными к ним по их концам втулками с глухими квадратными отверстиями, в которых подвижно установлены рычаги квадратного сечения с радиальными осями с рабочими шариками на подшипниках через рабочие пружины прижимаются к коронной шестерне для сжатия дисков муфт.

На чертеже изображена схема предлагаемой коробки передач.

Предлагаемая коробка передач включает планетарный понижающий цилиндрический косозубый редуктор и автоматическую систему переключения с первой передачи на вторую. Планетарный редуктор состоит из ведущего вала 1, на котором подвижно на шлицах установлена коронная шестерня 2, выполненная со стороны двигателя с наружным буртиком, солнечной шестерни 3, свободно установленной на ведомом валу 4 с жестко закрепленным на нем водилом 5 с осями 6 и сателлитами 7, находящимися в зацеплении с коронной и солнечной шестернями.

Автоматическая система переключения состоит из фрикционной муфты, ведущие диски 8 которой связаны через шлицы с коронной шестерней, а ведомые диски 9 через корпус 10 - с осями сателлитов и, следовательно, с ведомым валом, центробежных грузов 11 с пружинами 12, закрепленных на осях на корпусе муфты, и автоматической системы управления состоянием солнечной шестерни, включающей тормозок, состоящий из колодочного барабанного тормозного механизма, тормозной барабан 13 которого связан жестко с солнечной шестерней и тормозные колодки 14 с возвратными пружинами подвижно через оси 15 - с неподвижным диском 16, верхний разжимной кулак с валом и рычагом 17 через тяги 18 и 19 и двуплечие рычаги 20 и 21 с пружиной 22 связан с коронной шестерней, а нижний разжимной кулак 23 - через тягу 24 с рычагом управления 25 непосредственно от водителя. Корпус муфты и оси сателлитов жестко связаны, коронная шестерня со стороны двигателя выполнена с наружным буртиком 26, в который может упираться левый ведущий диск. Исполнительные плечи центробежных грузов с перпендикулярными к ним по их концам втулками с глухими квадратными отверстиями, в которых подвижно установлены рычаги квадратного сечения с радиальными осями 27 с рабочими шариками 28 на подшипниках через рабочие пружины 12 прижимаются к коронной шестерне для сжатия дисков муфт.

Работает предлагаемая коробка передач следующим образом.

А) При использовании коробки передач на транспортном средстве с непостоянно замкнутым сцеплением или гидротрансформатором.

Рукоятка рычага управления тормозком находится в верхнем положении «Тормозок включен». При работающем двигателе, включении сцепления и разгоне на первой передаче солнечная шестерня 3 редуктора за счет рабочей пружины 22 и осевой силы в зацеплении коронная шестерня 2 - сателлиты 7 заблокирована тормозком.

При достижении заданной скорости движения в процессе разгона центробежные силы грузиков 11 становятся больше осевых сил в зацеплении коронная шестерня - сателлиты, в результате фрикционная муфта коробки передач через исполнительные плечи грузиков, пружины 12, оси 27 и шарики 28 начинает плавно включаться и передавать крутящий момент, а крутящий момент и осевая сила в зацеплении коронная шестерня - сателлиты уменьшаться, при этом одновременно коронная шестерня 2 по шлицам ведущего вала плавно перемещается вправо и через рычаги 21, 20 и тяги 19 и 18 выключает тормозок системы управления, освобождая (разблокируя) солнечную шестерню 3.

При этом планетарный редуктор фрикционной муфтой блокируется, т.е. его ведущий и ведомый валы и связанные с ним детали вращаются как одно целое - включена вторая передача. При снижении скорости движения транспортного средства до заданного значения коробка передач будет автоматически переходить на первую передачу, а при достижении заданной скорости вновь переходить на вторую передачу в зависимости от сил сопротивления движению и положения педали газа.

Для движения накатом необходимо выключить сцепление или рукоятку рычага управления тормозком перевести в положение «Тормозок выключен», как показано на схеме.

Б) При использовании коробки передач на транспортном средстве с постоянно замкнутым сцеплением.

Транспортное средство неподвижно. При работающем двигателе, выключенном рукояткой рычага управления тормозке и включенном постоянно замкнутом фрикционном сцеплении ведущий вал, коронная шестерня, сателлиты и солнечная шестерня будут вращаться, а водило с ведомым валом будут неподвижны.

Для трогания транспортного средства с места водитель выключает сцепление, переводит рукоятку управления тормозком в положение «Тормозок включен», при этом солнечная шестерня тормозком блокируется, что соответствует включенной первой передаче.

Далее водитель, нажимая на газ, отпускает педаль сцепления. Транспортное средство трогается. При этом вращается ведущий вал с коронной шестерней, сателлиты, водило с корпусом фрикционной муфты и ведомым валом, а действующие осевые силы в зацеплении коронная шестерня - сателлиты увеличивают силу сжатия дисков муфты тормозка и препятствуют преждевременному включению фрикционной муфты от центробежных сил грузиков.

При достижении заданной скорости движения в процессе разгона центробежные силы грузиков 11 становятся больше осевых сил в зацеплении коронная шестерня - сателлиты, в результате фрикционная муфта коробки передач через исполнительные плечи грузиков, пружины 12, оси 27 и шарики 28 начинает плавно включаться и передавать крутящий момент, а крутящий момент и осевая сила в зацеплении коронная шестерня - сателлиты уменьшаться, при этом одновременно коронная шестерня 2 по шлицам ведущего вала плавно перемещается вправо и через рычаги 21, 20 и тяги 19 и 18 выключает тормозок системы управления, освобождая (разблокируя) солнечную шестерню 3.

При этом планетарный редуктор фрикционной муфтой блокируется, т.е. его ведущий и ведомый валы и связанные с ним детали вращаются как одно целое - включена вторая передача. При снижении скорости движения транспортного средства до заданного значения коробка передач будет автоматически переходить на первую передачу и наоборот.

Таким образом, предлагаемая коробка передач имеет простую конструкцию, небольшие габариты, массу и стоимость, не требует затрат энергии на работу ее системы управления, позволяет освободить водителя от необходимости переключения передач и управления фрикционным сцеплением в процессе движения с целью снижения напряженности труда и утомляемости водителя, аварийности и повышения безопасности движения и надежности фрикционного сцепления, которое будет использоваться только при трогании с места.

Коробка передач к транспортному средству, содержащая цилиндрический косозубый планетарный редуктор, коронная шестерня которого установлена подвижно на шлицах на ведущем валу, солнечная шестерня - свободно, а водило с сателлитами и их осями - жестко на ведомом валу, фрикционную многодисковую муфту, ведущие диски которой через шлицы связаны с коронной шестерней, а ведомые через корпус муфты - с водилом и центробежные грузы на корпусе муфты, которые могут расходиться и через рабочие пружины сжимать диски, отличающаяся тем, что она снабжена автоматической системой управления состоянием солнечной шестерни (блокирование, разблокирование), включающей тормозок, состоящий из колодочного барабанного тормозного механизма, тормозной барабан которого связан жестко с солнечной шестерней и тормозные колодки с возвратными пружинами подвижно через оси - с неподвижным диском, верхний разжимной кулак с валом и рычагом через тяги и двуплечие рычаги с пружиной связан с коронной шестерней, а нижний - через тягу с рычагом управления непосредственно от водителя, а корпус муфты и оси сателлитов жестко связаны, коронная шестерня со стороны двигателя выполнена с наружным буртиком, в который может упираться левый ведущий диск, а исполнительные плечи центробежных грузов с перпендикулярными к ним по их концам втулками с глухими квадратными отверстиями, в которых подвижно установлены рычаги квадратного сечения с радиальными осями с рабочими шариками на подшипниках, через рабочие пружины прижимаются к коронной шестерне для сжатия дисков муфт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. .

Изобретение относится к автоматической ступенчатой коробке передач транспортного средства, содержащей комплект планетарных шестерней и муфту. .

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. .

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. .

Изобретение относится к многоступенчатым гидромеханическим планетарным коробкам передач. .

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. .

Изобретение относится к многоскоростной трансмиссии с двойным сцеплением. .

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для преобразования колебательного вращения в однонаправленное, что используется в нефрикционных высокомоментных вариаторах.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах и механических трансмиссиях для автоматического управления передаточным отношением, с целью предохранения двигателей от перегрузки в условиях непрерывного вращения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах каротажных подъемников. .

Изобретение относится к автотранспортному машиностроению и касается конструкции автоматических ступенчатых планетарных коробок передач (АКП), которые могут быть использованы в автоматических трансмиссиях транспортных средств.

Изобретение относится к наземной транспортной технике, а конкретно к трансмиссиям быстроходных гусеничных машин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам передачи вращательного движения
Наверх