Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя

Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя заключается в том, что в забираемой у водителя воздушной пробе определяют концентрацию алкоголя, принимают у водителя речевое сообщение и определяют координаты местонахождения транспортного средства. Далее передают измеренные значения в блок анализа и принятия решений, где на основе сравнительного анализа принятых значений с предельно допустимыми передают сигнал на блокировку движения транспортного средства или на разрешение движения. В качестве канала передачи информации используют мобильную телефонную связь, а концентрацию алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе измеряют при помощи установленных в мобильный телефон измерительных датчиков. Достигается повышение безопасности эксплуатации транспортного средства. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств и касается предотвращения использования транспортного средства водителями, физическое состояние которых не позволяет нормально управлять транспортным средством.

Известен способ определения концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе, в котором забирают у обследуемого лица выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации алкоголя в этой пробе, определяют координаты местонахождения обследуемого лица, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, и по результатам сравнительного анализа направляют соответствующий управляющий сигнал (см. патент РФ №112434 на полезную модель, МПК G01N 31/00, 2012). К недостаткам известного способа можно отнести недостаточную достоверность определения физического состояния обследуемого лица с точки зрения его способности управлять транспортным средством в виду того, что диагностика физического состояния осуществляется только на основе содержания алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе, а также ограниченные функциональные возможности управляющего воздействия.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ блокировки движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха, в котором забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и при превышении полученных значений концентраций их предельно допустимых посредством беспроводной связи направляют управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства (см. патент РФ №123165, МПК B60K 28/02, 2012). К недостаткам известного способа также можно отнести недостаточную достоверность определения физического состояния водителя с точки зрения его способности управлять транспортным средством в виду того, что диагностика физического состояния осуществляется только на основе содержания алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе, а также ограниченные функциональные возможности управляющего воздействия.

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи, состоящей в повышении безопасности эксплуатации транспортного средства за счет более достоверного определения физического состояния водителя с точки зрения его способности управлять транспортным средством, а также в расширении функциональных возможностей управляющего воздействия, влияющего на эксплуатацию транспортного средства, посредством использования широко доступных средств беспроводной связи.

Данная задача решается тем, что в способе блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя, в котором забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрацию алкоголя в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций алкоголя с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и на основе сравнительного анализа измеренных концентраций и их предельно допустимых значений посредством беспроводной связи направляют управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства, дополнительно принимают у водителя тестовое голосовое речевое сообщение, передают его посредством беспроводной связи в блок анализа и принятия решений, сравнивают с тестовым речевым сообщением, соответствующим физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и посредством беспроводной связи направляют из блока анализа и принятия решений управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства при несоответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, или при превышении измеренных концентраций алкоголя их предельно допустимых значений, и направляют из блока анализа и принятия решений посредством беспроводной связи управляющий сигнал на разрешение движения транспортного средства при значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых и при соответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, в качестве беспроводной связи используют мобильную телефонную связь, при этом измеряют концентрации алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе при помощи установленных в мобильный телефон измерительных датчиков.

Предпочтительно, чтобы оценку тестового голосового речевого сообщения водителя и тестового речевого сообщения, соответствующего физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, осуществляли на основе сравнения адекватности и разборчивости речи.

Использование в качестве дополнительного к содержанию алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе диагностического параметра, а именно тестового голосового речевого сообщения, принятого от водителя и переданного посредством беспроводной связи в блок анализа и принятия решений, при сравнении его с тестовым речевым сообщением, соответствующим физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, повышает достоверность определения физического состояния водителя с точки зрения его способности управлять транспортным средством, так как не всегда только содержание алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе однозначно характеризует физическое состояние водителя. Так на состояние водителя могут влиять различные факторы: наркотические вещества, нарушения нормальной мозговой деятельности, связанные с повышением артериального давления (прединсультное состояние), эмоциональными воздействиями или с обычным недосыпанием и т.п., и все эти факторы невозможно учесть по содержанию алкоголя, но они приводят к отклонениям от нормальной речи, речь становится неразборчивой, слишком быстрой или слишком медленной. Само по себе то, что указанные факторы влияют на речь является широко известным и используется для диагностики самых различных патологий. Такие отклонения можно отследить путем сравнения принятого от водителя тестового голосового речевого сообщения с тестовым сообщением, соответствующим физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, которое содержится в базе данных блока анализа и принятия решений. Очевидно, что при отклонениях, превышающих допустимые значения, то есть при определенном несоответствии сравниваемых сообщений, имеет место физическое состояние водителя, не позволяющее ему управлять транспортным средством.

Направление посредством беспроводной связи из блока анализа и принятия решений управляющего сигнала на блокировку движения транспортного средства при несоответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, или при превышении измеренных концентраций алкоголя их предельно допустимых значений, а также направление из блока анализа и принятия решений посредством беспроводной связи управляющего сигнала на разрешение движения транспортного средства при значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых и при соответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, обеспечивает выработку управляющих воздействий (блокировка, разрешение эксплуатации транспортного средства) на основе более достоверной диагностики физического состояния водителя, основанной не на одном диагностическом параметре (содержание алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе), а на двух (содержание алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе, отклонение речи), что, несомненно, повышает безопасность эксплуатации транспортного средства.

Использование в качестве управляющего сигнала дополнительно к сигналу на блокировку и управляющего сигнала на разрешение движения транспортного средства, например, сопровождающийся голосовой информацией, расширяет функциональные возможности управляющего воздействия, влияющего на эксплуатацию транспортного средства.

Использование в качестве беспроводной связи мобильной телефонной связи при измерении концентрации алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе при помощи установленных в мобильный телефон измерительных датчиков позволяет определять диагностические параметры (содержание алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе, отклонение речи) при помощи одного средства (мобильного телефона), который имеется практически у каждого водителя.

Предлагаемый способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя осуществляется следующим образом.

Перед началом эксплуатации транспортного средства у водителя забирают выдыхаемую воздушную пробу, которая через воздуховод, например аналогичный мундштуку обычного алкотестера, поступает в установленные в мобильный телефон измерительные датчики. Мобильный телефон может находиться непосредственно у водителя или у лица, производящего обследование водителя.

Измеренные датчиками аналитические сигналы преобразуются в соответствии с их градуировочными характеристиками в значения концентраций алкоголя и поступают по мобильной телефонной связи в удаленный блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в который также передаются координаты местонахождения транспортного средства (аналогично прототипу). В этом блоке сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством.

Также водителю предлагается произнести в мобильный телефон тестовое голосовое речевое сообщение (определенные фразы, слова, словосочетания), которые передаются посредством мобильной телефонной связи в блок анализа и принятия решений, где его сравнивают с тестовым речевым сообщением, соответствующим физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством.

Затем посредством беспроводной связи направляют из блока анализа и принятия решений управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства при несоответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, или при превышении измеренных концентраций алкоголя их предельно допустимых значений, и направляют из блока анализа и принятия решений посредством беспроводной связи управляющий сигнал на разрешение движения транспортного средства при значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых и при соответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством.

Для блокировки или разрешения движения транспортного средства по управляющим сигналам от блока анализа и принятия решений можно использовать средства блокировки противоугонной системы. В этом случае сигнал блокировки воздействует на установленные на транспортном средстве исполнительные устройства противоугонной системы, предназначенные для блокировки транспортного средства при его несанкционированном использовании (отключение систем запуска двигателя или бортовой электросети, блокировка дверей и т.д.) и таким образом предотвращается возможность эксплуатации транспортного средства водителем, физическое состояние которого не позволяет управлять транспортным средством. Сигнал на разрешение движения отключает ступень блокировки и позволяет эксплуатацию транспортного средства.

Предлагаемый способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя обеспечивает повышение безопасности эксплуатации транспортного средства за счет более достоверного определения физического состояния водителя с точки зрения его способности управлять транспортным средством, а также имеет широкие функциональные возможности управляющего воздействия, влияющего на эксплуатацию транспортного средства, посредством использования широко доступных средств беспроводной связи.

1. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя, в котором забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрацию алкоголя в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, снабженный программным обеспечением, в котором сравнивают полученные значения концентраций алкоголя с предельно допустимыми значениями, соответствующими физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и на основе сравнительного анализа измеренных концентраций и их предельно допустимых значений посредством беспроводной связи направляют управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства, отличающийся тем, что дополнительно принимают у водителя тестовое голосовое речевое сообщение, передают его посредством беспроводной связи в блок анализа и принятия решений, сравнивают с тестовым речевым сообщением, соответствующим физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, и посредством беспроводной связи направляют из блока анализа и принятия решений управляющий сигнал на блокировку движения транспортного средства при несоответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, или при превышении измеренных концентраций алкоголя их предельно допустимых значений, и направляют из блока анализа и принятия решений посредством беспроводной связи управляющий сигнал на разрешение движения транспортного средства при значениях полученных концентраций ниже их предельно допустимых и при соответствии полученного тестового голосового речевого сообщения водителя тестовому речевому сообщению, соответствующему физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, в качестве беспроводной связи используют мобильную телефонную связь, при этом измеряют концентрации алкоголя в выдыхаемой воздушной пробе при помощи установленных в мобильный телефон измерительных датчиков.

2. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя по п.1, отличающийся тем, что оценку тестового голосового речевого сообщения водителя и тестового речевого сообщения, соответствующего физическому состоянию водителя, позволяющему управление транспортным средством, осуществляют на основе сравнения адекватности и разборчивости речи.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к контролю состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха заключается в том, что забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, где сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями.

Изобретение относится к медицине. .

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при определении эффективности диетотерапии при нарушениях липидного обмена. .

Изобретение относится к акушерству . .
Изобретение относится к контролю состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха заключается в том, что забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, где сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями.

Способ относится к области транспортного машиностроения. Способ заключается в определении момента засыпания водителя на основе фиксации углов поворота рулевого колеса.

Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств и касается предотвращения засыпания за рулем. .

Изобретение относится к технике снижения аварийности на дорогах. .

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим снижение аварийности на дорогах, в частности к устройствам для предупреждения засыпания водителя транспортного средства, находящегося за рулем.

Цифровой электронный тахограф содержит аккумулятор (2), батарею питания (3), многофункциональный источник питания, управляющий процессор (5), блок контроля целостности корпуса (6), блок памяти (7), накопитель данных (8), устройство отображения информации (9), клавиатуру (10), печатающее устройство (11), карт-ридер (12), 3D-сенсор движения (13), интерфейсы и модули обмена данными (14), модули ГНСС GPS/ГЛОНАСС (15) и цифровой радиоэлектронной связи (16), внутренние антенны (17), блок СКЗИ тахографа (18). Достигается автономность работы тахографа, повышение надежности. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Способ для обнаружения контакта между руками водителя и рулевым колесом заключается в том, что электромотор воспроизводит тестовую импульсную последовательность. Датчик измеряет реакцию перемещения рулевого колеса. Реакция перемещения рулевого колеса используется электронным блоком управления, чтобы принимать решение. Устройство для обнаружения контакта между руками водителя и рулевым колесом транспортного средства содержит электромотор и датчик для измерения текущего усилия на рулевом колесе и/или угла поворота рулевого колеса, связанные с рулевым колесом. Устройство имеет электронный блок управления. Электронный блок управления осуществляет управление электромотором и указанным датчиком. Достигается повышение надежности определения контакта рук водителя с рулевым колесом. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к медицине, а именно диагностике содержащихся в выдыхаемом воздухе паров алкоголя, и может быть использована в клинической практике, промышленности, здравоохранении или для личного пользования. Для этого используют калибруемый анализатор дыхания, содержащий датчик алкоголя, энергонезависимую память, процессорный блок или процессор, дисплей и корпус для размещения этих компонентов. Процессорный блок способен калибровать анализатор дыхания с использованием организма пользователя в качестве имитатора, исходя из интенсивности обмена веществ в организме пользователя, типа и количества алкоголя, употребленного пользователем. Процессорный блок определяет момент взятия образца выдыхаемого пользователем воздуха на основании времени до заданной точки калибровки от момента начала употребления алкоголя, вычисленного с использованием интенсивности обмена веществ в организме пользователя и определенного максимального уровня содержания алкоголя. Результаты измерения процентного содержания алкоголя в крови (ВАС%), осуществленного на основании образца выдыхаемого пользователем воздуха в момент взятия образца, используются в качестве контрольной точки при калибровке анализатора дыхания. Группа изобретений обеспечивает возможность калибровки анализатора дыхания пользователем и исключает обращение в сервисные центры обслуживания. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области диагностики и может быть использовано для тестирования и корректировки работы алкометра. Портативный картридж со стандартным спиртовым газом для алкометра содержит стандартный спиртовой газ с предварительно заданной концентрацией и выполнен с возможностью отображения значения указанной концентрации на внешней поверхности картриджа (1) или его сохранения на запоминающем носителе, предусмотренном на картридже (1). Картридж (1) имеет выходное отверстие, выполненное с возможностью соединения с алкометром (30) для выпуска стандартного спиртового газа в алкометр (30) и герметично закрытое мягкой мембраной (16). Картридж (1) также содержит внутренний контейнер из мягкого материала, в котором содержится стандартный спиртовой газ с предварительно заданной концентрацией, и внешний кожух (10) из твердого материала для защиты внутреннего контейнера. При соединении картриджа (1) с алкометром (30) происходит протыкание мягкой мембраны (16) и обеспечивается возможность перетекания стандартного спиртового газа из внутреннего контейнера в алкометр (30). Изобретение обеспечивает упрощение конструкции картриджа и повышает его надежность. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области аналитической химии и касается способа количественного определения стеринов в корневищах с корнями крапивы двудомной. Сущность способа заключается в том, что извлекают стерины из корневищ с корнями крапивы 70% этиловым спиртом и рассчитывают количественное содержание стеринов по оптической плотности в концентрированной серной кислоте при максимуме поглощения 328 нм в пересчете на эргостерин, и абсолютно сухое сырье в процентах (X) вычисляют по формуле где A - оптическая плотность испытуемого раствора; Aо - оптическая плотность раствора стандартного образца; M - точная навеска сырья, г; mo - точная навеска эргостерина, г; W - влажность сырья, %. В случае отсутствия рабочего стандартного образца эргостерина используют значение удельного показателя поглощения его раствора - 800; расчет содержания стеринов в пересчете на эргостерин и абсолютно сухое сырье в процентах (X) вычисляют по формуле где A - оптическая плотность испытуемого раствора; m - точная навеска анализируемого образца, г; W - влажность сырья, %. 800 - удельный показатель поглощения эргостерина. Использование способа позволяет с высокой точностью определять стерины в корневищах крапивы двудомной. 2 ил., 2 пр.
Наверх