Технологическая машина с системой торможения

Авторы патента:


Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения
Технологическая машина с системой торможения

 


Владельцы патента RU 2516426:

РОБЕРТ БОШ ГМБХ (DE)

Изобретение относится к технологическим машинам, в частности к машинам, снабженным системой экстренного торможения, предназначенной для резкого затормаживания вращающегося вала технологической машины с целью защиты пользователя технологической машины и содержащей тормозной барабан и по меньшей мере одну тормозную колодку, которые для торможения вала вводятся в тормозящий контакт друг с другом. Тормозной барабан и по меньшей мере одна тормозная колодка выполнены и расположены таким образом, что контакт между тормозным барабаном и тормозной колодкой происходит под действием центробежной силы, обусловленной вращением вала. Обеспечивается торможение технологической машины без непосредственного контакта с рабочим инструментом. 7 з.п. ф-лы, 13 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к технологической машине с предохранительной системой, в частности к пиле, прежде всего к циркулярной пиле, в которой для защиты пользователя технологической машины от травм в опасных ситуациях предохранительная система срабатывает в течение очень короткого промежутка времени, находящегося, например, в пределах нескольких миллисекунд (как правило, от 1 до 50 мс).

Уровень техники

В настоящее время существует, в основном, три разных подхода к реализации предохранительной системы для настольных и форматных циркулярных пил, которая должна предотвращать контакт пользователя с вращающимся пильным полотном и получение им резаных ран, чреватых тяжелыми последствиями.

Предохранительная система одного из американских производителей, продаваемая под названием Saw Stop, представляет собой систему экстренного торможения, обеспечивающую торможение технологической машины за счет непосредственного контакта механизма торможения с пильным полотном, как только опасная ситуация будет обнаружена датчиком соответствующей конструкции. В этом случае в результате срабатывания инициирующего приспособления, выполненного в виде перегорающей при нагреве нити, на зубья вращающегося пильного полотна посредством предварительно сжатой пружины наталкивается установленная с возможностью поворота алюминиевая колодка, которая вызывает заклинивание, тем самым поглощая энергию вращения всех частей технологической машины, вращающихся в ходе процесса пиления. В качестве сопутствующего эффекта при таком одностороннем воздействии на процесс резания осуществляется опускание пильного полотна в пильный стол посредством расположенного в последнем специально сконструированного устройства подвески. Эта система позволяет предотвращать чреватые тяжелыми последствиями телесные повреждения пользователя технологической машины, инициировавшего срабатывание защитного механизма. Недостатком данной конструкции является непосредственный контакт с рабочим инструментом, а именно с режущей кромкой пильного полотна, поскольку выламывание зубьев создает дополнительную опасность для пользователя. Кроме того, для повторного приведения предохранительной системы в состояние готовности требуется замена тормозного узла и пильного полотна, то есть для возобновления работы после срабатывания защитного механизма пользователю необходимо иметь при себе запасные части. Это связано со значительными прямыми и косвенными затратами средств и времени на их приобретение и монтаж. К тому же можно предположить, что все элементы конструкции, вовлеченные в процесс торможения, то есть все вращающиеся части технологической машины, подвергаются во время фазы замедления сильным нагрузкам. Данные о длительной прочности этой системы отсутствуют как в информации, предоставленной производителем, так и в соответствующих публикациях.

Другой подход заключается в использовании предохранительной системы, предусматривающей опускание пильного полотна в пильный стол без запуска процесса торможения. С помощью пиропатрона пильное полотно, главный вал и его опоры выводятся из опасной зоны, что предотвращает получение пользователем тяжелых телесных повреждений. Недостатком предохранительной системы такого типа является необходимость перемещения сравнительно больших масс в форме опускаемых элементов конструкции в пределах узкого временного диапазона, составляющего несколько миллисекунд. Далее, с применением пиропатронов, являющихся в этом защитном механизме безусловно необходимыми, связана дорогостоящая замена расходных частей, что ограничивает возможность немедленного возобновления работы на технологической машине с готовой к срабатыванию предохранительной системой как во временном, так и в организационном плане. Кроме того, по соображениям ограниченности конструктивного объема и очень специфического принципа действия данная предохранительная система применима только в относительно больших стационарных устройствах, например настольных циркулярных пилах, внутри которых она может быть установлена. В небольших же устройствах с ручной подачей рабочего инструмента, например торцовочно-усорезных или панельных пилах, эта система неприменима.

В публикации, состоявшейся в рамках реализуемого с государственной поддержкой (организация VDI/VDE-IT) проекта ″Cut-Stop″ и посвященной предохранительной системе для форматных круглопильных станков, разработанной Институтом технологических машин (IFW) Штутгартского университета, излагается еще один подход, согласно которому остановка главного вала технологической машины, а следовательно, и пильного полотна производится посредством дискового тормозного устройства специального типа, а именно самоусиливающегося клинового тормоза. В данном случае с помощью пиропатрона осуществляется ускорение и последующее вдвигание клина между его неподвижной направляющей в форме модифицированного тормозного суппорта и вращающимся тормозным диском. При соответствующем выборе и комбинировании специфических величин (угла α при вершине клина и параметра µ тормозной накладки) данная конструкция обеспечивает самоторможение, так что с ее помощью и в зависимости от инерционности замедляемых масс можно выполнить требования, предъявляемые к продолжительности процесса торможения. Недостаток этой предохранительной системы заключается в том, что, как описывается в вышеупомянутой публикации, и в данном случае после срабатывания защитного механизма требуется замена всего тормозного узла по причине фрикционного заклинивания пары трения. Время, требуемое для полного восстановления готовности системы, составляет здесь примерно 10-12 минут. Так что и в этом случае возможность немедленного возврата системы в исходное состояние после срабатывания частично ограничена.

Из DE 19536995 А1 известен предохранительный тормоз для подъемников, содержащий устройство, которое при превышении транспортным средством заданного максимального значения скорости осуществляет торможение, а при необходимости и остановку привода, причем интенсивность замедления зависит от скорости движения. Предохранительный тормоз, описанный в DE 19536995 А1, действует, в зависимости от числа оборотов, непосредственно на канатоведущий шкив подъемно-транспортной установки с канатным приводом, обеспечивая ограничение скорости его вращения. Этот предохранительный тормоз, выполненный как центробежный тормоз, содержит дополнительное устройство для увеличения тормозного усилия в зависимости от скорости движения.

Раскрытие изобретения

Исходя из рассмотренного уровня техники, задача настоящего изобретения состоит в создании технологической машины альтернативной конструкции, в которой предохранительная система срабатывает за очень короткий промежуток времени, в частности, в пределах нескольких миллисекунд (обычно 1-50 мс), и по меньшей мере частично устраняет описанные выше проблемы.

Для решения этой задачи в настоящем изобретении предлагается технологическая машина, прежде всего пила, с системой экстренного торможения, предназначенной для резкого затормаживания вращающегося вала технологической машины и содержащей тормозной барабан и по меньшей мере одну тормозную колодку, которые для торможения вала технологической машины вводятся в тормозящий контакт друг с другом. При этом тормозной барабан и по меньшей мере одна тормозная колодка выполнены и расположены таким образом, что контакт между тормозным барабаном и тормозной колодкой происходит под действием центробежной силы или центробежного ускорения, обусловленной(-ого) вращением вала.

В соответствии с этим настоящее изобретение направлено на то, чтобы реализовать торможение вращающегося вала технологической машины путем использования имеющейся энергии вращения вала с помощью сконструированной самоусиливающейся или самотормозящейся пары трения. Таким способом можно обеспечить торможение в заданном временном диапазоне, составляющем несколько миллисекунд. Предлагаемое в изобретении выполнение тормоза позволяет осуществить торможение рабочего инструмента, напрямую или опосредованно приводимого в движение валом, за очень короткое время, составляющее обычно от 1 до 50 мс, предпочтительно от 1 до 20 мс, в частности 10 мс и менее.

Преимущество изобретения заключается в том, что при торможении технологической машины отсутствует непосредственный контакт с рабочим инструментом. Такой контакт неизбежно привел бы к разрушению рабочего инструмента. В предлагаемой в изобретении технологической машине тормозится вал, напрямую или опосредованно приводящий в движение рабочий инструмент. Благодаря этому сам рабочий инструмент остается неповрежденным.

В данном случае должно быть ясно, что запуск процесса торможения, происходящий, например, как реакция на выходной сигнал датчика, обнаружившего опасную для пользователя ситуацию, может осуществляться механическим, электромеханическим, пиротехническим, пневматическим или гидравлическим образом и, в принципе, не связан с какой-либо определенной средой или рабочим телом, но электромеханический запуск является предпочтительным из-за простоты конструкции и очень хороших возможностей реверсирования.

Настоящее изобретение относится к технологической машине, под которой может пониматься пила, в частности, циркулярная пила, например настольная или ручная пила, а также торцовочно-усорезная, панельная, ленточная, лобзиковая пила и аналогичные им.

Кроме того, предлагаемая в изобретении технологическая машина может также представлять собой, например, шлифовальную машину или сверлильный станок, в частности, вертикально-сверлильный станок.

Предлагаемая в изобретении технологическая машина не ограничивается названными примерами осуществления. Следует уяснить, что предложенная система торможения применима и в других технологических машинах, в которых по специфическим соображениям требуется обеспечить возможность целенаправленного запуска торможения в заданном промежутке времени, составляющем несколько миллисекунд. В частности, в соответствии с настоящим изобретением могут быть выполнены технологические машины с инструментом, напрямую или опосредованно приводимым в движение валом.

В одном из вариантов осуществления настоящего изобретения, по меньшей мере одна тормозная колодка системы экстренного торможения предлагаемой в изобретении технологической машины закреплена с возможностью поворота на держателе, установленном на валу и вращающемся с ним.

В предпочтительном варианте предусмотрено устройство блокировки, переставляемое между положением блокирования, в котором тормозная колодка удерживается на держателе, и положением разблокирования, в котором по меньшей мере одна тормозная колодка освобождается с возможностью ее поворота в направлении тормозного барабана для создания тормозящего контакта. Другими словами, вращающаяся совместно с валом по меньшей мере одна тормозная колодка резко, т.е. в течение нескольких миллисекунд, перемещается под действием центробежной силы в направлении неподвижного тормозного барабана, как только устройство блокировки переводится в положение разблокирования.

В предпочтительном варианте устройство блокировки содержит по меньшей мере один запорный элемент, перемещаемый между положением блокирования, в котором он находится в зацеплении по меньшей мере с одной тормозной колодкой, и положением разблокирования, в котором он отсоединен от тормозной колодки. Такой запорный элемент может быть выполнен, например, в виде запорного стержня и т.п.

Устройство блокировки в предпочтительном варианте содержит исполнительный механизм, переводящий это устройство из положения блокирования в положение разблокирования. Этот исполнительный механизм может представлять собой, например, магнит, притягивающий кольцевой якорь, на котором закреплен запорный элемент в форме запорного стержня, чтобы вывести запорный стержень из зацепления с тормозной колодкой и освободить последнюю.

В предпочтительном варианте система экстренного торможения содержит также устройство сцепления, выполненное таким образом, что в состоянии включения оно соединяет затормаживаемый (т.е. подлежащий затормаживанию) вал с трансмиссией, а во время экстренного торможения - автоматически переводится в состояние выключения, в котором подлежащий затормаживанию ведущий вал отсоединен от трансмиссии. Такое отсоединение трансмиссии при экстренном торможении обеспечивает исключение трансмиссии (которая может, например, включать в себя ведущий вал и, возможно, несколько ступеней трансмиссии) из собственно процесса торможения, благодаря чему трансмиссия не подвергается действию больших тормозящих моментов, возникающих во время торможения. Этим, во-первых, достигается то преимущество, что исключается возможность повреждения компонентов трансмиссии во время торможения. Во-вторых, отпадает необходимость приведения конструктивных параметров компонентов трансмиссии в соответствие с требованиями, предъявляемыми к процессу торможения, благодаря чему их можно изготавливать с меньшим запасом прочности и за меньшую цену. Кроме того, таким способом обеспечивается эффективное уменьшение момента инерции массы, подвергающейся торможению, поскольку нет необходимости в торможении компонентов трансмиссии. Тем самым можно решающим образом уменьшить нагрузку на систему в фазе торможения. Соответственно этому, при одном и том же силовом воздействии можно существенно сократить время, требуемое для торможения пильного полотна (понятие ″пильное полотно″ включает в себя ″пильный диск″). Конечно, в альтернативном варианте можно также уменьшить силовое воздействие при неизменной продолжительности торможения.

В предпочтительном варианте осуществления изобретения затормаживаемый вал выполнен в виде полого вала, в полости которого расположен ведущий вал трансмиссии, В предпочтительном варианте устройство сцепления образовано выступом, предусмотренным по меньшей мере на одной тормозной колодке и в состоянии включения сцепления проходящим через сквозное отверстие, выполненное в затормаживаемом валу, и входящим в выемку ведущего вала, в результате чего ведущий вал и затормаживаемый вал соединены друг с другом с фиксацией от проворачивания, а в состоянии выключения сцепления выходящим из выемки ведущего вала, в результате чего затормаживаемый вал уже не приводится в движение ведущим валом. Таким способом может быть реализовано отсоединение трансмиссии во время торможения. В предпочтительном варианте выступ с выемкой образуют геометрическое замыкание, чем достигается их надежное сцепление. Для этого можно выполнить, например, выступ дугообразным, а выемку - в форме призмы.

Здесь следует отметить, что количество выступов не должно обязательно соответствовать количеству выемок. Так, например, может быть предусмотрено четыре выемки и только два выступа. Это дает преимущество в том отношении, что после срабатывания системы экстренного торможения требуется лишь незначительный поворот ведущего вала, чтобы выступы снова вошли в одну из пар выемок. Можно также предусмотреть тормозные колодки в количестве более двух, из которых только две будут ответственными за обеспечение соответствующего соединения ведущего вала, образуемого выступом и выемкой.

Кроме того, предлагаемая в изобретении система экстренного торможения в предпочтительном варианте содержит возвратное устройство для возврата по меньшей мере одной тормозной колодки в ее исходное положение, что обеспечивает полностью реверсивное восстановление эксплуатационной готовности системы (возврат в исходное состояние) после совершенного торможения. Параметры возвратного устройства определяются здесь в тесной увязке с параметрами самоусиления пары трения, а следовательно, и с конструктивными параметрами системы торможения. Возвратное устройство может быть реализовано, например, в виде пружинного элемента соответствующих размеров, работающего на растяжение или сжатие.

Краткое описание чертежей

Настоящее изобретение более подробно описывается ниже на примерах его осуществления со ссылкой на приложенные чертежи. В описании, на приложенных чертежах, а также в формуле изобретения многочисленные признаки изобретения приведены в комбинации. Специалист может также рассматривать эти признаки - в частности, содержащиеся в различных примерах осуществления изобретения, - в отдельности и составлять из них другие целесообразные комбинации. На чертежах показано:

на фиг.1 - схематическое изображение (вид спереди) одного из вариантов выполнения системы экстренного торможения предлагаемой в изобретении технологической машины, находящейся в состоянии, предшествующем запуску процесса торможения,

на фиг.2 - схематическое изображение (вид спереди) системы экстренного торможения, показанной на фиг.1 и находящейся в состоянии запуска процесса торможения,

на фиг.3 - схематическое изображение (вид в продольном разрезе) системы экстренного торможения, показанной на фиг.1 и 2 и находящейся в состоянии, предшествующем запуску процесса торможения,

на фиг.4 - схематическое изображение (вид в продольном разрезе) системы экстренного торможения, показанной на фиг.1-3 и находящейся в состоянии запуска процесса торможения,

на фиг.5 - схематическое изображение (вид в поперечном разрезе) системы экстренного торможения, показанной на фиг.1-4 и находящейся в состоянии, предшествующем запуску процесса торможения,

на фиг.6 - схематическое изображение (вид в поперечном разрезе) системы экстренного торможения, показанной на фиг.1-5 и находящейся в состоянии запуска процесса торможения,

на фиг.7 - первый пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде настольной циркулярной пилы с системой экстренного торможения,

на фиг.8 - другой пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде торцовочной пилы с системой экстренного торможения,

на фиг.9 - другой пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде ленточной пилы с системой экстренного торможения,

на фиг.10 - еще один пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде лобзиковой пилы с системой экстренного торможения,

на фиг.11 - еще один пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде шлифовальной машины с системой экстренного торможения,

на фиг.12 - еще один пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде сверлильного станка с системой экстренного торможения,

на фиг.13 - еще один пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде ручной циркулярной пилы с системой экстренного торможения.

Осуществление изобретения

На фиг.1-6 представлены схематические изображения системы экстренного торможения для технологических машин, соответствующих настоящему изобретению, обозначенной в целом позицией 10 и служащей для того, чтобы при возникновении опасной ситуации привести в неподвижное состояние - в течение очень короткого промежутка времени, составляющего в предпочтительном варианте несколько миллисекунд, - рабочий инструмент технологической машины, например пильное полотно.

На фиг.7-13 показаны примеры технологических машин с такой системой экстренного торможения.

Прежде чем перейти к описанию установки системы экстренного торможения в различных технологических машинах, необходимо остановиться на конструкции и принципе действия этой системы.

Система 10 экстренного торможения содержит неподвижный тормозной барабан 12, закрепленный на рамном элементе конструкции настольной циркулярной пилы, на чертеже не показанном. Этот рамный элемент конструкции должен быть рассчитан таким образом, чтобы он мог выдерживать и воспринимать тормозящие моменты, возникающие во время фазы торможения. Далее, система 10 экстренного торможения содержит держатель 14 тормозных колодок, неподвижно связанный с ведомым валом 16, приводящим в движение пильное полотно, так что он вращается вместе с этим валом в направлении, указанном стрелкой 17. На держателе 14 закреплены две расположенные диаметрально противоположно друг другу тормозные колодки 18, установленные на соответствующих шарнирных пальцах 20 с возможностью поворота вокруг них. На обращенных к тормозному барабану 12 поверхностях тормозных колодок 18 предусмотрены фрикционные накладки 22, которые в процессе торможения системы 10 экстренного торможения входят в контакт с неподвижным тормозным барабаном 12, так что фрикционные накладки 22 и тормозной барабан 12 образуют пару трения. В показанном на фиг.1 состоянии, где процесс торможения еще не запущен, тормозные колодки 18 неподвижно удерживаются на держателе 14 с помощью запорных стержней 24, вследствие чего они не имеют возможности поворота вокруг шарнирных пальцев 20.

Эти запорные стержни 24 составляют часть устройства 26 блокировки, которое содержит также магнитный исполнительный механизм 28, посредством которого запорные стержни 24 могут перемещаться между положением блокирования, в котором тормозные колодки 18 удерживаются на держателе 14, и положением разблокирования, в котором тормозные колодки 18 освобождаются таким образом, что они совершают поворот вокруг своих шарнирных пальцев 20 в направлении тормозного барабана 12, для создания тормозящего контакта между фрикционными накладками 22 и тормозным барабаном 12. Как показано на фиг.3, магнитный исполнительный механизм 28 устройства 26 блокировки неподвижно закреплен на ведомом валу 16. В альтернативном варианте магнитный исполнительный механизм 28 может быть также закреплен на неподвижной части корпуса, не показанной на чертеже, и воздействовать на запорные стержни 24 бесконтактным образом. Запорные стержни 24, имеющие возможность возвратно-поступательного движения посредством магнитного исполнительного механизма 28, проходят через сквозные отверстия 30, предусмотренные в держателе 14, и в состоянии, представленном на фиг.1, 3 и 5, где процесс торможения еще не запущен, входят в отверстия 32, предусмотренные в тормозных колодках 18. Таким способом осуществляется фиксация тормозных колодок 18 на держателе 14. В случае срабатывания системы торможения магнитный исполнительный механизм 28 притягивает кольцевой якорь, на котором закреплены запорные стержни 24, обеспечивая выход последних из держателя 14 на определенное расстояние s и тем самым освобождая тормозные колодки 18 (см. фиг.4). Под действием центробежной силы или центробежного ускорения, обусловленной(-ого) вращением ведомого вала 16, эти колодки прижимаются к неподвижному тормозному барабану 12, благодаря чему между фрикционными накладками 22 тормозных колодок 18 и тормозным барабаном 12 образуется пара трения, требуемая для торможения ведомого вала 16. Следует отметить, что в качестве альтернативы представленному примеру осуществления изобретения, где запорный стержень 24 совершает возвратно-поступательное движение посредством магнитного исполнительного механизма 28, может быть также реализовано движение запорного стержня 24 в обоих направлениях под действием усилия пружины и т.п. Так, движение запорного стержня 24 в прямом направлении может осуществляться под действием магнитного исполнительного механизма 28, тогда как движение запорного стержня 24 в обратном направлении может осуществляться посредством одного или нескольких пружинных элементов, и наоборот.

В зависимости от геометрических размеров устройства определяется его коэффициент усиления С*, причем для предлагаемой конструкции он должен находиться в пределах диапазона самоусиления или самоторможения системы. В данном случае для образования пары трения требуется лишь короткий импульс, поскольку тормозные колодки 18 прижимаются к тормозному барабану 12 вследствие возникающего равновесия сил.

Как следует, в частности, из фиг.3 и 4, ведомый вал 16, затормаживаемый с помощью системы 10 экстренного торможения, выполнен в виде полого вала, в полости которого расположен ведущий вал 34, представляющий собой часть трансмиссии, на чертеже не показанной. Для соединения ведомого вала 16 и ведущего вала 34 друг с другом с фиксацией от проворачивания на тормозных колодках 18 выполнены выдающиеся в направлении центра ведомого вала 16 и ведущего вала 34 дугообразные выступы 36, которые проходят через сквозные отверстия 38, предусмотренные в ведомом валу 16, и входят в имеющие форму призмы выемки 40 ведущего вала 34, как это показано на фиг.5. Благодаря вхождению выступов 36, предусмотренных на тормозных колодках 18, в соответствующие выемки 40 ведущего вала 34 последний соединяется с ведомым валом 16 с фиксацией от проворачивания. При инициировании процесса торможения из состояния, изображенного на фиг.5, после того как запорные стержни 24 будут вытянуты на расстояние s из тормозных колодок 18, происходит поворот тормозных колодок 18 вокруг своих шарнирных пальцев 20 в направлении тормозного барабана 12, так что имеющиеся на тормозных колодках 18 выступы 36 выходят из соответствующих выемок 40 ведущего вала 34, в результате чего происходит разъединение ведущего вала 34 и ведомого вала 16. При таком разъединении трансмиссия не подвергается действию тормозящих моментов, возникающих во время процесса торможения, что позволяет избежать ее повреждения. Кроме того, компоненты трансмиссии можно изготавливать с меньшим запасом прочности, поскольку они не испытывают больших нагрузок при торможении. Так, например, поперечное сечение ведущего вала 34, связанного с двигателем, может быть меньше по сравнению с тем случаем, когда не предусмотрено устройство для отсоединения трансмиссии. Решающее значение, однако, имеет вытекающее отсюда преимущество, что сводится к минимуму количество компонентов, подвергающихся торможению. Это оказывает положительное влияние на систему применительно к ее нагрузке во время фазы торможения, как это уже описывалось выше.

Описанная выше конструкция системы 10 экстренного торможения может значительно сократить время, требуемое для запуска процесса торможения, поскольку контакт между тормозным барабаном 12 и тормозными колодками 18 происходит под действием центробежной силы или центробежного ускорения, обусловленной(-ого) вращением ведомого вала 16. Принципиальная возможность достижения требуемого времени срабатывания, составляющего несколько миллисекунд, может быть доказана на основании расчетов.

Кроме того, конструкция электромеханической системы, представленная на фиг.1-6, реализуется без использования других форм энергии, которые при определенных обстоятельствах могут сделать невозможным полностью реверсивный возврат системы в исходное состояние, и наличие которых означало бы ограничение возможности реверсивного возврата системы в исходное состояние.

Реализация двустороннего приложения тангенциального фрикционного усилия пары трения обеспечивает щадящую эксплуатацию имеющихся подшипников качения, конструкцию которых для обеспечения выносливости всей системы не требуется перерабатывать или даже рассчитывать заново, что привнесло бы в систему повышенную инерционность.

Описанная здесь конструкция позволяет, кроме того, избежать наличия вращающихся деталей по внешнему периметру тормозного узла, благодаря чему может быть реализована замкнутая система с компактной компоновкой, легко размещаемая в соответствующем корпусе, что обеспечивает дополнительные преимущества в отношении принятия специальных мер безопасности при обращении с технологическими машинами.

Следует понимать, что приведение в действие магнитного исполнительного механизма 28 осуществляется посредством выходных сигналов соответствующих датчиков, регистрирующих ситуацию, когда пользователь находится в опасной близости к рабочему инструменту технологической машины, например к пильному полотну. Такие датчики применяются в существующих устройствах, поэтому останавливаться на них подробнее в настоящем описании нет необходимости. Здесь можно упомянуть - в качестве примера и не ограничиваясь этим, - радарные датчики, в частности сверхширокополосные радарные датчики и/или оптические датчики, в частности системы, работающие в ближнем инфракрасном диапазоне.

На фиг.7 показан первый пример выполнения предлагаемой в изобретении технологической машины в виде циркулярной пилы, в частности настольной циркулярной пилы. Представленная здесь циркулярная пила 48 содержит систему 10 экстренного торможения и сенсорную систему 52, предусмотренную для обнаружения присутствия какого-либо материала 54, в частности ткани (например, кожных покровов руки человека), в рабочей зоне 56 технологической машины. Устройство 52 обнаружения содержит по меньшей мере один датчик 50, который может быть установлен в плоскости, находящейся над рабочей зоной технологической машины, как это показано на фиг.7. В альтернативном варианте датчик 50 устройства 52 может быть также вмонтирован непосредственно в рабочий стол 40. Обе эти возможности могут быть реализованы как порознь, так и одновременно, как это показано, например, на фиг.7. Устройство 52 для обнаружения, в частности, тканей человека, а также других материалов, может содержать - в качестве примера и не ограничиваясь этим, - радарные датчики, в частности сверхширокополосные радарные датчики и/или оптические датчики, в частности системы, работающие в ближнем инфракрасном диапазоне.

При обнаружении, например, руки 54 в опасной зоне непосредственно перед пильным полотном технологической машины генерируется сигнал активации, выводящий из зацепления запорные стержни тормозных колодок, в, результате чего последние перемещаются, как подробно описано выше, под действием центробежной силы к тормозному барабану 12 и запускается процесс торможения.

Если для преобразования скорости вращения требуется ступень трансмиссии, то в предпочтительном варианте система располагается на валу рабочего инструмента, чтобы исключить перегрузку ступени трансмиссии при экстренном торможении. В этом случае осуществляется последовательное отсоединение ступени трансмиссии и вала двигателя друг от друга, как это описано выше.

Хотя в описанном выше примере осуществления изобретения в качестве технологической машины выбрана настольная циркулярная пила, следует иметь в виду, что принцип настоящего изобретения применим и в других технологических машинах.

Поэтому ниже вкратце представлены - в качестве примеров и не ограничиваясь этим, - некоторые другие возможные типы технологических машин, а также возможные места установки системы 10 экстренного торможения в каждом случае. На соответствующих изображениях технологических машин система 10 торможения обозначена позицией ″В″ и схематически показана как ″черный ящик″, содержимое которого соответствует сказанному выше.

На фиг.8 в качестве возможного примера предлагаемой в изобретении технологической машины изображена торцовочная пила, вместо которой также можно рассматривать торцовочно-усорезную пилу. Установку системы 10 торможения (символически изображаемой далее в виде ящика В) здесь предпочтительно осуществить в максимальной близости к пильному полотну. Если для преобразования скорости вращения требуется предусмотреть в технологической машине ступень трансмиссии, то в предпочтительном варианте система располагается на валу рабочего инструмента, чтобы исключить перегрузку ступени трансмиссии при экстренном торможении. В этом случае осуществляется последовательное отсоединение ступени трансмиссии и вала двигателя друг от друга.

В нижней части консоли машины, то есть в точке ее вращения, обусловленного шарнирным соединением с пильным столом, может быть установлен, далее, соответствующий узел К, который в случае экстренного торможения предотвращает нежелательное быстрое режущее движение пильной головки, а значит, и пильного полотна. Это движение могло бы неизбежно произойти из-за образовавшегося тормозящего момента, в результате чего возникла бы неприемлемая и постоянно требующая устранения угроза пользователю.

В предпочтительном варианте описанное расположение системы 10 торможения, или В, остается неизменным и в случае использования клино-, плоско- или зубчатоременной передачи между двигателем и ступенью трансмиссии, как это обычно имеет место в торцовочно-усорезных пилах, например в машине BOSCH GCM 12 SD.

На фиг.9 схематически показана система торможения ленточной пилы. Здесь целесообразно предусмотреть тормозное устройство по меньшей мере на одном из двух расположенных внутри шкивов, но в предпочтительном варианте на том, который связан с приводным узлом. Это может оказаться важным, если по соображениям сокращения продолжительности торможения или реализации щадящего режима для привода представляется целесообразным осуществить разнос масс приводимых в движение компонентов, поскольку это является одной из основных функций системы торможения. В альтернативном варианте осуществления данная технологическая машина может быть снабжена двумя системами 10 торможения (соответственно В1 и В2). Если требуется предусмотреть связь вала двигателя или передачи с одним из шкивов посредством клинового или плоского ремня, то при одновременном отключении привода можно избежать - смирясь с проскальзыванием ремня, - отсоединения приводных компонентов. Система торможения должна быть соответствующим образом приспособлена для данного случая.

Важно, однако, отметить, что затормаживание по меньшей мере одного из шкивов не обязательно приводит к немедленному торможению инструмента, то есть движущейся по кругу ленты. В предпочтительном варианте необходимо внести здесь в устройство изменения, позволяющие целенаправленно предотвратить инерционное проскальзывание ленты.

На фиг.10 показан возможный вариант осуществления лобзиковой пилы. Система 10 торможения может быть установлена здесь в нижней части корпуса, так что обеспечивается возможность торможения обычно имеющихся в данном случае маятникового механизма, эксцентрикового вала и т.д. и одновременного, в случае необходимости, отсоединения приводного узла.

Применительно к влиянию такого торможения на характер движения инструмента важно, однако, отметить, что торможение инструмента будет протекать по разным сценариям в зависимости от текущего эксцентрического положения равномерно вращающегося и тормозящегося эксцентрикового вала, Это можно объяснить использованием передаточного механизма с неравномерной передачей.

На фиг.11 схематически показана шлифовальная машина. В предпочтительном варианте здесь можно предусмотреть для системы 10 торможения положение B1, позволяющее разместить ее между приводом и инструментом. Этим обеспечивается преимущество, заключающееся в просто реализуемом отсоединении приводного узла. В случае устройства, показанного на чертеже, обычно все же предусматривают непосредственное соединение двигателя с шлифовальным кругом. Поскольку в этом случае отсутствует ступень трансмиссии, такая конструкция позволяет осуществить торможение всей машины наряду с приводным узлом, если наличие дополнительного момента инерции приводных компонентов считается некритичным для временной протяженности торможения. Для этого также подходит и монтажное положение системы торможения, обозначенное позицией В2. В принципе же возможно использование обоих вариантов установки для обоих типов торможения - с отсоединением или без отсоединения привода.

На фиг.12 представлен пример выполнения технологической машины в виде сверлильного станка. В этом случае целесообразно расположить систему торможения вблизи рабочего шпинделя, чтобы обеспечить целенаправленное торможение инструмента. Поскольку такие устройства обычно оснащаются ременной передачей, здесь может оказаться целесообразным отказ от отсоединения привода, что обеспечит как упрощение конструкции тормозного устройства, так и снижение трудоемкости его возврата в состояние готовности.

В случае изображенной на фиг.13 ручной циркулярной пилы система торможения в предпочтительном варианте располагается между приводом и инструментом. Правда, при этом без использования какого-либо дополнительного устройства на характеристику замедления накладываются ограничения. Тормозящий момент, возникающий на протяжении требуемого периода торможения, не может в данном случае сдерживаться корпусом или динамически восприниматься соответствующим противовесом. Вследствие этого при ″необеспеченном″ срабатывании системы экстренного торможения в таком удерживаемом в руках устройстве возникла бы отдача в направлении вращения пильного полотна, с которой пользователь при определенных обстоятельствах может не справиться. Поэтому в предпочтительном варианте такая ручная система снабжается противовибратором, компенсирующим отдачу.

Предлагаемая в изобретении технологическая машина не ограничивается показанными и описанными примерами осуществления.

1. Технологическая машина с системой (10) экстренного торможения, предназначенной для резкого затормаживания вращающегося вала (16) технологической машины и содержащей по меньшей мере один тормозной барабан (12) и по меньшей мере одну тормозную колодку (18), которые для торможения вала (16) вводятся в тормозящий контакт друг с другом, отличающаяся тем, что тормозной барабан (12) и по меньшей мере одна тормозная колодка (18) выполнены и расположены таким образом, что контакт между тормозным барабаном (12) и тормозной колодкой (18) происходит под действием центробежной силы, обусловленной вращением вала (16) технологической машины.

2. Технологическая машина по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна тормозная колодка (18) системы (10) экстренного торможения закреплена с возможностью поворота на держателе (14), установленном на валу (16) и вращающемся с ним.

3. Технологическая машина по п.1, отличающаяся тем, что она содержит устройство (26) блокировки, переставляемое между положением блокирования, в котором тормозная колодка (18) удерживается на держателе (14), и положением разблокирования, в котором по меньшей мере одна тормозная колодка (18) освобождается с возможностью ее поворота в направлении тормозного барабана (12) для создания тормозящего контакта.

4. Технологическая машина по п.3, отличающаяся тем, что устройство (26) блокировки содержит по меньшей мере один запорный элемент (24), перемещаемый между положением блокирования, в котором он находится в зацеплении по меньшей мере с одной тормозной колодкой (18), и положением разблокирования, в котором он отсоединен от тормозной колодки (18).

5. Технологическая машина по п.3, отличающаяся тем, что устройство (26) блокировки содержит исполнительный механизм (28), переводящий устройство (26) блокировки из положения блокирования в положение разблокирования.

6. Технологическая машина по п.1, отличающаяся тем, что она содержит устройство сцепления, выполненное таким образом, что в состоянии включения оно соединяет затормаживаемый вал (16) с трансмиссией, а во время экстренного торможения автоматически переводится в состояние выключения, в котором затормаживаемый ведомый вал (16) отсоединен от трансмиссии.

7. Технологическая машина по п.1, отличающаяся тем, что система (10) экстренного торможения содержит возвратное устройство для возврата по меньшей мере одной тормозной колодки (18) в ее исходное положение.

8. Технологическая машина по одному из предыдущих пунктов, отличающаяся тем, что она представляет собой пилу, предпочтительно циркулярную пилу и прежде всего настольную циркулярную пилу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе (10) экстренного торможения для технологической машины, которая предназначена для резкого затормаживания вращающегося вала (16) машины и содержит по меньшей мере один тормозной барабан (12) и по меньшей мере одну тормозную колодку (18), которые для торможения вала (16) вводятся в тормозящий контакт друг с другом под действием центробежной силы, обусловленной вращением вала (16).

Изобретение относится к предохранительной системе для технологической машины, прежде всего циркулярной пилы. Система экстренного торможения предназначена для резкого затормаживания вращающегося вала технологической машины с целью защиты пользователя технологической машины.

Изобретение относится к области тормозных устройств с утилизацией поглощаемой при торможении энергии, а именно к пружинным тормозам автомобильного транспорта. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к электромагнитным тормозным устройствам, и может быть использовано для торможения подъемно-транспортных и строительных машин.

Изобретение относится к области электромашиностроения , а именно к электромагнитным нриводам тормозов. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям тормозных устройств. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к электрическим дисковым тормозным устройствам. Электрическое тормозное устройство содержит механизм торможения. Механизм торможения образован с одной стороны электрической зажимной колодкой, а с другой стороны - скользящей колодкой. Скользящая колодка установлена рядом с тормозным диском. Тормозной диск частично проходит сквозь электрические зажимные колодки и скользящую колодку. Средства крепления электрических зажимных колодок и скользящей колодки на неподвижно установленной раме обеспечивают зажимным колодкам и скользящей колодке степени свободы. Степени свободы образуются в результате сочетания различных соединений, так называемых «плоскостного опорного соединения AP», «точечного соединения LP» и «кругового линейного соединения LA», для компенсации нарушений центровки и дефектов формы тормозного диска во время приведения его во вращение. Достигается возможность придания направления механизму торможения относительно тормозного диска при помощи средств крепления, обеспечивая степени свободы для компенсации нарушений центровки и дефектов формы тормозного диска во время его приведения во вращение. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх