Многоступенчатая ракета-носитель пакетной схемы

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Многоступенчатая ракета-носитель пакетной схемы состоит из многоразовой первой ступени, оснащенной крылом и вертикальным оперением, одноразовой второй ступени, передней и задней силовых конструкций с замками, связывающими ступени воедино. В качестве задней силовой конструкции использовано вертикальное оперение первой ступени, выполненное в виде двух килей, между которыми расположена и закреплена на их свободных концах посредством механических замков вторая ступень. Ответные части замков расположены на внешней поверхности второй ступени на расстоянии между собой, равном длине максимальной хорды ее поперечного сечения. Достигается увеличение веса полезной нагрузки и повышение надежности ракеты-носителя. 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и, более конкретно, к ракетам-носителям пакетной схемы с многоразовой первой ступенью, оснащенной крылом и вертикальным оперением.

Из практики отечественного и зарубежного ракетостроения известны проекты многоступенчатых ракет-носителей пакетной схемы, одна из ступеней которых является многоразовой и оснащена крылом и вертикальным оперением, т.е. является летательным аппаратом самолетного типа. К таким космическим системам относятся общеизвестные российские проекты «Энергия-Буран», МАКС (многоразовая авиационно-космическая система), американский космический комплекс «Спейс Шаттл». Аналогом настоящего изобретения, наиболее близким по технической концепции проектом, является отечественная многоразовая ракетно-космическая система МРКС (см. научно-технический журнал Российского космического агентства «Авиакосмическая техника и технология», №1, 2010 год, стр.13).

В этих системах ступени ракеты-носителя соединяются воедино посредством силовых форменных конструкций с механическими замками в узлах связи на одной из ступеней, предназначенных для разделения ступеней. В полете ракеты-носителя фермы нагружаются значительными силами, достигающими сотен тонн в ракетах среднего и тяжелого класса. Поэтому фермы, обладающие соответствующей прочностью и жесткостью, громоздкие и тяжелые. При этом доминирующей силой в узлах связи ступеней является Px, действующая в направлении полета ракеты-носителя и передающая импульс движения от первой ступени ко второй.

Очевидно, при наличии единственного блока в составе первой ступени (несимметричная схема ракеты-носителя) от указанной силы Px происходит «внецентренное сжатие» корпуса второй ступени, т.е. его сжатие и изгиб одновременно. При этом именно для восприятия изгиба требуется существенно утолщать обечайки корпуса и, как следствие, утяжелять его.

После разделения ступеней необходимо избавиться от силовой фермы, поскольку:

- в случае ее фиксации на возвращаемой первой ступени он будет препятствовать приземлению ступени на взлетно-посадочную полосу аэродрома;

- в случае ее фиксации на второй ступени ракета будет расходовать энергетический потенциал на ее дальнейший подъем в ущерб весу полезного груза.

Вместе с тем, наличие отделяемых частей на ракете-носителе требует организации полей падения, отчуждения земли из хозяйственного оборота, что противоречит самой концепции создания ракет многоразового применения.

Задачей данного изобретения является создание многоступенчатой ракеты-носителя пакетной схемы с достижением технического результата в виде облегчения конструкции и повышения надежности ракеты-носителя.

Данная задача решается тем, что в многоступенчатой ракете-носителе пакетной схемы, состоящей из многоразовой первой ступени, оснащенной крылом и вертикальным оперением, одноразовой второй ступени, передней и задней силовых конструкций с замками, связывающими ступени воедино, в соответствии с изобретением в качестве задней силовой конструкции использовано вертикальное оперение первой ступени, выполненное в виде двух килей, между которыми расположена и закреплена на их свободных концах посредством механических замков вторая ступень, при этом ответные части замков расположены на внешней поверхности второй ступени на расстоянии между собой, равном длине максимальной хорды ее поперечного сечения.

Предложенное техническое решение поясняется на прилагаемых эскизах, где на фиг.1 представлен общий вид ракеты-носителя, на фиг.2 - хвостовая часть ракеты-носителя.

Ракета-носитель пакетной схемы имеет многоразовую первую ступень 1 и одноразовую вторую ступень 2. Первая ступень оснащена крылом 3 и вертикальным оперением в виде двух килей 4.

Ступени 1 и 2 связаны воедино:

- спереди посредством рамы 5 (передняя силовая конструкция), закрепленной на ступени 1 шарнирными узлами 6, а на ступени 2 - автоматически раскрывающимся замком 7;

- сзади посредством килей 4 ступени 1 (задняя силовая конструкция), соединенных со ступенью 2 автоматически раскрывающимися замками 8.

При этом посредством рамы 5 передаются силы Рy и Pz от первой ступени ко второй ступени, а посредством килей 4 - силы Px, Рy, Pz.

Самой значительной из этих сил является сила Pz, которая, собственно, осуществляет разгон второй ступени. При несимметричной пакетной схеме ракеты-носителя, т.е. при наличии одного блока в составе первой ступени, от силы Px возникает изгибающий момент M2z корпуса второй ступени. Это происходит из-за несовпадения равнодействующего вектора двух сил Px и продольной оси второй ступени. В теории сопромата такое нагружение называется внецентренным сжатием. Выполненный авторами прочностной анализ показал, что именно изгибающий момент Mz является доминирующим фактором силового нагружения, при учете которого требуется утолщение обечаек корпуса, что утяжеляет конструкцию.

Очевидно, чем ближе равнодействующий вектор двух сил Px к продольной оси симметрии ступени, тем меньше значение изгибающего момента Mz. Легко заметить, что чем ближе равнодействующий вектор Px. к продольной оси второй ступени (размер «а» на фиг.2), тем дальше он от продольной оси первой ступени (размер «b»).

Таким образом, при уменьшении изгибающего момента M2z=2Px·a на корпус второй ступени увеличивается изгибающий момент M1z=2Px·b на корпус первой ступени (см. фиг.2), соответственно происходит перераспределение весов между ступенями.

Вместе с тем, из теории проектирования космической техники известно, что в массово-энергетическом балансе ракеты-носителя веса конструкции первой и второй ступеней соотносятся, как ~10:1. Образно говоря, 1 кг конструкции второй ступени приблизительно в 10 раз дороже 1 кг конструкции первой ступени при оценке веса полезного груза, выводимого на орбиту.

Из вышеизложенного следует, что с целью улучшения массово-энергетических характеристик ракеты-носителя вторая ступень должна крепиться к килям возвращаемой первой ступени как можно ближе к своей продольной оси (размер «а» должен быть минимальным). Другими словами, замки крепления должны располагаться на расстоянии, равном длине максимальной хорды «с» поперечного сечения второй ступени (см. фиг.2).

Использование килей возвращаемой ступени для присоединения второй ступени исключает применение громоздких силовых ферм, при этом реализуется важный принцип проектирования силовой конструкции - обеспечение многофункциональности ее элементов.

Многоступенчатая ракета-носитель пакетной схемы, состоящая из многоразовой первой ступени, оснащенной крылом и вертикальным оперением, одноразовой второй ступени, передней и задней силовых конструкций с замками, связывающими ступени воедино, отличающаяся тем, что в качестве задней силовой конструкции использовано вертикальное оперение первой ступени, выполненное в виде двух килей, между которыми расположена и закреплена на их свободных концах посредством механических замков вторая ступень, при этом ответные части замков расположены на внешней поверхности второй ступени на расстоянии между собой, равном длине максимальной хорды ее поперечного сечения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству сооружений на небесных телах. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к средствам выведения аппаратов космического назначения на заданные орбиты. .

Изобретение относится к системам терморегулирования (СТР) космических аппаратов, преимущественно телекоммуникационных спутников. .

Ракета // 2482029
Изобретение относится к области космонавтики, более конкретно к ракете. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в ракетах космического назначения (РКН) пакетной схемы. .

Изобретение относится к космической технике и предназначено для различных типов космических аппаратов (КА) со стабилизацией вращением. .

Изобретение относится к ракетно-космической, авиационной и нефтяной технике и может быть использовано для дистанционного разделения элементов конструкций. .

Изобретение относится к космической технике. .

Изобретение относится к космической технике, в частности, предназначенной для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей в космических условиях. .

Группа изобретений относится к космической технике, в частности к перемещению в межпланетном пространстве с использованием ресурсов космоса, и может быть использована для ударного воздействия на опасные космические объекты (ОКО). Способ включает выбор в качестве космического тела-ударника (КТУ) кометного ядра одной из мини-комет с орбитами (6), сближающимися с Землей (1). По траектории (8) к КТУ выводят с Земли ракетную двигательную установку, использующую в качестве рабочего тела испаряемое вещество кометного ядра. Посадку на КТУ производят в точке (9). С помощью данной двигательной установки переводят КТУ с начальной орбиты (7) на траекторию (10), обеспечивающую его столкновение с ОКО (3). В результате столкновения с КТУ в точке (11) ОКО приобретает импульс, переводящий его с начальной, грозящей столкновением с Землей в точке (5), орбиты (4) на безопасную траекторию (12). Устройство для реализации способа (не показано) содержит указанную ракетную двигательную установку, грунтозаборник с испарителем кометного вещества, энергетическую установку (с солнечным концентратором) и астронавигационное устройство. После внедрения грунтозаборника в кометное ядро испаритель производит возгонку летучих веществ ядра. Испарившиеся газы, нагреваясь (солнечным концентратором), истекают из сопла двигательной установки, создавая тягу. Астронавигационное устройство задает требуемую ориентацию вектора тяги. Техническим результатом изобретений является сокращение времени на отклонение ОКО или его фрагментов от столкновения с Землей при минимальных энергетических затратах на проведение миссии с обеспечением необходимой длительности работы двигательной установки и повышением ее надежности. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к космической технике, а именно к колонизации космических объектов (КО). Космический корабль (КК) содержит посадочный (модуль длительно действующей базы (ДДБ)) (ПМ) и взлётный модули (ВМ). ПМ содержит посадочные устройства, гермоотсек с системой обеспечения экипажа, исследовательским оборудованием и устройствами автономного или буксировочного перемещения по поверхности КО, герметичный отсек с системой стыковки и перевода взлётного модуля в стартовое положение, топливные баки для дозаправки взлётного модуля, средства стыковки с ДДБ. ВМ содержит поворотные ЖРД. ВМ и ПМ соединены переливными топливными магистралями. Производят мягкую посадку в ручном или автоматическом режиме КК на КО в горизонтальном положении с помощью бортовой ЖРД ПМ с использованием топлива ВМ, и двигателей ВМ, дозаправляют ВМ топливом из ПМ, переводят ВМ в стартовое положение, производят отлёт ВМ, вводят ПМ в состав ДДБ. Изобретение позволяет расширить эксплуатационные возможности ПМ. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Настоящее изобретение относится к простым тиоэфирам, пригодным для использования в композиции герметика, содержащим структуру, описывающуюся формулой (I): -[-S-(RX)p-(R1X)q-R2-]n- (I), в которой (a) каждый из R, которые могут быть идентичными или различными, обозначает C2-10 н-алкиленовую группу; C2-10 разветвленную алкиленовую группу; C6-8 циклоалкиленовую группу; C6-14 алкилциклоалкилен; или C8-10 алкилариленовую группу; (b) каждый из R1, которые могут быть идентичными или различными, обозначает C1-10 н-алкиленовую группу; C2-10 разветвленную алкиленовую группу; C6-8 циклоалкиленовую группу; C6-14 алкилциклоалкилен; или C8-10 алкилариленовую группу; (c) каждый из R2, которые могут быть идентичными или различными, обозначает C2-10 н-алкиленовую группу; C2-10 разветвленную алкиленовую группу; C6-8 циклоалкиленовую группу; C6-14 алкилциклоалкилен; или C8-10 алкилариленовую группу; (d) X обозначает O; (e) p имеет значение в диапазоне от 1 до 5; (f) q имеет значение в диапазоне от 0 до 5; (g) n имеет значение в диапазоне от 1 до 60; и (h) R и R1 являются отличными друг от друга. Также описаны способ получения таких простых тиоэфиров, композиции герметика, их содержащие, а также аэрокосмические летательные аппараты, содержащие поверхность с покрытием, содержащим простые тиоэфиры, или отверстие, герметизованное композицией герметика, содержащей простые тиоэфиры. Технический результат - получение при пониженных затратах новых простых тиоэфиров, обладающих превосходными топливостойкостью и стойкостью к повышенной температуре. 7 н. и 25 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.
Изобретение относится к области космонавтики и может быть использовано в лунных пусковых ракетных комплексах (ЛПРК). На поверхности Луны в непосредственной близости от ЛПРК размещают тепловой кожух (наружная поверхность покрыта светоотражающей пленкой, внутренняя - теплоизоляционными панелями) с тепловыми аккумуляторами, насосную станцию, солнечные батареи, электроаккумулятор. Заправляют половину тепловых аккумуляторов жидким теплоносителем, нагревают жидкий теплоноситель энергией небесных тел путем открытия крышек теплового кожуха с помощью датчиков света системы открытия/закрытия в светлое время лунного дня, измеряют температуру элементов конструкции ЛПРК и компонентов ракетного топлива в темное время лунной ночи, нагревают элементы конструкции ЛПРК и компоненты ракетного топлива путем перекачивания нагретого от небесных тел жидкого теплоносителя по жидкостному контуру через подогреваемые элементы конструкции лунного пускового ракетного комплекса и компоненты ракетного топлива ракеты из заправленных тепловых аккумуляторов в пустые тепловые аккумуляторы в течение всего темного времени лунной ночи с помощью насосов насосной станции, получающих питание (в зависимости от времени лунных суток) от солнечных батарей или электроаккумулятора. Изобретение позволяет повысить надежность системы подогрева в течение длительного срока эксплуатации ЛПРК. 4 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для повышения радиационной безопасности экипажа космического корабля (КК). КК содержит возвращаемый аппарат, рабочий отсек, двигательную установку с запасами топлива, переходный тоннель. Переходный тоннель оснащён люками с герметичными крышками и расположен внутри бака с топливом, и соединяет рабочий отсек с возвращающимся аппаратом. При повышении уровня радиации экипаж перемещается в переходный тоннель и изолируется крышками. Изобретение позволяет повысить радиационную безопасность экипажа КК. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к космонавтике и может быть использовано для обеспечения безопасности Земли от столкновения с опасным космическим телом. Лунный пусковой ракетный комплекс содержит стартовый стол, размещенный непосредственно на поверхности Луны, тепловой кожух, размещенный на стартовом столе, с открывающейся крышкой в верхней части, зеркальной наружной поверхностью и покрытой теплоизоляционным материалом (тефлон, политетрафторэтилен, политрифторхлорэтилен, кристаллический сополимер этилена с тетрафторэтиленом) внутренней поверхностью, систему терморегулирования с тепловыми аккумуляторами и устройством подогрева, источник питания, реактивную твердотопливную ракету с полезным грузом 5-9 тонн и стартовой массой 20-30 тонн. Стартовый стол в центральной части имеет сдвигаемую крышку для выхода отработавших газов при старте ракеты. Изобретение позволяет повысить безопасность Земли от столкновения с опасным космическим телом. 5 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к конструкции и терморегулированию космических аппаратов (КА), преимущественно массой до 100 кг, запускаемых как попутные полезные нагрузки. В негерметичном контейнере КА, выполненном в форме параллелепипеда, на сотопанелях (СП) (3,4,5) установлены приборы (2). Тепло от приборов (2) посредством коллекторных тепловых труб (6) равномерно распределяется по СП. При этом также обеспечивается термостабилизация приборов. Значительное снижение тепловыделения приборов включает в работу электронагреватели на верхней СП (3). Этим обеспечивается через СП и тепловые трубы (6) допустимая температура приборов. Нижняя СП (4) ориентирована на Землю и является радиаторной. Верхняя и нижняя СП соединены двумя регулируемыми диагональными подкосами (8). На боковых гранях приборного контейнера без СП установлена (экранно-вакуумная) теплоизоляция (9). Последняя размещена на сетчатой конструкции, закрепленной на СП, с внутренней стороны панелей (1) солнечных батарей. Техническим результатом изобретения является снижение массы конструкции, улучшение технических и эксплуатационных характеристик мини- и микро КА. 3 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для крепления и разделения ступеней ракеты-носителя пакетной схемы. Устройство для крепления и последующего разделения ступеней ракеты-носителя пакетной схемы содержит пневмотолкатель, узлы крепления, замок. Пневмотолкатель содержит цилиндр со штоком, имеющим поворотные сухари, малый шток, сферический шарнир с шариковым замком и поршнем-фиксатором, силовой штырь, и крепится на силовой конструкции ближней ко второй ступени стенки. Цилиндр содержит дополнительную полость для втягивания штока. Изобретение позволяет повысить надежность и уменьшить массу конструкции. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для увода отделяющихся частей ступеней ракет космического назначения. Получают импульс путем выброса газифицированных жидких остатков невыработанных компонентов ракетного топлива (РТ), обеспечивают импульс за счет сгорания невыработанных компонентов РТ в камере газового ракетного двигателя, ограничивают объем невыработанных остатков РТ, разделяют секундный массовый расход теплоносителя (ТН) на 2 части (одну часть подают в объем, ограниченной сеткой, другую - во вторую часть топливного бака), определяют количество подаваемого ТН из условия испарения оставшихся капель компонентов РТ. Устройство для увода отделяющейся части ракеты-носителя содержит топливные баки окислителя и горючего, систему наддува баков, газовый ракетный двигатель с системами питания и газификации, магистрали с акустическими излучателями (рассчитанными из условия минимальных массовых затрат на газификацию заданными количеством топлива и давления), разделительную сетку (рассчитанную от значения силы поверхностного натяжения). Изобретение позволяет снизить энергетические затраты на газификацию заданного количества остатков компонентов РТ. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к космической технике, а именно к средствам обеспечения деятельности космонавтов в условиях невесомости. Фиксатор предметов в невесомости содержит проволоку (из материала, обладающего свойством остаточной пластической деформации) в неметаллической оболочке, кольца на концах фиксатора диаметром, соизмеримым с размерами пальцев наддутой перчатки скафандра. Изобретение позволяет повысить безопасность фиксации предметов космонавтом в условиях открытого космоса. 3 ил.
Наверх