Авиационный противо-/антиобледенитель

Авторы патента:


Авиационный противо-/антиобледенитель
Авиационный противо-/антиобледенитель
Авиационный противо-/антиобледенитель

 

C09K3/18 - для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды (обработка измельченных материалов с целью свободного их стекания вообще, например путем придания им гидрофобных свойств B01J 2/30); для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания (вещества, добавляемые в жидкости, для передачи тепла, теплообмена или хранения тепла илиполучения тепла или холода иначе, чем путем их сжигания, например в жидкости для радиаторов C09K 5/00)

Владельцы патента RU 2495071:

Килфрост Лимитед (GB)

Изобретение относится к авиационным противо-/антиобледенителям, применяемым при низких температурах. Предложено применение композиции, включающей 1,3-пропиленгликоль, одно или более поверхностно-активное вещество, один или более ингибитор коррозии, один или более регулятор кислотности и воду, для удаления замороженной воды с поверхностей самолета и/или для предотвращения образования на них замороженной воды при температуре ниже -32°С. Достигается усиление антиобледенительных свойств при снижении токсичности композиции. 5 з.п. ф-лы, 2 табл., 3 ил.

 

Изобретение относится к авиационному противо-/антиобледенителю, и в особенности к противо-/антиобледенителю для использования при низких температурах.

Под противо-/антиобледенителем подразумевается состав, который удаляет замороженную воду и/или предотвращает образование замороженной воды. Способы для удаления замороженной воды (льда, снега, инея и т.п.) с поверхностей и для предотвращения ее образования на них известны в технике. Химические композиции, так называемые противо-/антиобледенители в основном достигают этого за счет понижения температуры кристаллизации воды. Простые противо-/антиобледенители включают хлористые соли, такие как натриевые, кальциевые или калиевые.

Наиболее важное применение противо-/антиобледенители нашли в авиационной промышленности, так как покрытие самолетов льдом или снегом может быть катастрофическим. Поэтому требования к авиационным противо-/антиобледенителям особенно строги. Противо-/антиобледенитель должен эффективно удалять лед с поверхностей самолета и предотвращать его повторное появление настолько долго, насколько это возможно, а также эффективно стекать с самолета во время взлета, чтобы не ухудшать аэродинамические характеристики самолета.

Использование неорганических и органических солей, таких как хлоридов и ацетатов щелочных металлов, по прямому их назначению неприемлемо, так как они вызывают коррозию металлических поверхностей. Поэтому, широко используются водные растворы гликолей, особенно этиленгликоля и 1,2-пропиленгликоля.

Противо-/антиобледенители характеризуются таким показателем, как «тип» жидкости. Противо-/антиобледенители типа I обычно включают этиленгликоль или 1,2-пропиленгликоль, воду, ингибиторы коррозии, поверхностно-активные вещества и регуляторы кислотности и обычно не содержат загустителей. Лед эффективно удаляют посредством распыления на поверхности самолета перед взлетом противо-/антиобледенителей типа I при температурах приблизительно 65-80°С (Chemical and Engineering News, January 1, 2001, v.79, No.1, p.30). Однако период времени, в течение которого с помощью этих противо-/антиобледенителей предотвращается повторное образование льда (срок действия), является коротким - тесты АЕА (Ассоциация Европейских Авиалиний) оценивают срок действия противо-/антиобледенителя как составляющий только 3 минуты для противо-/антиобледенителей типа I в условиях дождя, сопровождающегося оледенением, и 20 минут в условиях образования инея (ЕР 0646634).

Если требуется более долгий срок действия противо-/антиобледенителя, то обычно применяют двухстадийный способ обеспечения противообледенения, включающий начальное нанесение противо-/антиобледенителя, как описано выше, и последующее нанесение противо-/антиобледенителя типа II (или типа III, или типа IV). Противо-/антиобледенители типа II (или III, или IV) вместе с гликолем, водой, поверхностно-активным веществом, регулятором кислотности и ингибитором коррозии дополнительно включают загуститель. Этот загуститель увеличивает срок действия противо-/антиобледенителя - тесты АЕА (Ассоциация Европейских Авиалиний) оценивают срок действия противо-/антиобледенителя как составляющий 30 минут для противо-/антиобледенителей типа II в условиях дождя, сопровождающегося оледенением, и 240 минут в условиях образования инея (ЕР 0646634).

Противо-/антиобледенитель, содержащий этиленгликоль, может использоваться при низких температурах, таких как -40°С, так как при таких температурах он по-прежнему эффективно стекает с самолета. Однако, ввиду вредности этиленгликоля для млекопитающих (Sigma-Aldrich, Handbook of Chemicals and Laboratory Equipment), его использование нежелательно.

Вследствие этого, в качестве авиационного противо-/антиобледенителя предпочтителен по существу безвредный 1,2-пропиленгликоль. Однако 1,2-пропиленгликоль может использоваться в качестве противо-/антиобледенителя только при температурах до -32°С, так как его вязкость при этой температуре становится настолько высокой, что он больше не может эффективно стекать с самолета во время взлета. Поэтому 1,2-пропиленгликоль не может использоваться в качестве авиационного противо-/антиобледенителя в таких районах, которые подвергаются воздействию очень низких температур, то есть ниже -32°С. Как результат, в регионах, которые испытывают воздействие температур ниже -32°С, нет практической альтернативы использованию токсичных противо-/антиобледенителей, содержащих этиленгликоль.

Поэтому сохраняется потребность в нетоксичных антиобледенительных жидкостях, которые можно использовать при очень низких температурах.

Соответственно, в настоящем изобретении предложено применение композиции, включающей 1,3-пропиленгликоль, одно или более поверхностно-активное вещество, один или более ингибитор коррозии, один или более регулятор кислотности и воду, для удаления замороженной воды с поверхностей самолета и/или предотвращения образования замороженной воды на них при температуре ниже -32°С.

Неожиданно было обнаружено, что 1,3-пропиленгликоль (также называемый 1,3-пропандиол, или ПДО) имеет слабые токсикологические свойства, аналогичные свойствам 1,2-пропиленгликоля (также именуемого 1,2-пропандиол, монопропиленгликоль, или МПГ), причем 1,3-пропиленгликоль можно использовать в качестве авиационного противо-/антиобледенителя при низких температурах аналогично этиленгликолю.

Ниже приведено подробное описание изобретения со ссылкой на прилагаемые графические материалы, в которых на фиг.1, 2 и 3 показаны сравнительные данные теста на толщину вытеснения пограничного слоя для противо-/антиобледеняющих жидкостей на основе 1,3-пропиленгликоля и 1,2-пропиленгликоля типа I (фиг.1 и 2) и типа II (фиг.3), соответственно.

1,3-пропиленгликоль получают микробными или нефтехимическими способами, и он коммерчески доступен, например, био-ПДО от DuPont и Tate & Lyle или от Chargill, и нефтяной ПДО от Shell. 1,3-пропиленгликоль может присутствовать в качестве единственного гликоля или может быть смешан с другими гликолями, обычно с 1,2-пропиленгликолем. 1,3-пропиленгликоль также может быть смешан с этиленгликолем и/или диэтиленгликолем, но этого предпочтительно избежать ввиду токсичности этиленгликоля и диэтиленгликоля. Предпочтительно 1,3-пропиленгликоль составляет по меньшей мере 20%, предпочтительнее по меньшей мере 40%, более предпочтительно по меньшей мере 60%, еще более предпочтительно по меньшей мере 80% и наиболее предпочтительно по меньшей мере 100% в расчете на общее количество присутствующего гликоля.

По меньшей мере одно из указанного одного или более поверхностно-активного вещества может представлять собой анионное поверхностно-активное вещество, например, алкиларилсульфонат щелочного метала, предпочтительно C1-30 алкиллаурилсульфонат с одной или более чем одной сульфонатной группой, особенно предпочтителен С15-25 алкиллаурилсульфонат с одной или более одной сульфонатной группой.

С другой стороны, по меньшей мере одно из указанного одного или более одного поверхностно-активного вещества может представлять собой неионное поверхностно-активное вещество, предпочтительно полимер, полученный реакцией С8-18 жирного спирта с 1-15 эквивалентами окиси этилена и/или окиси пропилена.

По меньшей мере один из указанного одного или более ингибитора коррозии может представлять собой фосфат щелочного металла, низший алкилфосфат, триазол, силикат щелочного метала, алкилсиликат или соль щелочного метала и ароматической или алкилкарбоновой кислоты с низкой молекулярной массой.

По меньшей мере один из указанного одного или более регулятора кислотности может представлять собой гидроксид щелочного металла, такой как NaOH и КОН; алкиламин, такой как этиламин, пропиламин, бутиламин; алканоламин, такой как моно-, ди- и триэтаноламин; или смесь неорганических и органических оснований. Предпочтительно, регулятором кислотности является гидроксид щелочного металла.

Также присутствует вода. Предпочтительно используется деминерализованная вода.

Противо-/антиобледенитель, используемый в настоящем изобретении, может быть получен посредством смешивания отдельных компонентов в произвольном порядке. Смешивание предпочтительно проводить в сосуде, оборудованном мешалкой.

Как указано выше, противо-/антиобледенитель может быть жидкостью типа I или типа II (или типа III или IV) в зависимости от требований эксплуатации. Жидкости типа I используют для начального удаления льда с самолета и обычно наносят на поверхности самолета перед взлетом при температурах примерно 65-80°С. Однако срок действия противо-/антиобледеняющих жидкостей типа I невелик. Поэтому там, где требуется более длительный срок действия противо-/антиобледенителя, используют тип II (или тип III или IV). Недостаток таких жидкостей в том, что их сложно удалять, и они влияют на аэродинамические свойства самолета. Поэтому жидкости типа I как правило не содержат загустителей, хотя некоторые жидкости типа I могут содержать загустители, обеспечивающие противообледенительные свойства и не оказывающие отрицательного влияния на возможность их удаления с поверхности самолета. Жидкости типа II, III и IV содержат загуститель.

Предпочтительно композицией настоящего изобретения является тип I противо-/антиобледенителя. Термин «жидкость типа I» известен в технике, см. например SAE Aerospace Material Specification 1424G (AMS 1424G).

Обычно жидкости типа I имеют срок действия немногим менее трех минут (180 с) в соответствии с испытанием на стойкость к распыленной воде (ИСРВ), как изложено в SAE Standarts, документ номер AS5901 «Методы испытания на стойкость к распыленной воде и высокой влажности для авиационных противообледеняющих/антиобледеняющих жидкостей SAE AMS 1424 и SAE AMS 1428».

Верхний предел срока действия противо-/антиобледенителя - это просто пределы конкретных используемых жидкостей. Срок действия в идеальном варианте является настолько долгим, насколько это возможно, но, как правило, срок действия для жидкостей типа I, измеренный в условиях, описанных выше, составляет не более 15 минут, более типично - не более 10 минут, и обычно - не более 5 минут (300 секунд).

Предпочтительно, композиции настоящего изобретения в основном не содержат загустителей. Под «в основном не содержат загустителей» понимается, что любые загустители, присутствуют в композиции лишь в незначительных («следовых») количествах.

Жидкости типа I обычно обладают по существу ньютоновской вязкостью. Жидкость с ньютоновской вязкостью имеет вязкость, которая зависит от температуры и давления, но по существу не зависит от сил, действующих на жидкость.

Тип I противо-/антиобледенителей, используемых в настоящем изобретении, предпочтительно включает 1,3-пропиленгликоль, одно или более поверхностно-активное вещество, один или более ингибитор коррозии, один или более регулятор кислотности и воду. Жидкости типа II, III или IV дополнительно содержат один или более загуститель.

В одном воплощении изобретения, касающемся жидкостей типа I, композиция, в расчете на общую массу противо-/антиобледенителя, включает: от 50 до 97% масс 1,3-пропиленгликоля; от 0,01 до 1,0% масс одного или более поверхностно-активного вещества; от 0,01 до 1,0% масс одного или более ингибитора коррозии; один или более регулятор кислотности в количестве, необходимом для того, чтобы рН композиции составлял от 6,5 до 11; и воду; более предпочтительно: от 80 до 95% масс 1,3-пропиленгликоля; от 0,1 до 0,5% масс одного или более неионного поверхностно-активного вещества; от 0,1 до 0,5% масс одного или более ингибитора коррозии; один или более регулятор кислотности в количестве, необходимом для того, чтобы рН композиции составлял от 7,5 до 10; и воду. Композиция предпочтительно практически не содержит загустителей.

В другом воплощении изобретения композиция является противо-/антиобледенителем типа II, III или IV и включает, в расчете на общую массу противо-/антиобледенителя: от 30 до 70% масс 1,3-пропиленгликоля; от 0,1 до 1,5% масс одного или более загустителя; от 0,01 до 1,0% масс одного или более неионного и/или анионного поверхностно-активного вещества; от 0,01 до 1,0% масс одного или более ингибитора коррозии; один или более регулятор кислотности в количестве, необходимом для того, чтобы рН композиции составлял от 6 до 10; и воду; более предпочтительно: от 45 до 55% масс 1,3-пропиленгликоля; от 0,2 до 0,6% масс одного или более загустителя; от 0,1 до 0,5% масс одного или более неионного и/или анионного поверхностно-активного вещества; от 0,1 до 0,5% масс одного или более ингибитора коррозии; один или более регулятор кислотности в количестве, необходимом для того, чтобы рН композиции составлял от 7 до 8; и воду.

По меньшей мере один из указанного одного или более загустителя может представлять собой водонабухающий или водорастворимый загуститель, такой как карбоксиполиметилен, полиакриловая кислота, полисахариды, такие как модифицированная крахмал-ксантановая смола, и простой эфир целлюлозы; предпочтительно, карбоксиполиметилен или полиакриловую кислоту.

Кроме того, в настоящем изобретении предложено применение композиции, включающей смесь 1,2-пропиленгликоля с 1,3-пропиленгликолем.

Кроме того, в настоящем изобретении предложено применение композиции, включающей смесь этиленгликоля и/или диэтиленгликоля с 1,3-пропиленгликолем.

В качестве примера, тип I противо-/антиобледенителя может быть получен путем смешивания компонентов в следующих соотношениях: 80% масс 1,3-пропиленгликоля, 0,25% масс поверхностно-активного вещества, 0,25% масс ингибитора коррозии,

регулятор кислотности в таком количестве, чтобы рН композиции составлял 9, остальное - вода.

Тип II противо-/антиобледенителя может быть получен путем смешивания компонентов в следующих соотношениях: 50% масс 1,3-припиленгликоля, 0,3% масс загустителя,

0,25% масс поверхностно-активного вещества, 0,25% масс ингибитора коррозии,

регулятор кислотности в таком количестве, чтобы рН композиции составлял 7, остальное - вода.

Изучены физические свойства 1,2- и 1,3-пропиленгликоля. В таблице 1 и таблице 2 ниже показано сравнение данных по точке замерзания жидкости типа I, содержащей 1,3-пропиленгликоль (ПДО), и жидкости типа I, содержащей 1,2-пропиленгликоль (МПГ), полученные в двух разных экспериментах. Точка замерзания определена в соответствии с ASTM D 1177 (точка замерзания водных охлаждающих жидкостей двигателя). Неразбавленная смесь, как показано в таблице, содержит 80% масс, пропиленгликоля. Разбавленные жидкие смеси приготовлены по объему с использованием воды согласно ASTM 1193, тип IV.

Таблица 1
Жидкость типа I Данные о точке замерзания (°С)
% объем. ПДО МПГ
10 -2,5 -2,6
20 -5,8 -5,9
30 -9,6 -9,75
40 -14,5 -14,75
50 -21 -21,5
60 -28 -30
70 -43 -45
80 Не замерзает Не замерзает
Таблица 2
Жидкость типа I Данные о точке замерзания (°С)
% объем. ПДО МПГ
10 -2,5 -2,6
20 -5,8 -5,9
30 -9,8 -9,75
40 -14,8 -14,75
50 -21,5 -21,5
60 -30,1 -30
70 -45,1 -45
80 Не замерзает Не замерзает

В таблице 3 приведено сравнение данных ИСРВ для ПДО-содержащих жидкостей типа I и МПГ-содержащих жидкостей типа I. Испытание на стойкость к распыленной воде (ИСРВ) описано в AS 5901, методы испытания на стойкость к распыленной воде и высокой влажности для авиационных наземных противообледеняющих/антиобледеняющих жидкостей SAE AMS 1424 и SAE AMS 1428. Смесь содержит 80% масс пропиленгликоля. Разбавленные жидкие смеси приготовлены с использованием жесткой воды. Жесткая вода приготовлена следующим образом: 400 мг ± 5 дигидрата ацетата кальция (Са(C2H3O2)2·2H2O) или 363 мг ± 5 моногидрата ацетата кальция (Са(C2H3O2)2·Н2О) и 280 мг ± 5 гептагидрата сульфата магния (MgSO4·7H2O), причем оба вещества представляют собой химически чистые реагенты, растворено в 1 литре воды ASTM D 1193, тип IV.

Таблица 3
Жидкость типа 1 Результаты ИСРВ (мин)
% объем. (d) ПДО МПГ
100 5 5
69 51/2 6
50 6 6

В таблице 4 приведены вязкости при разных температурах противо-/антиобледенителей типа I, содержащих 80% масс. 1,3-пропиленгликоля и 80% масс. 1,2-пропиленгликоля. Вязкости определены с использованием вискозиметра Brookfield LVTD, шпиндель LV2 при 30 об/мин.

Таблица 4
Температура (°С) Вязкость (мПа·с)
ПДО МПГ
0 60 100
-10 100 180
-20 180 490
-30 410 1480

В таблицах 1, 2 и 3 показано, что точки замерзания и ИСРВ композиций, содержащих различное количество 1,2- и 1,3-пропиленгликоля, практически идентичны для этих двух пропиленгликолей. Однако в таблице 4 показано, что они имеют заметно различные вязкостные графики. Даже при -30°С вязкость композиции, содержащей 1,2-пропиленгликоль (1480 мПа·с), значительно больше, чем содержащей 1,3-пропиленгликоль (410 мПа·с).

Влияние такой увеличивающейся вязкости на свойства аэродинамического смывания показаны на фиг. 1 и 2. Толщина вытеснения пограничного слоя (ТВПС) противо-/антиобледенителя является мерой его аэродинамической приемлемости - чем выше ТВПС, тем ниже аэродинамическая приемлемость. Фиг.1 и 2 показывают соотношение значений ТВПС противо-/антиобледенителей типа I, содержащих 1,3-пропиленгликоль и 1,2-пропиленгликоль. Установлено, что это значение для 1,3-пропиленгликоля увеличивается гораздо медленнее с уменьшением температуры, и, следовательно, было найдено, что 1,3-пропиленгликоль может быть использован при более низких температурах. ТВПС была определена в соответствии с AS 5900 - стандартным методом испытаний аэродинамической приемлемости авиационных противообледеняющих/антиобледеняющих жидкостей SAE AMS 1424 и SAE AMS 1428.

В настоящем изобретении предложено применение описанной здесь композиции при температурах ниже -32°С, предпочтительно ниже -35°С и наиболее предпочтительно ниже -40°С. Минимальная температура является менее критичной, но составляет предпочтительно -45°С, более предпочтительно -42°С или выше. Эта температура относится к температуре окружающей среды при нанесении композиции. Наиболее низкая температура, при которой можно использовать противо-/антиобледенитель, установлена на основе комбинации способности противо-/антиобледенителя к снижению точки замерзания воды и аэродинамической приемлемости при этой температуре противо-/антиобледенителя (как описано в ARP 4737: способы авиационного противообледенения/антиобледения с помощью жидкости). Благодаря улучшенным аэродинамическим характеристикам ПДО, противо-/антиобледеняющую композицию согласно изобретению можно использовать при более низких температурах, чем противо-/антиобледенители, в которых единственным присутствующим гликолем является только МПГ. Как отмечено выше, композиции в соответствии с настоящим изобретением можно использовать до минимальной температуры -45°С, предпочтительно -42°С. Наиболее низкие температуры использования представлены точкой, в которой график зависимости ТВПС от температуры пересекает линию критерия приемлемости, при которой значение ТВПС является неприемлемым (см. фиг.2).

На фиг.3 показано соотношение значений ТВПС для противо-/антиобледенителей типа II, содержащих 1,3-пропиленгликоль, 1,2-пропиленгликоль и смесь 50/50 1,3-пропиленгликоля и 1,2-пропиленгликоля. Наиболее низкие значения ТВПС были найдены для 1,3-пропиленгликоля, следующие низкие значения - для смеси 50/50 1,3-пропиленгликоля и 1,2-пропиленгликоля, и самые высокие значения - для 1,2-пропиленгликоля на всем температурном интервале от 0 до -30°С.

1. Применение композиции, включающей:
от 50 до 97 мас.% 1,3-пропиленгликоля,
одно или более поверхностно-активное вещество,
один или более ингибитор коррозии,
один или более регулятор кислотности в количестве, необходимом для того, чтобы рН композиции составлял от 6,5 до 11,
и воду,
для удаления замороженной воды с поверхностей самолета и/или предотвращения образования на них замороженной воды при температуре ниже -32°С, при этом композиция представляет собой противо-/антиобледенитель типа I.

2. Применение по п.1, где температура составляет ниже -35°С.

3. Применение по п.1 или 2, где температура составляет -42°С или выше.

4. Применение по п.1, где композиция включает:
от 0,01 до 1,0 мас.% одного или более поверхностно-активного вещества; и
от 0,01 до 1,0 мас.% одного или более ингибитора коррозии.

5. Применение по п.1, где композиция включает смесь 1,2-пропиленгликоля и 1,3-пропиленгликоля.

6. Применение по п.1, где композиция включает смесь этиленгликоля и/или диэтиленгликоля с 1,3-пропиленгликолем.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области разработки противогололедных реагентов и может быть использовано для борьбы с гололедом на дорожных и аэродромных покрытиях. .

Изобретение относится к профилактическим средствам для покрытия металлических поверхностей вагонов-думпкаров, полувагонов и другого горно-транспортного, а также транспортного оборудования против примерзания и прилипания к ним вскрышных пород, угля, железной руды, руд цветных металлов, известняка, глины, мела, мергеля и прочих влажных сыпучих материалов.
Изобретение относится к составам для предотвращения смерзаемости сыпучих материалов и для борьбы с пылеобразованием и может применяться для борьбы с пылеобразованием в угольной, горнорудной, металлургической, строительной и других отраслях промышленности в условиях отрицательных температур.

Изобретение относится к способу формирования покрытия и покрытию из диоксида титана, содержащему кристаллы с размером кристаллитов менее 35 нм. .

Изобретение относится к созданию противообледенительной жидкости для наземной обработки самолетов перед взлетом. .
Изобретение относится к области разработки противогололедных реагентов и может быть использовано для борьбы с гололедом на дорожных покрытиях, а также для размораживания грунтов при производстве земляных работ в зимнее время.

Изобретение относится к композициям для формования строительных и отделочных материалов, таких как плитка, черепица, шифер, обеспечивающих снижение сил сцепления между льдом и поверхностью отделочного материала и защищающих от воздействия атмосферных факторов.

Изобретение относится к противообледенительным и теплообменным жидким составам, применяемым для борьбы с обледенением или получения теплообменных жидкостей. .

Изобретение относится к смесовым противогололедным материалам (СПГМ) для обработки дорог. .

Изобретение относится к способам защиты кровли крыши материальных объектов от образования сосулек на ее кромке. .
Изобретение может быть использовано для предотвращения смерзания металлосодержащих минеральных частиц, полученных в результате обогащения руд черных металлов. Железосодержащий продукт обогатительного процесса обрабатывают 70-80% раствором бишофита в виде аэрозоля. Поверхность частицы железосодержащего продукта смачивают раствором бишофита при расходе его в количестве 8-17 килограммов на одну тонну влажного сыпучего продукта. Достигается высокая эффективность предотвращения смерзания железосодержащего продукта в условиях низких температур. 2 з.п. ф-лы, 1 пр.
Изобретение относится к антигололедным составам и может быть использовано для снятия снежно-ледяного покрова твердого дорожного покрытия или взлетно-посадочных полос, кроме того, оно может быть использовано при защите плавсредств от обледенения. Реагент содержит цеолит и смесь химических реагентов. Смесь содержит хлорид кальция, формиаты, карбамид и/или хлорид калия и хлорид натрия. Цеолит модифицированный содержит фракции 0,5-1,5 мм и 2,5-5,0 мм. Реагент наносят на дорожное покрытие в количестве от 30 до 150 г/м2. Увеличивается срок службы дорожного покрытия за счет повышения емкости антигололедного реагента к воде, химическим загрязнениям. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 пр.
Изобретение относится к области химических композиций для предотвращения обледенения, использования жидкостей для проведения де-обледенительной (удаление снежно-ледяных отложений) обработки и антиобледенительной защиты воздушных судов на земле. Технический результат - получение противообледенительной жидкости, которая обладает устойчивыми термостабильными свойствами и цветовой окраской, повышенными антикоррозионными свойствами и эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям стандартов SAE AMS 1424 и ISO 11075. Результат достигается использованием следующего состава, масс.%: 80-88 - моноэтиленгликоль; 0,0006-0,0008 - органический активный оранжевый 2К биф краситель; 0,0018-0,0022 - органический прямой алый краситель; 0,15-0,2 - толилтриазол; 0,04-0,06 - нитрит натрия; 0,3-0,44 - оксиэтилированный нонилфенол - неионогенное поверхностно-активное вещество; 0,04-0,06 - гидроксиэтилэтилендиаминтриуксусный натрий - биоразлагаемый комплексонообразователь-регулятор жесткости воды; 0,015-0,02 - гидроксид калия - стабилизатор pH; деионизированная вода - остальное. 2 пр.
Изобретение относится к области химических композиций для предотвращения обледенения, использования жидкостей для проведения де-обледенительной (удаление снежно-ледяных отложений) обработки и антиобледенительной защиты воздушных судов на земле. Технический результат - получение противообледенительной жидкости, которая более экологична, обладает устойчивыми термостабильными свойствами и цветовой окраской, повышенными антикоррозионными свойствами и эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям стандартов SAE AMS 1424 и ISO 11075. Результат достигается использованием следующего состава, мас.%: - 80-88 - пропиленгликоль; - 0,0006-0,0008 - органический активный оранжевый 2К биф краситель; - 0,0018-0,0022 - органический прямой алый краситель; - 0,15-0,20 - толилтриазол; - 0,04-0,06 - нитрит натрия; - 0,3-0,44 - оксиэтилированный нонилфенол неионогенное поверхностно-активное вещество; - 0,04-0,06 - гидроксиэтилэтилендиаминтриуксусный натрий биоразлагаемый комплексонообразователь-регулятор жесткости воды; - 0,015-0,02 - гидроксид калия стабилизатор pH; - 0,015-0,02 - ацетат натрия стабилизатор pH; - деионизированная вода - остальное. 2 пр.
Изобретение относится к противообледенительной жидкости, обладающей свойствами удалять с поверхности воздушных судов снежно-ледяные отложения. Технический результат достигается тем, что противообледенительная жидкость содержит смесь 1,2-пропандиола-пропиленгликоля и деионизированной воды с функциональными присадками - красители кислотные органические, ингибиторы коррозии, комплексообразователь, неионогенное поверхностно-активное вещество, стабилизатор pH, загуститель, неионогенный биоразлагаемый пеногаситель - гидроксиэтилэтилендиаминтриуксусный натрий. Изобретение обеспечивает длительную (до 12 часов) антиобледенительную защиту поверхностей в условиях наземного обледенения. 4 пр.

Изобретение относится к средствам, применяемым при обработке дорожных, асфальтовых, бетонных и других покрытий для ликвидации гололедных образований. Антигололедная композиция включает хлористые соли натрия и кальция, ингибитор коррозии металла, в качестве которого используют хлористый аммоний, параформ и оксид или гидроксид щелочноземельного или щелочного металла. Изобретение позволяет повысить плавящую способность композиции. 4 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 ил., 2 пр.
Каждый вариант композиции содержит химический компонент для таяния снега и льда и абразивный компонент для сцепления колес транспортных средств и обуви пешеходов с дорогой. Абразивный компонент композиции составлен из дозированных по массе сухих групп фракций песка, гранитной крошки или мраморной крошки в разных их сочетаниях и пропорциях. Антигололедная композиция обеспечивает повышение ее эффективности воздействия на уменьшение скользкости дорожного покрытия и вредного воздействия на окружающую среду. 13 н. и 2 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к получению загустителя для противообледенительной жидкости (ПОЖ), обладающей свойствами удалять с поверхности воздушных судов снежно-ледяные отложения. Способ поэтапного получения загустителя противообледенительной жидкости и композиции загустителя включает загрузку на первом этапе пропиленгликоля 7,6-11,04 мас.ч., воды 84,6-89,25 мас.ч. и пеногасителя 0,05-0,1 мас.ч., перемешивание их в роторном смесителе с частотой 50-60 Гц в течение 10-15 минут после загрузки компонентов. На втором этапе перемешивают смесь при частоте 40-60 Гц и циркуляции при частоте 30-40 Гц, а затем через загрузочный бункер во всасывающую линию системы циркуляции добавляют полимер 1,4-2,1 мас.ч. и осуществляют циркуляцию при 10-16 Гц, причем время второго этапа составляет около 50-65 минут. На третьем этапе проводят выдержку без перемешивания и циркуляции в течение 4-7 часов, на четвертом этапе перемешивают смесь при 40-60 Гц с циркуляцией при 30-50 Гц в течение 5-15 минут после загрузки ПАВ 0,1-0,2 мас.ч., пропиленгликоля 0,32-0,46 мас.ч., ингибитора коррозии 1,2-1,5 мас.ч. Затем проводят стабилизацию без перемешивания и циркуляции в течение 10-15 часов при погрешности загрузки количества пропиленгликоля и воды ±0,1% и остальных компонентов ±2%. Также заявлена композиция загустителя для противообледенительной жидкости состава, мас.ч. Пропиленгликоль 8,0-11,5 Вода 89,25-84,6 Полимер полиакрилат натрия 1,4-2,1 ПАВ оксиэтилированный   нонилфенол или   этоксилированный октилфенол 0,1-0,2 Пеногаситель   полидиметилсилоксан 0,05-0,1 Ингибитор коррозии 2-бутин   1,4-диол (50% водный раствор) 1,2-1,5 Изобретение позволяет получить загуститель для ПОЖ, который повышает степень точности получения необходимой вязкости для ПОЖ. 2 н.п. ф-лы, 5 табл.
Изобретение относится к получению противообледенительной жидкости (ПОЖ), обладающей свойствами удалять с поверхности воздушных судов снежно-ледяные отложения (СЛО) и обеспечивать длительную (до 12 часов) антиобледенительную защиту поверхностей ВС в условиях наземного обледенения. Способ поэтапного получения противообледенительной жидкости на основе пропиленгликоля с загустителем включает загрузку на первом этапе пропиленгликоля 47,0-52,0 мас.ч., воды 16,0-20,3 мас.ч. и комплексообразователя гидроксиэтилэтилендиаминтриуксусный натрий 0,11-0,21 мас.ч., перемешивание их в роторном смесителе с частотой 50-60 Гц в течение 15-20 минут после загрузки компонентов. На втором этапе добавляют ингибитор коррозии толилтриазол или 1,2,3-бензотриазол 0,12-0,22 мас.ч. и ПАВ оксиэтилированный нонилфенол или этоксилированный октилфенол 0,12-0,25 мас.ч. с перемешиванием смеси при частоте 50-60 Гц и циркуляции при частоте 20 Гц в течение 30-35 минут. На третьем этапе загружают загуститель 10,5-14,0 мас.ч. в смеситель насосом марки НЦ-1 при частоте 10 Гц, перемешивают всю смесь при 50-60 Гц и подвергают циркуляции при частоте 10-40 Гц в течение 60-65 минут после закачки. На четвертом этапе перемешивают смесь при 50-60 Гц с циркуляцией при 10-40 Гц в течение 45-50 минут после загрузки воды 16,117- 21,348 мас.ч., красителя 0,002 -0,003 мас.ч. и стабилизатора рН гидроксид калия и/или гидроксид натрия 0,10-0,20 мас.ч. На 5 этапе добавляют ингибитор коррозии толилтриазол или 1,2,3-бензотриазол 0,4-0,5 мас.ч. и перемешивают смесь при 50-60 Гц в течение 30-35 минут после загрузки без циркуляции, при погрешности загрузки количества пропиленгликоля и воды ± 0,2% и остальных компонентов ± 1%. Для корректировки качества осуществляют дополнительное перемешивание смеси. В качестве красителя берут 0,0004-0,0008 хромовый антрахиноновый зеленый 125 и 0,0016-0,0022 желтый 3G и/или желтый G. Изобретение позволяет увеличить время антиобледенительной защиты. 2 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к смесовым сыпучим антигололедным реагентам для обработки дорог. Противогололедный реагент (материал), представляет собой смесь природного, сеяного или молотого песчаника, функциональных добавок, солевых компонентов в количестве от 2 до 5% от массы песчаника и воды от 3 до 15%. Частицы песчаника поверхностно примерзают к уплотненному снегу и льду, образуя устойчивое абразивное покрытие, остающееся на поверхности после расчистки от выпавшего снега. Изобретение позволяет ускорить процесс образования абразивного покрытия, удешевить технологический процесс производства, уменьшить пыление при производстве и использовании. 1 з.п. ф-лы, 3 пр.
Наверх