Способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении


 


Владельцы патента RU 2510354:

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (RU)

Изобретение относится к области проведения обследования необитаемым подводным аппаратом затонувших объектов в ситуация, когда в районе работ имеется сильное течение. Способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении включает удержание необитаемого подводного аппарата вблизи грунта за искусственную опору. К якорю маломерного судна крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата. Трос якоря на судне выбирают втугую (на «панер»). Обеспечивается поиск и обследование затонувшего объекта под водой в условиях сильного течения без использования водолазов. 1 ил.

 

Изобретение относится к области использования технических средств освоения океана и проведения подводно-технических работ.

Активное использование необитаемых подводных аппаратов (НПА) в целях допоиска и телевизионного обследования затонувших объектов как в морской зоне, так и на внутренних водоемах стало обычной практикой. В зависимости от характера этих работ используют различные классы НПА, заметно отличающиеся по габаритам. Так, малогабаритные осмотровые аппараты значительно менее мощные, чем тяжелые рабочие НПА. В процессе эксплуатации малогабаритных НПА наличие течений в районе работ препятствует выполнению поставленных задач. Обладая сравнительно слабым движительным комплексом и имея при этом значительную парусность кабеля, небольшой осмотровый аппарат на течении не сможет осуществить допоиск объекта гидролокатором и осуществить его осмотр телекамерой из-за сноса и динамических колебаний корпуса. Не говоря уже о том, чтобы подойти или удержаться вблизи лежащего на грунте объекта. Возникает идея стабилизации аппарата путем удержания его на течении на заданном отстоянии от искусственно созданного вертикального «лифта».

Существует ряд технических решений в обеспечение удержания самого судна-носителя и опускаемых подводных аппаратов для снижения влияния течения или дрейфа в районе работ. Судно, как правило, удерживают в назначенной точке на якорях, рейдовом оборудовании или методом динамического позиционирования. Что касается опускаемых под воду аппаратов, то известен способ постановки рабочего НПА «Катран» на донный якорь, что можно рассматривать здесь как аналог.(Б. Сахаров «Аварии и поиск подводных лодок и других объектов», С-Пб, 20О6 г). Для проведения допоиска или подводных работ предусматривалось крепление к силовому кабелю этого тяжелого рабочего аппарата специальной скобы с вертлюгом и якорем. Сам аппарат крепился к основному силовому кабелю соединительным кабелем. При опускании на грунт кабеля с якорем аппарат сбрасывал балласт и с включенными движителями маневрировал, удаляясь от якоря на длину соединительного кабеля. Громоздкость многотонного аппарата и подобной схемы постановки, а также избыточность токопереходов и малая надежность системы в целом не нашли широкого применения этого способа обследования в подводном аппаратостроении.

В качестве прототипа можно рассмотреть современный способ для решения проблем допоиска затонувших объектов при наличии волнения и с доставкой самого аппарата на грунт при работе судна с в заданной точке.

Для этого с помощью устройства глубоководного погружения (УГП), или как его нередко называют в открытой печати - «гараж» (журнал «Морские технологии» №4, 2000 г), обеспечивается спуск на заданную глубину. При этом аппарат, установленный внутри (под) защитной конструкцией, которая оснащена отдельной лебедкой с коротким кабелем для ограниченного маневрирования НПА, опускается на основном силовом кабеле на необходимое отстояние от грунта и там выпускается из «гаража». После проведения допоиска или работ с использованием манипулятора аппарат втягивается внутрь конструкции (УГП), которая поднимается на борт судна. К недостатку данного способа применения НПА относится сложность конструкции, удорожание оборудования и потребность в наличии соответствующих грузоподъемных устройств или площадей для них на судне-носителе. Это не всегда целесообразно при работе на мелководье у берега, на реках с борта маломерных судов, имеющих на борту малогабаритные НПА.

В связи с вышеуказанным становится актуальным вопрос эффективного применения малых НПА с борта небольших плавсредств в районах с заметным течением.

Задачей изобретения является применение НПА с борта судна таким образом, чтобы аппарат смог должным образом выполнять функции допоиска и телевизионного обследования под водой при наличии течения.

Это достигается тем, что с борта судна в точке поиска или обследования затонувшего объекта на грунт бросают якорь на тросе, выбирают трос втугую («на панер») и вдоль троса вниз погружают НПА, закрепленный коротким стропом за скользящую по тросу от поверхности до якоря петлю.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что с целью предотвращения сноса и обеспечения жесткой фиксации положения аппарата, к якорю маломерного судна вместо цепи крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата, при этом трос от якоря на судне выбирают втугую (на «панер»).

Предлагаемое решение обладает рядом существенных преимуществ перед рассмотренными выше аналогом и прототипом:

- устойчивое удержание аппарата в заданной точке в условиях сильного течения;

- безопасность применения аппарата в сложных условиях;

- отсутствие необходимости применения водолаза, подвергая его риску на сильном течении;

- для судна не требуется сложная постановка рейдового оборудования;

- простота и дешевизна конструктивного исполнения технического решения.

Предложенный способ для удержания малогабаритных подводных аппаратов в районах подводных работ при наличии сильных течений обладает новизной в части их практического использования с маломерных судов.

Для осуществления способа удержания НПА в нужном месте вблизи грунта с борта маломерного судна 1 под воду травят кабель 2 с необитаемым подводным аппаратом 3. При этом аппарат крепится прочным кевларовым стропом 4 с петлей-кольцом 5, свободно движущимся от якоря 6 по тросу до судна 7. В процессе постановки аппарата в заданном месте он своими движителями заглубляется до нужного горизонта, оказываясь под действием течения в дистанции от натянутого троса, равной длине удерживающего стропа. Позиция аппарата под водой определяется опускной антенной 8, пеленгующей погруженный аппарат (фиг.1).

Предлагаемый способ удержания аппарата в требуемой точке повышает эффективность применения малых судов при проведении подводно-технических работ с НПА в условиях сильных течений. При этом не требуется использовать труд водолазов, снижается риск проведения работы. Нет необходимости использования специализированных дорогостоящих комплексов.

Способ проверен на практике при фактических поисково-обследовательских работах в полигоне Ладожского озера.

Способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении путем удержания необитаемого подводного аппарата вблизи грунта за искусственную опору, отличающийся тем, что к якорю маломерного судна крепят трос, вокруг него заводят скользящую петлю из прочного материала и соединяют ее коротким стропом с корпусом спускаемого подводного аппарата, при этом трос якоря на судне выбирают втугую (на «панер»).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морской технике и касается отстрела выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии. .

Изобретение относится к области спасательной техники, в частности к спасательным устройствам, обеспечивающим самостоятельный выход экипажа в спасательном снаряжении подводника по буйрепу из аварийной подводной лодки.

Изобретение относится к средствам оповещения об аварии, которые подводная лодка выбрасывает из глубины, а надводный корабль, судно сбрасывает за борт для передачи через систему глобальной спутниковой связи по системе КОСПАС-САРСАТ краткого кодированного сообщения.

Изобретение относится к техническим средствам для обследования рельефа дна акваторий и обнаружения подводных препятствий, а именно к жестким тралам. .

Изобретение относится к области акустики, в частности к излучению гидроакустических кодированных и широкополосных сигналов управления. .

Изобретение относится к устройствам для обнаружения и спасения затонувшего объекта или для идентификации объекта, временно находящегося под водой, а именно к таким устройствам, которые прикреплены к самим объектам или к их снаряжению.

Изобретение относится к средствам оповещения подводной лодки (ПЛ) об аварии, которые она выбрасывает из глубины. .

Изобретение относится к подводной технике, а именно к устройствам, предназначенным для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к поиску и спасению аварийных подводных объектов и может быть использовано при создании технических систем обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, а также для создания средств спасения и оказания помощи экипажу и пассажирам аварийного подводного объекта.

Изобретение относится к области средств обозначения затонувших объектов, а именно к сигнальным буям, выпускаемым из аварийной подводной лодки. .

Изобретение относится к технике наблюдения за подводной средой. В предложенной реактивной системе освещения подводной обстановки в качестве средства доставки используется управляемая ракета.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для океанографических и геологических исследований, ремонтных работ, установки и обслуживания подводного оборудования.
Изобретение относится к области измерительно-исполнительных телеуправляемых роботизированных систем. .
Изобретение относится к области роботизированных комплексов для обследования, обслуживания поверхностей гидротехнических и нефтегазопромысловых сооружений в автоматизированном и телеуправляемом режимах.

Изобретение относится к области производства подводных работ для зондирования морского дна в целях донного профилирования, прокладки трасс трубопроводов с привязкой к географическим координатам, обнаружения заиленных объектов.

Изобретение относится к гидроакустической технике и может быть использовано в составе водолазного оборудования. .
Изобретение относится к области удаленного обследования морского дна и подводных сооружений, находящихся на дне в акваториях объектов природного и техногенного происхождения, а также проведения профилактических, ремонтных, спускоподъемных, аварийно-спасательных и им подобных работ с осуществлением физического воздействия на объект.

Изобретение относится к подводному судостроению. .

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно - к техническим средствам для обеспечения технического обслуживания и ремонта подводных добычных комплексов и доставки технологического оборудования с борта надводного обеспечивающего судна на дно акватории, и может быть использовано при создании подводных аппаратов для выполнения работ на подводных добычных комплексах в арктических ледовых условиях. Предложена система для обеспечения технического обслуживания и ремонта подводных добычных комплексов, содержащая спускаемые с обеспечивающего судна подводный аппарат-носитель с установленным на нем подводным роботом, связанный с надводным обеспечивающим судном силовым кабелем, кабелем управления и страховочным тросом. В систему введены в форме кольцевых секторов в плане цистерны главного балласта с клапанами вентиляции в верхней их части и кингстонными решетками в нижней части и цистерны уравнительного балласта. Указанные цистерны последовательно соединены друг с другом с помощью жестких разъемных креплений по периметру их смежных поверхностей, образуя тем самым кольцевой корпус подводного аппарата-носителя, и расположены они по окружности попеременно, преимущественно с равными интервалами и равноудаленными от центра упомянутого кольцевого корпуса. Аппарат-носитель оснащен баллонами сжатого воздуха, манипуляторами, блоком управления им, а также движительно-рулевым комплексом, состоящим из поворотных движительных устройств с приводами, системами сжатого воздуха и уравнительного балласта. В корпусе обеспечивающего судна выполнена шахта для спуска и подъема подводного аппарата-носителя вместе с подводным роботом или с оборудованием подводного добычного комплекса. Технический результат заключается в расширении эксплуатационных возможностей системы, в частности при работе в ледовых условиях. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх