Тахограф цифровой электронный


 


Владельцы патента RU 2567700:

Общество с ограниченной ответственностью "АСТОР ТРЕЙД" (ООО "АСТОР ТРЕЙД") (RU)

Цифровой электронный тахограф содержит аккумулятор (2), батарею питания (3), многофункциональный источник питания, управляющий процессор (5), блок контроля целостности корпуса (6), блок памяти (7), накопитель данных (8), устройство отображения информации (9), клавиатуру (10), печатающее устройство (11), карт-ридер (12), 3D-сенсор движения (13), интерфейсы и модули обмена данными (14), модули ГНСС GPS/ГЛОНАСС (15) и цифровой радиоэлектронной связи (16), внутренние антенны (17), блок СКЗИ тахографа (18). Достигается автономность работы тахографа, повышение надежности. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для установки на колесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, с целью контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Известен (патент RU 2387014) тахограф с мобильным внешним устройством для хранения данных, который содержит вторую память, с внешним вторым интерфейсом на внешнем устройстве для хранения и передачи данных.

Известен (патент RU 110504) тахограф, содержащий блок долговременного хранения информации; средства визуализации информации; блок подачи управляющих команд; блок хранения оперативных данных, включающий средство чтения карт памяти; приемопередатчик информации, выполненный с возможностью обмена данными с навигационной системой; и средство электропитания, соединенное проводниками с функциональными узлами и блоками устройства.

Известно (патент RU 2298832) устройство для регистрации информации о транспортном средстве, содержащее микро-ЭВМ, блок энергонезависимой памяти данных, три микромеханических датчика угловой скорости с взаимно ортогональными осями чувствительности, аналого-цифровые преобразователи и два микромеханических акселерометра с осями чувствительности, ориентированными соответственно в направлении продольной и поперечной осей транспортного средства.

Известна (патент RU 2279714) система контроля состояния транспортного средства, содержащая центральный блок управления, связанный последовательно через первый блок согласования и модем с приемопередающим модулем подвижной связи, выполненным с возможностью сотовой, транкинговой либо спутниковой связи с диспетчерским центром. Кроме того, в аппаратуру пользователя входят навигационный приемник, охранные датчики и узлы блокирования функциональных органов транспортного средства (ТС). Навигационный приемник связан с первым блоком согласования с возможностью активации по командам из центрального блока управления и передачи координат ТС в приемопередающий модуль. Выходы охранных датчиков подключены к соответствующим входам центрального блока управления. Входы узлов блокирования функциональных органов ТС подключены к соответствующим выходам центрального блока управления.

Наиболее близким к заявленному изобретению является устройство регистрации и контроля рейсов подвижных объектов (патент RU 2225642), содержащее узел информации, выполненный в виде блока хранения и переноса информации, соединенный с автоматическим регистрирующим устройством и с ЭВМ, автоматическое регистрирующее устройство содержит блок индикации, блок сопряжения, блок принятия решения, блок контроля записи, анализатор, блок шифрации-дешифрации, блок памяти, а также внешние контрольно-измерительные устройства. Данное устройство выбрано в качестве прототипа заявленного изобретения.

Основным недостатком описанных выше аналогов и прототипа является отсутствие возможности использования полной информации о состоянии и положении транспортного средства.

Задачей изобретения является создание тахографа цифрового электронного позволяющего получать больший объем информации о транспортном средстве, а именно, информацию о скорости движения, пройденном пути и местоположении транспортного средства; с увеличенной надежностью за счет наличия встроенного аккумулятора, выполненного с возможностью обеспечения работы тахографа в течение более одного часа при отключенном аккумуляторе транспортного средства при аварийных ситуациях, при этом передачу по каналам GPRS, GSM информации о местонахождении транспортного средства; с увеличенной функциональностью за счет наличия громкой связи с диспетчерским пунктом; с упрощенной (без вскрытия корпуса бортового устройства тахографа) заменой блока СКЗИ за счет выполнения блока СКЗИ внешним; с удешевленным обслуживанием за счет возможности выгрузки данных с карт водителя и передачи их по каналу GPRS, а также настройки и калибровки тахографа без применения дорогостоящего специализированного оборудования: с помощью кнопок на панели тахографа либо с помощью USB флеш-диска, на котором записан файл загрузки параметров, с помощью персонального компьютера; с более полной информацией о состоянии транспортного средства при движении и аварийных ситуациях (ударах, критических углах наклона транспортного средства) за счет наличия 3D сенсора, акселерометра и гироскопа, причем информация о состоянии транспортного средства при движении и аварийных ситуациях передается на диспетчерский пункт, после чего с помощью громкой связи возможно предупредить аварийные ситуации.

Поставленная задача решена путем создания тахографа цифрового электронного, содержащего бортовое устройство, которое включает в себя аккумулятор, батарею питания, многофункциональный источник питания и управляющий процессор, который по управляющей шине соединен с блоком контроля целостности корпуса, с блоком памяти, выполненным с возможностью хранения оперативной информации, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, по меньшей мере с двумя карт-ридерами, с 3D-сенсором движения, с интерфейсами и модулями обмена данными, с модулями ГНСС GPS/ГЛОНАСС и цифровой радиоэлектронной связи, которые связаны с внутренними антеннами, а также с внешним по отношению к бортовому устройству блоком СКЗИ тахографа; причем интерфейсы и модули обмена данными соединены с внешней ЭВМ, с внешней кнопкой аварийной ситуации, с внешними датчиками движения транспортного средства, включающими в себя датчик скорости транспортного средства и датчики ABS транспортного средства и внешнюю CAN-шину транспортного средства, и с внешними антеннами, которые соединены с модулем ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а многофункциональный источник питания соединен с бортовой сетью электропитания транспортного средства, с управляющим процессором, с блоком памяти, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, с интерфейсами и модулями обмена данными, с карт-ридерами, выполненными с возможностью чтения и записи информации на карточки, с внешними датчиками движения транспортного средства, с 3D-сенсором движения, с антеннами внешними и внутренними и с блоком контроля целостности корпуса; причем управляющий процессор дополнительно запитан от батареи питания, при этом выполнен с возможностью управления работой тахографа, а также с возможностью получения управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа от блока контроля целостности корпуса, в случае отсутствия внешнего электропитания от бортовой сети транспортного средства; при этом блок контроля целостности корпуса выполнен с возможностью формирования и подачи в управляющий процессор управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа, в случае определения нарушения целостности или вскрытия корпуса бортового устройства; управляющий процессор выполнен с возможностью считывания в блок памяти управляющей программы, выполненной с возможностью управления работой тахографа, через интерфейсы и модули обмена данными; управляющий процессор выполнен с возможностью получения информации о скорости движения и пройденном пути транспортного средства от внешних датчиков движения транспортного средства через интерфейсы и модули обмена данными; кроме того, управляющий процессор выполнен с возможностью фиксирования перемещения транспортного средства за счет получения и анализа данных о скорости транспортного средства и точном времени от модуля ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а также с возможностью сравнения этих данных с данными, которые поступают в управляющий процессор от внешних датчиков движения транспортного средства, а в случае отсутствия сигналов от внешних датчиков движения транспортного средства и модуля GPS/ГЛОНАСС, управляющий процессор выполнен с возможностью получения и анализа данных от 3D-сенсора движения; управляющий процессор выполнен с возможностью анализа изменения местоположения транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM), поступающих от модуля цифровой радиотелефонной связи; управляющий процессор выполнен с возможностью записи в накопитель данных, считывания из накопителя данных, передачи через интерфейсы и модули обмена данными на внешнюю ЭВМ, а также вывода на устройство отображения информации, печатающее устройство, записи на карточки через карт-ридеры информации о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных внешних устройств; в случае прекращения подачи напряжения от бортовой электросети транспортного средства, элементы тахографа выполнены с возможностью получения электропитания от встроенного аккумулятора и батареи питания; управляющий процессор выполнен с возможностью получения сигнала тревоги, подаваемого водителем, от кнопки аварийной ситуации, с возможностью обработки сигнала тревоги и формирования и отправки сигнала тревоги на внешнее устройство оповещения.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа блок контроля целостности корпуса выполнен в виде контактного устройства, выполненного в виде микропереключателя или контактного лепестка, или в виде бесконтактного устройства оптического или емкостного типа.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа интерфейсы и модули обмена данными выполнены проводными или беспроводными.

В предпочтительном варианте осуществления внешние устройства выбраны из набора внешних устройств, содержащего датчики и фото-видео-устройства.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа модуль цифровой радиотелефонной связи работает в форматах связи, выбранных из набора форматов, содержащего GSM, GPRS, 3G, LTE форматы.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа модуль цифровой радиотелефонной связи выполнен с возможностью подсоединения внешних устройств, выбранных из набора устройств, содержащего запоминающие устройства, аудиодинамики, микрофон, видео-устройства, датчики аналоговые и цифровые.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа внешний датчик движения транспортного средства выполнен в виде датчика, выбранного из набора датчиков, содержащего импульсный датчик скорости транспортного средства, аналоговый датчик скорости транспортного средства, цифровой датчик скорости транспортного средства, датчики ABS транспортного средства, CAN-шина транспортного средства, датчики (сенсоры) ускорения (акселерометры) и угла поворота (гироскопы).

Для лучшего понимания заявленного изобретения далее приводится его подробное описание с соответствующим чертежом, на котором представлена структурная схема тахографа цифрового электронного согласно изобретению.

Рассмотрим кратко вариант выполнения заявленного тахографа цифрового электронного, показанный на фигуре.

Тахограф цифровой электронный содержит бортовое устройство 1, которое включает в себя аккумулятор 2, батарею питания 3, многофункциональный источник питания 4 и управляющий процессор 5, который по управляющей шине соединен с блоком 6 контроля целостности корпуса, с блоком памяти 7, выполненным с возможностью хранения оперативной информации, с накопителем данных 8, с устройством 9 отображения информации, с клавиатурой 10, с печатающим устройством 11, с двумя карт-ридерами 12, с 3D-сенсором движения 13, с интерфейсами и модулями 14 обмена данными, с модулем 15 ГНСС GPS/ГЛОНАСС и модулем 16 цифровой радиоэлектронной связи, которые связаны с внутренними антеннами 17, а также с внешним по отношению к бортовому устройству блоком 18 СКЗИ тахографа. Интерфейсы и модули 14 обмена данными соединены с внешней ЭВМ 19, с внешней кнопкой 20 аварийной ситуации, с внешними датчиками скорости 21 и внешними датчиками ABS 22 транспортного средства, с внешней CAN-шиной 23 транспортного средства и с внешними антеннами 24, которые соединены с модулем 15 ГНСС GPS/ГЛОНАСС. Многофункциональный источник питания 4 соединен с бортовой сетью 25 электропитания транспортного средства, с управляющим процессором 5, с блоком памяти 7, с накопителем данных 8, с устройством 9 отображения информации, с клавиатурой 10, с печатающим устройством 11, с интерфейсами и модулями 14 обмена данными, с карт-ридерами 11, выполненными с возможностью чтения и записи информации на карточки, с внешними датчиками скорости 21 и датчиками ABS 22, с 3D-сенсором движения 13, с антеннами внешними и внутренними 24, 17 и с блоком 6 контроля целостности корпуса. Управляющий процессор 5 дополнительно запитан от батареи питания 3, при этом выполнен с возможностью управления работой тахографа, а также с возможностью получения управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства 1 тахографа от блока 6 контроля целостности корпуса, в случае отсутствия внешнего электропитания от бортовой сети 25 транспортного средства. Блок 6 контроля целостности корпуса выполнен с возможностью формирования и подачи в управляющий процессор управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства 1 тахографа, в случае определения нарушения целостности или вскрытия корпуса бортового устройства 1. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью считывания в блок памяти 7 управляющей программы, выполненной с возможностью управления работой тахографа, через интерфейсы и модули 14 обмена данными. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения информации о скорости движения и пройденном пути транспортного средства от внешних датчиков 21 скорости и/или внешней CAN-шины 23 транспортного средства через интерфейсы и модули 14 обмена данными. Кроме того, управляющий процессор 5 выполнен с возможностью фиксирования перемещения транспортного средства за счет получения и анализа данных о скорости транспортного средства и точном времени от модуля 15 ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а также с возможностью сравнения этих данных с данными, которые поступают в управляющий процессор 5 от внешних датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 транспортного средства и/или внешней CAN-шины 23 транспортного средства, а в случае отсутствия сигналов от датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 и/или CAN-шины 23 и модуля 15 GPS/ГЛОНАСС, управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения и анализа данных от 3D-сенсора движения 13. Управляющий процессор 5 также выполнен с возможностью анализа изменения положения транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM), поступающих от модуля 16 цифровой радиотелефонной связи. Управляющий процессор 5 также выполнен с возможностью записи в накопитель данных 8, считывания из накопителя данных 8, передачи через интерфейсы и модули 14 обмена данными на внешнюю ЭВМ 19, а также вывода на устройство 9 отображения информации, печатающее устройство 11, записи на карточки через карт-ридеры 12 информации о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных внешних устройств 26. В случае прекращения подачи напряжения от бортовой электросети 25 транспортного средства, элементы тахографа выполнены с возможностью получения электропитания от встроенного аккумулятора 2 и батареи питания 3. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения сигнала тревоги, подаваемого водителем, от кнопки 20 аварийной ситуации, с возможностью обработки сигнала тревоги и формирования и отправки сигнала тревоги на внешнее устройство 26 оповещения.

Блок 6 контроля целостности корпуса выполнен в виде контактного устройства, выполненного в виде микропереключателя или контактного лепестка, или в виде бесконтактного устройства оптического или емкостного типа.

Интерфейсы и модули 14 обмена данными выполнены беспроводными.

Модуль 16 цифровой радиотелефонной связи работает в форматах связи GSM, GPRS, 3G, LTE.

Модуль 16 цифровой радиотелефонной связи выполнен с возможностью подсоединения внешних устройств, выбранных из набора устройств, содержащего запоминающие устройства, аудиодинамики, микрофон, видео-устройства, датчики аналоговые и цифровые.

Рассмотрим более подробно вариант выполнения заявленного тахографа цифрового электронного, показанный на фигуре.

Тахограф обеспечивает непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. В состав тахографа входит бортовое устройство 1 и следующие внешние компоненты: карты тахографа (далее - карты), считываемые карт-ридерами 12; внешние датчики движения транспортного средства (датчик скорости 21 транспортного средства, датчики ABS 22 транспортного средства, CAN-шина и прочие); антенны 24 для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее -ГНСС); комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

Бортовое устройство 1 имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него: устройство обработки данных, выполненное в виде управляющего процессора 5; программное обеспечение для управляющего процессора 5, записанное на электронные носители информации, а именно в блок памяти 7, предназначенный для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде; модуль 16 цифровой радиотелефонной связи (GSM/GPRS/3G/LTE и пр.); 3D-сенсор движения 13 (датчик ускорения), датчики переворота, удара (не показаны); два устройства ввода карт (карт-ридеры 12); устройство 9 отображения информации (дисплей); печатающее устройство 11; кнопка 20 аварийной ситуации; средства визуального и звукового предупреждения, подключаемые как внешние устройства 26; входящие в состав интерфейсов 14 обмена данными: разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных, разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству, разъемы для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС, разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS, слоты для SIM-карт; средства ввода информации в тахограф (клавиатура 10); встроенный аккумулятор 2, обеспечивающий бесперебойную работу модулей GPS/ГЛОНАСС и GSM/GPRS тахографа при отключении внешнего питания; многофункциональный источник питания 4; встроенную батарею питания 3, обеспечивающую без подзарядки работу внутренних блоков тахографа (таймер, микропроцессор и пр.); слот расширения памяти, выполненный в виде в виде накопителя данных 4 (SD-карта); блок 6 контроля целостности корпуса; устройства голосовой и громкой связи (проводные или беспроводные), входящие в состав подключаемых внешних устройств 26.

К управляющему процессору 5 подключено внешнее программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ 18 тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

- аутентификацию;

- регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

- хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;

- преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде.

Типы карт тахографа, считываемых карт-ридерами 12:

1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;

3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;

4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - транспортные предприятия), с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ 18 с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ 18 (далее - активизация тахографа).

Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:

1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;

2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя (при остановке транспортного средства в пунктах контроля на дорогах), активируется картой контролера;

3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;

4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

Тахограф при работе с картами обеспечивает:

1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;

2) определение типа карты и контроль срока ее действия;

3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;

4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ 18 с использованием шифровальных (криптографических) средств;

5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;

6) механическую блокировку карты после ее ввода в слот тахографа;

7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.

Тахограф в рабочем режиме:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, во всем диапазоне допустимых скоростей транспортного средства определяет скорость движения транспортного средства с погрешностью не более 0,5 километра в час при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;

2) осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося транспортного средства не реже одного раза в секунду;

3) при отсутствии данных, получаемых от ГНСС, определяет значение скорости транспортного средства на основе импульсов, получаемых от датчика движения. В качестве датчика движения могут выступать импульсный, аналоговый или цифровой датчики скорости транспортного средства, датчики ABS, CAN-шина транспортного средства, датчики (сенсоры) ускорения (акселерометры) и угла поворота (гироскопы), а также другие микроэлектромеханические системы различных типов. Для более точного определения скорости движения транспортного средства, в случае отсутствия сигналов от ГНСС, используется адаптивный метод, построенный на следующем принципе: в процессе движения транспортного средства информацию от ГНСС всегда сравнивают с информацией, которая поступает от датчиков движения, описанных выше. На основе получаемой информации от разных датчиков движения и ГНСС определяют поправочные коэффициенты, введение которых обеспечивает заданную точность датчикам движения в определении скорости движения при временном отсутствии сигналов ГНСС;

4) при скорости движения транспортного средства более 1,8 километра в час или при получении от датчика движения не менее одного импульса в секунду в течение не менее пяти секунд осуществляет регистрацию факта движения транспортного средства;

5) при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения;

6) осуществляет регистрацию фактов автоматических уточнений коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения, в случае если указанный коэффициент соответствия изменен более чем на 10%;

7) при наличии данных, получаемых от ГНСС, определяет координаты местоположения транспортного средства с погрешностью не более трех метров (круговое вероятностное отклонение) при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;

8) осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию в некорректируемом виде значения координат местоположения движущегося транспортного средства;

9) при движении транспортного средства определяет расстояние, пройденное в течение суток транспортным средством, с погрешностью не более 0,1 км и осуществляет не реже одного раза в секунду его регистрацию;

10) при движении транспортного средства осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию данных, соответствующих полному расстоянию, пройденному транспортным средством (пробегу).

Тахограф может калиброваться на ровном участке местности посредством пробега по заранее отмеренному участку, а также посредством измерения пройденного расстояния при помощи ГНСС и расчета количества импульсов, поступивших от датчика скорости при тестовом пробеге.

Тахограф обеспечивает:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, прием информации о точном значении времени, календарной дате и координатах местонахождения транспортного средства;

2) вывод на дисплей в цифровом виде календарной даты и значения времени UTC с погрешностью не более одной секунды;

3) возможность изменения выводимого на дисплей значения времени для установки местного времени с учетом часовых поясов;

4) при наличии данных, получаемых от ГНСС, автоматическое уточнение показаний часов реального времени в случае отклонения их показаний больше чем±2 секунды в сутки;

5) работу часов реального времени при отсутствии электропитания от внешнего источника в течение не менее 12 месяцев;

6) регистрацию времени UTC, скорости и координат местонахождения транспортного средства, при наличии данных, получаемых от ГНСС, в некорректируемом виде не реже одного раза в секунду, за исключением периодов времени, в течение которых:

не подается питание на бортовое устройство 1;

транспортное средство не движется и не происходят какие-либо события, регистрируемые тахографом в соответствии с настоящими Требованиями.

Тахограф в рабочем режиме обеспечивает:

1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: «управление», «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;

3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

4) автоматическую регистрацию функции «управление» для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и «готовность» для второго водителя;

5) автоматическую регистрацию функции «работа» при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;

6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию «работа» в связи с остановкой транспортного средства;

7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности водителя.

Тахограф при вводе двух действительных карт водителя регистрирует статус управления «экипаж» и во всех других случаях регистрирует статус управления «один».

Тахограф при вводе данных обеспечивает:

1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;

2) после ввода карты водителя автоматическое предложение водителю осуществить ручной ввод информации, в том числе:

вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего ежедневного периода работы;

вывести на дисплей запрос о вводе данных, о виде деятельности («работа», «готовность» или «перерыв/отдых») с указанием даты и времени начала и завершения;

3) ожидание ввода информации в течение одной минуты с выводом индикации на дисплей о том, что включен режим ожидания ввода, и подачи звукового сигнала по истечении 30 секунд;

4) регистрацию факта, что водителем не выполнен ручной ввод данных, если в течение одной минуты он не начал ввод запрашиваемой тахографом информации;

5) ручной ввод данных о видах деятельности: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых» в соответствии со следующими алгоритмами:

если держатель карты водителя вводит утвердительный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится надпись с предложением ввести вручную данные о деятельности в хронологическом порядке за период времени, в течение которого карта не была вставлена в тахограф;

если время завершения деятельности, введенное вручную, соответствует времени ввода карты, то процесс ручного ввода данных завершается;

если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения работы;

если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыдущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию о том, что ежедневный период работы завершился в начале первого периода «отдыха» (или периода, за который «нет данных») в момент извлечения карты;

если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;

если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.

Тахограф обеспечивает:

1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации о следующих ситуациях:

«неприменимо» - при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картой контролера или картой предприятия;

«переезд на пароме/поезде»;

2) невозможность ввода информации о ситуации «переезд на пароме/поезде» если введена ситуация «неприменимо»;

3) автоматическое прекращение регистрации информации о ситуации «неприменимо» при вводе карты водителя.

Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей неаутентифицированными субъектами доступа при установке блокировки в режиме работы «предприятие» и обеспечивает:

1) установку блокировки в положение «вкл» («включено») или «выкл» («выключено») при вводе карты и идентификации транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство;

2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;

3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки транспортным предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении «включено».

Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:

1) предупреждающей информации:

о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;

о нарушениях порядка передачи данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;

о вводе недействительной карты;

об управлении без карты;

о неисправности карты, возникшей в процессе работы;

о нестыковке во времени;

о виде неисправности;

об окончании срока службы блока СКЗИ;

о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;

о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»:

2) данных из памяти тахографа: о деятельности водителей,

о превышении скорости,

о расстоянии, пройденном транспортным средством,

о событиях и неисправностях;

3) иной информации:

о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты; данные из блока СКЗИ: заводской номер блока СКЗИ, время, координаты местонахождения транспортного средства;

Тахограф при регистрации событий и неисправностей:

1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;

2) регистрирует информацию о событии «нестыковка во времени» в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествуют дате и времени последнего ее извлечения;

3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты.

4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя «управление»;

5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;

6) регистрирует данные о каждом случае превышения установленной для транспортного средства скорости движения;

7) регистрирует данные о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»;

8) регистрирует информацию о нарушениях потока данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной по данным, полученным от ГНСС;

9) регистрирует транспортирование транспортного средства в качестве груза;

10) регистрирует информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты:

данные о сбоях и неисправностях карт, возникших в процессе их работы;

сбой в работе (отказ) бортового устройства;

неисправность дисплея;

сбой системы загрузки данных;

сбой в работе датчика движения;

сбой в работе блока СКЗИ;

сбой в работе устройства обработки данных тахографа;

сбой в работе программного обеспечения устройства обработки данных тахографа;

сбой в работе связного модуля;

сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;

сбой в работе устройств ввода карт;

сбой в работе печатающего устройства;

11) регистрирует аварийные события:

отключение питания тахографа;

нажатие кнопки «авария»;

экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства;

12) обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях, включая данные о координатах движения транспортного средства в течение 24 часов, предшествовавших аварийному событию, по каждому событию.

Тахограф при проверке работоспособности обеспечивает:

1) обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров;

2) регистрацию результатов проверки и вывод данных о результатах проверки на дисплей.

Тахограф при вводе карты контролера или предприятия обеспечивает выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти 7 бортового устройства, защищенного архива блока СКЗИ 18 и карты водителя.

При выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти 7 бортового устройства, в состав этих данных блоком СКЗИ 18 автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ 18, подписанные квалифицированной электронной подписью.

Данные о формировании квалифицированной электронной подписи и значение хэш-функции регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ 18.

Доступ к памяти защищенного архива блока СКЗИ 18 осуществляется только после проведения взаимной аутентификации карты (контролера, мастерской, предприятия) и блока СКЗИ 18.

Данные о проведенной аутентификации карты регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ 18.

Квалифицированный сертификат карты (контролера, мастерской, предприятия) определяет полномочия по доступу к защищенному архиву блока СКЗИ 18.

В данные, выгружаемые на внешние носители из памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа, автоматически включается дата, время, счетчик событий и квалифицированная электронная подпись.

Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:

2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;

93440 случаях изменения деятельности водителей.

Блок СКЗИ 18 обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ 18 следующих идентификационных данных и фактов их изменения:

наименование организации-изготовителя тахографа;

адрес организации-изготовителя тахографа;

номер платы бортового устройства 1;

серийный номер тахографа;

номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;

дата установки версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;

дата (месяц, год) изготовления тахографа;

дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;

наименование организации-изготовителя блока СКЗИ;

заводской номер блока СКЗИ;

дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ;

дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ;

дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ из эксплуатации;

Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о вводе и извлечении карты водителя и карты мастерской:

фамилия и имя держателя карты;

номер карты, наименование организации, выдавшей карту, дата окончания срока действия карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ и сохраняется в его защищенном архиве);

дата и время ввода карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ и сохраняется в его защищенном архиве);

показание счетчика пробега транспортного средства в момент ввода карты;

дата и время извлечения карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ и сохраняется в его защищенном архиве);

показания счетчика пробега транспортного средства в момент извлечения карты;

регистрационный номер предыдущего транспортного средства (VRN), для управления которым водитель использовал карту;

информация о вводе держателем карты данных о своей деятельности вручную.

Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о деятельности водителя:

изменения деятельности водителя и второго водителя;

ввод или извлечение карты водителя;

статус управления: «экипаж», «один»;

состояние считывающего устройства: «водитель», «второй водитель»;

положение карты в соответствующем считывающем устройстве: «вставлена», «не вставлена»;

вид деятельности: «управление», «готовность», «работа», «перерыв/отдых»;

дата и время изменения деятельности водителя (второго водителя).

Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о маршруте и координатах местоположения транспортного средства:

дата, время и координаты маршрута транспортного средства (информация регистрируется блоком СКЗИ и сохраняется в его защищенном архиве);

дата, время и координаты местоположения транспортного средства, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;

дата, время, расстояние, пройденное транспортным средством, названия региона и населенного пункта, название места, в котором начинался и заканчивался ежедневный период работы (при вводе их водителем), номер карты водителя (второго водителя), осуществившего ввод в ручном режиме указанных данных.

Тахограф ежесуточно (в 00 часов 00 минут) регистрирует данные о расстоянии, пройденном транспортным средством за прошедшие сутки, и хранит их в течение не менее 365 суток.

Тахограф обеспечивает хранение информации о скорости транспортного средства, регистрируемой один раз в секунду за последние 24 часа, в течение которых транспортное средство находилось в процессе движения.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных об обнаруженных сбоях и неисправностях.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних пяти корректировках установочных данных:

цель корректировки установочных данных (первая установка, активизация, установка после ремонта (обслуживания), периодическая инспекция);

наименование и адрес сервисного центра (далее - мастерской), выполнившего корректировку установочных данных;

номер карты мастерской и срок ее действия;

идентификационные данные транспортного средства (прежние и новые);

осуществление регулировки устройства ограничения скорости;

осуществление регулировки счетчика пробега (прежние и новые показания);

осуществление корректировки даты и времени (прежние и новые значения).

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о корректировке даты и времени (данные об автоматической корректировке времени в памяти тахографа не регистрируются):

последняя корректировка даты и времени, включая их прежние и новые значения;

пять корректировок даты и времени после последнего технического обслуживания, не относящегося к плановому техническому обслуживанию, включая их прежние и новые значения.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных

о последних 20 проведенных контрольных операциях:

дата и время контроля;

номер карты контролера;

осуществленный вывод данных (на дисплей, на печать, загрузка с бортового устройства, загрузка с карты водителя).

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних 20 блокировках, установленных транспортным предприятием;

дата и время блокировки;

дата и время разблокировки;

номер карты предприятия;

название и адрес транспортного предприятия.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последней загрузке информации на внешний носитель в режиме «предприятие» или «корректировка установочных данных»:

дата и время загрузки;

номер карты предприятия или мастерской;

название транспортного предприятия или мастерской.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде»:

дата и время ввода информации о ситуации;

тип ситуации и время ее действия.

Тахограф обеспечивает загрузку следующей хранящейся на карте водителя информации:

1) идентификационные данные карты, идентификационные данные водителя, данные о ранее использованном им транспортном средстве;

2) дата и время последнего извлечения карты и вида деятельности, выбранного водителем в момент извлечения;

3) данные о проверке правильности завершения последнего сеанса использования карты;

4) данные о времени непрерывного управления транспортным средством, совокупного времени перерывов и совокупного времени управления за предыдущую и текущую неделю;

5) данные о выводе на печать информации, записанной на карте водителя;

6) данные о загрузке информации с карты водителя на внешний носитель.

Тахограф выводит на дисплей и регистрирует информацию о том, что карта неисправна или недействительна, если после трех попыток выполнить команду «загрузить данные» информация не загрузилась.

Тахограф обеспечивает:

1) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) данных о сеансе использования карты, включающих дату и время начала ввода карты, показания счетчика пробега транспортного средства;

2) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) зарегистрированных данных, относящихся к периоду времени, в течение которого соответствующая карта была вставлена в тахограф;

3) удаление из памяти карты при заполнении объема ее памяти записей самых ранних данных для записи на это место последних зарегистрированных данных.

При выводе данных на дисплей тахограф обеспечивает:

1) поддержку дисплеем набора латинских знаков и кириллицы;

2) вывод на дисплей сообщения, включающего не менее 20 знаков, минимальный размер знаков 5 мм по высоте и 3,5 мм по ширине;

3) отображение после цифр символов «км» в месте показания пройденного транспортным средством пути и «км/ч» в месте показаний скорости;

4) вывод на дисплей пиктограмм;

5) отображение на дисплее следующих данных по умолчанию:

дата и местное время;

данные о пробеге транспортного средства;

скорость транспортного средства;

режим работы;

вид деятельности водителя:

в режиме «управление» - время непрерывного управления и продолжительность времени совокупных перерывов;

в ином режиме - продолжительность вида деятельности водителя с момента выбора этой функции и совокупная продолжительность времени перерывов на данный момент;

при статусе «экипаж» - вид деятельности второго водителя и продолжительность его деятельности (с момента выбора этой функции);

сообщения об изменениях режимов работы;

фамилия держателя карты в момент ее ввода;

информация о ситуации «неприменимо»;

6) отображение на дисплее следующей предупреждающей индикации: «ввод недействительной карты»;

«превышение скорости»;

«прекращение электропитания»;

другие события, предупреждение о наступлении которых предусмотрено настоящими Требованиями;

7) отображение на дисплее следующей индикации выполнения команд, подаваемых с использованием меню:

«данные о транспортном средстве»;

«данные первого водителя»;

«данные второго водителя»;

«данные о скорости»;

«данные о событиях и неисправностях»;

«загрузка данных»;

8) отображение на дисплее следующих иных данных, выводимых по соответствующей команде:

дата, время UTC и местное время, заданное водителем в ручном режиме;

время непрерывного вождения и суммарное время перерывов водителя;

время непрерывного вождения и суммарное время перерывов второго водителя;

суммарное время непрерывного вождения водителя за предыдущую и текущую неделю;

суммарное время непрерывного вождения второго водителя за предыдущую и текущую неделю;

суммарное время вождения водителя за текущий дневной период;

суммарное время вождения второго водителя за текущий дневной период.

Тахограф при распечатке данных обеспечивает:

1) до выдачи распечатки - запись данных в память карты водителя;

2) выдачу «ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных на карте» при вставленной карте водителя;

3) выдачу «распечатки данных о событиях и неисправностях» при вставленной карте мастерской или карте водителя;

4) осуществление по соответствующей команде выбора необходимой распечатки при одновременно вставленных картах водителя и мастерской;

5) возобновление печатания после загрузки бумаги с начала распечатки;

6) вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт, в виде следующих шести распечаток:

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя»;

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в тахографе»,

«распечатка данных о событиях и ошибках, хранящихся на карте водителя»;

«распечатка данных о событиях и неисправностях, записанных в тахографе»;

«распечатка технических данных транспортного средства»;

«распечатка данных о превышении скорости».

Вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ следующих данных:

1) текущее время, дата;

2) координаты местонахождения транспортного средства;

3) заводской номер блока СКЗИ.

41. Печатающее устройство тахографа:

1) обеспечивает печать в строке 24 знаков, минимальный размер которых составляет 2,1 мм по высоте и 1,5 мм по ширине;

2) поддерживает наборы латинских знаков и кириллицы.

42. Тахограф обеспечивает:

1) вывод на дисплей визуальных предупреждений в течение не менее

30 секунд, сопровождаемых звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности;

2) прекращение звукового сигнала при нажатии на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению;

3) предупреждение водителя за 15 минут до момента и в момент превышения максимального разрешенного времени непрерывного управления транспортным средством;

4) выводит на дисплей причину предупреждения и сохраняет ее видимой до тех пор, пока пользователь не нажмет на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению.

Тахограф в режиме «корректировки установочных данных» обеспечивает возможность:

1) корректировки даты и времени;

2) корректировки показания счетчика расстояния, пройденного транспортным средством;

3) регулировки установленного ограничения скорости.

Тахограф обеспечивает выгрузку данных на внешний носитель, а также использует протоколы, применение которых необходимо для правильной передачи данных и для обеспечения универсальной совместимости формата, в котором они загружаются.

На внешние носители по соответствующим запросам и предъявленным полномочиям загружаются данные:

1) из бортового устройства;

2) из защищенного архива блока СКЗИ;

3) с карты тахографа.

Тахограф обеспечивает передачу шести типов данных:

1) обзор;

2) деятельность на указанную дату;

3) события и неисправности;

4) подробные данные о скоростном режиме;

5) технические данные;

6) выгрузка данных с карты.

Для обеспечения контроля подлинности и целостности данных, сохраняемых на внешнем носителе, при загрузке они подписываются квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящими Требованиями.

В состав загружаемой информации включаются идентификационные данные источника (тахограф, блок СКЗИ, карта) и соответствующий квалифицированный сертификат.

Проверка подлинности и целостности загруженных данных осуществляется с помощью открытого ключа проверки квалифицированной электронной подписи, содержащегося в квалифицированном сертификате.

Данные загружаются на внешнее устройство за один сеанс в виде одного файла.

При выгрузке данных из бортового устройства 1 тахограф обеспечивает:

1) идентификацию соответствующей карты, вставленной в считывающее устройство и подтверждение соответствующих прав доступа к функции загрузки и загружаемым данным;

2) возможность формирования защищенного канала связи между внешним носителем и бортовым устройством;

3) возможность выбора данных для загрузки;

4) запись на внешний носитель запрашиваемых данных;

5) завершение сеанса загрузки.

Тахограф обеспечивает построение протокола взаимодействия с внешними носителями.

Тахограф при загрузке данных с карты обеспечивает всю процедуру от перезапуска карты считывающим устройством до ее извлечения или новой перезагрузки карты.

Тахограф обеспечивает выполнение процедур инициализации:

1) для неподписанных файлов данных;

2) для подписанных файлов данных;

3) для обнуления счетчика настройки установочных данных.

Тахограф обеспечивает загрузку данных с соблюдением следующих требований:

1) последовательность байтов, а также последовательность битов внутри каждого байта переносимых с карты данных при их сохранении остается неизменной;

2) все файлы, загружаемые с карты за один сеанс загрузки, сохраняются на внешнем носителе в виде одного файла.

Тахограф обеспечивает выгрузку данных из внутренней памяти о сохраненных параметрах движения, режимах труда и отдыха водителей по проводным каналам (RS-232, RS-485, CAN-шине и пр.) и беспроводным каналам (GSM, Wi-Fi, Bluetooth и пр.) как с бортового устройства, так и с карты водителя, когда она вставлена в слот тахографа. Выгрузка данных осуществляется в автоматическом режиме по заданному интервалу, по внешнему запросу или по команде с клавиатуры.

Тахограф имеет специальный отсек в корпусе, в который устанавливается СКЗИ 18, что позволяет производить замену СКЗИ 18 без вскрытия основного корпуса бортового устройства 1.

Схема соединений тахографа. Управляющий процессор 5 по управляющей шине соединен с блоком СКЗИ 18 тахографа и с блоком 6 контроля целостности корпуса, с блоком памяти 7, в котором хранится оперативная информация, с накопителем данных 8, устройством отображения информации 9, клавиатурой 10, печатающим устройством 11, с карт-ридерами 12, с 3D-сенсором движения 13, с интерфейсами и модулями обмена данными 14. Питание на управляющий процессор 5, блок памяти 7, накопитель данных 8, устройство отображения информации 9, клавиатуру 10, печатающее устройство 11, интерфейсы и модули обмена данными 14, два карт-ридера 12 с контроллерами для чтения и записи информации на карточки, датчики скорости 21 ТС, 3D-сенсор движения 13, антенны внешние и внутренние 24, 17, блока 6 контроля целостности корпуса идет от многофункционального источника питания 4, который в свою очередь запитан от бортовой сети 25 ТС. Управляющий процессор 5 дополнительно запитан от батареи питания 3, что позволяет контролировать работу, а также несанкционированное вскрытие корпуса контрольного устройства при помощи блока 6 контроля целостности корпуса в случае отсутствия внешнего напряжения питания. Блок 6 контроля целостности корпуса представляет собой контактное (микропереключатель, контактный лепесток) или бесконтактное (оптического или емкостного характера) устройство, которое подает управляющий сигнал на защищенный процессор 5 в случае нарушения целостности или вскрытия корпуса. Программирование контрольного устройства осуществляется как по проводным, так и по беспроводным интерфейсам и модулям обмена данными. При этом не требуется подключать специальных программно-управляемых устройств к контрольному устройству. Достаточно управляющую программу в зашифрованном виде передать на контрольное устройство по беспроводному интерфейсу или через внешнее запоминающее устройство, которое подключается к интерфейсам обмена данными. Управляющий процессор 5 считывает по интерфейсам и модулям обмена данными управляющую программу в блок памяти 7. Информацию о скорости движения и пройденном пути транспортного средства в контрольное устройство поступает от датчиков скорости 21 и/или CAN-шины 23 транспортного средства через модули и интерфейсы обмена данными 14. Кроме того, информация о скорости и точном времени поступает от ГНСС GPS/ГЛОНАСС, где она расшифровывается и сравнивается с информацией, которая поступила от датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 и/или CAN-шины 23. В случае отсутствия сигналов от датчиков скорости 21, CAN-шины 23 и модуля GPS/ГЛОНАСС 15, управляющий процессор 5 получает информацию от 3D-сенсора 13 движения, что позволяет фиксировать перемещение ТС даже при отсутствии вышеперечисленных сигналов. Кроме того, управляющий процессор 5 анализирует изменения положение транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM). Информация о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных различных внешних устройств (датчики, фото-видео-устройства и т.п.) может записываться управляющим процессором в накопитель данных 8, считываться и передаваться через интерфейсы и модулям обмена данными 14 на внешние устройства (серверы, ЭВМ 19 и т.п.), выводиться на устройство отображения информации 9, печатающее устройство 11, через карт-ридеры 12 записываться на карточки. В случае прекращения подачи напряжения от бортовой сети 25, тахограф переходит на работу от встроенного аккумулятора 2. Подача сигнала тревоги осуществляется водителем нажатием на кнопку 20 аварийной ситуации.

Хотя описанный выше вариант выполнения заявленного изобретения был изложен с целью иллюстрации заявленного изобретения, специалистам ясно, что возможны разные модификации, добавления и замены, не выходящие из объема и смысла заявленного изобретения, раскрытого в прилагаемой формуле изобретения.

1. Тахограф цифровой электронный, содержащий бортовое устройство, которое включает в себя аккумулятор, батарею питания, многофункциональный источник питания и управляющий процессор, который по управляющей шине соединен с блоком контроля целостности корпуса, с блоком памяти, выполненным с возможностью хранения оперативной информации, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, по меньшей мере с двумя карт-ридерами, с 3D-сенсором движения, с интерфейсами и модулями обмена данными, с модулями ГНСС GPS/ГЛОНАСС и цифровой радиоэлектронной связи, которые связаны с внутренними антеннами, а также с внешним по отношению к бортовому устройству блоком СКЗИ тахографа; причем интерфейсы и модули обмена данными соединены с внешней ЭВМ, с внешней кнопкой аварийной ситуации, с внешними датчиками движения транспортного средства, включающими в себя датчик скорости транспортного средства и датчики ABS транспортного средства и внешнюю CAN-шину транспортного средства, и с внешними антеннами, которые соединены с модулем ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а многофункциональный источник питания соединен с бортовой сетью электропитания транспортного средства, с управляющим процессором, с блоком памяти, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, с интерфейсами и модулями обмена данными, с карт-ридерами, выполненными с возможностью чтения и записи информации на карточки, с внешними датчиками движения транспортного средства, с 3D-сенсором движения, с антеннами внешними и внутренними и с блоком контроля целостности корпуса; причем управляющий процессор дополнительно запитан от батареи питания, при этом выполнен с возможностью управления работой тахографа, а также с возможностью получения управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа от блока контроля целостности корпуса в случае отсутствия внешнего электропитания от бортовой сети транспортного средства; при этом блок контроля целостности корпуса выполнен с возможностью формирования и подачи в управляющий процессор управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа в случае определения нарушения целостности или вскрытия корпуса бортового устройства; управляющий процессор выполнен с возможностью считывания в блок памяти управляющей программы, выполненной с возможностью управления работой тахографа, через интерфейсы и модули обмена данными; управляющий процессор выполнен с возможностью получения информации о скорости движения и пройденном пути транспортного средства от внешних датчиков движения транспортного средства через интерфейсы и модули обмена данными; кроме того, управляющий процессор выполнен с возможностью фиксирования перемещения транспортного средства за счет получения и анализа данных о скорости транспортного средства и точном времени от модуля ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а также с возможностью сравнения этих данных с данными, которые поступают в управляющий процессор от внешних датчиков движения транспортного средства, а в случае отсутствия сигналов от внешних датчиков движения транспортного средства и модуля GPS/ГЛОНАСС управляющий процессор выполнен с возможностью получения и анализа данных от 3D-сенсора движения; управляющий процессор выполнен с возможностью анализа изменения местоположения транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM), поступающим от модуля цифровой радиотелефонной связи; управляющий процессор выполнен с возможностью записи в накопитель данных, считывания из накопителя данных, передачи через интерфейсы и модули обмена данными на внешнюю ЭВМ, а также вывода на устройство отображения информации, печатающее устройство, записи на карточки через карт-ридеры информации о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных внешних устройств; в случае прекращения подачи напряжения от бортовой электросети транспортного средства элементы тахографа выполнены с возможностью получения электропитания от встроенного аккумулятора и батареи питания; управляющий процессор выполнен с возможностью получения сигнала тревоги, подаваемого водителем, от кнопки аварийной ситуации, с возможностью обработки сигнала тревоги и формирования и отправки сигнала тревоги на внешнее устройство оповещения.

2. Тахограф по п. 1, отличающийся тем, что блок контроля целостности корпуса выполнен в виде контактного устройства, выполненного в виде микропереключателя или контактного лепестка, или в виде бесконтактного устройства оптического или емкостного типа.

3. Тахограф по п. 1, отличающийся тем, что интерфейсы и модули обмена данными выполнены проводными или беспроводными.

4. Тахограф по п. 1, отличающийся тем, что внешние устройства выбраны из набора внешних устройств, содержащего датчики и фото-видео-устройства.

5. Тахограф по п. 1, отличающийся тем, что модуль цифровой радиотелефонной связи работает в форматах связи, выбранных из набора форматов, содержащего GSM, GPRS, 3G, LTE форматы.

6. Тахограф по п. 1, отличающийся тем, что модуль цифровой радиотелефонной связи выполнен с возможностью подсоединения внешних устройств, выбранных из набора устройств, содержащего запоминающие устройства, аудиодинамики, микрофон, видеоустройства, датчики аналоговые и цифровые.

7. Тахограф по п. 1, отличающийся тем, что внешний датчик движения транспортного средства выполнен в виде датчика, выбранного из набора датчиков, содержащего импульсный датчик скорости транспортного средства, аналоговый датчик скорости транспортного средства, цифровой датчик скорости транспортного средства, датчики ABS транспортного средства, CAN-шина транспортного средства, датчики (сенсоры) ускорения (акселерометры) и угла поворота (гироскопы).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ повышения эффективности работы машинно-тракторного агрегата (МТА) включает определение и отображение на дисплее, установленном в кабине МТА, информации о фактической частоте оборотов дизельного двигателя и изменение оператором режимов работы агрегата.

Изобретение относится к информационной технике на транспорте. Технический результат заключается в повышении надежности работы транспортных средств за счет продления их ресурса.

Изобретение относится к области военных гусеничных машин, в частности к устройству и работе контрольно-измерительных устройств. Устройство для контроля эксплуатационных параметров работы систем военной гусеничной машины при эксплуатации содержит термометр, электрический тахометр, тахогенератор, измерители давления, указатель уровня топлива, спидометр и электромонтажный комплект.

Изобретение относится к контролю и техническому обслуживанию транспортных средств. Технический результат заключается в обеспечении контроля соблюдения периодичности выполнения технического обслуживания, продлевая тем самым ресурс и сокращая издержки на эксплуатацию транспортных средств или машин.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при формировании и стабилизации качества руд на стадии горных работ. Техническим результатом является повышение показателей качества и извлечения технологических сортов руд и горной массы для рудосортировки.

Изобретение относится к сенсорному устройству с сенсором и устройством для сигнальной обработки. Технический результат - надежное распознавание манипулирования с магнитом.

Изобретение относится к способу активирования функций тахографа. Техническим результатом является возможность обеспечения активирования функций тахографа в соответствии с индивидуальными требованиями клиента.

Изобретение относится к тахографу, в частности цифровому, бортовому блоку для сбора за пользование дорогой, индикаторному прибору и системе с ними, в частности, для автомобилей.

Изобретение относится к измерениям, в частности к автоматизированным системам контроля и регистрации расхода топлива тяговыми транспортными средствами и путевыми машинами железнодорожного транспорта, а также другими транспортными средствами с дизельным двигателем.

Группа изобретений относится к системам поддержки водителя автомобиля при выборе способа движения. Способ эксплуатации системы поддержки водителя автомобиля для поддержки водителя автомобиля при выборе сокращающего расход способа движения включает задание способа движения автомобиля; определение параметра расхода автомобиля для заданного способа движения; отображение параметра расхода для водителя автомобиля.
Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе диагностики физического состояния водителя заключается в том, что в забираемой у водителя воздушной пробе определяют концентрацию алкоголя, принимают у водителя речевое сообщение и определяют координаты местонахождения транспортного средства.
Изобретение относится к контролю состояния водителей транспортных средств. Способ блокировки и разрешения движения транспортного средства на основе газового анализа выдыхаемого воздуха заключается в том, что забирают у водителя выдыхаемую воздушную пробу, определяют при помощи измерительных датчиков концентрации газовых компонентов в этой пробе, определяют координаты местонахождения транспортного средства, передают посредством беспроводной связи измеренные значения концентраций и координаты местонахождения транспортного средства в блок анализа и принятия решений, где сравнивают полученные значения концентраций с предельно допустимыми значениями.

Способ относится к области транспортного машиностроения. Способ заключается в определении момента засыпания водителя на основе фиксации углов поворота рулевого колеса.

Изобретение относится к технике контроля состояния водителей транспортных средств и касается предотвращения засыпания за рулем. .

Изобретение относится к технике снижения аварийности на дорогах. .

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим снижение аварийности на дорогах, в частности к устройствам для предупреждения засыпания водителя транспортного средства, находящегося за рулем.

Изобретение относится к средствам для передачи данных - тахографам. Технический результат заключается в упрощении управления устройством вывода данных тахографа. Тахограф (1) включает блок (20) управления и устройство (23, 24) вывода, соединенное с блоком управления, а также интерфейс (21) для соединения с шиной (3) данных. Согласно изобретению тахограф дополнительно имеет дополнительный интерфейс (25), с помощью которого устанавливается сетевое соединение между внешним устройством (4) ввода данных и устройством вывода данных, так что данные, содержащиеся во внешнем устройстве ввода данных, выводятся с помощью устройства вывода. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системе помощи при движении задним ходом с прицепом. Система помощи при движении задним ходом с прицепом в транспортном средстве включает в себя контроллер, считываемую метку, прикрепленную к прицепу и хранящую значения параметров прицепа, и устройство считывания. Устройство считывания расположено на транспортном средстве и выполнено с возможностью извлечения данных и их передачи на контроллер для настройки системы помощи, используя полученные данные. Достигается повышение возможности помощи водителю при управлении транспортным средством с прицепом. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к контролю системы энергосбережения транспортного средства. Система планирования поездок включает в себя компьютеры, расположенные удаленно от электромобиля и выполненные с возможностью получать данные об общей денежной сумме, которую пользователь планирует потратить на зарядку электромобиля для совершения поездки, и получать данные о состоянии заряда одного или нескольких аккумуляторных блоков, имеющихся в электромобиле. Также отображается расчетное расстояние, которое пользователь может проехать, на основании состояния заряда и расчетного заряда, полученного в результате зарядки электромобиля в соответствии с указанной общей денежной суммой. Решение направлено на оптимизацию планирования поездок. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами различных категорий. Технический результат заключается в обеспечении возможности полной автоматизации контроля и оценки выполнения контрольных упражнений практического экзамена на получение права управления транспортными средствами. Технический результат достигается за счет системы, которая включает в себя блок определения координат экзаменационного транспортного средства, выполненный в виде двух комплектов антенн сверхточного позиционирования, один из которых предназначен для фиксации сверхточных координат, а второй - для определения вектора движения, средство контроля и оценки выполнения контрольных упражнений, которое выполнено в виде удаленного контрольно-диспетчерского пункта, содержащего соединенные друг с другом блок построения сверхточной математической модели движения, блок автоматического контроля и оценки выполнения контрольных упражнений, антенну позиционирования, блок дистанционного глушения двигателя экзаменационного транспортного средства. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх