Гика-таль



Гика-таль
Гика-таль

 


Владельцы патента RU 2538886:

Игнатов Николай Николаевич (RU)

Изобретение относится к области морского и речного транспорта, а именно к бегучему такелажу морских и речных судов с парусным вооружением. Гика-таль представляет собой крепящийся на конструкциях судна механизм на основе катушки для разматывания и обратного сматывания снасти бегучего такелажа, например троса. Механизм представляет собой крепящийся на баке или на гике при расстоянии от нока инерционный механизм для разматывания и обратного сматывания снасти бегучего такелажа, например троса, который фиксируется вытягивающимся концом на баке или на гике. Достигается эффективность управления положением гика и снижение риска возникновений аварийных ситуаций. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области морского и речного транспорта, а именно к бегучему такелажу морских и речных судов с парусным вооружением, в первую очередь к бегучему такелажу парусных или парусно-моторных яхт.

При плавании по ветру всегда существует вероятность случайного поворота фордевинд, что приводит к опасному перебросу грота-гика с одного борта на другой, также перебросу гика может способствовать бортовая качка, слабый ветер, неожиданный порыв и иные неблагоприятные факторы, аналогичные перечисленным. Очевидно, что описанный выше аварийный переброс гика может повлечь за собой травмы членов экипажа, а также разрушение конструкций судна. В настоящее время для исключения описанной выше ситуации гик оснащается завал-талями, которые обеспечивают фиксацию гика с одного из бортов судна (см., например, Иоахим Шульт, «Под парусом», Москва, Физкультура и спорт, 1959). На практике используется прочная снасть - свободная веревка (при этом следует отметить что на чартерной яхте свободных («лишних») снастей нет в подавляющем числе случаев), которая крепится одним концом к ноку гика, а другим к носовой утке. Постановка завал-тали почти всегда связана с переменой курса судна, например, перед началом поворота фордевинд нужно убрать завал-тали и после поворота завести их на другой борт судна. Для постановки завал-тали каждый раз необходимо заново выполнять ее крепление к ноку гика, что требует много времени, также следует отметить сложность работ по установке завал-талей при сильном ветре и качке. Дополнительно следует отметить, что установка завал-талей ограничивает возможность регулировки грота.

Для решения описанных выше проблем, то есть для управления движением гика, предлагались различные технологии регулировки длины завал-талей или же аналогичных конструкций. Например, предусматривается использование в составе бегучего такелажа катамарана пружинного соединения (см. патентную заявку ЕР 0995671, опубликованную 26.04.2000), которое обеспечивает подгонку длины снастей бегучего такелажа при качке, перемене курса и т.п. Очевидно, что использование подобной конструкции в завал-талях не будет эффективным из-за быстрого износа пружины (большое количество циклов сжатия и растяжения очевидно), а также сложности выбора материала пружинной конструкции, которая могла бы быть использована в составе бегучего такелажа и не являлась бы препятствием при управлении парусами. В качестве ближайшего аналога предлагаемого изобретения может быть выбрана технология регулирования завал-тали с использованием крепящегося на палубе механизма на основе катушки, который обеспечивает разматывание и обратное сматывание троса или ремня, крепящегося на конструкциях судна вытягивающимся концом (см. патент СН 673444, опубликованный 15.03.1990). Данная конструкция позволяет упростить регулирование длины снасти бегучего такелажа без операций отсоединения и последующего присоединения карабинов, замков и т.п. Однако данная конструкция не обеспечивает подгонку длины снастей такелажа при качке, перемене курса и т.п. и в целом требует постоянной ручной подгонки длины снасти, что может быть эффективно реализовано только на маломерных плавсредствах типа досок для виндсерфинга.

В свою очередь предлагаемое изобретение позволит предложить конструкцию тали, которая позволит эффективно управлять положением гика, например грота-гика, что значительно снизит риск возникновения описанных выше аварийных ситуаций.

Указанный выше технический результат достигается при использовании элемента конструкции регулируемой завал-тали, для описания которой при дальнейшем практическом использовании предложен термин гика-таль. Предложена гика-таль, представляющая собой крепящийся на конструкциях судна механизм на основе катушки, для разматывания и обратного сматывания снасти бегучего такелажа, например троса или ремня с вытягивающимся крепящимся концом. В отличие от известных технических решений гика-таль представляет собой инерционный механизм, крепящийся на палубе, надстройках палубы и/или рангоуте, в большинстве случаев непосредственно на гике. Указанный инерционный механизм обеспечивает разматывание и обратное сматывание снасти бегучего такелажа, например троса, крепящейся вытягивающимся концом на палубе, надстройках палубы, рангоуте и/или страховочном жилете. В зависимости от особенностей конструкции судна гика-таль может быть расположена (закреплена) на баке, например по бортам бака или же как можно ближе к форштагу. При расположении гика-тали на баке вытягивающийся конец снасти бегучего такелажа может быть закреплен на гике, например на ноке гика или на расстоянии от нока, составляющем ~1/3 длины гика, с помощью карабина или другого устройства для быстрого крепления. Расположение крепления на гике определяется удобством доступности при положении гика под прямым углом к диаметральной плоскости. Также гика-таль может крепиться на гике, например, ноке гика или же на расстоянии от нока, составляющем ~1/3 длины гика. В таком случае вытягивающийся конец снасти бегучего такелажа будет закреплен при помощи карабина на баке. В том случае, если предложенная гика-таль крепится на баке яхты и при этом не выполняет функцию завал-тали, вытягивающийся конец гика-тали может быть использован как страховка. В этом случае он крепится на страховочном снаряжении, то есть за кольцо спас. жилета или страховочного пояса члена экипажа. Такая страховка обеспечит большую свободу движения по сравнению с традиционным страховочным поясом. Инерционный механизм предложенной гика-тали представляет собой катушку с эксцентриком, храповым механизмом и пружиной, конструкция упомянутого инерционного механизма, по существу, соответствует и/или выполнена на основе конструкции инерционного механизма автомобильного инерционного ремня безопасности.

Предложенное техническое решение поясняется графическим материалом, в качестве которого использованы общедоступные изображения, выложенные в сети Интернет.

Фиг.1 - вид сверху одномачтового парусного судна, оборудованного гика-талью (регулируемой завал-талью).

Фиг.2 - пример инерционного механизма автомобильного инерционного ремня безопасности, конструкция которого может быть использована (выбрана в качестве базовой конструкции) для изготовления (проектирования) инерционного механизма предложенной гика-тали.

Предложен элемент конструкции регулируемой завал-тали. Для описания предложенного технического решения при его дальнейшем практическом использовании предложен термин гика-таль, как точно и коротко описывающий устройство (таль) для предотвращения самопроизвольного (аварийного) переброса гика. Предложенная гика-таль представляет собой инерционный механизм, крепящийся на палубе, надстройках палубы и/или рангоуте, для разматывания и обратного сматывания снасти бегучего такелажа 1, крепящейся вытягивающимся концом через карабин, защелку или наконечник на палубе, надстройках палубы и/или рангоуте (фиг.1). Под термином снасть бегучего такелажа в данном случае понимается любой протяженный гибкий элемент, такой как трос, канат, веревка, ремень, цепь и т.п. Инерционный механизм предложенной гика-тали для разматывания и обратного сматывания описанной выше снасти представляет собой катушку с эксцентриком, храповым механизмом и пружиной, конструкция которого соответствует и/или выполнена на основе конструкции инерционного механизма автомобильного инерционного ремня безопасности (фиг.2). При этом гика-таль отличается от аналогичных изделий для автомобилей отсутствием механизма блокировки ремней при крене и опрокидывании автомобиля, увеличенным размером катушки и усиленной спиральной пружиной. Механизм гика-тали размещается в компактном корпусе прямоугольной формы. В зависимости от особенностей конструкции судна гика-таль может быть расположена (закреплена) на баке 1, например, как можно ближе к форштагу 2' или же по бортам бака 2''. При расположении гика-тали на баке вытягивающийся конец снасти 1 может быть закреплен на гике, например на ноке 3' гика или же на расстоянии от нока, составляющем ~1/3 длины гика 3''. В «обратном» случае гика-таль может быть расположена на ноке 3' гика или же на расстоянии от нока, составляющем ~1/3 длины гика 3''. В таком случае вытягивающийся конец снасти 1 будет закреплен на баке 2 (к оковке или утке на баке яхты). В том случае, если предложенная гика-таль закреплена на баке и не используется как завал-таль, вытягивающийся конец гика-тали может быть использован как страховка, которая пристегивается за кольцо на спас. жилете или страховочном поясе члена экипажа.

Таким образом, решение описанной выше проблемы, опасного (аварийного, неуправляемого) переброса грота-гика с одного борта на другой, который может повлечь за собой травмы членов экипажа, а также разрушение конструкций судна, сводится к установке на судне, например на яхте, предложенной гика-тали, которая представляет собой устройство с инерционным синтетическим тросом (ремнем и т.п.) по образу и подобию автомобильных ремней безопасности с описанными выше отличиями. То есть, установка предложенной гика-тали не позволит гику перелететь на другую сторону судна, при этом оставляет возможность для регулировки грота. При креплении вытягивающегося конца гика-тали на спасательном жилете или же страховочном поясе предложенная гика-таль может быть рассмотрена в качестве нового страховочного средства. Снасть легко вытягивается при нормальной работе, но при резком рывке блокируется храповым механизмом, обратная его намотка осуществляется за счет спиральной пружины. Для того чтобы храповик сработал именно при резком натяжении (рывке), может быть использован эксцентрик, который при плавном вытяжении ремня или троса не работает, а при резком смещает ось катушки, и она входит в зацепление с боковинами корпуса и стопорится. В качестве одного из примеров практического использования предложенного решения можно указать, что установка гика-тали на круизных яхтах позволит, при необходимости, быстро зафиксировать гика-грот даже неопытному экипажу, каковыми и являются большинство яхтсменов, берущих яхту в чартер.

Таким образом, предложена конструкция тали, которая позволит предотвратить неконтролируемый переброс гика и при этом эффективно управлять положением гика, например грота-гика, что значительно снизит риск возникновения описанных выше аварийных ситуаций.

1. Гика-таль, представляющая собой крепящийся на конструкциях судна механизм на основе катушки для разматывания и обратного сматывания снасти бегучего такелажа, например троса, отличающаяся тем, что представляет собой крепящийся на баке или на гике при расстоянии от нока, составляющем ~1/3 длины гика, инерционный механизм для разматывания и обратного сматывания снасти бегучего такелажа, например троса, фиксирующегося вытягивающимся концом на баке, при креплении инерционного механизма на гике, или на гике при расстоянии от нока, составляющем ~1/3 длины гика, при креплении инерционного механизма на баке.

2. Гика-таль по п.1, отличающаяся тем, что инерционный механизм представляет собой катушку с эксцентриком, храповым механизмом и пружиной.

3. Гика-таль по п.2, отличающаяся тем, что конструкция упомянутого инерционного механизма, по существу, соответствует и/или выполнена на основе конструкции инерционного механизма автомобильного инерционного ремня безопасности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается усовершенствования парусных судов. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании как основного, так и дополнительного парусного движителя. .

Краспица // 1796537

Краспица // 1796536
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для технических средств освоения Мирового океана, а именно для подводных судов. .

Гик-уишбон // 1475852
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения виндсерферов, колесных и лыжных буеров и других подобных средств. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования прямого парусного вооружения. .

Изобретение относится к парусному вооружению судов, преи гущественно гоночных яхт. .

Изобретение относится к области спортивного судостроения, в частности к конструкции рангоута для парусных досок. .
Наверх