Способ строительства участка технологической лесовозной дороги

Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса. Технический результат заключается в улучшении водно-теплового режима лесовозной дороги путем использования в качестве капилляропрерывающей прокладки короткомерных отрезков низкокачественной древесины и порубочных остатков прорубки просеки, увеличении срока службы дорог. Деревянные элементы плотно укладывают горизонтально, перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила в вырытые траншеи, по длине равные ширине колеи технологической лесовозной дороги, глубиной 1,0-1,5 м, расстояние между траншеями равно 0,8-1,0 м, которые засыпаются дренированным материалом (песком), в качестве деревянных элементов используют низкокачественную древесину и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки. 1 ил.

 

Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса.

При разработке лесных массивов, удаленных от существующих дорог, используемых для общехозяйственных нужд, предприятиям лесного комплекса для вывозки заготовленной древесины приходится строить технологические дороги. В процессе строительства попадаются участки с низкой несущей способностью грунтов, использование которых в строительстве дороги ограничено, чаще всего невозможно совсем, а привозить грунт экономически невыгодно. На таких участках технологических дорог предлагаем использовать наш способ строительства.

Известен способ строительства с использованием древесины: цельные хлысты укладывают вразнокомелицу на шпалы-поперечины. [Сухопутный транспорт леса. Учебник для вузов. Б.А. Ильин, И.Ф. Алышев, Б.И. Кувалдин, Б.А. Куклинов, Я.Г. Меншуткин. - М: Лесная промышленность, 1973, 384 с].

Недостатком способа является трудоемкость и большой расход деловой древесины.

Известен способ строительства с использованием деревянных щитов, заключающийся в том, что готовые деревянные щиты укладывают на участок технологической дороги. [Сухопутный транспорт леса. Учебник для вузов / В.И. Алябьев, Б.А. Ильин, И.Ф. Алышев, Б.И. Кувалдин, Г.Ф. Грехов. - М.: Лесная промышленность, 1990, - 416 с].

Основным недостатком способа является необходимость изготавливать щиты в определенных условиях и их дальнейшая транспортировка к месту строительства.

Наиболее близким к заявляемому является способ строительства дорог с вертикально установленными деревянными элементами, выполняющими функции колейной части технологической автомобильной дороги [RU 2459899, МПК E01C 9/02, опуб. 27.08.2012].

Недостатком данного способа является потребность большого количества низкокачественной древесины и большая трудоемкость строительства.

Задачей предлагаемого способа является увеличение срока службы лесовозной дороги, предотвращение гниения, использование порубочных остатков при прорубке просеки, возможность строительства участка технологической лесовозной дороги в местах с низкой несущей способностью грунтов, где строительство дорог общего пользования нецелесообразно.

Решение задачи достигается тем, что в дорожную конструкцию в качестве капилляропрерывающей прокладки вводятся короткомерные отрезки низкокачественной древесины и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки, уложенные в траншеи горизонтально.

Технический результат заключается в увеличении срока службы лесовозной дороги, предотвращении гниения и улучшении водно-теплового режима лесовозной дороги путем использования в качестве капилляропрерывающей прокладки короткомерных отрезков низкокачественной древесины и порубочных остатков от прорубки просеки под будущую дорогу, повышении прочности дороги, утилизации остатков лесозаготовительной деятельности и использовании их для проведения лесохозяйственных, лесозаготовительных, лесовосстановительных работ; проведении противопожарных и рекреационных мероприятий.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе строительства участка технологической лесовозной дороги путем укладки в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части 1,0-1,1 м и глубиной 1.0-1.5 м, расстоянием между траншеями 0,8 -1,0 м деревянных элементов в виде порубочных остатков, оставшихся после прорубки просеки, с последующей их засыпкой, в качестве капилляропрерывающей прокладки используют отрезки низкокачественной древесины, которые вместе с порубочными остатками укладывают в траншеи горизонтально толщиной 20-30 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила.

Такой способ строительства дороги позволяет понизить уровень грунтовых вод, так как траншеи выполняют роль дренажа. Засыпка хорошо дренируемым материалом предварительно уплотняется с созданием общего для двух траншей основания и последующего сооружения гравийной дорожной одежды. Эффект достигается за счет улучшения водно-теплового режима, при этом повышается прочность и достигается большая экономия дорожно-строительных материалов. Долговечность конструкции обуславливается тем, что древесные элементы находятся под воздействием влаги без доступа воздуха и без резкого перепада температур, то есть древесина становится мореной.

На фиг.1 изображено поперечное сечение участка технологической дороги, где: 1 - траншея; 2 - деревянные элементы, уложенные в траншею горизонтально; 3 - песок; 4 - гравийная дорожная одежда, in - поперечный уклон сливной призмы; a - ширина колеи; b - расстояние между траншеями; В-ширина проезжей части.

Способ строительства участка технологической лесовозной дороги заключается в следующем. Выкапывают две траншеи длиной, равной длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части от 1,0 до 1,1 метра и глубиной от 1,0 до 1,5 метра. Расстояние между траншеями от 0,8 до 1,0 метра. Короткомерные отрезки низкокачественной древесины и порубочные остатки от прорубки просеки плотно укладывают в траншеи горизонтально высотой 20-30 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила, после чего траншеи засыпают песком. Формируют уклоны откосов и поперечные уклоны сливной призмы. Пространство между траншеями и откосы отсыпаются хорошо дренирующим материалом (песок, гравий, щебень и др.). Засыпка хорошо дренируемым материалом предварительно уплотняется с созданием общего для двух траншей основания и последующего сооружения гравийной дорожной одежды.

Траншеи с плотно уложенными горизонтально деревянными элементами будут выполнять функции колейной части технологической автомобильной дороги. Ширина колейной части и расстояние между траншеями, т.е. межосевое расстояние строящейся дороги зависит от грузоподъемности и типа парка машин, запланированного на вывозку заготовленной древесины. Деревянные элементы в траншее засыпают дренирующим материалом, что препятствует преждевременному гниению уложенной древесины.

Закладка деревянных элементов в траншеи горизонтально позволяет понизить уровень грунтовых вод (канавы выполняют роль дренажа), что в свою очередь повышает несущую способность грунта и устойчивость дороги.

Пример. На участке технологической лесовозной дороги выкапывают две траншеи, длина которых равна 1000 м и равна длине участка технологической дороги, шириной 1 м и глубиной 1 м, расстоянием между траншеями 1 м. Низкокачественную древесину и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки, плотно укладывают горизонтально в вырытые траншеи толщиной 20 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила. Затем сверху их засыпают песком, уплотняют, формируя общее основание, уклоны откосов и поперечные уклоны под гравийную дорожную одежду.

Для строительства участка технологической лесовозной дороги с траншеей глубиной 1 м и шириной 1,0 м на один метр участка потребуется 0,2 м3 низкокачественной древесины и порубочных остатков, и земляные работы по выкапыванию составят 2 м3.

После окончания вывозки заготовленной древесины построенный участок дороги можно использовать для общехозяйственных нужд.

Способ строительства участка технологической лесовозной дороги путем укладки в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части 1,0-1,1 м и глубиной 1,0-1,5 м, расстоянием между траншеями 0,8-1,0 м деревянных элементов в виде порубочных остатков, оставшихся после прорубки просеки, с последующей их засыпкой, отличающийся тем, что в качестве капилляропрерывающей прокладки используют отрезки низкокачественной древесины, которые вместе с порубочными остатками укладывают в траншеи горизонтально толщиной 20-30 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса с использованием деревянных элементов и последующей их засыпкой.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборно-разборным покрытиям автомобильных дорог. .

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборным покрытиям автомобильных дорог. .

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к сборно-разборным покрытиям автомобильных дорог. .

Изобретение относится к строительству, в частности к сборно-разборным покрытиям. .

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к конструкциям временных технологических дорог, обеспечивающих проезд автомобилей по участкам местности с грунтовым основанием.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве колейных дорог на сельскохозяйственных плантациях . .
Наверх